Земли, изъятые из оборота. Земельные участки изъятые из оборота В гражданском обороте ограничены земельные участки

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

  • 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
  • 2) из состава земель лесного фонда;
  • 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
  • 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • 7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
  • 8) утратил силу с 1 марта 2015 г.;
  • 9) занятые объектами космической инфраструктуры;
  • 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  • 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Ограничения оборотоспособности земельных участков

Комментарий к статье 27 ЗК РФ:

1. В комментируемой статье установлены ограничения оборотоспособности земельных участков. Оборотоспособность является одной из важнейших характеристик объектов прав. С точки зрения оборотоспособности земельные участки могут быть оборотоспособными; ограниченными в обороте и изъятыми из оборота. Оборотоспособность земельных участков - это такое свойство участков земли, которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению). Соответственно, наличие установленных ограничений по отчуждению или переходу земельных участков от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом свидетельствует об изъятии из оборота или ограничении их оборота.

Согласно п. 3 ст. 129 ГК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В земельном законодательстве содержатся специальные требования об обороте земельных участков. Если земельный участок является объектом имущественных отношений вместе с иными природными ресурсами (например, водными объектами, недрами), то такие отношения регулируются не только земельным, но и лесным, водным законодательством и иными специальными федеральными законами. Гражданское законодательство в данном случае применяется только субсидиарно (дополнительно). Под гражданским законодательством понимается ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности участников (ст. ст. 2, 3 ГК).

2. ГК требует, чтобы объекты, изъятые из оборота, были прямо указаны в федеральном законе. Ограниченно оборотоспособные объекты должны определяться в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 129 ГК). Одним из таких федеральных нормативных правовых актов, регулирующих оборотоспособность земельных участков, является ЗК.

Изъятые из оборота земельные участки не могут быть предметом сделок, предоставляться в частную собственность и находиться в свободном обороте. В то же время в действующем законодательстве можно встретить отступления от этого общего правила. Исключение составляют земельные участки, занятые национальными парками. В соответствии с п. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в зонах познавательного туризма, рекреационных зонах и зонах обслуживания посетителей могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством. Также согласно п. 5 ст. 93 ЗК отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, могут предоставляться в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Ограниченные в обороте земельные участки - это участки, которые могут принадлежать лишь определенным субъектам либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Следовательно, ограниченно оборотоспособные земельные участки могут быть объектом оборота при соблюдении установленных земельным законодательством условий. Предоставление таких участков в частную собственность допускается только при наличии прямого указания в федеральном законе. Например, к ограниченно оборотоспособным следует отнести сельскохозяйственные угодья, поскольку они могут принадлежать на праве собственности лишь строго определенному кругу лиц. Кроме того, при обороте земель сельскохозяйственного назначения необходимо учитывать и максимальные размеры общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 4 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).

Если земельный участок находится в частной собственности, то он не изъят из оборота и не ограничен в обороте, а потому, по смыслу ст. 260 ГК, он либо его часть могут быть предметом сделки (см. Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2003 г. от 24 декабря 2003 г. // Бюллетень ВС РФ. 2004. N 3).

При совершении сделки с нарушением условий об ограничениях оборотоспособности земельных участков такая сделка является ничтожной, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК).

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается не только ЗК (например, п. 2 комментируемой статьи), но и такими федеральными законами, как ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель, ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713) и ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ N 126-ФЗ от 07.07.2003 "О связи" и др. Например, из ст. 10 ФЗ "О связи" (СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895) следует, что земельные участки, предоставляемые для нужд связи, могут находиться в постоянном (бессрочном) или безвозмездном срочном пользовании, сдаваться в аренду либо передаваться на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Таким образом, основное ограничение оборота данного вида земель заключается в том, что законом не предусмотрена передача в частную собственность земельных участков, предоставленных для нужд связи.

4. Земельные участки, изъятые из оборота, должны быть прямо предусмотрены в законе (п. 2 ст. 129 ГК). По своему характеру и содержанию перечень земельных участков, содержащийся в п. 4 комментируемой статьи, является исчерпывающим, соответственно, может быть дополнен только путем внесения изменений в комментируемую статью.

Земельный участок признается изъятым из оборота, если на земельном участке расположен указанный в п. 4 комментируемой статьи объект, находящийся в федеральной собственности. Отсутствие на земельном участке такого рода объекта свидетельствует о том, что земельный участок не изъят из оборота.

Изъятие земельных участков из оборота приводит к тому, что Российская Федерация, являясь их собственником, не обладает всем объемом правомочий (владения, пользования, распоряжения), традиционно признаваемым за собственником, и прежде всего ограничено правомочие распоряжения.

5. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, как правило, не предоставляются в частную собственность. Однако федеральными законами могут предусматриваться исключения из этого общего правила.

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки определенных видов, категорий земель или занятые определенными объектами.

6. Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель. Из действия этого Закона выведены земельные участки, указанные в п. 7 комментируемой статьи.

Указанный Закон содержит значительное количество норм, устанавливающих специфические правила оборота сельскохозяйственного назначения, отличные от общих положений гражданского и земельного законодательства. В частности, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;

3) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов РФ. Но принятие субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (п. п. 2, 5 ст. 1 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).

С момента вступления в силу ЗК (с 30 ноября 2001 г.) и до введения в действие ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель (т.е. до 27 января 2003 г.) оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществлялся в соответствии с гражданским законодательством и ЗК, с учетом ФЗ о введении в действие ЗК, лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного законодательства. Субъекты РФ, оборот земель в которых до введения в действие ЗК регулировался законами субъектов РФ, продолжали осуществлять оборот земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с этими законами.

7. Из сферы действия ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель п. 7 комментируемой статьи исключены определенные виды земельных участков (также п. 1 ст. 1 названного ФЗ). Оборот указанных земельных участков регулируется общими положениями ЗК.

При рассмотрении одного из дел, связанных с приватизацией земельного участка крестьянского фермерского хозяйства, на котором находилось сооружение, ФАС Северо-Кавказского округа сделал вывод, что из анализа , п. 1 ст. 1 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель в их системной взаимосвязи следует, что иными федеральными законами могут быть предусмотрены порядок и условия приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями, но не возможность запрета их приватизации. ЗК и ФЗ о введении в действие ЗК запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не содержат (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.02.2008 N Ф08-205/08).

8. Запрет на переход в частную собственность указанных в п. 8 комментируемой статьи земельных участков имеет большое значение и связан с необходимостью обеспечения их общедоступности.

В соответствии со ст. 6 ВК береговая полоса - полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования. Водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, являются поверхностные водные объекты (моря или их отдельные части, водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота и т.п.), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не предусмотрено ВК.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, ширина которых составляет 5 метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Аналогичная норма, содержащая запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых водными объектами, содержится в . Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Право собственности на пруд, обводненный карьер подчинено праву собственности на соответствующий земельный участок. В границах территорий общего пользования могут располагаться пруды, обводненные карьеры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 460-ФЗ.

3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

8) подпункт утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

6. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

8. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Комментарий к статье 27 ЗК РФ

Комментируемой статьей регулируется такое свойство земельных участков, как их оборотоспособность. При этом ч.1 комментируемой статьи определено, что оборотоспособность земельных участков определяется гражданским и земельным законодательством.

Согласно п.2 комментируемой статьи земельные участки могут быть изъяты из оборота или ограничены в обороте. Данная норма корреспондировалась с ранее действовавшими положениями ст. 129 ГК РФ. Вместе с тем Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 2013. N 27. Ст.3434) из ГК РФ было исключено понятие "изъятие из оборота". Так, согласно ст. 129 ГК РФ в редакции указанного Федерального закона объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Следует отметить, что был сохранен в прежней редакции п.3 ст. 129 ГК РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Также указанным Федеральным законом N 142-ФЗ предусматривается, что правовой режим объектов гражданских прав, которые до дня вступления в силу данного Федерального закона признавались изъятыми из оборота и в соответствии с п.2 ст. 129 ГК РФ признаются ограниченными в обороте, сохраняется.

Учитывая вышеизложенное, представляется, что при определении возможности оборота земельных участков как объектов гражданских прав приоритет будут иметь положения комментируемой статьи. При этом следует отметить, что содержание ограничений оборота земельных участков является разным в зависимости от того, являются ли они изъятыми или ограниченными в обороте. Так, изъятые из оборота земельные участки не только не могут предоставляться в частную собственность, но и не могут также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким случаем, в частности, является ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 июля 2010 года N Д23-2704).

Пункты 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают признаки, наличие которых свидетельствует об отнесении земельного участка к изъятым или ограниченным в обороте.

Изъяты из оборота могут быть только земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности определенными объектами, при этом следует отметить, что слово "объекты" используется в широком смысле, в том числе как определенные территории, а не только как объекты недвижимости.

Так, к числу изъятых из оборота относятся земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ). Цели, порядок создания и правовой режим государственных природных заповедников и национальных парков раскрываются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (СЗ РФ. 1995. N 12. Ст.1024; 2005. N 1. Ст.25; 2008. N 30. Ст.3616; 2013. N 52. Ст.6971).

При этом необходимо отметить следующие исключения из общего правила отнесения таких земельных участков к изъятым из оборота. Пунктом 6 ст. 95 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на земли национальных парков и не нарушает режима использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Согласно п.4 ст. 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на специально выделенных федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участках биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника для обеспечения предусмотренных положением об этом полигоне видов деятельности, развития познавательного туризма, физической культуры и спорта допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством РФ для каждого биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. Земельные участки, необходимые для осуществления указанной деятельности, могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду. Возможность предоставления в аренду относится и к земельным участкам, предназначенным для осуществления рекреационной деятельности и расположенным в соответствующей функциональной зоне в границах национальных парков (ст. 17).

Статьями 11 и 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление государственными природными заповедниками и национальными парками, вправе предоставлять на участках частичного хозяйственного использования своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном ЗК РФ.

Иные основания отнесения земельных участков к изъятым из оборота можно охарактеризовать как направленные на обеспечение обороны страны и безопасности государства. Такой подход в полной мере соответствует закрепленному в ст. 55 Конституции РФ принципу, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

________________
При этом для решения вопроса об отнесении земельных участков к изъятым из оборота на основании подп.2-10 п.4 комментируемой статьи следует руководствоваться отраслевыми законодательством - соответственно Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (СЗ РФ. 1996. N 23. Ст.2750), ст. 22 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе" (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст.1), Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 26. Ст.3170), Федеральным законом от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (СЗ РФ. 1995. N 15. Ст.1269), Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст.2594), Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст.4552); Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 33. Ст.1915); ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса (СЗ РФ. 1997. N 2. Ст.198), ст. 3 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 7. Ст.245; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст.3607); Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.146); Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст.594).

Пунктом 5 комментируемой статьи определены основания отнесения земельных участков к ограниченным в обороте. При этом необходимо отметить, что ограничены в обороте могут быть только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

При определении ограничения в обороте земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий следует учитывать, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" к особо охраняемым природным территориям (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков) относятся природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ из указанного перечня были исключены лечебно-оздоровительные местности и курорты.

При этом предусмотрено, что законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Устанавливая основания для ограничения земельных участков в обороте, законодатель говорит об их нахождении в пределах особо охраняемых природных территориях, а не земель особо охраняемых природных территориях. Это свидетельствует о том, что нахождение в границах особо охраняемой природной территории земельного участка является основанием для его ограничения в обороте независимо от категории земель, к которой относится такой земельный участок.

Совсем иной подход можно отметить в подп.2 п.5 комментируемой статьи, согласно которой ограниченным в обороте является земельный участок из состава земель лесного фонда, т.е. здесь важно отнесение земельного участка к определенной категории земель. При этом целесообразным представляется отметить, что согласно позиции Федерального агентства лесного хозяйства в связи с ограничением в обороте земельных участков из состава земель лесного фонда объекты лесной инфраструктуры, созданные арендаторами лесных участков, после того как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации (ст. 13 ЛК РФ) (письмо от 20 ноября 2012 года N НК-10-47/13381).

При решении вопроса об ограничении земельного участка в обороте на основании подп.3 п.5 комментируемой статьи следует руководствоваться понятием водного объекта, раскрываемым в Водном кодексе РФ (СЗ РФ. 2006. N 23. Ст.2381), согласно п.1 ст. 4 которого водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. При этом выделяют поверхностные (моря, реки, ручьи, каналы, водоемы, болота, родники, гейзеры и др.) и подземные водные объекты.

Учитывая, что в соответствии с п.2 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения, а также принимая во внимание, что правовое регулирование вопросов определения границ, форм собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах, земельный участок является ограниченным в обороте при нахождении на нем поверхностных водных объектов.

Иные основания ограничения в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренные подп.4-14 п.5 комментируемой статьи, увязаны с необходимостью сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты здоровья населения.

________________
При решении вопроса об ограничении в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по основаниям, предусмотренным подп.4-14 п.5 комментируемой статьи, необходимо руководствоваться соответственно Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 года N 1487, Положением о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 года N 1143; Таможенным кодексом РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности Российской Федерации" (СЗ РФ. 2007. N 7. Ст.837; 2008. N 30. Ст.3616; 2009. N 29. Ст.3634; 2010. N 27. Ст.3415; 2011. N 7. Ст.901; N 30, Ст.4569, 4590; 2013. N 30. Ст.4041, 4058), ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст.2207), ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст.1001), ст. 40, 42 Воздушного кодекса РФ (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст.1383), приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2005 года N 31 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Объекты единой системы организации воздушного движения" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 21) ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст.169), Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СЗ РФ. 2007. N 46. Ст.5553; 2008. N 30. Ст.3616; 2009. N 29. Ст.3582), ст. 18 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-1 "О космической деятельности" (РГ. 1993. 6 окт.; СЗ РФ. 1996. N 50. Ст.5609; 2003. N 2. Ст.167), Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3589; 2008, N 29. Ст.3418; 2009. N 1. Ст.17; 2011. N 50. Ст.7359), Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст.219), Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681 (СЗ РФ. 1998. N 27. Ст.3198), Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (СЗ. 1998. N 26. Ст.3009), Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утв. приказом МПР России от 15 июня 2001 года N 511 ("Природно-ресурсные ведомости". 2001. N 45), Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 6 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (СЗ РФ. 1998. N 29. Ст.3399), Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота", утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года N 830 (СЗ РФ. 2002. N 47. Ст.4676), ст. 70.1 ЗК РФ, Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.4.1110-02 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года N 10 (РГ. 2002. 8 мая. N 81).

Необходимо отметить, что Законом N 171-ФЗ был скорректирован подп.7 п.5 комментируемой статьи в части оснований ограничения земельных участков в обороте. Так, недостаточно четкая и допускающая произвольное толкование формулировка "предоставленные для нужд транспорта" была заменена указанием на конкретное назначение земельных участков - для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения. При этом был определен и исчерпывающий перечень объектов транспортной инфраструктуры, предназначенные для размещения которых земельные участки ограничиваются в обороте.

Также Законом N 171-ФЗ было исключено такое основание ограничения земельных участков в обороте, как предоставление для нужд связи (подп.8 п.5). Это было связано, с одной стороны, с недостаточной четкостью такого основания, а с другой - с тем, что многие организации связи являются частными компаниями и ограничение в обороте земельных участков, предоставленных им в соответствии с законодательством и занятыми принадлежащими им объектами связи, представлялось не вполне обоснованным и не обеспечивающим баланс публичных и частных интересов.

Следует отметить, что на практике неоднократно поднимался вопрос о конституционности того или иного основания ограничения земельного участка в обороте (чаще всего основания, предусмотренного подп.14 п.5 комментируемой статьи). Согласно позиции Конституционного Суда РФ ст. 36 Конституции РФ, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности, одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, и вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права, они определяются законодателем в рамках его компетенции. Исходя из данных конституционных предписаний и требования ст. 55 (ч.3) Конституции РФ, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению. При этом право на приватизацию государственного и муниципального имущества не относится к числу конституционных; оно регламентируется федеральным законодателем исходя из интересов защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, оспариваемые нормы (основания ограничения в обороте) сама по себе не может рассматривать как нарушающая конституционные права.

________________
См., напр.: Определения Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 года N 379-О-П, от 29 января 2009 года N 48-О-О, от 29 января 2009 года N 50-О-О, от 25 февраля 2010 года N 189-О-О, от 27 мая 2010 года N 772-О-О, от 15 июля 2010 года N 1058-О-О, от 17 июня 2013 года N 915-О, 16 июля 2013 года N 1197-О.

При рассмотрении вопроса о конституционности подпункта 6 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ особое мнение высказал судья Конституционного Суда Российской Федерации Г.А.Гаджиев, согласно которому обнаруживается неопределенность в вопросе о том, насколько необходимым, адекватным и достаточным является установленное ЗК РФ общее ограничение на оборот земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2013 года N 119-О).

Следует также отметить, что при установлении факта ограничения земельного участка в обороте необходимо учитывать, находится ли земельный участок в государственной или муниципальной собственности, а также в зависимости от основания ограничения в обороте - разрешенное использование земельного участка и (или) нахождение его в пределах определенных территорий, зон, которые должны быть установлены в соответствии с отраслевым законодательством Российской Федерации. Например, отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти. Границы зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Поэтому простое указание в кадастровых паспортах сведений о нахождении спорных земельных участков в границы той или иной территории, зоны само по себе не свидетельствует об установлении такой зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помимо оснований ограничения земельных участков в обороте также установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, определенной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п.8).

Запрет на приватизацию земельных участков, на которых находятся пруды и обводненные карьеры, представляет собой частный случай ограничения в обороте по основанию, предусмотренному подп.3 п.5 комментируемой статьи. Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, составляет 5 метров.

Понятие территорий общего пользования раскрывается в п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Аналогичное правило закреплено и в п.12 ст. 85 ЗК РФ, согласно которому земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п.6 комментируемой статьи оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст.3018; 2003. N 28. Ст.2882; 2004. N 41. Ст.3993; N 52. Ст.5276; 2005. N 30. Ст.3098; 2008. N 20. Ст.2251; N 49. Ст.5748; 2009. N 19. Ст.2283; 2011. N 1. Ст.32, 47; 2012. N 26. Ст.3446; N 27. Ст.3587; 2013. N 23. Ст.2866; N 49. Ст.6328; N 52. Ст.7011). Так, п.3 ст. 1 указанного Федерального закона определены принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения: 1) сохранение целевого использования земельных участков; 2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; 3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; 4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; 5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. Также предусмотрено, что приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

Статьей 174.1 ГК РФ сделка, совершенная с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом.

Консультации и комментарии юристов по ст 27 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 27 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Земельные участки, ограниченные в обороте – это те паи, владение которыми ограничено для населения, по объективным, с точки зрения России (ее управляющих и законодательных органов).

Регулируется данный Земельным Кодексом.

Чтобы выяснить, каким правилам или предписаниям подчиняется земельное хозяйство страны, следует заглянуть в документ, где собраны все подобные законы – в Земельный Кодекс.

Навигация по статье

Способы ограничения оборота земли

Статья двадцать седьмая говорит о двух препятствий их обороту (оборотоспособности): изъятие и собственно ограничение. Далее приводится перечень тех наделов, которые попадают под это определение:

  • Особо тщательно защищаемые природные территории, а именно земли, которые находятся в пределах и границах этих территорий, что не были указаны в четвертом пункте той же двадцать седьмой статьи.
    Лес (участок, занятый им).
  • Земли, лежащие в пределах объектов водных ресурсов, что содержатся в местном или государственном фонде.
  • Территории, что находятся в границах особенно важных культурных объектов, входящие в культурно-историческое наследственное богатство людей (археолого-исторические заказники и подобные формирования и те, что внесены в перечни мирового человеческого наследия).
  • Та , что не упомянута в п. 4-ом статьи двадцать семь, но представлена для оборонительных потребностей страны, а также для ее безопасности, дел таможни, военных, нужд и та, что находится внутри рубежей неограниченных в доступе админ. образований (имеются в виду именно территории).
  • Места и местности, представленные правительством для налаживания связи, инфраструктуры космических исследований и полетов, находящиеся и занятые для нужд гидротехнических сооружений.
  • Земли, занятые под производством ядовитых и наркотических веществ.
  • Территории, которые загрязнены ядами, ядохимикатами, веществом, проявляющим радиоактивность либо веществом, которое подверглось радиоактивному загрязнению, биоактивному гниению и биологическому загрязнению. Последняя категория относится именно к понятию деградации земель. Это их обеднение с точки зрения содержания нужных для веществ, организмов (микроорганизмов), соединений и так далее.
  • Те земли, что отведены под нужды муниципалитете или .
  • Участки, которые находятся в 1-ой, а также во 2-ой санитарных зонах водных охраняемых территорий, то есть используемых для питья. Они охраняются для препятствия загрязнения самой нужной жидкости в мире и, как следствия, отравления жителей.
  • Земля, предназначенная для связи, в том числе для связи с помощью транспорта. Также к этой подкатегории относят порты моря и реки, либо иного водоема, аэродромы и их вокзалы, сооружение для навигации и аэропорты, сооружения для судоходства, международные транспортные терминалы.

Из всего вышесказанного выходит, что земельные участки ограниченные в обороте – это участки, используемые не для общественных нужд. Они могут стать таковыми, если выполняются такие : участок находится в муниципалитете или госсобственности и его значение (целевое использование) определено законом (государством).

Принцип разделения земель

По статье седьмой из Земельного Кодекса разделения земли основываются прежде всего на их назначении или, как говорят, целевом назначении. По способам использования той или другой территории, она может быть отнесена к одной из специальных категорий.


Следуя вышесказанному, правовой режим определяют для каждой земли (участка), руководствуясь принадлежностью к одному из видов допустимого или неразрешенного использования.

Назначение по целям использования может быть таким:

  • Для с/х.
  • Земли города, села и так далее.
  • Территория, где стоят заводы и другие промышленные предприятия.
  • Земли, которые находятся под организациями энергетической сферы.
  • Территория транспорта и транспортных .
  • Земля для вещания (радио– и теле-).
  • Территория для предприятий, занятых в космической сфере.
  • Земля для обороны и обеспечения безопасной жизни людей.
  • Территории другого спец.назначения.
  • Земли, специально охраняемые государством.
  • Водные ресурсы.
  • Земля, относящаяся к запасу.

К сожалению, столь четкое подразделение территорий по разным категориям земель из-за несовершенства законодательной базы и противоречия между собой норм, на практике не всегда . Увидеть картину в общем можно на простом примере.

Допустим, одному государственному предприятию дали в распоряжение два типа земель: сельскохозяйственные и земли населенных пунктов. Далее события развивались следующим образом.

Указанная государственная организация была внесена в Свод, содержащий информацию об особо важных и ценных объектах страны, относящихся к культурно-историческому наследию страны. Теперь возникает следующий вопрос: нужно ли ограничивать в обороте эти участки?

Здесь есть два противоположных ответа и все они следуют из Земельного Кодекса:

  • Первый – да, нужно, так как пункты четвертый и пятый двадцать седьмой статьи говорит о том, что территории, занятые (находящиеся) под объектами, описанными выше, относят к тем, что в обороте ограничены.
  • Второй – нет, не нужно, так как, согласно девяносто девятому разделу, земля “наследия” относится к исторической категории территорий (или культурной). Далее, такие территории относятся по статье девяносто четвертой к отдельной категории и вместе с этим они автоматически являются ограниченными для оборота.

Вот тут и кроется противоречие: как земли, изначально позиционируемые, например, как сельскохозяйственные, могут быть отнесены к совершенно иной категории? Благо, что именно такой случай с переопределением категории, к которой относятся те или иные территории, может быть урегулирован пунктом десятым восемьдесят пятой.

Там говорится о том, что в пределах населенных пунктов могут наступать изменения в категории земель и они могут переходить в иные категории, если они имеют особое природоохранное значение, а также научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное либо иное, особо ценное значение.

Получается, что в данном конкретном примере вопрос решается обращением к этой статье и изменением на законных, легитимных основаниях статуса . А значит, эти населенные земли можно ограничивать в обороте.

Единственное, что останется не решенным – это вопрос с сельскохозяйственными землями, которые также были отведены государственному предприятию.

Для решения данного нужно следовать общей логике земельного законодательства. Что представляет собой представленная категория территорий?

Сельскохозяйственные земли – это сельскохозяйственные угодья, включающие хозяйственные дороги, лесные насаждения, призванные защищать от антропогенных и иных вредных факторов, коммуникации, водные объекты, а также помещения и другие объекты, использующиеся для хранения, первичной обработки производимой сельскохозяйственной продукции.

К таким угодьям относятся сенокосы, пашни, залежи, пастбища, земли с дорогами, коммуникациями и лесными насаждениями, если они являются неотъемлемой частью производства сектора сельского хозяйства. На первый взгляд такие территории не могут иметь культурное, историческое значение, кроме случая обнаружения древней цивилизации в недрах.

Значит, следуя логике земельных законов, такие земли не ограничиваются в обороте. Следуя принципу целевого назначения, также эти территории не должны менять своего статуса.

Еще один пример несоответствия правовых свобод и обязанностей (относящихся к земле) друг другу. Если в городе расположен объект, который имеет прямое отношение к оборонной промышленности, к какому виду земель его нужно отнести?

С первого взгляда – это промышленная земля, а со второго – территория, занятая под пункт постоянного проживания людей. Опять нестыковка – ведь пределы последнего не должны перетекать, соединятся либо обоюдно переплетаться с границами населенных земель, объединенных общим названием и официально , как населенные пункты, отведенные в пользование населению России или юр.лицам.

Еще одним принципом разделения территорий по категориям является обязательное ограничение в обороте тех участков, которые заняты обороной государства, ее обеспечением, а также участки, отведенные для таможенных нужд. Перечень тех объектов, которые попадают под такое описание характеристик, обновляется периодически для внесения корректив.

Чем определяются ограничение оборота участков


Земельные участки ограниченные в обороте определяются их оборотоспособностью.

Что это за юридическое понятие?

Оборотоспособность – это одна из важнейших , как указывается в статье двадцать седьмой, а именно в комментариях к ней.

Данное свойство связано с возможностью земель свободно при необходимости отчуждаться от одного владельца (пользователя) и переходить к другому.

С позиции, указанной выше, территории (участки) могут быть:

  • оборотоспособными
  • ограниченными в обороте
  • изъятыми из оборота

К первой категории можно отнести те земли, которые переходят иным лицам в обычном, простом порядке законного препятствования. Если же есть какие-либо ограничения для осуществления таких действий в любое время и без задержек и оформления дополнительных документов и прав, тогда такие территории относятся ко второй категории.

Изъятыми являются те земли, что вообще не участвуют и не могут участвовать в таком обороте, то есть это значит, что с ними нельзя выполнять никаких действий в разрезе изменения их статуса, как объекта права и правовых отношений.

Согласно пункту третьему участки могут изменить владельца несколькими способами, но только так, как описано в нормативно-правовых актах и других официальных , что издаются правительством Российской Федерации.

В том случае, когда земля принадлежит кому-то и используется в тандеме с иными природными ресурсами (например, вместе с водой, земельными недрами), тогда подобные правовые отношения между владельцами земель регулируются не только Земельным, но и другими соответствующими кодексами.

Оборот земельных ресурсов может быть ограничен для тех объектов, которые попадают под особые категории, которые иначе контролируются и используются государством, чем земли обычного статуса.

Изменение его может происходить из-за изменения внешних факторов и обстоятельств, таких, как изменение о той или иной территории, изменение в связи с этим ее историко-культурного значения. В случае, если пользование такой землей включает также пользование иными, смежными ресурсами, такие правовые отношения регулируются также и другими кодексами.

Подробнее о статусе земельных участков, можно посмотреть на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно - территориальные образования;

8) исправительно - трудовыми учреждениями и лечебно - трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно - техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

2) в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

3) занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко - культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно - территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8) предоставленные для нужд связи;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

6. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.


оглавление | вперед >>
Случайные статьи

Вверх