Что собой представляет административный договор. Административные договоры: понятие, особенности и виды


Административный договор Понятие Административный договор - это соглашение двух формально юридически равных властных субъектов государственного управления, касающийся вопросов организации управленческого процесса, в том числе вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также вопросов передачи осуществления части государственно-властных полномочий от одного субъекта управления другому. Виды14 договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);
договоры в сфере управления государственной собственностью;
договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве «государственными контрактами»);
контракты с военнослужащими, студентами, агентами спецслужб;
финансовые и налоговые соглашения;
договоры о взаимодействии, сотрудничестве;
различного рода концессии и инвестиционные соглашения. Ю.М. Козлов выделяет следующие виды административно-правовых договоров15 договоры (соглашения) смешанного типа, в рамках которых административно-правовые элементы проявляются наряду с юридическими инструментами, используемыми и другими отраслями российского права;
договоры (соглашения) исполнительных органов с негосударственными субъектами по поводу реализации их субъективных прав (например, контракты по поводу службы);
договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти по поводу объема полномочий по ее практической реализации, т.е. собственно административно-правовые соглашения, которые не порождают конкретных правоотношений. Особенности Обе стороны договора выступают в интересах государственного управления, являясь властными субъектами административного права и выступая именно в этом качестве. Взаимоотношения сторон административно-правового договора регулируются исключительно нормами административного права. ________________________________________
1 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3-х т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М., 2002. - С. 212.
2 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - С. 247.
3 Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации: Учебн. пособие. - Екатеринбург, 1999. - С. 3-4.
4 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - С. 251-252.
5 Коренев А.П. Административное право России: Учебник: В 3-х ч. - М., 1996. - С. 156.
6 Бахрах Д.Н. Административное право России. - С. 269.
7 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - С. 254.
8 Старилов Ю.Н. Указ. соч. - С. 343-344. Аналогичного мнения придерживается и Д.Н. Бахрах. См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. - С. 278.
9 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - С. 259-260.
10 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - С. 260-261.
11 Бахрах Д.Н. Указ. соч. - С. 278-279.
12 Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. - Саратов, 2001. - С. 265.
13 Процедура принятия правовых актов Правительства РФ определяется в соответствии с Регламентом Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.
14 Бахрах Д.Н. Указ. соч. - С. 341. Аналогичного мнения придерживается и Ю.Н. Старилов. См.: Стартов Ю.П. Указ. соч. - С. 450-465.
15 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - С. 272-213.

Административный договор - это основанное на нормах административного права соглашение, одним из обязательных участников которого является субъект государственного управления, заключаемое с целью урегулирования отношений управленческого характера.

В теории административного права выделяются следующие признаки административного договора:

1. Заключение административного договора влечет возникновение правоотношений между его субъектами на основе добровольного согласия, чем административный договор отличается от актов управления.

2. Административный договор заключается на основе норм административного права, которые регламентируют порядок его заключения и прекращения (расторжения). Так, согласно ст. 13 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации по соглашению (договору) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

4. Одной из сторон административного договора выступает орган исполнительной власти , являющийся субъектом государственного управления. Без его участия данный договор не может быть заключен.

Основным критерием классификации административных договоров является предмет договора, по которому выделяются:

Договоры о сотрудничестве;

Договоры о поступлении граждан на государственную службу.

К договорам о компетенции относятся договоры между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении компетенции, а также о делегировании полномочий.

Административный договор не обеспечен судебной защитой с применением имущественных санкций, а его нормативной базой служат нормы административного (а не гражданского) права.

Практическая целесообразность и ценность административно-договорной формы взаимоотношений участников управленческих отношений в том, что самообязательства сторон расширяют и углубляют непосредственное общение участников административного договора, делают его более доверительным и эффективным. Средством обеспечения административно-договорных обязательств сторон могут выступать меры дисциплинарного, политического, материально-финансового характера, и при определенных условиях административный договор может быть весьма оптимальной формой согласования интересов и возможностей сторон.


Договоры о сотрудничестве определяют различные сферы управленческой деятельности, в частности, обмен информацией, проведение совместных мероприятий и ряд других.

Договоры о поступлении граждан на государственную службу определяют в соответствии с законодательством условия поступления и прохождения различных видов государственной службы

Отличие административного договора от акта управления, гражданско-правового договора .

В отличие от административных правовых актов управления как односторонних действий властных субъектов, административный договор представляет собой двусторонний акт, основанный на согласном волеизъявлении сторон.

В отличие же от гражданско-правового договора административный договор имеет организационное содержание, цель его - достижение общественно значимых результатов. Стороны в административном договоре не равны в своих правах и обязанностях, поскольку основным элементом его содержания являются управленческие, а не имущественные отношения.

Таким образом, административный договор - это управленческое соглашение, урегулированное административными нормами права в целях урегулировать публичные отношения.

В науке административного права вопрос о роли и месте договорных начал в управленческом процессе и, в частности, об административно-правовом характере отдельных типов договоров является чрезвычайно дискуссионным.

Часть специалистов не уделяет должного внимания проблематике договорных форм государственного управления, закономерно полагая, что договор - это форма реализации гражданско-правовых принципов, которая не может быть формой реализации государственно-управленческих задач и функций. Так, в целом ряде учебных пособий вопрос об административном договоре как форме государственного управления не ставится вовсе. *(200)

Одновременно другая часть ученых, напротив, склонна преувеличивать значение публично-правовых договоров в управленческой практике, наделяя статусом административного договора все соглашения, хоть в какой-то мере отличающиеся от закрепленных гражданским законодательством типов договоров. Так, Д.Н. Бахрах по предметному критерию различает следующие виды административных договоров, именуя такими, по сути, все договоры, в отношении отдельных условий которых действуют специальные предписания административно-правовых норм:

договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);

договоры в сфере управления государственной собственностью;

договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве "государственными контрактами");

контракты с военнослужащими, студентами, агентами спецслужб;

финансовые и налоговые соглашения;

договоры о взаимодействии, сотрудничестве;

различного рода концессии и инвестиционные соглашения и другие. *(201)

Таким образом, в перечне административно-правовых оказываются договоры гражданско-правового характера (например, государственные контракты).

Наиболее корректной представляется в этой связи сдержанная позиция, высказанная Ю.М. Козловым, который выделил в разнообразии договорных форм, к которым имеет то или иное отношение административно-правовое регулирования, следующие разновидности:

договоры (соглашения) смешанного типа, в рамках которых административно-правовые элементы проявляются наряду с юридическими инструментами, используемыми и другими отраслями российского права;

договоры (соглашения) исполнительных органов с негосударственными субъектами по поводу реализации их субъективных прав (например, контракты по поводу службы и т.п.), представляющие собой предшествующие принятию одностороннего юридически-властного решения отношения типично горизонтального варианта;

договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти по поводу объема полномочий по ее практической реализации, т.е. собственно административно-правовые соглашения, которые, однако, тоже "не порождают конкретных правоотношений, не подменяют собой правовые акты исполнительных органов, не являются собственно средством управляющего воздействия". *(202)

Обобщая указанные сведения, нужно отметить, что административным в собственном смысле этого слова может быть признан только такой договор, который имеет своей исключительной целью - реализацию государственных управленческих задач. В отношениях, возникающих в связи с заключением разного рода налоговых инвестиционных соглашений, государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд, концессионных договоров (подразумевающих передачу части функций местной администрации по обслуживания местных нужд негосударственным субъектам) и т.п. сделок, административно-правовое начало выражает только одна сторона договора - орган государственного управления, - которая вступает в такие несвойственные ее властной природе отношения с целью реализации своих управленческих задач. Собственно, в этой ситуации властный субъект административного права выступает не в своем основном качестве (органа исполнительной власти, например), а в другом - гражданско-правовом - качестве, т.е. как юридическое лицо. Более того, не следует забывать, что гражданское законодательство напрямую допускает участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в гражданском обороте, что также определенным образом поясняет правовую природу сделок, скажем, приватизации им подобных. Другая сторона может в определенной степени безразлично относиться к проблемам государственного управления, желая извлечь определенную выгоду из заключенной сделки.

Аргумент о том, что условия таких договоров в значительной степени императивно определены нормами источников административного права, не лишает прочие условия договоров диспозитивности, а сам договор гражданско-правового характера. К тому же Гражданский кодекс РФ и в отношении классических гражданско-правовых сделок содержит императивные предписания, что не означает появления административно-правовых элементов в заключаемых на основе этих норм сделках.

Те же соображения относятся и к договорам, заключаемым в соответствии с предписаниями трудового законодательства в сфере, например, государственной службы. Отношения между органом исполнительной власти и гражданином, принимаемым на определенную должность государственной службы, не становятся административно-правовыми в силу одного этого обстоятельства. Заключаемый контракт создает между его сторонами определенную среду трудового характера, осложненную некоторыми административно-правовыми элементами, связанными с институтом государственной службы.

Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что в своей исполнительно-распорядительной деятельности субъекты государственного управления прибегают к помощи договорных форм. Однако эти формы служат лишь вспомогательными инструментами осуществления государственного управления, не меняя своей правовой природы.

Таким образом, административный договор - это соглашение двух формально юридически равных властных субъектов государственного управления, касающийся вопросов организации управленческого процесса, в том числе: вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также вопросов передачи осуществления части государственно-властных полномочий от одного субъекта управления другому.

Такого рода договор характеризуется чистотой административных правоотношений, возникающих между сторонами. Обе стороны сделки выступают в интересах государственного управления, являясь властными субъектами административного права и выступая именно в этом качестве. В таком договоре нет места гражданско-правовым принципам договорных отношений, как и места гражданско-правовой ответственности сторон. Взаимоотношения сторон такого рода сделки регулируются исключительно нормами административного права.

У публичных лиц (государственных учреждений, местных органов) помимо одностороннего административного акта имеется другой юридический способ выполнения своей миссии - заключение контрактов. Как и частные лица, публичные органы должны заключать договоры (контракты) на поставки, реализацию работ и строительства, сдачу в аренду собственных помещений, привлечение услуг архитектора, набор в ряде случаев агентов (специалистов), использование займов и т.д.

В современных российских условиях договорное регулирование приобретает возрастающее значение, ибо способствует углублению начал федерализма, перестройке экономических отношений и укреплению самодеятельности хозяйствующих субъектов.

Договор представляет собой не частноотраслевое, а универсальное средство правового регулирования. Именно универсальность договора допускает выделение особого комплексного правового института, условно называемого договорным правом, состоящего из двух частей: общей, закрепляющей единые основы и принципы договорного регулирования, и особенной, раскрывающей специфику договоров в отдельных отраслях права. Договор характеризуется следующими признаками:

Это добровольное соглашение сторон, основанное на их свободном волеизъявлении;

В договорных отношениях участвуют равные стороны, не допускается ущемление интересов какой-либо одной стороны;

Договор предполагает соглашение сторон по всем существенным его аспектам;



Договор чаще всего имеет возмездный характер;

Стороны несут взаимную ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

Закон гарантирует юридическую силу договора, определяя договорное поле, виды договора, процедуры их заключения и исполнения.

Договоры различаются как частно-правовые (гражданские) и публично-правовые, что в целом соответствует делению права на частное и публичное.

Обобщающим понятием «публично-правовой договор» охватываются договоры (соглашения) международные, конституционные, административные и иных отраслей публичного права.

Административный договор можно рассматривать как промежуточную категорию между публично-правовым договором и административным актом.

Административный договор предполагает неравенство договаривающихся сторон, поскольку государственный орган, заключая его, располагает целым рядом прерогатив (большими полномочиями, чем обыкновенный контрагент), т.е. основной принцип гражданского права, а именно равенство сторон, здесь не выдержан.

Основными критериями административного договора выступают «цели публичной службы» и условия договора, выходящие за рамки частного права. Последние включают преимущества и особые полномочия государственного органа (публичного лица) по изменению или прекращению договора, контроль за его исполнением контрагентом, особый характер и процедуру санкций, рассмотрение споров не в обычном судебном порядке, а в рамках административной юстиции.

Определенное неравенство сторон в административном договоре не означает ни бесправия для одной стороны, ни возможности чинить произвол для другой. Некоторое изменения интересов гражданина условиями договора может вполне возмещаться повышением ответственности за исполнение этих условий со стороны государственных органов и конкретных должностных лиц.

Таким образом, административный договор сочетает в себе одновременно и формально-юридическое равенство контрагентов, и прерогативные полномочия государственно-властного участника, реализующего публичные задачи и функции. Выбор между административным актом и административным договором Должен определяться конкретной обстановкой, фактическими и правовыми условиями управления.

Административный договор можно определить как соглашение двух или более субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект государственной власти, влекущее установление, изменение или прекращение административных прав и обязанностей его участников.

Административный договор обладает всеми признаками нормативного правового акта:

Правовая база норм договоров находится в Конституции и действующем законодательстве. Данные договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

Участие в договоре в качестве хотя бы одной из сторон органа государственной власти, причем чем более высокое место в управленческой иерархии занимает государственный контрагент, тем выше юридическая сила норм договора.

Договоры заключаются в публичных интересах, общественные цели здесь преобладают.

Договор не замыкается исключительно внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, а часто и неопределенность круга адресатов.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и неоднократное применение.

Особая, строго формальная процедура заключения договора, а также рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением.

Недопустимость в любых обстоятельствах изменения или отказа от выполнения договорных условий в одностороннем порядке. Нормы о непреодолимой силе обстоятельств (форс-мажор) здесь неприменимы.

Такие договоры относятся к источникам административного права, они служат нормативной базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных значимых юридических действий.

Договоры часто носят комплексный характер, являются нормативными источниками не одной, а сразу нескольких правовых отраслей.

Все сказанное позволяет включать административные акты в круг источников административного права.

Административные договоры нужно различать по предметному критерию:

1. О компетенции (разграничение, делегирование полномочий и предметов ведения).

2. В сфере управления государственной собственностью.

3. Обеспечивающие государственные нужды, именуемые в законодательстве государственными контрактами.

4. В сфере государственной службы.

5. Финансовые и налоговые соглашения.

6. О взаимодействии и сотрудничестве.

7. Различного рода концессии и инвестиционные соглашения.

8. Об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общественном транспорте и др.).

Административный акт как средство правового регулирования помогает субъектам исполнительной власти осуществлять многообразные функции.

Структурно-организационные состоят в упорядочении управленческих взаимосвязей, разграничении и фиксации прав и обязанностей сторон, предметов ведения, полномочий. Административный договор придает определенную стабильность, гласность, наглядность иерархическим отношениям1.

Согласование интересов. Специфика целей административно-правового регулирования состоит в необходимости реализовать общее благо, общегосударственные интересы, и при этом обеспечить защиту и реализацию частных интересов. Договор и позволяет осуществлять этот баланс, поскольку это всегда некий компромисс, достижение консенсуса.

Стимулирование хозяйственной активности. Никто не вступает в договор без пользы для себя, различного рода льготы контрагентам помогают государственным органам заинтересовать их в общественно значимых действиях.

Воспитание правовой и деловой культуры, гражданского самосознания у всех участников договора.

Контрольные функции. Значительная часть административных договоров заключает в себе право администрации контролировать исполнение договора и регулировать правоотношения его участников. Договор можно рассматривать и как этап предварительного контроля.

Информационные функции. Договор служит одним из каналов обратной связи, более достоверным и полным по сравнению с односторонним властным регулированием, уменьшает количество промежуточных звеньев, непосредственно устанавливает отношения управляемой и управляющей сторон как одноуровневых.

Демократизация управления. Сам процесс заключения договора предполагает партнерство участников, реализацию принципа субсидиарности.

Охарактеризуем более подробно порядок создания, исполнения и окончания, т.е. правовой режим государственного контракта (далее: контракта), одного из видов административных договоров.

Создание контракта. Публичное лицо может свободно выбирать партнера по некоторым контрактам (до определенного объема суммы контракта) - здесь необязательно проведение конкурса, торгов.

В отношении же публичных сделок (на поставки, услуги, работы) соответствующий режим налагает на публичного участника контракта обязанность строго следовать процедурам партнера, иначе контракт будет аннулирован. Тем самым достигается цель сберечь государственные финансы, не допустить протежирования при выборе партнера и т.п. Существуют классические процедуры выбора:

1. Проведение торгов приветствуются, но они необязательны, а дело ведется на основе счетов и памяток. Поставки или работы оплачиваются после осуществления по представлении счета.

2. Торги проводятся обязательно, но они не связаны с особыми формальностями и сделка свободно присуждается наиболее выгодному кандидату с учетом соотношения «цена - качество», что означает: необязательно выбирать того, кто предложил наивыгодную цену.

3. Торги между лицами и предприятиями, заинтересованными в сделке, - обязательные, публичные, открытые, если предложение может сделать любой кандидат, и ограниченные, если выставляют свои требования только кандидаты, проконсультироваться с которыми решило публичное лицо (отбор кандидатов после публичного объявления торгов, формула отбора - «качество - цена - сроки»).

4. Аукцион близок к торгам, но отличается обязательностью для публичного лица (при выборе кандидата) остановиться в качестве партнера на том, кто предложил самую выгодную цену. Такой механизм присуждения сделки и свобода публичного лица выбирать торги или аукцион объясняет упадок сегодня интереса к методу аукциона. Ведь с точки зрения качества и техники самые выгодные по цене предложения совсем не обязательно самые лучшие.

5. Контракты содержат согласие между сторонами и список обстоятельств, определяющий условия сделки. Четко указывается цена сделки, которая является вознаграждением партнера. Стороны связаны контрактом с момента его подписания, но некоторые контракты муниципальных образований (публичные сделки, концессии или аренда) исполняются только после их передачи представителю государства (главе территориальной администрации) и уведомления о сделке или контракте его обладателя. Если глава областной администрации считает, что сделка или контракт незаконны или заключены юридически неправильно, он может передать их на рассмотрение суда в целях аннулирования.

Исполнение контракта характеризуется выполнением взаимных прав и обязанностей. Правовой режим административного контракта признает за публичным лицом следующие прерогативы:

Право руководства и контроля за операциями по истечении контракта при определенной самостоятельности партнера при исполнении;

Право принятия санкций в отношении партнера, не соблюдавшего точно свои обязательства, причем они могут быть денежными или административными и применяться даже в случае отсутствия их упоминания в контракте;

Право одностороннего расторжения контракта по вине партнера, либо в отсутствие такой вины, если продолжение действия контракта не отвечает общим интересам, с возмещением партнеру финансовых потерь.

Партнер имеет следующие права:

На вознаграждение при осуществлении работ, поставок. Выплаты могут быть разбиты по частям с автоматическим включением процентов при соблюдении срока платежей;

Право на компенсацию в основном в двух случаях: если публичное лицо заставляет партнера нести новые финансовые расходы путем одностороннего изменения контракта или навязывания технической адаптации.

При таких обстоятельствах публичное лицо обязано полностью компенсировать расходы своего партнера.

Право на компенсацию связано и с непредвиденными случаями (значительное повышение цен в связи с экономическим кризисом), которые нарушают экономический баланс контракта. Здесь имеет место случай форс-мажорных обстоятельств, оправдывающих расторжение контракта. Лучше, конечно, предусмотреть механизм перерасчета цен.

Окончание контракта может быть обычным и досрочным (исчезновение предмета контракта, смерть подрядчика). Особые свойства административного контракта проявляются при его расторжении договаривающимся публичным лицом или судьей.

Администрация наделена такой компетенцией в следующих случаях:

1) для наказания партнера за ошибочное действия, если предупреждение не возымело эффекта. В таком случае публичное лице расторгает контракт без обращения в суд;

2) в случае прихода нового руководства в публичную службу и в связи с этим возникновения новых условий, новых требований, новых интересов и т.д. Взамен партнер может получить полную компенсацию;

3) расторжение по суду: а) если при наличии ошибочного действия партнера публичное лицо не может само расторгнуть контракт или если окончательно нарушен финансовый баланс контракта и неэффективно использовался механизм непредвиденных обстоятельств, или если исполнение контракта фактически невозможно; б) по требованию партнера в связи с серьезными нарушениями условий контракта или односторонним навязыванием новых крупных расходов или полным изменением предмета контракта, форс-мажорными обстоятельствами или окончательным нарушением экономического баланса контракта; в) если в контракте предусмотрено обращение к судье для расторжения контракта, что часто встречается в концессионных и арендных контрактах публичной службы.

Процессы демократизации и все большая открытость нашего общества способствуют тому, что сфера применения договорных отношений постоянно расширяется. Тенденция, видимо, такова: люди, коллективы, социальные общности сами вырабатывают, осознанно принимают и заинтересованно выполняют правила поведения. Увеличивается круг субъектов договорных отношений, ими становятся государственные учреждения и общественные организации, трудовые коллективы и профсоюзы, отдельные лица и государственные образования. Эту тенденцию возрастания роли договора как источника права следует учитывать и законодателю, и правоприменительным органам, поскольку в настоящее время явно обозначился отказ от отношений субординации в пользу отношений координации практически во всех сферах государственной и общественной жизни.

Однако есть и сложности. Если хозяйственные договора уже стали привычными, к договорам, где сторонами выступают государство и его органы, отношение еще настороженное. К тому же не всегда удовлетворяет выбор сфер договорного регулирования, поскольку его произвольность ведет к сужению законодательной сферы. Да и обязательства сторон подчас столь общи, что трудно их выполнить, к тому же с точной мерой участия каждой стороны. Не всегда ясен механизм ответственности и виды санкций, в частности источники покрытия убытков, возмещения ущерба. Это касается и договоров и субсоглашений, заключаемых в соответствии с ними, например, правительств и министерств республик. Если мы признаем административные договоры как нормативно-правовые акты, то нужны автоматизированные банки данных о договорах и соглашениях, государственные реестры соглашений, типовые процедуры разработки, принятия и выполнения управленческих договоров и соглашений.

Поскольку реализация административных договоров всегда связана с достижением общественно значимых результатов, логично было бы предусмотреть возможность их опротестования и обжалования органами прокуратуры в порядке предварительного (превентивного) контроля, включения социального (общественного) контроля за их заключением.

К числу административно-правовых форм государственного управления относятся и административно-правовые договоры. В теории административного права выделяются следующие признаки административного договора.

Заключение административного договора влечет возникновение правоотношений между его субъектами на основе добровольного согласия, чем административный договор отличается от актов управления.

Административный договор заключается на основе норм административного права, которые регламентируют порядок его заключения и прекращения (расторжения). Так, согласно ст. 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации по соглашению (договору) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Содержание административно-правового договора составляют управленческие отношения. Целью указанного договора, в отличие, например, от гражданско-правового договора, является урегулирование отношений, складывающихся в сфере государственного управления, отношений управленческого характера. Так, в частности, ст. 28 Устава Московской области от 11 декабря 1996 г. N 55/96-ОЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Московской области могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Одной из сторон административного договора выступает орган исполнительной власти, являющийся субъектом государственного управления. Без его участия данный договор не может быть заключен.

Таким образом, административный договор - это основанное на нормах административного права соглашение, одним из обязательных участников которого является субъект государственного управления, заключаемое с целью урегулирования отношений управленческого характера.

Основным критерием классификации административных договоров является предмет договора, по которому выделяются:

Договоры компетенции;

Договоры о сотрудничестве;

Договоры о поступлении граждан на государственную службу.

К договорам о компетенции относятся договоры между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении компетенции, а также о делегировании полномочий.

Договоры о сотрудничестве определяют различные сферы управленческой деятельности, в частности, обмен информацией, проведение совместных мероприятий и ряд других.

Договоры о поступлении граждан на государственную службу определяют в соответствии с законодательством условия поступления и прохождения различных видов государственной службы. Например, порядок поступления граждан на военную службу по контракту определяется разделом V "Поступление граждан на военную службу по контракту" Федерального законавоинской обязанности и военной службе" и разделом II "Порядок заключения контракта и прекращения его действия" Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Случайные статьи

Вверх