Методы исследования истории отечественного государства и права. Предмет, задачи и методы изучения истории отечественного государства и права

История отечественного государства и права в вопросах и ответах.

    Предмет, задачи и методы изучения истории государства и права России

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Предметом является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Задачами науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития государственно-правовых институтов на территории России их взаимообусловленность и преемственность. Одной из задач науки истории государства и права России является изучение различных подходов к историографии.

Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

В результате сравнительного анализа можно проследить изменения.этих понятий и выявить их причины.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Умозаключение по аналогии - это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

    Периодизация истории государства и права России

Периодизация курса истории государства и права России обусловлена несколькими факторами. Главные из них – развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведа в истории прежде всего должны интересовать государственно-правовые формы, факты и явления.

Историю государства и права России можно разделить на следующие периоды:

Древняя Русь (IX - XII вв.);

период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (ХII-ХIV вв.);

Русское (Московское) государство (XV-XVII вв.);

Российская Империя периода абсолютизма (XVIII - середина XIX в.);

Российская Империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX - начало XX в.);

Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.);

период социалистической революции и создание Советского государства (1918-1920 гг.);

переходный период, или период нэпа (1921-1930 гг.);

период государственно-партийного социализма (1930 - начало 1960-х гг.);

период кризиса социализма (1960-1990 гг.);

период реставрации капитализма (с 1990 г. по настоящее время).

Данная периодизация курса в значительной степени условна. Особенности дробления на последних этапах истории государства и права России объясняются исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем.

    Образование Древнерусского государства

Возникновение Древнерусского государства связано с разложением первобытно-общинного строя, которое переживают племена восточных славян в VI веке. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.

По мере разделения труда и возрастании его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.

К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.

Формой общественных отношений славян в VII-VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся:

Участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов;

Особая роль народного собрания как высшего органа власти;

Всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии - вождей, жрецов, старейшин - и богатых членов общины.

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования - «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров:

Куяба - южная группа славянских племен (Киев);

Славия - северная группа (Новгород);

Артания - юго-восточная группа (Рязань).

Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств - Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена - древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.

Оно просуществовало до середины XII в. Во второй половине XI - начале XII в. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.

    Киевская Русь

Сформировавшееся к середине X в. государственное образование, получившее название «Киевская Русь», представляло собой конгломерат племенных территорий («городовых областей»), объединенных Киевом на основе, выражаясь современным языком, конфедеративного союза.

По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией . Во главе государства стоял великий князь. Его функции на раннем этапе существования Древнерусского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внешней торговли. В дальнейшем большее значение приобретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т. д.

Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов.

Взаимоотношения с другими князьями строились на основе крестных грамот, в которых определялись права и обязанности великого князя и князей-вассалов (защита последних, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.).

Великокняжеский престол передавался по наследству: сначала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем «отчины» - сыну.

Великий князь в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов - бояр и духовенство. Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.

При князе состоял совет из бояр и «княжих мужей». Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти - княжеский дворец и боярская вотчина.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играет народное собранию - вече. В вече участвовали все свободные жители города (посада) и примыкающих поселений (слобод). К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.

Местное управление осуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими.

Представители князя обладали следующими полномочиями: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община - вервь. Вервь XI-XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государство, используя вервь в фискальных, полицейских и административных целях, было заинтересовано в дальнейшем сохранении общинной структуры.

Судебных органов как особых учреждений еще не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах - князья, посадники, волостели и другие представители княжеской власти.

Оформлялась церковная юрисдикция. Церковь судила: зависимое население своих земель, духовенство по всем категориям дел, население государства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т. п.).

Вооруженные силы включали: дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри.

Устанавливается порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.

    Возникновение и развитие древнерусского права

Древнейший источник права – обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права , т.е. обычаи, санкционированные государственной властью. По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей. Еще одним источником права являлась судебная практика.

Наиболее ранние письменные источники русского права - это договоры Руси с Византией, заключенные в 907, 911, 945 и 971 гг. В этих международно-правовых актах нашли отражение нормы византийского и древнерусского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах: один - на древнерусском языке, второй - на греческом языке. Затем стороны обменивались договорами.

В текстах договоров упоминались смертная казнь, штрафные санкции и другие наказания. Регламентировались также право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров и др.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X-XI вв.).

Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи.

Государство передавало церкви «десятину» (десятую часть доходов), что фиксировалось в уставах. В них устанавливался Церковный судебный иммунитет, т. е. освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и определялись пределы церковной судебной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, оскорблении словом и др.).

Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI-XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072г.), Устав Мономаха (около 1120- 1130 гг.).

Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая Правда - древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей.

Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1-18) являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражает процесс развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т. д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей - Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.

Пространная Правда - это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т. д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из переработанной Пространной Правды.

    Субъекты права в Русской Правде

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно сложно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Исходя из определенных привилегий, закрепленных в нормах Русской Правды, предусматривающих уголовную ответственность и порядок наследования, можно выделить князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов, огнищан. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически зависимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп – боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и проч.).

Смерды – основная группа участников правоотношений по своей сущности являющаяся неоднородной. Наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находящиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю – только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Закуп – является более сложной юридической фигурой. Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться различные ценности – земля, скот, зерно, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов, на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его т отымать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался в холопа.

В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам или в случае отсутствия других свидетелей. Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс закабаления, закрепощения свободных общинников.

Холоп – наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое – все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп.

Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».

Холопом можно было стать в результате: самопродажи в кабалу, рождения от холопа, женитьбе, поступлении в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека, совершения преступления, бегства закупа, злостного банкротства, попадания в плен.

    Характеристика гражданско-правовых отношений по Русской Правде

Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, т.е. то, что сегодня называют гражданским правом. В Русской Правде отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. В Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия), подряда и проч. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника.

В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает различные институты из области вещного и обязательственного права.

Закон отличает сдачу имущества на временное хранение («поклажа») от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком; простой беспроцентный заем (ссуду) от дачи денег в рост из определенного условленного процента; краткосрочный процентный заем от долгосрочного; заем от торговой комиссии и вклада в торговое предприятие с целью получения дивиденда.

В Русской Правде закреплены нормы, регулирующие обязательственные отношения , которые возникали из договоров или из причинения вреда. За не выполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой.

Наследственное право характеризуется сословным положением участников правоотношений. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось вымороченным и поступало в пользу князя.

Наследование происходит в основном по закону, но возможно и по завещанию. Завещания были, конечно, устными.

При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. Однако сыновья, получившие наследство обязаны были обеспечить приданным незамужних сестер. Наследственная масса делилась поровну, но преимущество имел младший сын, которому переходил двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.

Не предусмотрено наследование родителей после смерти детей, а также братьев и сестер. Не упоминается наследование мужа после жены и наоборот. Но жена после смерти мужа остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. При этом, вдова получает определенную сумму на прожиток. Если же вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказание за внебрачные связи. Брачный возраст: для невесты – 12-13 лет; для жениха – 14-15 лет. Брак заключался по согласию родителей. Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Жена имела определенную самостоятельность и могла полностью распоряжаться своим приданным. Дети полностью зависели от родителей, особенно от отца.

Предметом истории отечественного государства и является изучение возникновения, развития, смены типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов у конкретных государств народов России в определённый исторический период. При этом ИОГП исследует не только закономерности, но и особенности конкретных государств народов нашей страны и соответствующих им в хронологической последовательности.

Методология истории отечественного государства и права (ИОГП)

Методология науки - совокупность приёмов и методов, с помощью которых наука изучает свой предмет.

Основные методы изучения ИОГП:

    1. исторический (рассмотрение государства и права как явлений развивающихся и изменяющихся во времени);
    2. сравнительный (заключается в сопоставлении государственно-правовых явлений России и других стран);
    3. аналогии (применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны);
    4. системно-структурный (используется при исследовании сложных систем, состоящих из нескольких элементов);
    5. статистический (позволяет выявить протяжённость, распространённость, темпы развития и другие стороны процесса);
    6. экстраполяции (предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления на другую его часть).

Периодизация истории отечественного государства и права (И. А. Исаев)

    1. Древняя Русь (IX-XII вв.).
    2. Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).
    3. Московское государство (XVI-XVII вв.).
    4. Период абсолютизма (XVIII - начало XIX в.).
    5. Россия в период буржуазной монархии (конец XIX-начало XX в.).
    6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.).
    7. Создание Советского государства и права (октябрь 1917-1920 г.).
    8. Период НЭПа (1921-1929 гг.).
    9. Период тоталитаризма (1929 - 1953 гг.).
    10. Кризис социализма (1960 -1990 гг.).
    11. Образование суверенной Российской Федерации (декабрь1991 г. - настоящее время).

Альтернативная периодизация (Белковец Л.П. и Белковец В.В)

    1. Раннефеодальная монархия (IX - середина XVI вв.)
    2. Киевская Русь (IX - первая четверть XII вв.)
    3. «Удельная» Русь (XII - XIVвв.)
    4. Сословно-представительная монархия (XVI — XVII вв.)
    5. Абсолютная монархия (XVIII - середина XIX вв.)
    6. Неоабсолютизм, монархия с элементами буржуазного права (середина XIX в. - 1906 г.)
    7. Конституционная монархия (1906 - 1917 гг.)
    8. Буржуазно-демократическая республика (февраль - октябрь 1917 г.)
    9. Советское государство (1917 - 1991 гг.)
    10. Социалистическая революция и создание основ советского строя с политикой «военного коммунизма» (октябрь 1917 - 1920 гг.)
    11. НЭП (1921 - 1928 гг.)
    12. Государственно-партийный социализм (конец 1920-х - начало 1960-х гг.)
    13. Кризис социализма (1960 - 1990-е гг.)

История государства и права России представляет собой одну из правовых наук. Наука о праве – это совокупность способов познания и определения права, его источников и принципов.

История отечественного государства и права – это самостоятельная историческая и правовая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его развитие на всех исторических этапах, государственный строй, государственное устройство и правовые нормы, характеризующие правовую и государственную систему Российского государства.

Самостоятельность науки истории государства и права России связывается с:

1) самостоятельным предметом;

2) специфическими методами изучения предмета истории государства и права России.

Предмет изучения истории государства и права России – совокупность исторических принципов права, правовая, государственная и политическая система Российского государства на различных исторических этапах.

Методы отечественной истории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет данной отрасли.

Методы делятся на 2 группы .

1. Общенаучные методы :

1) дедуктивный (означает, что изучение права осуществляется с помощью логических операций от общего к частному, т. е. на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве);

2) индуктивный (т. е. выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов);

3) экзегетика (изучение права на основании толкования его исторических источников).

2. Специальные методы :

1) историко-сравнительный анализ (т. е. с помощью общего анализа идей права изучается право и его развитие на отдельных исторических этапах);

2) систематический метод (изучение истории государства и права в этом методе строится на основании деления этой науки на внутреннюю, т. е. историю развития и образования юридических норм и институтов, и внешнюю, т. е. историю источников права или властных структур);

3) периодизация (т. е. государство и право изучаются путем деления истории на отдельные временные периоды с целью наиболее полного изложения материала либо выделения формационных особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования).

Задачи истории государства и права России – это изучение исторического развития российского права с помощью всей системы методов и приемов научного исследования.

Реализация задач истории государства и права осуществляется на основании исследования:

1) исторических источников права (всех возможных источников права, изданных в различные исторические периоды либо не изданных, но содержащих в себе необходимые сведения);

2) законодательных памятников (собственно изданных официальных кодексов, законов и т. п.);

3) исторических юридических документов (договоры, документы по текущему делопроизводству, переписи населения и т. п.). Изучение вышеперечисленных источников истории государства и права России должно производиться с учетом экономики и иных социальных явлений жизни России, закономерностей развития права.

К основным функциям науки истории отечественного государства и права относятся: теоретико-познавательная, эвристическая, прогностическая, методологическая, прикладная, мировоззренческая, воспитательная.

В теоретико-познавательном плане мы имеем дело, прежде всего, с выяснением основных закономерностей развития государственно-правовых институтов па всем протяжении существования Российского государства. На первый взгляд может показаться странным, что исторической науке свойственна эвристическая функция. Между тем скрупулезное исследование исторических фактов и ставших доступными документов позволяет реконструировать многие процессы прошлого, по-новому с позиций сегодняшнего дня их переосмыслить, произвести переоценку ценностей, лучше понять настоящее и выработать взвешенные подходы к планированию будущего. В этом заключается тесно связанная с эвристикой прогностическая функция. Она заключается в конструировании научных гипотез государственно-правового развития, концептуальных схем, построенных на анализе достижений и просчетов, в том числе и в государственно-правовой сфере. Методологическая функция изучаемой нами науки заключается в том, что с помощью ее достижений мы продуцируем новые знания, новые подходы к исследуемым процессам. С данной функцией тесно связана и прикладная функция. Она очень многообразна. Знание истории, постижение ее смысла не только расширяет общекультурный кругозор юриста, но и помогает лучше понять связь времен, разрыв (распад) которой чреват, по словам великого Шекспира, серьезными проблемами. Очень важную роль играет эта функция в оценке исторических фактов и деятельности исторических личностей с позиции права и морали. Достаточно важной является мировоззренческая функция. Не следует сводить к идеологической, которая предполагает определенную идейно-политическую ангажированность и односторонность подходов к оценке социальной действительности. Мы это хорошо знаем из собственной истории и из практики ряда других государств. Мировоззренческая функция тесно кореллирует с воспитательной функцией. Знание отечественной истории государства и права важно для каждого культурного человека. Оно формирует, прежде всего, гражданскую позицию, способствует воспитанию патриотизма, умения критически подходить к оценке исторических процессов и исторических личностей.

Изучение истории отечественного государства и права базируется на различных методах научного познания. Среди них следует выделить общенаучные методы: диалектический, исторический, логический, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и моделирования, метод комплексного подхода, статистический, метод системного анализа. Эти методы универсальные и применимы ко всем наукам. К специально-юридическим методам относятся: формально-юридический, нормативно-аналитический, догматический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и др.

Так, использование индуктивного метода позволяет смоделировать процессы прошлого, а дедуктивного глубже заглянуть в сущность изучаемых явлений и процессов, сделать их более понятными и доступными для понимания нашими современниками.

Исключительно важен формально-правовой метод, который имеет и другие названия: формально-догматический, юридический, аналитический. Этот метод предполагает оценку исторических событий и юридических фактов под углом зрения юридических понятий, терминов, юридических конструкций. Благодаря такому подходу можно дать взвешенную правовую оценку многим историческим процессам, дать более точную и порой нелицеприятную оценку деятельности той или иной личности, избегая часто прочно укоренившейся в сознании людей идеологической ангажированности.

Метод системного анализа предполагает установление органической связи права и государства, права и государственной политики. Это положение нашло отражение в известной ленинской формуле, гласящей что "закон есть мера политическая, есть политика" . Все элементы государственно-правовой системы должны работать на ее укрепление. Данный метод в сочетании с синергетическим, а также с формально-юридическим подходом открывает широкие возможности для объяснения деструктивных процессов в обществе и государстве, приводящих нередко к глубоким социальным противоречиям вплоть до распада государств.

История отечественного государства и нрава является неотъемлемой составной частью Всеобщей истории государства и права.

Для сопоставления государственно-правовых систем различных государств на определенных временных отрезках для выявления в них общего и особенного с целью обобщения и формулирования общих закономерностей применяется сравнительно-правовой метод. Это может быть полезно с точки зрения изучения зарубежного опыта как положительного в плане использования, так и отрицательного с целью избежания повторения ошибок других государств. Сравнительно-правовой подход может быть использован и для анализа национальной правовой системы.

  • Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 30. С. 99.

Предмет и методология истории отечественного государства и права

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Умозаключение по аналогии - это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

Предпосылки образования древнерусского государства и права

Возникновение Древнерусского государства связано с разложением первобытнообщинного строя, которое переживают племена восточных славян в VI веке. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.

По мере разделения труда и возрастании его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.

К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.

Формой общественных отношений славян в VII-VIII вв. выступала военная демократия . К ее признакам относятся:

Участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов;

Особая роль народного собрания как высшего органа власти;

Всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии - вождей, жрецов, старейшин - и богатых членов общины.

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования - «союзы союзов». В VIII в. было три крупных политических центра: Куябия - южная группа славянских племен (Киев); Славия - северная группа (Новгород); Артания - юго-восточная группа (Рязань).

Древнерусское государство образовалось в 882 г . в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств - Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена - древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.Оно просуществовало до середины XII в. Во второй половине XI - начале XII в. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.

Древнейший источник права – обычай. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права , т.е. обычаи, санкционированные государственной властью. По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей.

Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI-XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда, Правда Ярославичей, Устав Мономаха.

Характеристика государственного механизма Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии . На вершине государственной власти стоял Великий князь , компетенция и власть которого были неограничен­ными. Он был во­еначальником, ему принадлежала инициатива воен­ных походов и их организация. Князь возглавлял ад­министрацию и суд. Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церков­ные дела.

Боярский совет, а сначала - совет дружины кня­зя , был неотъемлемой частью механизма власти. Со­ветоваться с дружиной, а позднее - с боярами, было обязанностью князя.

Вече представляло собой орган власти, который сохранился с времен родоплеменного строя. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь дол­жен был заключить с вече договор - «ряд». Участие в вече принимали главы семей свободных людей. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение.

Органы управления . Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финан­совые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги (дворский, стольник, воевода, конюший т.д.) со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управ­ления государством.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержа­лись за счет поборов с населения. Такая система по­лучила название системы кормлений .

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распростра­нялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины по­степенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-соб­ственникам.

Вооруженные силы включали: дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.

Правление Ивана Грозного.

После смерти в 1533 году Василия III трехлетним ребенком Иван IV вступил на престол и стал государем и великим князем всея Руси, но реально правила государством его мать Елена, дочь князя Глинского.

К моменту коронации Ивана IV боярская аристократия была могущественной, а созданная Боярская дума распоряжалась делами в центре и контролировала все местное управление. В то же время в стране рос слой служилых людей, владевших землей до тех пор, пока они служили великому князю. Через поместную систему великокняжеская власть тесно привязала к себе это служилое сословие - будущих дворян. Помещики стали массовой и прочной опорой престола, но они не имели своего представительства в думе.

Боярское своеволие, интриги, распри, среди которым рос Иван, были первыми его политическими впечатлениями. Боярские усобицы показали обществу, какой разрушительной силой является боярство, не сдерживаемое сильной властной рукой. Важнейшей вехой в политической жизни Русского государства и правления Ивана Грозного стало московское восстание в конце июня 1547 года, направленное против правления Глинских. В результате сильного пожара в июне 1547 года Москва почти полностью выгорела. Около 4 тысяч москвичей погибло в огне. Спасаясь от огня, Иван Грозный спрятался в селе Воробьеве (нынешние Воробьевы горы). По Москве распространился слух, что виновником поджога являются Глинские, с именем которых народ связывал годы боярского правления. В Кремле на площади около Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграблены. С большим трудом правительству удалось подавить восстание. Выступления против властей произошли в городе Опочке, несколько позднее в Пскове, Устюге. Недовольство народа нашло отражение в появлении "ересей". Например, холоп Феодосий Косой, наиболее радикальный еретик того времени, выступал за равенство людей и неповиновение властям. Его учение нашло широкое распространение, особенно среди горожан.

Московское восстание, окончательно обнаружившее несоответствие старой политической системы управления новым историческим условиям, подкрепило предпосылки для выхода на политическую арену поместного дворянства, а выдвигаемые обществом преобразовательные идеи увлекли молодого царя и во многом определили характер последующих реформ, особенно по укреплению государственности и централизации власти.

С падением Глинских закончилась полоса политического развития Русского государства, известная как "боярское правление". Были созданы благоприятные возможности для выхода на политическую арену дворян. Но противостояние царя и боярства сохраняется - царь считает бояр "похитителями державной власти", а бояре все еще полагают, что они могут при подходящем случае выбирать между наследниками престола, игнорируя волю великого князя.

Избранная рада . К концу 40-х годов при молодом царе складывается узкий круг его советников и консультантов, которым он доверяет ведение государственных дел. Этот круг близких к нему людей получил название "Избранная рада". Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала всего десятилетие. Это было время деятельности решительных и энергичных реформаторов, протекавшей в условиях относительного мира между всеми классами и сословиями русского общества. За этот краткий период государственное и социальное устройство России претерпело значительные изменения, каких не происходило за целые века неспокойного развития.

Государственный строй. В период создания централизованного государства, а также во время междуцарствия и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума, которая при Иване Грозном увеличилась почти втрое, с тем, чтобы ослабить роль старой боярской аристократии.

При Иване IV был сформирован новый орган власти - Земский собор , который решал вопросы внешней политики и финансов. На нем избирались новые цари. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 году) и наметил программы реформ.

При Иване IV появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Во главе приказа, как правило, стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали также управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Введение приказной системы позволило централизовать управление страной.

Важное значение в системе государственного строя имели местные управления - сыск и суд по особо важным государственным делам. Таким образом, в середине XVI века в Русском государстве складывалось прогрессивное государственное управление, в чем большая заслуга царя Ивана IV.

Земельное законодательство. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана IV является приговор 11 мая 1551 года. Он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения - монастырского и княжеского. Приговор устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения. Он был направлен на ликвидацию результатов земельной политики времён боярского правления в интересах дворянства.

Ливонская война (1558-1583) . Ливонская война за Балтийское побережье длилась около 25 лет. Эта стратегическая задача решалась Иваном IV в борьбе с Ливонским орденом, который не пропускал в Москву нанятых царем военных специалистов и искусных ремесленников, не пропускал русских купцов в Ливонию (территория современной Прибалтики), что оборачивалось убытком для государства. Ливонский орден стоял и на пути установления тесных связей Русского государства с Западной Европой. Ливония не выплачивала дань за город Дерпт (Юрьев) с прилегающей к нему территорией за последние 50 лет. Ливонская война началась в 1558 года и вначале сопровождалась победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев. Всего было взято 20 городов. Ливонский орден стал разваливаться. В 1560-1561 году Дания и Швеция закрепились на небольшом участке ливонской территории, а новый ливонский магистр заключил в 1561 г. договор между с Польско-Литовским государством. Согласно его условиям Ливонский орден прекращал свое существование, а все его земли переходили в совместное владение Польши и Литвы. Война приобрела затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав.

В отношении ведения Ливонской войны в окружении Ивана IV были сторонники и противники. Разногласия между царем и боярами привели к тому, что последние во время тяжелой болезни Ивана IV отказались присягать его маленькому сыну Дмитрию. Все это привело к тому, что Иван IV прекратил деятельность (1560 год) Избранной рады и ввел опричнину (1565-1572). В 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посполитую. Речь Посполитая и Швеция захватили Нарву и вели успешные боевые действия против России. В результате Россия вынуждена была заключить перемирие сроком на 10 лет в 1582 году. Спустя год было заключено перемирие со Швецией, за которой остались освоенное побережье Балтики. Ливонская война завершилась для Московского государства полным поражением, что было следствием его экономической отсталости и неспособности опричного войска успешно сражаться с внешними врагами.

Опричнина. В 1563-1564 годах на сторону Литвы перебежало несколько недовольных аристократов. В 1564 году царские армии дважды были разбиты польско-литовскими войсками. В результате Иван IV лишился иллюзий в отношении собственного всесилия и приступил к политике "крутых мер". Он со всей семьей выехал из Москвы в Александровскую слободу, где объявил о своем отречении от престола и откуда отправил два послания. В первой грамоте государь обвинял князей, бояр, воевод в измене, казнокрадстве, нежелании защищать страну. Содержание второй грамоты состояло в том, что на москвичей гнева и опалы царя нет. Находясь под угрозой народных волнений, Боярская дума в январе 1565 года отправила делегацию к царю, уговаривая его вернуться на престол. Делегация согласилась на условия возврата, из которых вырос чудовищный эксперимент, называемый "опричниной". Иван IV получал право подвергать изменников опале, как ему вздумается. Из государственной территории ему был выделен особый удел, который существовал как бы помимо (опричь) всех остальных областей, в нем были свои приказы, царский двор, свое войско, в его пределах власть безраздельно принадлежала царю. Опричная резиденция царя помещалась в замке, специально выстроенном в центре Москвы. Опричнина была учреждена прежде всего для того, чтобы любой ценой выжать из страны силы и средства для продолжения Ливонской войны и подавить любое сопротивление всех тех, кто мешал этому. Опричные порядки представляли собой систему чрезвычайных мер военного времени. Но результаты введения опричнины были прямо противоположными, за время ее существования на западном фронте русские войска не добились сколько-нибудь военных успехов.

В 1566 году был созван Земский собор, на котором царь выслушал мнения своих подданных по поводу продолжения войны и не обнаружил ожидаемого единодушия. Более того, земские деятели настаивали на отмене опричнины. Летом 1568 года произошло антиопричное выступление московских посадских людей. Вся эпоха существования опричнины была временем постоянного раскрытия заговоров и ведения следственных дел. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. Не щадили даже сел и деревень, принадлежавших "опальным". Но самой жуткой страницей опричнины стал разгром Новгорода, куда Иван IV нагрянул с опричным войском и где творил расправу полтора месяца. Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о двух-трех тысячах жертв.

В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены, другие были до того запуганы, что боялись вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть неудачу и быть за это казненными. Опричное войско оказалась малобоеспособным. Бесконечная война поглотила массу сил и средств, южные рубежи страны оказались оголенными. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разгромив опричное войско, появился под самыми стенами Москвы и сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей. Перед лицом неудачи опричной политики Иван IV вынужден был отменить её в 1572 году. В результате опричной политики в 70-80-е годы XVI века Московское государство вошло в полосу кризиса. Страна была доведена до страшного разорения. Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны.

Право России в начале XX в.

В рассматриваемый период главным источником права становится закон. По своему содержанию законы делились на: предписывающие; восполнительные.

По пространству действия законы делились на: общие - действовавшие на всей территории государства; местные - действовавшие на определенной части государства; особенные - действовавшие в отношении определенной категории дел; специальные - действовавшие в отношении особых групп лиц.

Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования.

В систему источников права данного периода стали включаться постановления Совета министров и мнения Государственного совета. Эти нормативные акты носили подзаконный характер и были обязательны для всех исполнительных органов.

Совет министров также издавал положения и указы. Первые носили правоустанавливающий характер и определяли структуру, функции органов власти и управления. Вторые были направлены на реализацию конкретных правовых действий.

В качестве одной из приоритетных задач законодатель определил правовое регулирование экономики.

Получило развитие понятие юридического лица. Определялись виды юридических лиц: - публичные - казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления; - частные - соединения (общества, товарищества) и учреждения.

Товарищества подразделялись на полное, на вере и акционерное. В качестве субъектов хозяйственной деятельности могли выступать торгово-промышленные предприятия. Они имели форму треста, синдиката, концерна или акционерного общества.

В годы первой мировой войны в сфере экономических отношений применялись чрезвычайные меры: использование военно-промышленными комитетами административных методов регулирования, контролирование деятельности государственных хозяйственных структур особыми совещаниями, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции, ограничения на совершение сделок с некоторыми товарами и др.

Характерной особенностью в области судебного права является либерализация судебного процесса. С 1885 г. отменялась публичная казнь. В 1886 г. присяжным были предоставлены новые процессуальные права. С 1899 г. в судебных палатах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. был разработан институт условно-досрочного освобождения. С 1910 г. время, проведенное обвиняемым в предварительном заключении, стало включаться в срок заключения.

С развитием хозяйственных отношений появляется прообраз будущего арбитража - административная юстиция.

В годы первой мировой войны в районах, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежала военно-окружным судам и Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах могли образовываться военно-полевые суды, длякоторых характерны следующие черты: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Октябрьская революция.

Осенью 1917 г. в стране резко обострилась политическая ситуация. Временное правительство потеряло контроль над армией и окраинами страны.

Социальную напряженность вызывали продолжавшаяся война и ухудшение положения в экономической сфере. В Петрограде находилось большое число вооруженных солдат, не желавших отправляться на фронт.

В сентябре Петроградский Совет, в котором решающая роль принадлежала большевикам, принял новый политический курс, направленный на свержение Временного правительства и захват власти.

10 октября ЦК партии большевиков принял решение о подготовке и проведении вооруженного восстания.

Военно-революционный комитет (ВРК) был образован 12 октября 1917г. по инициативе ЦК партии большевиков. Комитет состоял из представителей армии, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, военных секций Советов и др.

ВРК обладал реальной силой, он опирался на отряды Красной гвардии, армейские части, матросов, Советы рабочих и солдатских депутатов и местные военно-революционные комитеты. По своей компетенции Военно-революционный комитет был всеобъемлющим чрезвычайным органом, так как большевики, взявшие власть в свои руки, еще не создали нового центрального государственного аппарата. Для осуществления своих полномочий при Комитете образовывались отделы и комиссии: обороны, снабжения, связи, информации, рабочей милиции и др. Таким образом, ВРК представлял собой орган, сосредоточивший в своих руках всю власть и ставший мощным орудием большевистского Петросовета.

В ночь на 25 октября Военно-революционный комитет начал вооруженное восстание. В ходе активных действий все ключевые пункты в Петрограде были заняты отрядами Петроградского гарнизона и рабочей Красной гвардии.

Важная роль в становлении Советского государства и государственного аппарата принадлежала Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд начал свою работу уже вечером 25 октября и провозгласил себя высшим органом власти в России. Съезд, по расчетам большевиков, должен был официально признать и легализовать захват власти Советами. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула заседание.

Съезд носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для новой власти.

II съезд Советов постановил образовать для управления страной до созыва Учредительного собрания временное рабоче-крестьянское правительство, именуемое Советом народных комиссаров. В состав правительства вошли только большевики, возглавил правительство В. И. Ленин.

Съезд Советов избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) - высший орган власти в период между съездами.

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял два важных декрета:

- Декрет о мире, предлагавший всем враждующим государствам заключить мир, опубликовать тайные дипломатические акты, отказаться от контрибуций;

- Декрет о земле, провозглашавший многообразие форм землепользования, конфискацию помещичьих земель и имений, отмену права частной собственности на землю, запрет на применение наемного труда и аренду земли.

Образование и развитие СССР. Конституция СССР 1924 г.

Образование СССР определялось следующими причинами:

- необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа;

Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

В декабре 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР.

Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В. И. Ленин.

Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами.

Конституция СССР 1924г. - это первая союзная Конституция.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор подразделялся на 11 глав, а главы - на 72 статьи.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы - СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Развитие права в годы НЭПа.

Развитие права в период НЭПа характеризуется процессом широкой кодификации норм советского права. Работа по кодификации развернулась главным образом в РСФСР. Проекты кодексов проходили через СНК и получали силу закона после принятия их ВЦИК. Впоследствии на основе кодексов РСФСР в союзных республиках создавались свои самостоятельные кодексы.

В период 1922-26 гг. ВЦИК ввел в действие кодексы: Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Земельный, Лесной, Исправительно-трудовой, Гражданско-процессуальный и Кодекс законов о труде.

Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР был утвержден в мае 1922 г. Он состоял из введения и двух частей: общей и особенной. Каждая часть делилась на главы, а последняя – на статьи. Всего было 227 статей.

В УК четко прослеживается его классовая сущность. Задачей кодекса являлась правовая защита государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путем применения наказания и др. мер социальной защиты. Действия УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как её гражданами, так и иностранцами. Преступлением признавалось «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Уголовная ответственность по кодексу наступала с 14 лет.

УК устанавливал следующие меры наказания : изгнание из пределов республики на срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискация имущества – полная или частичная, штраф, увольнение с должности, общественное порицание, возложение обязательств загладить вред, высшая мера - расстрел.

Гражданское право. ГК 1923 г. исходил из наличия многоукладной экономики и товарно-денежных отношений, но он явно отдавал предпочтение социалистическому укладу, расширяя вмешательство государства в имущественные отношения. Кодекс состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательное право, наследственное право. Он был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений.

Законодатели различали две категории субъектов гражданско-правовых отношений – правоспособных граждан и юридических лиц. Пол, раса, национальность, вероисповедание и происхождение не имели никакого влияния на объём гражданской правоспособности. Каждый гражданин РСФСР и союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, приобретать и отчуждать имущество, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия. Правоспособность и дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18-летнего возраста.

ГК РСФСР 1923 г. различал следующие виды собственности:

1. Государственная – исключительная собственность на землю, её недра, леса, воды, железные дороги общего пользования (включая подвижной состав), летательные аппараты.

2. Кооперативная собственность, которая во многих отношения приравнивалась к государственной.

3. Частная собственность. Она допускалась только на не муниципализированные строения и предприятия. С отменой частной собственности на землю деление имущества на движимое и недвижимое упразднялось.

Значительное место в ГК 1923 г. отводилось договорным отношениям . Кодекс строго определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств, последствия их нарушения. Эти условия устанавливались для каждого вида договоров: имущественного найма, мены, купли-продажи, подряда, дарения и др.

Широкое определение в ГК давалось наследственному праву , оно допускалось как по закону, так и по завещанию. Важным положением наследственного права являлось ограничение имущества, передаваемого по наследству в пределах 10 тыс. золотых рублей. В 1926 г. ограничение было снято, но имущество облагалось высоким налогом (до 90%). Право завещательного распоряжения имуществом ограничивалось кругом наследников по закону. После принятия ГК РСФСР в области гражданского права было издано большое количество нормативных актов. В 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об основах авторского права». Оно распространялось на любые произведения искусства, науки и литературы. Оно принадлежало автору и его правопреемникам в течение 25 лет после создания произведения. В 1928 г. после ликвидации частных изданий 25-летнее ограничение было изъято из авторского права.

Финансовое право. С развитием товарно-денежных отношений и ухудшением финансового положения внутри страны необходимо было срочно принять меры для укрепления финансовой системы государства. В 1921-23 гг. проводятся мероприятия по упорядочению налогов. По декрету «О мерах по упорядочению финансового хозяйства» (1921) в стране складывается две системы налогов – прямые и косвенные. В этом же году был учрежден продналог, взыскиваемый натурой, который затем был заменен денежным.

В проведении государством налоговой политики четко прослеживается классовый принцип. Например, с обычного крестьянина-единоличника брали 18 рублей налога в год, а с зажиточного – 172 рубля.

Наряду с финансовой реформой была проведена денежная. В период 1921-23 гг. был осуществлен обмен денежных знаков, вначале один рубль обменивался на 10 тыс. рублей, а затем вторично 1 рубль обменивали на 100 рублей. В 1923 г. появились банкноты – червонцы, обеспеченные золотом и иностранной валютой.

В 1922 г. учреждаются государственные сберегательные кассы. Восстанавливается и расширяется государственная кредитная система. Наряду с госбанком действуют коммерческие, кооперативные и коммунальные банки. Государство широко использовало внутренние займы.

Образование СССР привело к установлению единой для всех республик денежной и кредитной системы. Согласно договору об образовании Союза ССР, устанавливался единый бюджет для всей страны, а бюджеты союзных республик стали частью общесоюзного.

Семейное право. В 1926 г. ВЦИК утвердил Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Главным нововведением, по сравнению с кодексом 1918 г., было признание так называемого «фактического брака», т. е. приравнивание незарегистрированного к зарегистрированному. Условия для признания фактического брака устанавливались следующие: совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке или других документах. Помимо того, новый кодекс вводил институт общей собственности супругов. Вносились также изменения в условия заключения брака. Был повышен брачный возраст для женщин с 16 до 18 лет.

Кодекс 1926 г. давал право суду выносить решение об отбирании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Так же по кодексу был восстановлен институт усыновления.

Трудовое право. В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, имевший ряд принципиальных отличий от КЗОТа 1918 г. Прежде всего, государство отказывалось от методов военного коммунизма в регулировании трудовых отношений (трудовая повинность, принудительная мобилизация) и переходит к методу свободного найма рабочей силы. Трудовые отношения теперь возникали в результате трудового договора между работником и администрацией. Условия трудового договора определялись соглашением сторон.

В КЗОТе 1922 г. появилось положение о коллективных договорах. Они являлись согл

Случайные статьи

Вверх