Особенности осуществления контроля уии за условно осужденными. Условное осуждение: правила отбывания наказания и контроль за поведением условно осужденных

Уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства условно осужденных. Легальное определение уголовно-исполнительных инспекций содержится в п. 1 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 729.

Уголовно-исполнительные инспекции - учреждения, исполняющие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста. В своей деятельности инспекции обязаны руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Минюста и ФСИН России.

Контроль за поведением условно осужденных является одной из основных задач уголовно-исполнительных инспекций. Он осуществляется по месту жительства осужденных.

Для выполнения указанной задачи законодатель возлагает на инспекции следующие обязанности : ведение учета осужденных. В Российской Федерации существует автоматизированная база данных осужденных, в которую вносятся сведения об осужденных, порядке и условиях отбывания ими наказаний, а также результаты контроля за их поведением;

  • - разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;
  • ? контроль за поведением осужденных но месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;

проведение первоначальных мероприятий по розыску условно осужденных;

Внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока.

В рамках выполнения данной задачи инспекции имеют право :

Вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;

выносить в установленном порядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин.

Согласно данным статистки, по состоянию на 1 июня 2015 г. в состав уголовно-исполнительной системы входило 81 федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция» и 2407 их филиалов, в которых состоят на учете 437 918 чел., осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества 1 . Статистические данные, показывающие соотношение количества уголовно-исполнительных инспекций и условно осужденных, приведены в табл. 23.1.

Таблица 23.1

Количество уголовно-исполнительных инспекций и количество условно

осужденных в 2002-2014 гг. 2

  • 1 См.: Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний. URL: Ьир://фсин.рф/structure/ inspector/iao/statistika/Kratkava%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 07.07.2015).
  • 2 См.: Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях системы [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний. URL: http:/^CHH.p(j)/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ (дата обращения: 07.07.2015).

Окончание табл. 23.1

Размышляем самостоятельно

На основе анализа табл. 23.1, а также иных официально опубликованных статистических данных сделайте свои выводы о нагрузках уголовно-исполнительных инспекций, касающихся их деятельности по контролю за условно осужденными.

Командование воинских частей. Особенности контроля за поведением условно осужденных военнослужащих прописаны в Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных приказом Минобороны России от 29.07.1997 № 302.

В соответствии со ст. 187 УИК РФ контроль за поведением условно осужденных военнослужащих в течение испытательного срока осуществляется командованием воинских частей (учреждений), в которых военнослужащий проходит службу.

Основанием для осуществления контроля за поведением условно осужденных является приговор суда, вступивший в законную силу.

Контроль осуществляется в течение всего определенного судом испытательного срока. Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ ст. 73 УК РФ была дополнена ч. 3.1, согласно которой испытательный срок при назначении наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части условно устанавливается в пределах оставшегося срока военной службы на день провозглашения приговора.

11а этот счет в литературе справедливо отмечается, что установление испытательного срока в пределах оставшегося срока военной службы и одновременное снятие судимости для военнослужащих, условно осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части, только по основанию истечения срока службы вступают в противоречие с условиями отмены условного осуждения или снятия судимости, когда осужденный доказал свое исправление. Иными словами, представляется нелогичной позиция законодателя при возникновении ситуации, когда осужденному военнослужащему, не доказавшему своим поведением свое исправление, будет отменено условное осуждение в связи с его увольнением с военной службы . В частности, предлагается возложить функцию контроля за бывшим условно осужденным на уголовно-исполнительную инспекцию по его месту жительства.

Обо всех перемещениях осужденного военнослужащего письменно ставится в известность военный суд, вынесший приговор. Командование воинской части осуществляет персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролирует соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью командование воинской части в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные ст. 33-38 УИК РФ.

В целом к средствам исправления условно осужденного военнослужащего следует отнести:

контроль за условно осужденным военнослужащим, в том числе за соблюдением возложенных на него судом обязанностей;

периодические отчеты условно осужденного военнослужащего и отчеты должностных лиц воинской части об исполнении приговора военного суда в присутствии личного состава воинской части и представителей органов военной прокуратуры;

  • - воспитательную работу;
  • - общественное воздействие;

профессиональную подготовку и развитие полезной инициативы .

По истечении не менее половины испытательного срока, в случае добросовестного исполнения осужденным военнослужащим своих служебных обязанностей, командование воинской части может направить в суд, вынесший приговор, ходатайство о сокращении испытательного срока или отмене условного осуждения.

В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей командир воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

В случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене или сохранении условного осуждения решается судом.

Работники соответствующих служб органов внутренних дел. По общему правилу контроль за поведением условно осужденных осуществляют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства условно осужденных и командование воинских частей (в отношении условно осужденных военнослужащих). Однако в соответствии с ч. 2 ст. 187 УИК РФ к осуществлению контроля за поведением условно осужденных также привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

В Федеральном законе от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» в качестве одной из обязанностей полиции предусмотрено ее участие в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

Ранее в п. 18 ст. 10 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» существовало аналогичное положение: милиция обязана участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

В целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений лицами, которым назначено наказание в виде лишения свободы при условном осуждении, участковый уполномоченный полиции:

  • - взаимодействует с сотрудниками территориальных органов и уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России;
  • - информирует уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России о поведении таких осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций и проживающих на административном участке.

Профилактический учет граждан, проживающих на административном участке, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы устанавливаются решением начальника территориального органа МВД России при поступлении сообщения из территориального органа или уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России и копии приговора суда.

Срок нахождения на профилактическом учете условно осужденных устанавливается до истечения срока наказания, указанного в приговоре суда (снятия с учета в территориальном подразделении уголовно-исполнительной системы).

  • См.: Мапаппиков Д. Ю. О новом порядке определения испытательного срока дляусловно осужденных военнослужащих к содержанию в дисциплинарной воинской части //Право в Вооруженных Силах. 2012. № 8.
  • См.: Мананников Д. /О. Средства исправительного воздействия при исполнении условного осуждения в отношении военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2011. № 11.

Статья 188 УИК РФ предусматривает, что «уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей». Помимо этого, Положение говорит и о контроле за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных не только судом, но и инспекцией. Изложенное позволяет сделать вывод, что вопрос о предмете контроля в упомянутых нормативно-правовых актах однозначно не решается.

Контроль за условно осужденными предполагает систематическую проверку их поведения для оказания воспитательного воздействия на них и применения мер взыскания. В соответствии с п. 120 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества уголовно-исполнительная инспекция должна ежеквартально проверять условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Необходимо иметь в виду, что среди всех административных правонарушений, совершенных осужденным, уголовно-исполнительная инспекция должна в первую очередь следить за теми из них, которые посягают на общественный порядок, ибо только совершение этих административных правонарушений является основанием для вынесения предупреждения осужденному и возможного продления испытательного срока в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ. Совершение условно осужденным иных административных правонарушений может рассматриваться только как характеризующий материал.

Как показало исследование, предоставленную законом возможность посетить осужденного по месту жительства уголовно-исполнительные инспекции используют не всегда.

Как показало исследование, почти половина состоящих на учете осужденных посещались по месту жительства ежеквартально. Ежемесячно проверялись на дому только 16 % подучетных, 30 % – один раз в полугодие, а в отношении 5 % осужденных проверок проведено не было.

Проверки осужденных нередко носят чисто формальный характер, поскольку из соответствующих справок (рапортов) невозможно получить информацию, характеризующую его личность, условия и образ жизни. Сложившаяся ситуация обусловлена не только отсутствием заинтересованности участковых инспекторов милиции, но и объективными и субъективными факторами деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Что касается посещений условно осужденных по месту работы, то они, по нашим данным, осуществляются в среднем один раз в квартал и только в сельской местности. При этом сотрудники инспекций беседуют с начальниками отделов кадров, запрашивают характеристики на условно осужденных. В городских инспекциях, как правило, этого не делается, представить характеристику с места работы считается «долгом» самого осужденного. В городских инспекциях по этому поводу бытует мнение, что проверять осужденного по месту работы нецелесообразно, так как: а) это может отрицательно сказаться на его профессиональной деятельности; б) закон и Инструкция не требуют посещать условно осужденных по месту работы даже в том случае, когда на них возложены обязанности «не менять места работы без уведомления УИИ», «поступить на работу», «трудоустроиться», «работать»; в) с точки зрения экономии времени инспектора контроль за исполнением этих обязанностей возможен и целесообразен без проведения этого мероприятия: инспекции обязывают осужденного принести справку о том, что он работает, и характеристику с места работы.

С некоторыми из приведенных положений вполне можно согласиться. Но в целом существующую практику инспекций вряд ли можно считать оправданной.

1. Такой подход по существу превращает контроль в регистрацию поступившей документации без знания реального положения дел. В результате в практике есть немало случаев, когда осужденные предоставляли фальсифицированные положительные характеристики и справки с места работы.

2. Учитывая, что эти характеристики носят формальный характер и на 95 % являются «положительными» (а отрицательную осужденный не понесет), инспекции лишаются возможности получить действительные сведения о поведении осужденного и скорректировать проведение с ним профилактической работы.

3. При существующей практике «бремя» контроля на 90 % перекладывается на осужденного, что тем самым превращает контроль в самоконтроль.

4. Не взаимодействуя с трудовым коллективом или, в крайнем случае, с работодателем, инспекция не использует возможности иных субъектов профилактики.

5. Экономия времени инспектора может быть достигнута, если посещение по месту работы сделать обязанностью представителей общественности: например, опять возродить институт общественных инспекторов уголовно-исполнительных инспекций.

6. В Инструкции есть нормы, возлагающие на инспекцию дополнительные обязанности. Так, например, п. 120 Инструкции обязывает инспекцию ежеквартально направлять в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции. На наш взгляд, эта обязанность является излишней, поскольку влечет дополнительные затраты рабочего времени инспектора, поскольку обо всех условно осужденных, поставленных на учет уголовно-исполнительной инспекции, соответствующие подразделения органов внутренних дел узнают из поступающих к ним сообщений.

В то же время анализ практики позволяет сделать вывод и о том, что инспекции проводят стандартный набор контрольных мероприятий: проверку по спецучетам, посещение по месту жительства, проведение беседы, как правило, с одинаковой периодичностью (ежеквартально, ежемесячно) в отношении всех осужденных, находящихся на учете. Это во многом обусловлено и требованиями ведомственной Инструкции, в которой, как нам представляется, индивидуальный подход к каждому осужденному четко не определен. В этой связи целесообразно из всей массы изученных нами осужденных, состоящих на учете УИИ, выделить отдельные группы лиц, склонных к совершению различных нарушений режима испытания, что в дальнейшем должно учитываться при осуществлении контроля.

при осуществлении контроля полезным считаем разработку методики прогнозирования поведения осужденного в течение испытательного срока, в которой мы принимали самое непосредственное участие. См.: Ольховик Н.В., Тараленко К.Н . Индивидуальное криминологическое прогнозирование поведения условно осужденных как фактор коррекции плана индивидуально-профилактической работы // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы международной конференции. – М., 2001. – С. 131 – 140.

Таким образом, в целях обеспечения осуществления непрерывного и всестороннего контроля за поведением испытуемых, целесообразно включить в ведомственную инструкцию норму, предусматривающую обязанность уголовно-исполнительных инспекций не реже чем один раз в месяц проводить беседы с осужденными и проверять их по месту жительства, а также ежеквартально проверять поведение осужденных по месту работы. Кроме того, на федеральном и региональном уровне установить правовую основу взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, позволяющую осуществлять проверки осужденных в ходе совместно проводимых рейдов.

Положение Инструкции о том, что уголовно-исполнительная инспекция обязана принимать участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах, не является правовым основанием для такого взаимодействия со стороны органов внутренних дел. Как представляется, необходимо на федеральном уровне принять совместный приказ о порядке взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Это правило позволит не только обеспечить непрерывность контроля, но и повысить результативность качественной стороны его осуществления, которая не сводится исключительно к периодичности, к частоте, а требует пересмотра существующих форм и методов этой деятельности, а также круга субъектов, ее осуществляющих.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает у него объяснение и выносит письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Изучение практики применения уголовно-исполнительной инспекцией предупреждений требует решения вопросов об основании их вынесения и сроке действия.

Основанием вынесения предупреждения являются следующие факты: уклонение условно осужденного от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, или нарушение общественного порядка, которое повлекло привлечение к административной ответственности.

Административный надзор является принудительной мерой и применяется к следующим категориям лиц, отбывающим наказание:

  • 1) В отношении лиц - особо опасных рецидивистов;
  • 2) Лица, судимые к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • 3) Лица, ранее отбывавшие наказание, но условно-досрочно освободившиеся;
  • 4) Лица, судимые два и более раза за любое умышленное преступление.

Контроль за лицами, осужденными условно

Статья 187. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных

  • 1. Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей.
  • 2. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники других служб органов внутренних дел.

Комментарий к статье 187:

1. Рассматриваемая глава является новой, не имеющей аналогов в ИТК РСФСР 1970 г., хотя нормы УК РСФСР 1960 г. предусматривали контроль за поведением лиц, осужденных условно. Он регулировался ведомственными нормативными правовыми актами МВД. Органами, осуществляющими контроль за условно осужденными, достигшими совершеннолетия, являлись инспекции исправительных работ органов внутренних дел, а в отношении несовершеннолетних - инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Наряду с этим некоторые обязанности в части контроля за данными лицами возлагались законом на наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних при местных исполнительных органах власти. Комментируемая статья предусматривает лишь один орган, призванный осуществлять контроль в отношении общей массы условно осужденных - уголовно-исполнительную инспекцию. При этом ст. 6 Закона РФ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" обязывает Правительство РФ в трехмесячный срок со дня вступления данного Закона в силу подготовить и утвердить Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и норматив их штатной численности. Кроме уголовно-исполнительных инспекций, в контроле за несовершеннолетними, осужденными условно, должны участвовать и комиссии по делам несовершеннолетних на основании ст. 13 Положения о таких комиссиях (см. комментарий к ст. 183 настоящего Кодекса).

В отношении условно осужденных военнослужащих, согласно положениям комментируемой статьи (ч. 1), контроль осуществляется командованием их воинских частей.

При этом оно действует в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ.

2. В процессе контроля могут возникать проблемы, решить которые уголовно-исполнительные инспекции не в состоянии без помощи других служб органов внутренних дел, например, при изучении поведения условно осужденного в быту, в общественных местах, при розыске осужденного и др. Поэтому закон позволяет привлекать к осуществлению контроля за условно осужденными участковых инспекторов милиции, сотрудников патрульно-постовой, криминальной милиции и других служб органов внутренних дел. Однако их участие носит эпизодический характер и не снимает с уголовно - исполнительной инспекции ответственности за поведение условно осужденных, находящихся под ее контролем.

Статья 188. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных

  • 1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников других служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
  • 2. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно - исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные статьями 33-38 настоящего Кодекса.
  • 3. В случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляются копия приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением условно осужденного по месту прохождения службы. Командование воинской части обязано сообщить в 10-дневный срок в уголовно - исполнительную инспекцию о постановке условно осужденного на учет, а по окончании службы - о его убытии из воинской части.
  • 4. Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.
  • 5. В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно - исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.

Комментарий к статье 188:

1. В комментируемой статье определены основные направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций по контролю за условно осужденными. Ими являются: а) персональный учет осужденных в течение испытательного срока; б) контроль за соблюдением осужденным правопорядка; в) контроль за исполнением возложенных судом на осужденного обязанностей; г) исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; д) взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за осужденным; е) взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении. (О понятии и целях контроля за поведением осужденных см. п. 1 комментария к ст. 183 настоящего Кодекса).

К числу задач, решаемых при этом уголовно - исполнительными инспекциями, относятся: а) изучение личности осужденного, условий его жизни и ближайшего окружения; б) сбор и анализ информации о поведении данного лица по месту работы (учебы) и в быту, позволяющей судить о его исправлении, о возможности досрочной отмены условного осуждения и снятии с осужденного судимости, сокращения либо продления испытательного срока; в) информирование компетентных органов о совершенных осужденным в течение испытательного срока правонарушениях для привлечения его к установленной законом ответственности, о фактах невыполнения возложенных на него судом обязанностей; г) подготовка представлений в суд о полной или частичной отмене либо дополнении установленных для условно осужденного обязанностей, о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения с освобождением от наказания либо с применением назначенного наказания.

Контроль за условно осужденными осуществляется с соблюдением принципов уголовного и уголовно - исполнительного законодательства и не направлен на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

  • 2. Закон наделяет уголовно - исполнительные инспекции определенными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля. Из текста ч. 4 и 5 комментируемой статьи следует, что инспекции имеют право приглашать осужденного для бесед, требовать от него отчета о своем поведении, осуществлять его принудительный привод в случае неявки без уважительных причин, а также проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении осужденного от отбывания наказания и когда его местонахождение неизвестно. Кроме того, инспекции могут влиять на режим осуществления контроля, который во многом зависит от количества и характера возложенных судом на условно осужденного обязанностей (см. комментарий к ст. 190 настоящего Кодекса).
  • 3. В случае призыва на военную службу условно осужденный снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции, а командованию воинской части по месту его службы направляется приговор суда и сведения о поведении осужденного в период нахождения на учете в инспекции, о примененных к нему правоограничениях и т.п. Для обеспечения надлежащего контроля законом предусмотрен десятидневный срок, в течение которого командование воинской части должно сообщить в инспекцию о постановке осужденного на учет. При отсутствии такого сообщения инспекция должна направлять в воинскую часть соответствующий запрос.

По окончании данным лицом военной службы командование воинской части в тот же срок должно сообщить инспекции по месту жительства условно осужденного о его убытии из части. Если при этом испытательный срок не истек, уголовно - исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и проводит иные мероприятия по осуществлению контроля.

Статья 189. Исчисление испытательного срока

  • 1. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.
  • 2. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно - исполнительной инспекции.

Комментарий к статье 189:

1. Порядок исчисления срока испытания при условном осуждении определяется нормами уголовно-процессуального права. Согласно ст. 304 УПК РСФСР при применении условного осуждения суд в соответствии с ч. 3 ст. 73 УК РФ устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а при назначении наказания в виде лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет.

В ст. 359 УПК РСФСР указано, что суд обязан направить в орган внутренних дел заверенную копию приговора не позднее трех суток со дня вступления приговора в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции. Испытательный срок условного осуждения начинает исчисляться со дня вступления приговора в законную силу, а исполнение осужденным возложенных на него судом обязанностей - со дня получения уголовно - исполнительной инспекцией копии приговора, который является и днем постановки осужденного на учет.

О постановке условно осужденного на учет немедленно извещаются суд, вынесший приговор, администрация и общественные организации по месту работы (учебы) осужденного. Если осужденный является военнообязанным и достиг призывного возраста, ставится в известность военный комиссариат.

После постановки на учет осужденный приглашается на беседу к начальнику органа внутренних дел, к которому относится уголовно-исполнительная инспекция, или его заместителю. В ходе беседы ему разъясняются особенности его правового статуса в период испытательного срока, обязанности осужденного по отношению к инспекции, содержание ограничений, указанных в приговоре суда, меры ответственности, предусмотренные ст. 190 настоящего Кодекса. При постановке на учет несовершеннолетнего беседа с ним может проводиться в присутствии его родителей или заменяющих их лиц.

2. Снятие с учета влечет за собой отмену всех ограничений, возложенных на условно осужденного судом, и прекращение обязанностей данного лица перед уголовно-исполнительной инспекцией. В тексте комментируемой статьи названо лишь одно основание снятия с учета - истечение испытательного срока. Однако возможно снятие с учета и по иным основаниям: при осуждении к лишению свободы за новое преступление; в случае отмены условного осуждения досрочно в связи с тем, что осужденный своим поведением доказал свое исправление; при отмене условного осуждения с направлением этого лица в места лишения свободы; в случае смерти осужденного или признания его судом недееспособным; при переезде осужденного на другое место проживания. В последнем случае снятие с учета не влечет прекращение контроля. Документы осужденного направляются в уголовно-исполнительную инспекцию по его новому месту жительства.

Статья 190. Ответственность условно осужденных

  • 1. При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения.
  • 2. В случае неисполнения условно осужденным указанных в части четвертой статьи 188 настоящего Кодекса требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно - исполнительной инспекции вносит в суд соответствующее представление.
  • 3. При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией в суд направляется представление о продлении испытательного срока.
  • 4. В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля, начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
  • 5. Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.
  • 6. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных

Комментарий к статье 188 УИК РФ:

1. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных предусматривается комментируемой статьей и разделом V "Контроль за поведением условно осужденных" Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 (в редакции Приказов Минюста России от 17 августа 2005 г. N 134, от 13 января 2006 г. N 1) (далее - Инструкция).

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

Взаимодействие с органами внутренних дел инспекции реализовывают на основе разработки и осуществления совместных мероприятий по контролю за поведением осужденных, соблюдением условно осужденными возложенных судом обязанностей, предупреждению преступлений и иных правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, а также обмена соответствующей информацией. В этих целях инспекции: готовят и направляют в органы внутренних дел предложения в планы совместных мероприятий; принимают участие в мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке поведения осужденных по месту жительства и в общественных местах; систематически направляют в органы внутренних дел информацию об осужденных, состоящих на учете.

Как мы уже отмечали выше, в целом контроль за условно осужденными включает в себя проведение следующих мероприятий: персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока; контроль уголовно-исполнительной инспекции с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел за соблюдением осужденными общественного порядка и исполнением ими возложенных судом обязанностей; проведение первоначальных розыскных мероприятий; проведение иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

Постановка осужденных на учет осуществляется на основании обвинительного приговора (определения, постановления) суда, распоряжения судьи или председателя суда об исполнении приговора.

После поступления и регистрации копии приговора суда на каждого осужденного заводится личное дело, заполняется контрольно-сроковая и сторожевая карточки. Первая помещается в картотеку. Вторая направляется в паспортно-визовую службу органа внутренних дел для контроля за снятием осужденного с регистрационного учета и информирования инспекции об изменении его места жительства. В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению.

О постановке условно осужденного на учет инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения участковым уполномоченным милиции профилактических мероприятий и участия в контроле за поведением осужденного, а в отношении несовершеннолетнего условно осужденного - аналогичное сообщение для организации проведения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы.

Если условно осужденный (гражданин России) подлежит призыву, о постановке его на учет инспекция направляет сообщение в соответствующий военный комиссариат.

В отношении условно осужденного, на которого судом возложены обязанности не менять места работы или учебы без уведомления инспекции, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, уведомляется администрация организации, учебного заведения и лечебного учреждения.

После проведения указанных мероприятий условно осужденный вызывается в инспекцию для проведения беседы, в ходе которой ему разъясняются обязанности, последствия их невыполнения и ответственность за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, о чем отбирается подписка. Кроме того, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. Составленная в ходе указанной беседы справка вместе с подпиской приобщаются к личному делу осужденного.

В ч. 5 ст. 73 УК РФ законодателем указаны некоторые обязанности, исполнение которых может быть возложено на условно осужденных. Их перечень не является исчерпывающим, но, поскольку они нашли свое закрепление в УК РФ, с точки зрения законодателя именно указанные обязанности наиболее распространены и, вероятно, наиболее важны для условно осужденного. В связи с этим необходимо рассмотреть значение каждой из них для процесса реализации контроля за условно осужденными.

Обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции имеет цель создать условия для контроля за поведением осужденного со стороны уголовно-исполнительной инспекции на период испытательного срока, что в конечном счете должно способствовать его исправлению. Суть рассматриваемой обязанности заключается в том, что осужденный не должен как на временной, так и на постоянной основе менять своего постоянного места жительства, работы, учебы без сообщения об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Данную обязанность в целях повышения эффективности выполнения задачи по контролю за условно осужденными желательно сочетать с обязанностью периодически являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию.

В том случае, когда нахождение условно осужденного, например, в ресторане, вечернем или ночном кафе, пивном баре, т.е. там, где возможно употребление спиртных напитков, а также наркотических средств, способствует возникновению благоприятной обстановки для совершения нового правонарушения или даже преступления, на лиц, являющихся постоянными посетителями таких мест, необходимо возложение обязанности не посещать определенные места.

Обязанность пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Зависимость от алкоголя и наркотиков - один из побуждающих факторов для совершения преступления, особенно во время наступления абстинентного синдрома в период так называемой ломки. Состояние алкогольного или наркотического опьянения, притупляя или вообще блокируя сознание человека, способствует совершению им преступления. В связи с этим назначение указанной обязанности, бесспорно, необходимо для всех лиц, нуждающихся в прохождении лечения.

Осуществление материальной поддержки семьи является обязанностью, которая дисциплинирует условно осужденного, способствует восстановлению семейных отношений, укреплению взаимопонимания между супругами, родителями и детьми, что кардинальным образом меняет отношение виновного как к самому себе, так и к окружающим его людям, восстанавливает душевное спокойствие и уверенность в будущем.

Следует отметить, что по усмотрению суда на условно осужденного могут быть возложены как все обязанности, указанные в ч. 5 ст. 73 УК РФ, так и только некоторые из них. Помимо этого суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

2. Назначая наказание и постановляя считать назначенное наказание условным, суд может назначить дополнительные виды наказаний. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительной инспекцией в отношении осужденного в полном объеме осуществляются все мероприятия, предусмотренные соответствующими статьями УИК РФ (см. комментарий к ст. ст. 33 - 38). Исполнение других дополнительных видов наказаний (штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) производится в соответствии с действующим законодательством уполномоченными на то органами (см. комментарий к ст. ст. 31, 61 УИК РФ).

3. В случае призыва осужденного на военную службу инспекция направляет в военный комиссариат копию приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением осужденного по месту прохождения службы. В сопроводительном письме инспекция сообщает данные, характеризующие личность осужденного, его поведение и исполнение им возложенных судом обязанностей.

Командование воинской части обязано сообщить в десятидневный срок в инспекцию о постановке данного лица на учет, а по окончании службы - о его убытии из воинской части, а в случае, если испытательный срок не истек, направить в инспекцию копию приговора суда и другие документы, характеризующие осужденного, для дальнейшего осуществления контроля за его поведением.

В данном случае необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Лицо, осужденное за совершение преступления условно, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения судимости, которая наступает по истечении испытательного срока (п. "а" ч. 3 ст. 86 УК РФ). Судимость есть правовое последствие отбытия наказания за совершенное преступление, связанное с возложением на лицо определенных ограничений уголовно-правового характера.

Согласно же подп. "б" п. 3 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции Федерального закона от 6 января 2007 г. N 3-ФЗ) не подлежат призыву на военную службу все граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления, таким образом, условное осуждение препятствует призыву или поступлению осужденного на военную службу. С целью предотвратить призыв такого лица в вооруженные силы уголовно-исполнительная инспекция и направляет, как отмечалось ранее, сообщение в соответствующий военкомат.

Аналогичный запрет имеется в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 3 данного Закона "на альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" не подлежат призыву на военную службу".

Однако следует отметить, что наличие у лица статуса военнослужащего не препятствует применению в отношении его условного осуждения и продолжению службы в вооруженных силах. В данном случае контроль за соблюдением осужденным военнослужащим требований приговора обязано будет осуществлять командование воинской части по месту прохождения службы. Последнее при этом будет руководствоваться разделом V "Осуществление контроля за условно осужденными военнослужащими" Приказа Минобороны России от 29 июля 1997 г. N 302 "О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" (в редакции Приказов Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. N 30, от 4 сентября 2006 г. N 359). Поэтому военным судом, вынесшим приговор командованию воинской части по месту военной службы, должна быть направлена копия приговора для исполнения данного наказания в условиях службы.

Командир воинской части немедленно направляет в военный суд письменное подтверждение о получении копии приговора и установлении контроля за поведением осужденного. Контроль осуществляется в течение всего определенного судом испытательного срока. Обо всех перемещениях осужденного военнослужащего письменно ставится в известность военный суд, вынесший приговор.

Командование воинской части осуществляет персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролирует соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

Копии приговоров на осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту, хранятся в штабе воинской части вместе с их личными делами, а на военнослужащих, проходящих службу по призыву, - с учетно-послужными карточками.

Если к окончанию воинской службы осужденным испытательный срок не истек, командование воинской части обязано сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию предполагаемого места жительства демобилизующегося военнослужащего о его убытии из воинской части. Одновременно с уведомлением направляются характеристики на условно осужденного, другие материалы, полученные при осуществлении контроля за его поведением во время прохождения воинской службы.

4. В п. 120 раздела V "Контроль за поведением условно осужденных" Инструкции регламентированы действия уголовно-исполнительной инспекции, осуществляемые ею в период испытательного срока в целях контроля за поведением осужденных. О всех проведенных с условно осужденным мероприятиях составляются справки, которые приобщаются к его личному делу.

Итак, в соответствии с Инструкцией уголовно-исполнительные инспекции проводят ежеквартальные проверки условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности; принимают участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах; систематически (не реже одного раза в квартал) направляют в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции.

Действующее законодательство наделяет уголовно-исполнительные инспекции определенными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля за поведением условно осужденного. В соответствии с ч. 4 ст. 188 УИК РФ условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в УИИ. При неявке в инспекцию без уважительных причин осужденный может быть подвергнут приводу. В этих случаях инспекция выносит постановление о приводе. Если осужденный различными способами уклоняется от контроля за его поведением, то законом (ч. 5 ст. 188 УИК РФ) на УИИ возлагается обязанность по проведению первоначальных мероприятий по установлению его местонахождения и причин уклонения.

Согласно п. 151 Инструкции при содействии подразделения розыска территориального органа ФСИН России, осуществляя первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденного, инспекция проводит опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении осужденного либо иные данные, которые могут способствовать его розыску; устанавливает через организацию, где работал осужденный, сведения о его возможном местонахождении, а также через адресно-справочное бюро, по домовой книге, адресно-справочной картотеке органа внутренних дел, военный комиссариат о его снятии с регистрационного учета по месту жительства; осуществляет проверку по учетам органов внутренних дел с целью выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев; направляет запросы в органы внутренних дел других регионов для установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и знакомых.

Материалы, полученные в ходе первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного, концентрируются в отдельной папке при его личном деле.

Согласно ч. 6 ст. 73 УК РФ контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом. Таким органом, как указано в ч. 1 ст. 187 УИК РФ, является уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства лица, а в отношении условно осужденного военнослужащего - командование воинской части по месту прохождения службы.

В процессе контроля осуществляющие его органы в порядке, предусмотренном ч.

2 ст. 187, ч. 1 ст. 188 УИК РФ и ведомственными нормативными правовыми актами, могут использовать помощь и других служб органов внутренних дел - участковых инспекторов милиции, сотрудников патрульно-постовой, криминальной милиции и др. в пределах их компетенции, например, при изучении поведения условно осужденного в быту, в общественных местах, при его розыске. Однако это не снимает с уголовно-исполнительной инспекции и командования воинской части ответственности за поведение лиц, находящихся под их контролем.

Время, в течение которого осуществляется контроль за условно осужденным, определяется назначенным ему испытательным сроком. Продолжительность последнего различна в зависимости от вида и срока наказания. Однако во всех случаях испытательный срок должен быть не меньше шести месяцев. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а при назначении наказания в виде лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет.

Согласно ст. 189 УИК РФ испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. Не позднее трех дней после вступления приговора в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции суд обязан направить в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства условно осужденного копию

J приговора, в день получения которого инспекция должна поставить осужденного на учет. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.

В связи с этим контроль осуществляется в рамках определенного испытательного режима, выражающегося в комплексе обязательных требований и правоограничений, предъявляемых к осужденному.

Так, из текста ч. 4 и 5 ст. 188 УИК РФ следует, что уголовно-испол- нительные инспекции и командование воинских частей имеют право приглашать условно осужденного для бесед, требовать от него отчета о своем поведении, осуществлять его принудительный привод в случае неявки без уважительных причин, проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении осужденного от контроля и когда его местонахождение неизвестно. Кроме того, в соответствии с п.8 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях последние имеют право посещать осужденных по месту их нахождения, включая места жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдения ими установленных обязанностей и запретов.

В соответствии со ст. 73 и 74 УК РФ условно осужденный в течение испытательного срока своим поведением должен доказать свое исправление, исполнять возложенные на него судом обязанности и законные требования органов, осуществляющих контроль за его поведением, не допускать нарушений общественного порядка.

Назначая условное осуждение, суд может возложить на условно осужденного следующие обязанности: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления контролирующего органа, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на условно осужденного и иные обязанности, способствующие его исправлению. В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее возложенные на него обязанности.

Статья 190 УИК РФ «Ответственность условно осужденных» фактически предусматривает специфические меры реагирования на факты противоправного поведения условно осужденного, которые не следует смешивать с мерами юридической ответственности. В частности, к числу предусмотренных названной статьей мер воздействия на условно осужденного относятся следующие. 1.

Письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения.

Правовым основанием применения этой меры является уклонение условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо нарушение им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание. 2.

Внесение в суд представления о возложении на условно осужденного дополнительных обязанностей.

Такое представление вносится органом, осуществляющим контроль, в случае нарушения условно осужденным предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ обязанностей являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию и отчитываться о своем поведении, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на лицо других обязанностей. 3.

Направление в суд представления о продлении условно осужденному испытательного срока.

Как следует из ч. 2 ст. 74 УК РФ, направление такого представления возможно в случаях однократного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей или нарушения общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание. Продление испытательного срока допускается законом не более чем на один год. 4.

Направление в суд представления об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Правовые основания применения данной меры предусмотрены ч. 3 и 4 ст. 74 УК РФ и ч. 4 ст. 190 УИК РФ. Согласно последней из названных норм представление об отмене условного осуждения вносится уголовно-исполнительной инспекцией в случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если он скрывается от контроля. При этом под систематическим неисполнением обязанностей понимается совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на данное лицо судом. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

Кроме того, из текста ч. 4 ст. 74 УК РФ следует, что представление об отмене условного осуждения может быть внесено в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести.

В случае совершения лицом в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести, умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления условное осуждение отменяется в обязательном порядке. Видимо, по этой причине закон не требует в подобных случаях направления уголовно-исполнительной инспекцией представления в суд об отмене условного осуждения.

Однако в п.5 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях подчеркнута необходимость взаимодействия последних не только с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций по месту работы осужденных, органами местного самоуправления, прокуратуры, общественными объединениями, но также и с судами. В связи с этим представляется, что уголовно-исполнительная инспекция должна незамедлительно информировать суд обо всех ставших ей известными фактах совершения условно осужденным преступлений.

Статья 190 УИК РФ предусматривает право применения вышеназванных мер только уголовно-исполнительными инспекциями. Очевидно, здесь имеет место неточность закона и соответствующие представления могут вноситься также командованием воинских частей, осуществляющим контроль за поведением условно осужденных военнослужащих. Например, об этом прямо говорится в вышеупомянутой Инструкции об организации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе, утвержденной приказом директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 1 февраля 1997 г. № 88.

Названная статья УИК РФ имеет и другие недостатки. В частности, она не определяет понятия злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей, имеет некоторые расхождения с ч. 3 ст. 74 УК РФ в части оснований отмены условного осуждения. Поэтому в целом можно сделать вывод, что она нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Случайные статьи

Вверх