Что нужно знать уо о пожарной безопасности в многоквартирном доме. Нормативные требования пожарной безопасности к жилым зданиям Правила пожарной безопасности в подъездах многоквартирных домов

Пожары в многоквартирных жилых домах обладают повышенным уровнем распространения огня на большие площади. Распространение пламени из одной квартиры в другую происходит очень быстро, поэтому пожары в таких домах влекут за собой огромные потери для жильцов. Планировки многоэтажек обуславливают высокую степень смертности и ожогов при возникновении очага возгорания.

Основные требования

Меры по защите от возникновения возгорания закладываются еще на этапе проектирования жилого дома. Обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности в процессе эксплуатации возлагается на жильцов и управляющие организации. Собственники квартир заинтересованы в сохранности и защите своего имущества и должны уделять внимание соблюдению противопожарных правил наравне с управляющей компанией.

В многоквартирных домах требования по пожаробезопасности регламентирует ФЗ от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ. Данный регламент устанавливает общие противопожарные требования и правила в зданиях и регламентирует содержание:

Инструкция и правила

Ответственность по разработке и созданию инструкции по пожарной безопасности в МКД (многоквартирных домов) лежит на домоуправляющей компании. Правила в инструкции не должны противоречить действующему законодательству в сфере пожарной безопасности. Инструкция является обязательной к исполнению для сотрудников УК или ТЖС, обслуживающих многоквартирный жилой дом.

Для жильцов многоквартирных домов создается свод правил по пожаробезопасности, который размещается на информационном стенде. Ежегодно, УК или ТЖС должны проводить инструктаж для жильцов о содержании квартир, о правилах пожаробезопасности.

  • складирование пожаровзрывоопасных веществ, мебели и прочего на технических этажах;
  • организация подсобных помещений на лестничных клетках;
  • хранение мебели и складирование горючих материалов под лестницами;
  • размещать в лифтовых холлах ларьки, киоски и подобное;
  • самостоятельная перепланировка и модернизация эвакуационных выходов и дверей;
  • загромождение и заваривание дверей, люков, переходов по смежным секциям и выходов на эвакуационные лестницы;
  • проведение уборки помещений с применением горючих жидкостей (растворитель и пр.);
  • отогревание труб с применением открытого огня;
  • вывод на лестничную клетку наружного блока кондиционеров;
  • применение самодельных обогревателей или с неисправным (отсутствующим) терморегулятором;
  • применение электроприборов с повреждениями;
  • оставление без присмотра включенных в сеть электроприборов (кроме приборов, которые должны находиться в круглосуточном режиме работы).

Соблюдение перечисленных запрещающих пунктов является обязательным для выполнения жильцами МКД и работниками управляющей компании.

Нарушение правил пожарной безопасности в жилых многоквартирных домах увеличивает риск возникновения пожара и грозит привлечением виновного лица к административной или уголовной ответственности.

Федеральный закон № 123-ФЗ (Технический регламент) устанавливает требования к составу и функциональным характеристикам систем пожаробезопасности. Глава 19 данного закона регламентирует требования во всех зданиях и сооружениях. При установке в многоквартирном доме пожарной системы безопасности следует ориентироваться на указанный регламент.

Требования к электроустановкам

Система противопожарной безопасности в МКД должна обеспечивать эвакуацию людей до наступления максимально опасных показателей при возгорании.

Электропроводка, обеспечивающая работоспособность , лифтов, аварийной вентиляции, аварийного освещения путей эвакуации при пожаре должна сохранять работоспособность на протяжении времени, необходимого для полной эвакуации жильцов.

Учитывая, что многоквартирные дома отличаются большим количеством проживающих людей, то для их эвакуации требуется большой промежуток времени. Поэтому к параметрам огнеустойчивости кабелей и электропроводки предъявляются повышенные требования.

Линии электроснабжения в многоквартирном жилом доме в обязательном порядке должны быть оснащены устройствами защитного отключения.

Автоматические системы пожаротушения и системы оповещения

Технический регламент содержит четкие указания по требованиям и оснащению автоматических систем и пожарной сигнализации. Автоматическая система пожаротушения и сигнализации рассчитываются при проектировании зданий и монтируются на этапе строительства.

Системы пожаротушения в МКД должны обеспечить автоматическое обнаружение возгорания и подачу сигнала на систему оповещения и систему управления людей при эвакуации. Пожарная сигнализация должна подавать звуковые и световые сигналы в помещение дежурного персонала.

Применение пиротехнических изделий в здании категорически запрещено. Устанавливая очередную электрогирлянду, убедитесь в ее безопасности и исправности. За нарушение правил, повлекшее возникновение пожара, предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Правовые аспекты и ответственность

Пожарная безопасность зданий регулируется целым комплексом норм, правил и законов. Законодатели не выделили отдельных правил по пожарной безопасности многоквартирного дома (как, например, для зданий детских садов). Для регулирования вопросов по пожаробезопасности в жилых МКД следует ориентироваться на «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


Установленные требования пожарной безопасности к жилым зданиям являются обязательными к исполнению владельцами жилья или квартиросъемщиками. Существующие нормы включают: общие постановления, использование индивидуальных и общих систем пожаротушения, проведение противопожарных мероприятий.

Противопожарные нормы защиты жилых зданий

Противопожарные требования к жилым зданиям рассчитываются исходя из класса огнеопасности здания. Для обеспечения безопасного проживания используются следующие меры:
  • Архитектурные решения - еще на начале проекта проводится аудит огнеопасности будущего дома. Рассчитываются модели распространения огня. Определяется максимально допустимый класс пожаробезопасности жилого здания. В расчет также принимают территориальные правила, действующие только в определенной местности. В результате изысканий проводя проектирование жилых высотных зданий, продумываются меры пресечения распространения пожара в случае возгорания. Противопожарные секции, эвакуационные выходы, предусмотренные отсечки – все это тщательно планируется на этапе подготовки.
  • Системы оповещения. Пожарная безопасность жилых зданий разрабатывается с целью предотвратить порчу имущества во время пожара и свести к минимуму вероятность человеческих жертв по причине возгорания. Конструктивные способы пожарной безопасности, о которых говорилось выше, будут малоэффективными, если не предупредить о пожаре жильцов дома.
  • Системы пожаротушения - позволяют практически мгновенно среагировать в случае возгорания. Установка автоматических систем требуется также на парковке, если в проекте предусмотрена автомобильная стоянка возле жилых зданий.
  • Меры, направленные на предотвращение возгорания и уменьшение последствия пожаров. Регулярно проводятся мероприятия по обеспечению надлежащего состояния и проверки безопасности коридоров, аварийных и эвакуационных выходов, чердаков и подвалов. На техническом этаже не допускается хранение горючих веществ, ветоши и других предметов которые могут стать причиной возгорания. Эти же требования предъявляются к подвалам.
  • Требования к содержанию территории. Надзор за безопасностью возлагается на владельца здания или одного из участников руководства строительного кооператива. Требования пожарной безопасности жилых зданий указывают, что вокруг дома должен быть оставлен пожарный проезд, достаточный для свободного подъезда техники сотрудников МЧС. На около домовой территории не разрешается разбивать клумбы, сажать деревья, устанавливать мусорные контейнеры и т.д. Ответственным за ППБ мероприятия по обеспечению наведения порядка на территории. Правила пож.безопасности в подвалах жилых зданий не допускают их использование под частные нужды (кроме случаев, когда технические помещения входят в проектную документацию).
  • Требования к мусоропроводам - согласно СНиП 21-01 камеры мусоросборников требует отделять противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее 60 минут.
  • Установка пожарных гидрантов - предусмотрена для многоэтажных жилых зданий секционного типа, свыше 30 метров в высоту. Тушение пожара на этажах осуществляется с помощью пожарного трубопровода. Достаточный напор воды для тушения обеспечивается . Системы противопожарной защиты жилых зданий повышенной этажности делятся на секции, в каждую из которых входит несколько этажей. Подача воды осуществляется механизировано в каждый из таких отделов насосом высокого давления. Поэтому интенсивности подачи воды на тушение более чем достаточно для устранения возгорания.
  • Фасад - для утепления используют негорючие минеральные утеплители. Требования к облицовке жилого здания – использование материалов увеличивающих огнестойкость и звукоизоляцию помещений. При монтаже пенополистирола и пенопласта, обязательным условием является установка противопожарных рассечек. Современные системы могут обеспечить как внутреннее, так и наружное пожаротушение для жилых зданий. 9. В электрощитовых жилых зданий должен находиться индивидуальный комплект пожаротушения.
  • Требования к остеклению дверей устанавливаемых в аварийные или эвакуационные коридоры следующие. Запрещается использовать обычные стекла вместо армированных. Нормативные документы предписывают проведение огнезащиты с целью их герметизации.

Противопожарные требования, предъявляемые при эксплуатации к жилым зданиям, зависят от степени присвоенной дому категории пожароопасности, а также предпринятым мерам огнезащиты.

Системы обеспечения пожарной безопасности

На территории жилой застройки подрядчик должен установить системы обеспечения пожарной безопасности. Для этого используются датчики, средства первичного пожаротушения, пож-шкафы и т.д.

Противопожарные требования к жилым многоэтажным зданиям обязуют поддерживать пожарную безопасность запасных выходов. Они не должны быть захламлены. Направление движения при эвакуации должно быть четко обозначено указателями.

Противопожарные мероприятия в жилых зданиях

Нормы пожарной безопасности для жилых малоэтажных зданий, а также «высоток» определяются в СНиП и ППБ. Основными мерами предотвращения пожара являются:

Требования для жилых блочных зданий (общежитий и коммунальных квартир) подразумевают применение норм и порядков, относящихся к 10-16 этажным зданиям. Большое расчетное количество проживающих в доме людей увеличивает огнеопасность.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет не только собственник имущества или лица, которым переданы права на владение, пользование и распоряжение имуществом. Данное обстоятельство необходимо учитывать, в том числе, и управляющим компаниям. В противном случае в отношениях с пожарной инспекцией возникнут серьезные проблемы.

Суть дела

В управляющую компанию ООО УК «Жилсервис+» пришли пожарные инспекторы. В ходе плановой проверки жилых домов, обслуживаемых организацией, было выявлено множество нарушений правил пожарной безопасности. В протоколах об административных правонарушениях и постановлении о привлечении к административной ответственности в числе основных нарушений указаны следующие:

В многоквартирных домах отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;
- на лестничных клетках эксплуатируются светильники со снятыми плафонами;
- двери в лифтовые шахты и на чердак не отвечают требованиям огнестойкости;
- на лестничных клетках устроены кладовые;
- между этажами и в подвальном помещении имеются отверстия, не заделанные специальным цементом;
- эксплуатируются электрические кабели с видимыми нарушениями электроизоляции и др.

По результатам проверки инспекторы оштрафовали организацию на 150 000 рублей.

Руководство компании решило, что пожарные были несправедливы, и обратилось с жалобой в арбитражный суд. В первой инстанции дело было проиграно. Впрочем, организация сдаваться не желала, и решение суда было обжаловано в вышестоящей инстанции. Окончательное решение в споре принял Верховный Суд РФ.

Позиция пожарной инспекции

Инспекторы исходили из того, что выявленные недостатки в пожарной безопасности жилых многоквартирных домов нарушают требования:

Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
- СНиП 31-01-2003 (приняты постановлением Госстроя России 23 июня 2003 г. № 109);
- СНиП 2-08.02-89 (приняты постановлением Госстроя России 16 мая 1989 г. № 78);
- СНиП 2-09.04-87 (приняты постановлением Госстроя России от 30 декабря 1987 г. № 313);
- нормы Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (принят Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ);
- Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы СП 1.13130.2009» (утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 № 171) и других норм пожарной безопасности, перечисленных в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Проверка была проведена на основании распоряжения главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 11 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области. В ходе инспекторских мероприятий сотрудниками МЧС законы не нарушались. Протоколы и постановления о привлечении к административной ответственности составлены обоснованно.

Позиция заявителя

С момента получения актов проверки и предписаний об устранении нарушений пожарной безопасности ООО УК «Жилсервис+» был устранен ряд выявленных нарушений, а именно:

На электрические светильники установлены колпаки (рассеиватели);
проведены работы по заделке строительным раствором отверстий в потолочном перекрытии помещений;
- проведены работы по устранению щелей и отверстий в стволах мусоропроводов, при этом мусоропроводы не используются, приемники заварены, а мусор собственниками помещений выносится на контейнерные площадки;
- электрические кабели с видимыми нарушениями изоляции обесточены, а используемые - заизолированы.

Заявитель считает, что в ряде случаев нельзя использовать нормы СНиП 31-01-2003 и СНиП 21-01-97, поскольку некоторые дома построены намного раньше, чем эти документы вступили в силу. И требования по пожарной безопасности к ним были другие. А управляющая компания не могла внести изменения в конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения без проекта.

Жилые дома, как считает заявитель, не должны оборудоваться автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией (п. 4 таблицы 1 НПБ 110-03).

Отсутствие сертификатов огнестойкости на люки лифтовых шахт и двери, ведущие в щитовые, а также в машинные отделения лифтовых шахт, не доказывает, что они выполнены с нарушением норм пожарной безопасности. Инспекция не проводила исследование люков и дверей на предмет огнестойкости, а потому утверждение, что они не соответствуют действующим требованиям, необоснованно.

Утверждение, что люки для выхода на кровлю домов не отвечают требуемым размерам, также необоснованно, поскольку их не измеряли специальными поверенными средствами измерений.

Инспекторы не установили, отвечают ли светильники технической документации, а потому невозможно сказать, нужны ли для них в данном случае колпаки (рассеиватели).

Инспекция не представила доказательств того, что электрокабели применяются с нарушением изоляции и не соответствуют требованиям, установленным статьями 142 и 143 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Их техническая документация не исследовалась, замеры сопротивления тока не проводились.

Заявитель считает, что ответственность за возведение на лестничных клетках кладовых несут жильцы домов.

По поводу нарушения, выразившегося в размещении на путях эвакуации радиаторов отопления, выступающих из стен на высоте менее 2,2 метра, заявитель считает, что нарушения не было. Так, в пункте 4.4.4 Изменений № 1 к СП 1.13130.2009 указано, что внутри незадымляемых лестничных клеток допускается предусматривать приборы отопления. Пункт 1.19 СНиП 2.08.01-89 допускает устанавливать внутри лестничных клеток приборы отопления, не уменьшая нормативной ширины прохода по лестничным площадкам и маршам. Кроме того, радиатор отопления и батарея отопления являются приборами системы отопления, а не оборудованием, что исключает сам факт нарушения.

Не установлено и нарушения ширины и высоты дверных проемов эвакуационных выходов, поскольку их измерение при помощи специальных поверенных средств измерения не проводилось. Аналогичное возражение имеется к якобы имевшим место нарушениям высоты ограждения лестниц и крыш домов. Тем более что требования относятся к наружным лестничным маршам, которые в жилых домах отсутствуют, а высота ограждения крыши с парапетом должна быть меньше.

Выход из подвального помещения от лестничной клетки жилого многоквартирного дома отвечает нормам, поскольку в акте приемки в эксплуатацию дома указано, что он соответствует проекту и СНиП.

На основании указанных возражений представитель общества просил отменить решения пожарной инспекции как незаконные и необоснованные.

Позиция суда

В ходе судебного заседания суд пришел к выводу, что требования ООО УК «Жилсервис+» не могут быть удовлетворены. Свою позицию судьи обосновали так.

Из материалов дела следует, что в период с 14 по 28 февраля 2013 года была проведена проверка заявителя сотрудниками Главного управления МЧС России по Челябинской области. Основанием явилось распоряжение от 30 января 2013 г. № 28 главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 11 по пожарному надзору о проведении плановой выездной проверки.

В результате был выявлен ряд нарушений и составлен акт проверки. На его основании оформлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что он не является субъектом выявленных правонарушений, судом во внимание не приняты по следующим причинам. Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества (п. 1 ст. 209 ГК РФ). При этом пунктом 2 указанной статьи определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать управляющую компанию для управления домом (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). По договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме, выполнять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

На основании указанной нормы собственниками помещений, подвергшихся проверке пожарной инспекции, с ООО УК «Жилсервис+» заключены договоры управления многоквартирными домами.

Управление жилым фондом включает в себя техническое обслуживание, ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий и санитарное содержание (п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170). Таким образом, составляющими управления многоквартирным домом являются: сохранение имущества, содержание его в надлежащем состоянии, обеспечение функционирования оборудования, обслуживающего помещения многоквартирного дома, в соответствии с его назначением, а также обеспечение решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме. Суть обязательства управляющей организации состоит не в совершении отдельных юридических и фактических действий в отношении имущества, а в комплексном управлении этим имуществом. Поэтому обязанности управляющей организации нельзя разбивать на отдельные действия, как это предлагается заявителем.

Следует также учесть, что управление многоквартирным домом реализуется независимо от воли на это собственника, в силу того, что собственник не может самостоятельно управлять имуществом либо для него это является затруднительным. Лицо, управляющее имуществом, наряду с собственниками, имеет определенные правомочия по владению и распоряжению имуществом. Так, для достижения всех целей управления многоквартирным домом управляющий имеет доступ к общему имуществу многоквартирного дома (чердакам, подвалам, подъездам, оборудованию), может распоряжаться общим имуществом путем передачи его во временное пользование, если решение о возможности такой передачи принято собственниками помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, услуга управляющей компании состоит в том, что она выполняет фактические и юридические действия по владению, пользованию и распоряжению определенным имуществом в интересах его собственника. Следовательно, управляющая компания относится к числу лиц, несущих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Советует:
Надежда РЕЗАНОВА, ведущий юрисконсульт ООО «Европейская Юридическая Служба» (Москва)
Управляющая компания отвечает, в том числе, и за пожарную безопасность жилых домов. Это вытекает из Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. В пункте 10 данного документа сказано, что общее имущество многоквартирного дома должно содержаться так, чтобы обеспечивалась безопасность жизни и здоровья граждан. А пункт 11 говорит о том, что содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе, включает в себя осмотр имущества собственниками и управляющей компанией и принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Управляющей компании необходимо выполнять данные требования, а результаты осмотра - фиксировать в акте осмотра (п. 14 Правил). Если будет установлено, что собственники загораживают пути эвакуации своим имуществом, создают незаконные кладовые на лестничных клетках и т. п., управляющая компания сможет переложить ответственность за нарушение противопожарных правил на собственников имущества.

Учитывая, что одной из целей управления жилищным фондом является создание безопасных условий проживания граждан в жилом доме, в том числе путем выполнения требований пожарной безопасности, именно ООО УК «Жилсервис+» должно соблюдать требования пожарной безопасности.

Доводы заявителя о том, что его вины в выявленных нарушения нет, отклонены по следующим причинам.

Подтвердить соответствие объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности можно только сертификатом соответствия (ч. 3 ст. 145 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Кроме того, пунктом 13 части 7 статьи 146 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности конструкций заполнения проемов в противопожарных преградах предусмотрена сертификация по схемам 2с, 3с, 4с, 5с, 6с, установленным частью 2 статьи 146 указанного закона. ООО УК «Жилсервис+» сертификат соответствия пожарной безопасности спорных дверей, люков и преград не представлен, следовательно, указание на данный факт как на нарушение требований пожарной безопасности является обоснованным.

Нарушений, выразившихся в обнаружении в подвалах, в потолочных перекрытиях, в полу, в стенах и лестничных маршах коммуникационных отверстий, не заделанных строительным раствором с требуемым пределом огнестойкости и газодымонепроницаемости, а также в обнаружении щелей и отверстий в стволах мусоропровода, заявитель не оспаривает. Вместе с тем он указал, что ответственность за данные нарушения должен нести руководитель организации, а не юридическое лицо.

Мнение заявителя является ошибочным, поскольку указание в «Правилах противопожарного режима в Российской Федерации» в качестве лица, обязанного обеспечивать соблюдение соответствующих требований, руководителя организации не свидетельствует о закреплении законодателем исключительного субъекта административного правонарушения.

Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если на это имеется прямое указание в законе. А статья 20.4 Кодекса об административных правонарушениях такую возможность предусматривает. Следовательно, инспекция приняла правильное решение.

Доводы по поводу того, что в ходе проверки не проводились замеры сопротивления электрического тока, также отклоняются. Нарушение изоляции электропроводов и кабелей выявлено инспектором в ходе визуального осмотра. Оно зафиксировано в акте проверок и протоколах об административных правонарушениях, подписанных представителем заявителя без замечаний и возражений. Кроме того, данные нарушения подтверждаются представленными заявителем в ходе судебного заседания фотоснимками. Такие провода запрещает эксплуатировать пункт 42а Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. При этом проводить замеры сопротивления электрического тока не требуется. Привлечение к административной ответственности за данное нарушение является обоснованным.

Эксплуатация светильников без защитных колпаков выявлена визуально, зафиксирована в акте проверки и протоколах об административных правонарушениях. Представители заявителя возражений не высказали. В судебном заседании предоставили фотографии светильников с установленными колпаками. Следовательно, нарушение имело место. Поэтому привлечение к ответственности было обоснованным.

Заявитель утверждал, что мусоропроводы не нужно оборудовать автоматическим пожарным стволом, поскольку здания построены ранее, чем вступил в силу Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Однако данные требования установлены не федеральным законом, а СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятыми и введенными в действие постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. № 109.

Кроме того, требования пункта 9.31 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» и его актуализированная редакция - СП 54.13330.2011 о необходимости оборудовать мусоропровод устройством автоматического пожаротушения ствола не обязывают заявителя изменять конструктивные особенности здания, производить реконструкцию, перепланировку или изменение объемно-планировочных решений. Следовательно, данное требование должно выполняться заявителем с момента вступления в действие СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

Также заявитель считает, что многоквартирные жилые дома не должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Однако данный довод также отклоняется. Жилые здания высотой более 28 м должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (п. 6.2 таблицы 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315).

Можно было бы привлечь к ответственности жильцов дома за организацию на лестничных клетках кладовых, если бы заявитель представил данные о том, что он требовал их ликвидировать. Однако в суде такие доказательства не были представлены.

Вместе с тем доводы заявителя о недоказанности пожарной инспекцией нарушений в размерах ограждений лестничных пролетов и крыш являются обоснованными. В ходе измерений должны применяться измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку (ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ). Их показания отражаются в протоколе. Инспекция не представила доказательств того, что использовала сертифицированные средства измерения. Ни в актах проверки, ни в протоколах сведений о них нет. Таким образом, инспекция не доказала факт нарушения.

Остальные нарушения имеют место, что делает невозможным освобождение от административной ответственности.

Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, заявитель также указал на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при составлении протоколов об административных правонарушениях. Однако представитель заявителя был уведомлен в день окончания проверки о месте и времени составления протокола. При этом уведомление было сделано как нарочным, так и почтой.

На составление протоколов Общество своего представителя не направило, в результате чего протоколы составили в его отсутствие. В этот же день их вручили директору ООО УК «Жилсервис+» Фоменко А.Г., который внес в них свои пояснения о согласии с выявленными нарушениями.

Таким образом, доводы о наличии процессуальных нарушений не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Также заявитель указывал на фальсификацию протоколов. По мнению заявителя, фальсификация заключается в том, что директор ООО УК «Жилсервис+» подписал протоколы после, а не в момент их составления. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что указанные документы были сфальсифицированы сотрудниками ответчика. Заявляя о фальсификации, директор ООО УК «Жилсервис+» указывает на свои же действия, которые, по его мнению, повлекли фальсификацию документов. В суде установлено, что содержащиеся в протоколах об административных правонарушениях сведения соответствуют действительности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что фальсификации доказательств не было.

Судом установлено, что у Общества имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Ответственность заявителя заключается в том, что им не было обеспечено выполнение правил пожарной безопасности соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени Общества. Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их надлежащему выполнению, а именно: не осуществлялись какие-либо действия, направленные на надлежащее выполнение норм пожарной безопасности или устранение выявленных нарушений.

За совершение каждого из правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 Кодекса об административных правонарушениях, предусмотрен штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. Таким образом, размер наказания избран минимальный.

Вышестоящие инстанции подтвердили выводы первой судебной инстанции.

Решение

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 10 февраля 2014 г. № А76-6230/2013, постановление Верховного Суда РФ от 16 февраля 2015 г. по делу № 309-АД14-3378.

Запомните главное:
1 Одна из целей управления жилищным фондом - создание безопасных условий проживания граждан в жилом доме, в том числе путем выполнения требований пожарной безопасности. Поэтому управляющая компания должна соблюдать требования пожарной безопасности.

2 Сложившаяся арбитражная практика подтверждает: правомерным является привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях, за нарушение требований пожарной безопасности организации, которой по договору переданы функции по содержанию, обслуживанию и эксплуатации жилищного фонда, а не собственников общего имущества многоквартирного дома.

3 Свои возражения на ход и результат проверки нужно фиксировать в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. Тогда шансы на успех в судебном споре с проверяющими увеличатся.

4 Снизить размер штрафа по административному правонарушению невозможно, если он назначен по нижнему пределу санкции. Никакие смягчающие обстоятельства не помогут.

5 Управляющая компания должна требовать от жильцов, чтобы они выполняли правила пожарной безопасности.

6 Проводить замеры пожарных люков, проходов, ограждений и т. п. пожарные инспекторы должны при помощи специальных измерительных средств, которые прошли поверку. В акте проверки и протоколе об административном правонарушении должно быть указано, чем проведено измерение.

Правовая инструкция сайт расскажет, какие требования к пожарной безопасности в многоквартирных домах должны выполнять управляющая компания и жильцы, куда жаловаться на их невыполнение, какая ответственность грозит за это.

Как регулируется пожарная безопасность в МКД?

Требования к пожарной безопасности МКД содержатся в следующих документах:

  • ст.ст. 4 - 6, 81 - 91 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме в РФ»;
  • Приложение 1 к Приказу МЧС России от 11.09.2017 N 376;
  • п.п. 2, 7, 10, пп. «е» п.11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...»;
  • п.п. 7, 16, 20, 24, 27 Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД...»;
  • в иных документах.

Как обеспечивает пожарную безопасность управляющая компания?

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден необходимый минимум мероприятий по пожарной безопасности, за проведение которых в МКД ответственна управляющая компания:

  • оценка противопожарной защиты деревянных конструкций крыш;
  • работы по содержанию печей, каминов и очагов;
  • проверка состояния, техобслуживание и ремонт пожарной сигнализации и внутреннего противопожарного водопровода;
  • очистка пожарных гидрантов от снега и льда толщиной свыше 5 см;
  • осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.

Кроме того, УК должна следить за тем, чтобы на чердаках и технических этажах не устраивались мастерские и не хранилось оборудование, мебель и другие предметы (п. 23 Постановления № 390). Техническое состояние противопожарных систем оценивается с помощью привлекаемых УК специализированных организаций. Отчеты о проделанной управляющей компанией работе отражаются в специальных актах, заполняемых по форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 26 октября 2015 года N 761/пр.

Какие требования по пожарной безопасности должны выполнять жильцы МКД?

Жильцы многоквартирных домов не должны:

  • хранить бытовые предметы на лестничных площадках и загромождать ими проходы на лестницы, чердаки и к пожарному инвентарю (пп. «к» п. 23 Постановления N 390);
  • заваривать люки на балконах и лоджиях квартир, а также демонтировать межбалконные лестницы (пп. «ж» п. 23 Постановления N 390);
  • устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 23 Постановления N 390);
  • блокировать двери эвакуационных выходов;
  • устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также
  • хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы (пп. б, в п. 36 Постановления N 390).

Как пожаловаться на управляющую компанию?

Граждане, считающие, что управляющая компания не справляется со своими обязанностями, вправе обратиться с претензией к УК по факту оказания ей услуг (выполнения работ) ненадлежащего качества. Конкретно по вопросу нарушения требований пожарной безопасности можно подать жалобу в МЧС (в управление или отделение надзорной деятельности) с просьбой провести проверку. При подаче аналогичной жалобы в прокуратуру указывается просьба о проверке и обращении с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ для обязания устранить нарушения. Так, в Решении Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону по делу 2-437\12 от 13.04.2012, в соответствии с которым УК обязана устранить нарушения, приводятся следующие результаты прокурорской проверки:

  • в местах общего пользования допускается эксплуатация электропроводки выполненной с нарушениями ПУЭ;
  • на здании жилого дома не вывешен указатель пожарного гидранта, на котором должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;
  • на видных местах отсутствуют таблички с указанием номера телефона пожарной охраны 01;
  • в местах общего пользования допускается применение осветительных приборов на которых отсутствуют колпаки соответствующей степени защиты, предусмотренные конструкцией светильника;
  • на путях эвакуации стены лестничного марша окрашены горючей краской;
  • лестницы на путях эвакуации выполнены из дерева;
  • подвальное помещение захламлено горючими материалами;
  • лестница, ведущая в подвал, не оборудована перилами.

Какая ответственность грозит гражданам и УК за допущенные нарушения?

За нарушение правил пожарной безопасности управляющая компания и граждане могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Нарушение, не повлекшее каких-либо серьезных последствий, влечет наказание по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа для граждан - 2 000 - 3 000 рублей, для должностных лиц - от 6 000 до 15 000 рублей, для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей.

Если следствием нарушения требований стал пожар, повредивший имущество или причинивший вред здоровью до степени средней тяжести сумма штрафов вырастет в два раза (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ). При причинении тяжкого вреда здоровью административная ответственность предусмотрена только для юридических лиц в виде штрафа от 600 000 до 1 млн рублей или приостановления деятельности на срок до трех месяцев (ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ). Гражданам в таких случаях грозит уголовная ответственность по ст. 219, 109, 168 УК РФ, гражданско-правовая ответственность в виде обязанности возместить ущерб, компенсировать моральный вред.

Часто управляющие компании обжалуют постановление о привлечении к административной ответственности в суде. Например, в Решении Падунского районного суда г. Братска № 12-84/2017 от 12 мая 2017 г. по делу № 12-84/2017 МУП «Жилищно-Коммунальная Служба» указывает на то, что нарушения допущены не по ее вине, так как деньги на содержание общего имущества расходуются только на те объекты, на которые их решил истратить собственник и не на что-либо другое. Суд не признал такие доводы обоснованными, поскольку выявленные в результате проверки нарушения являются существенными и создают угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.

Многоквартирные жилые дома, особенно столь популярные сегодня «высотки», при несоблюдении самых простых правил пожарной безопасности легко превращаются в ловушку для своих жильцов. Результатом пожара в таком доме становится не только значительный материальный ущерб, но нередко и гибель людей. Чтобы избежать беды необходимо строго следовать установленным законодательством нормам.

Статистика в сфере обеспечения пожарной безопасности МКД: цифры не лгут

Согласно данным из ежегодного статистического сборника ФГБУ ВНИИПО МЧС России, число пожаров и погибших при них людей в последние годы неуклонно снижается, чего нельзя сказать о травмированных людях и причиненном материальном ущербе. При наличии позитива в части статистических данных, к сожалению, все цифры еще достаточно велики.

Таблица 1. Статистические данные о пожарах в МКД в г. Москве

Статистика \ Годы

Количество пожаров, ед.

Травмированные, чел.

Погибшие, чел.

Материальный ущерб, млн руб.

Таблица 2. Статистика пожаров в МКД по России

Статистика \ Годы

Количество пожаров, ед.

Количество травмированных, чел.

Количество погибших, чел.

Материальный ущерб, млн руб.

Правовое регулирование пожарной безопасности в МКД

Законодательством РФ предусмотрен целый ряд мер по противопожарной защите многоквартирных зданий на этапах их проектирования, строительства и эксплуатации, оформленных в виде правовых документов различного уровня, среди которых федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, своды правил и национальные стандарты (см. табл. 3).

Таблица 3. Правовые документы, регулирующие ПБ в многоквартирных зданиях

Наименование документа

Отдельные положения

Градостроительный кодекс РФ

Пункт 10 части 4 статьи 42; Пункт 9 части 12 статьи 48

Жилищный кодекс РФ

Часть 4 статьи 17; Часть 10 статьи 23; Часть 3 статьи 39; Часть 1.1 статьи 161

Статьи 34 и 37

№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Часть 2 статьи 4; Пункт 6 статьи 63; Глава 19

№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Часть 1 статьи 2; Пункт 2 части 6 статьи 3; Часть 5 статьи 4; Статьи 8 и 17 (полностью)

Пункты 23 и 95 Правил противопожарного режима в Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»

Пункт 6 Правил

Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»

Пункты 7–9, 16, 20, 21, 27 и 28 Перечня услуг и работ; Пункты 8 и 9 Правил оказания услуг

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»

Пункты 7, 10, 16 и 42; Подпункт «е» пункта 11

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» вместе с Правилами

Свод правил «СП 112.13330.2011. Пожарная безопасность зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 21-01-97*»

Полностью

Свод правил «СП 54.13330.2016. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»

Пункты 4.4–4.6, 5.4, 7 (полностью) и 8.8

Свод правил «СП 372.1325800.2018. Здания жилые многоквартирные. Правила эксплуатации»

Пункты 7 (полностью), 9.11, 12.6, 12.8

Свод правил «СП 255.1325800.2016. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения»

Разделы 6 и 14 (полностью)

Свод правил «СП 5.13130.2009. ССПЗ. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»

Приложение А (обязательное)

В части, не противоречущей современному законодательству

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», Общероссийским строительным каталогом (СК-1) Правилам присвоен номер МДК 2-03.2003

Подпункт 3 пункта 1.4; Пункты 1.7.2, 2.1, 2.6.5–2.6.7, 2.7.2, 4.9.1.4, 5.6.2, 5.6.6, 5.9.2

«Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности»

Приложение № 3 (Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении ФГПН, для многоквартирных жилых домов (класс функциональной пожарной опасности Ф1.3)

Межгосударственный стандарт «ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»

Полностью

Национальный стандарт «ГОСТ Р 12.2.143-2009. ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»

Подраздел 6.2

Меры противопожарной защиты на этапе проектирования и строительства

Многоквартирные дома - это объекты повышенного риска, поскольку возникший в одном из его помещений пожар способен в кратчайшее время перекинуться на другие квартиры и этажи. Большинство отделочных материалов, используемых жильцами и УК для ремонта, весьма пожароопасны, к тому же при горении они выделяют токсичные соединения, что еще больше осложняет ситуацию. Поэтому, чтобы уменьшить риски возгорания, в многоквартирном доме еще на этапе его проектирования должны быть предусмотрены инженерные системы пожарной защиты.

Документы по обоснованию проекта многоквартирного здания в обязательном порядке должны включать в себя пояснительную записку с описанием положений пожарной безопасности. Согласно требованиям ГрК РФ, в пакет проектной документации входит комплекс мероприятий для обеспечения необходимой пожаробезопасности объекта. В соответствии с техническими регламентами О безопасности зданий и сооружений и О требованиях пожарной безопасности в проекте многоквартирного дома также обосновывают:

· противопожарные разрывы - расстояние от самого здания до наиболее близкого к нему сооружения, здания или какой-либо наружной установки;

· значения характеристик пожарной опасности и огнестойкости инженерно-технических систем здания и элементов его строительных конструкций;

· нормативные значения пожарного риска;

· конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, в том числе разделение многоквартирного дома на пожарные отсеки, расположение и общая протяженность эвакуационных путей и выходов, их габариты и обеспечение противодымной защиты, а также характеристики пожарной опасности напольных и настенных покрытий на путях;

· безопасность электрооборудования и линий электроснабжения;

· функциональные параметры всех систем противопожарной автоматики, включая АУПС, АУПТ, СОУЭ и др.;

· меры по предоставлению мобильной пожарной технике возможности проезда и доступа пожарного расчета к месту возникновения возгорания;

технические характеристики системы внутреннего и внешнего противопожарного водопровода.

Таким образом в МКД, в числе прочего, обеспечивается возможность:

· доступа подразделений пожарной охраны в любое помещение здания;

· подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

· эвакуации людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью;

· проведения мероприятий по спасению людей.

Однако, в процессе эксплуатации МКД существенную часть ответственности за пожарную безопасность должны нести жильцы, арендаторы и управляющие организации (УК, ТСЖ).

Меры противопожарной защиты в МКД на этапе эксплуатации

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества МКД включаются внутридомовые системы:

· внутреннего противопожарного водопровода;

· дымоудаления;

· автоматической пожарной сигнализации (АУПС);

· иного электрического оборудования, включенного в сети от внешней границы стены МКД до квартирных приборов учета.


Надлежащее содержание общего имущества МКД, в соответствии с вышеуказанными Правилами и частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ, включает в себя, в том числе, соблюдение мер (требований) пожарной безопасности в соответствии с законодательством России о ПБ. При этом для обеспечения соответствующего состояния общего имущества, в зависимости от способа управления МКД, заключается договор управления с застройщиком, УК, специализированным потребительским кооперативом, либо посредством членства в ТСЖ.

Таким образом, если с УК такой договор был своевременно заключен, то она обязана обеспечить соблюдение эффективных мер пожарной безопасности при эксплуатации жилого дома, для чего, согласно пункту 7 Свода правил СП 372.1325800.2018, управляющая компания должна располагать данными соответствующего раздела проектной документации. При эксплуатации многоквартирного дома, в частности, недопустимо снижение огнестойкости его конструкций из-за повреждений огнезащитного слоя, появления трещин или по другим причинам. В случае замены потолочных, напольных или стеновых покрытий во время косметического ремонта квартир и других помещений, УК обязана контролировать соблюдение класса пожарной опасности дома, установленного проектом.

В МКД к первоочередным работам по обеспечению надлежащего уровня пожарной безопасности относятся:

· осмотр состояния систем пожарной сигнализации и, при необходимости, проведение их ремонта;

· поддержание в рабочем состоянии пожарных лестниц, выходов, проходов, систем пожаротушения и прочих необходимых компонентов пожарной защиты;

· обслуживание компонентов системы аварийного домового освещения.


Что касается самих жильцов дома, то они должны соблюдать ряд запретов, изложенных в пункте 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации:

· хранить и использовать в подвалах многоквартирных зданий, а также на их чердаках и в цокольных этажах различные горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, взрывчатые вещества, пиротехнику, баллоны с горючим газом и т.д.;

· использовать упомянутые помещения для организации мастерских, складов или производственных участков;

· размещать ларьки, киоски, склады в лифтовых холлах и хранить в них легковоспламеняющиеся материалы;

· демонтировать на этажах двери эвакуационных выходов;

· размещать мебель и другие объемные предмеры на подходах к пожарным кранам и первичным средствам пожаротушения, в переходах между секциями, у дверей эвакуационных выходов, заваривать люки на лоджиях и балконах квартир;

· стирать одежду или с использованием бензина и прочих горючих жидкостей или использовать их для уборки, использовать открытый огонь для обогрева замерзших коммуникаций;

· остеклять балконы и галереи, через которые предоставляется доступ к незадымляемым лестничным клеткам;

· монтировать на лестницах внешние блоки кондиционеров;

· использовать розетки и электрорубильники с повреждениями;

· оставлять без надзора бытовые электронагревательные приборы, включенные в электрическую сеть.

На придомовой территории строго запрещено использовать противопожарные разрывы для постройки любых сооружений и парковки транспортных средств. Вся территория разрыва должна оставаться свободной.

Чаще всего подобные нарушения допускают собственники квартир, но ответственность за них в случае проверки обычно ложится на управляющую компанию, поскольку установить истинного виновника удается редко, а, например, демонтировать перегородки своими силами УК не берется, опасаясь судебного преследования со стороны жильцов, способных заявить о порче или пропаже своего имущества…

Ответственность собственников квартир и управляющей компании МКД

Наказание за несоблюдение пожарной безопасности регламентируется статьей 20.4 КоАП РФ. Согласно пункту 1 этой статьи однократное нарушение требований наказывается предупреждением или штрафом, размеры которого могут быть различными: от 2000 до 3000 рублей для граждан и от 150 000 до 200 000 рублей для юридических лиц.

Согласно части 6 статьи 20.4 КоАП, если нарушение требований пожарной безопасности привело к уничтожению или повреждению какого-либо имущества и причинению вреда средней тяжести здоровью людей, то суммы штрафа существенно увеличиваются. В этом случае для граждан они составят 4000–5000 рублей, для юридических лиц - 350 000 – 400 000 рублей.

Часть 6.1 статьи 20.4 КоАП предусматривает, что если в результате пожара, вызванного именно нарушением правил безопасности, здоровью людей был причинен существенный вред или на пожаре погиб человек, то штраф составит от 600 000 до 1 000 000 рублей, одновременно, возможно и приостановление деятельности организации сроком до 3 месяцев. Кроме того, виновные могут понести ответственность и по уголовному законодательству - согласно статье 219 УК РФ в некоторых случаях за подобные нарушения предусмотрено наказание от 3 до 7 лет.

Управляющая компания, ТСЖ или кооператив обязаны удостовериться не только в квалификации подрядчика (исполнителя), но и в том, что последний располагает необходимыми допусками и разрешениями, поскольку любая деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий является лицензируемой, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ.

Деятельность УК, ТСЖ и кооперативов регламентирована Правилами осуществления деятельности по управлению МКД, где изложены стандарты управления МКД, к числу которых относится выбор подрядчика (исполнителя) и своевременное заключение с ним договора оказания услуг (выполнения работ). При этом выбор ненадлежащего исполнителя может быть расценен как нарушение Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416. В этом случае КоАП РФ предусмотрена административная ответственность по статье 7.23.3, согласно которой должностные лица могут быть оштрафованы на 50 000 – 100 000 рублей либо дисквалифицированы на срок до 3-х лет, а на организации может быть наложен штраф в размере от 150 000 до 250 000 рублей.

Чтобы избежать неприятных, а иногда непоправимых, последствий, не стоит относится к соблюдению норм и правил пожаробезопасности пренебрежительно. Исчерпывающие профессиональные рекомендации, касающиеся всех вопросов организации противопожарной защиты, разработки проектов и монтажа систем противопожарной автоматики для многоквартирных домов, ТСЖ и управляющие компании могут получить в нашей компании - Альянс «Комплексная безопасность». С нами можно заключить договор на обслуживание уже существующих систем, произвести их ремонт или запроектировать и смонтировать новые. Двадцатилетний опыт компании на рынке противопожарного оборудования гарантирует высокое качество работ любой сложности и ответственности.

Случайные статьи

Вверх