Система права: понятие, структура. Характеристика основных элементов системы права

1.2. Структурные элементы системы права

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма - «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность».

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли, В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов Чашин А. Н. Теория государства и права. М., 2008. С. 156. .

Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт гражданства; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию Теория государства и права / Под редакцией А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. М., 2007. С. 239. .

Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Первые - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Вторые - определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Исторические аспекты развития правовой системы в России

Налоги и налогообложение

Налоговая система, в её обобщенном понимании - это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством; принципов, форм и методов их установления...

Понятие системы права

право система законодательство норма В литературе наряду с понятием системы права выделяется структура права, которая складывается из: - структуры юридической нормы (гипотезы...

Правовое положение лиц, отбывающий наказание

Права и обязанности лиц, отбывающих наказание, уголовно-исполнительное законодательство делит на две группы: урегулированные в Общей части УИК РФ (основные права и обязанности); права и обязанности, урегулированные Особенной частью УИК РФ (т.е...

Система права

Основные компоненты системы права Система права носит объективный характер. Право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права...

Система права

Как уже отмечалось, система права носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных от-ношений...

Система права

Как уже отмечалось, система права носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных отношений...

Система права и система законодательства

Физическое воздействие на оружие (изготовление, переделка), его пространственное (ношение, перевозка), временное (хранение), социальное (смена владельца) перемещение имеют правовые обозначения...

Система права носит общественный характер. Отражая реально су­ществующую систему общественный отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания общес­твенных отношений регулируемых его нормами. По содержанию отношения могут быть - имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми и другими. Каждый вид отношений регулируется определенной группой пра­вовых норм. Поэтому системность общественных отношений придает сис­темные свойства праву и обуславливает его структурное построение. Основной элемент системы права - отрасль права. Это наиболее широ­кое объединение норм регулирующих все разнообразие определенного ви­да общественных отношений. Отрасль способна к самостоятельному фун­кционированию в общей системе права, она отражает и регулирует наи­более важные, относительно обособленные группы общественных отноше­ний. Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих специфичес­кий вид общественных отношений. Например, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права.

Система права включает в себя следующие основные отрасли:

Среди всех отраслей системы права ведущее положение занимает государственное право. Это вытекает из особенностей общественных от­ношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрас­ли. Таковыми являются общественные отношения, составляющие основы полновластия народа.

Нормы государственного права закрепляют общественное и госу­дарственное устройство, организацию, функции и взаимоотношения орга­нов государства, избирательную систему, основные права и обязаннос­ти граждан. Эти же нормы являются первичными по отношению ко всем другим нормам. Они служат как бы исходным нормативным материалом для других отраслей системы права и в этом смысле занимают ведущее поло­жение среди других отраслей.

Основными источниками российского государственного права яв­ляются Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации, иные законы, указы Президента РФ.

Близкое по значению к государственному праву занимает отрасль административного права. Предмет регулирования административного права составляют общественные отношения, возникающие в процессе ис­полнительно-распорядительской деятельности органов государства.

Особенностью этих общественных отношений является то, что од­ной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или дол­жностное лицо. В качестве метода правового регулирования в админис­тративном праве большое значение имеет метод властных предписа­ний. Основные принципы административного права закреплены в Конститу­ции РФ, конституциях республик в составе Российской Федерации и нормативно-правовых актах иных субъектов РФ.

Большинство норм административного права содержится в многочис­ленных актах высших органов государственной власти и государственно­го управления РФ.

Финансовое право представляет собой систему правовых норм, ре­гулирующих финансовую деятельность государства, то есть дея­тельность по сбору и распределению денежных средств на нужды народ­ного хозяйства.

В качестве предмета регулирования выступают отношения между высшими органами государства и другими хозяйственными органами по поводу государственного бюджета, его составления, утверждения, ис­полнения, а также в связи со сбором налогов, государственным страхо­ванием, займами.

Нормы финансового права тесно связаны с государственным и адми­нистративным правом. Источниками финансового права является ряд кон­ституционных норм, содержащихся в законодательстве России и респуб­лик (например, законы о государственном бюджете, налогах), акты Ми­нистерства финансов РФ.

Земельное право как отрасль права включает в себя правовые нормы, регулирующие распределение государственного земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением между различными субъек­тами. Важнейшие юридические нормы земельного права представлены в Конституции РФ, закрепляющей формы собственности на землю. Другая часть правовых норм находится в законах РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 1990 г., "О земельной реформе" 1990 г., "О плате за землю" 1991 г. и др.

Трудовое право объединяет юридические нормы, регулирующие отно­шения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности. Эти нормы определяют условия возникновения, изменения, прекращения трудовых отношений, а также регулируют тесно связанные с ними отношения по социальному обеспечению, пенсионному обслуживанию. Основными источ­никами трудового права являются Конституция РФ, Кодекс законов о труде РФ и другие нормативно-правовые акты.

Гражданское право есть совокупность правовых норм, регулирую­щих сферу имущественных и тесно связанных с ними личных неимущес­твенных отношений. В качестве предмета правового регулирования выс­тупают общественные отношения между государственными органами, пред­приятиями, общественными организациями и гражданами по поводу иму­щества, а также некоторые личные неимущественные отношения.

Предмет регулирования в гражданском праве сходен с общественны­ми отношениями, регулируемыми финансовым, административным и трудо­вым правом. Однако, особенностью гражданского права является то, что, во-первых, участники правовых отношений здесь пользуются авто­номией в выборе вариантов повеления, во-вторых, отсутствуют отноше­ния власти и подчинения между сторонами. Основными источниками граж­данского права является Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Зако­нодательство о собственности.

От гражданского права отпочковалась в виде отрасли группа пра­вовых норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлеж­ностью к семье, - семейное право. Нормы семейного права определяют условия заключения и прекращения брака, обязанности членов семьи, имущественные и личные отношения, возникающие на основе брака. Основные нормы семейного права содержатся в Кодексе о браке и семье.

Уголовное право образует совокупность правовых норм, определяю­щих круг общественно-опасных деяний (преступлений) и устанавливаю­щих наказания, применяемые к преступникам. С помощью уголовно-право­вых норм государство охраняет от посягательств наиболее жизненно важные общественные отношения.

Основной метод регулирования общественных отношений, используе­мый в области уголовного права, - метод запретов. Основными источни­ками уголовного права являются Конституция и Уголовный кодекс РФ.

Исправительно-трудовое право представляет собой отпочковавшую­ся от уголовного и уголовно-процессуального права совокупность пра­вовых норм. Предметом регулирования здесь выступают общественные от­ношения, возникающие в процессе отбытия наказания и связанные с вос­питанием и перевоспитанием лиц, осужденных в уголовном порядке. Основные источники исправительно-трудового права - Исправи­тельно-трудовой кодекс РФ, а также специальные акты МВД и Прокура­туры РФ.

Уголовно-процессуальное право образует совокупность юридичес­ких норм, регулирующих деятельность органов следствия, прокуратуры, суда по расследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел в суде.

Особенностью данной отрасли права является то, что она высту­пает как необходимое условие реализации норм уголовного права, уста­навливая четкую регламентацию прав и обязанностей органов и лиц в процессе следствия и судебного разбирательства. Основными источника­ми уголовно-процессуального права являются Конституция РФ и Уголов­но-процессуальный кодекс.

Гражданско-процессуальное право есть совокупность правовых норм, регулирующих судопроизводство по гражданским делам. Эти нормы: устанавливают права и обязанности спорящих сторон, судебных и про­курорских органов по поводу судебного разбирательства гражданских дел; определяют порядок подачи заявления в суд, подведомственность, подсудность и другие вопросы, связанные с разбирательством дел о праве гражданском. Источником гражданско-процессуального права яв­ляется Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Характеризуя систему отраслей российского права, особо следует остановиться на международном праве , нормы которого не входят в сис­тему отраслей внутригосударственного права. Международное право - это результат компромисса воль государств в межгосударственных отно­шениях. Такие нормы содержатся в международных договорах, конвен­циях, пактах и иных источниках международного права.

Экологическое (природоохранительное) право - система норм, регулирующих общес­твенные отношения, возникающие в связи с поддержанием экологическо­го равновесия в окружающей общество природе, нормальных естествен­ных условий жизнедеятельности человека и охраной природных объектов.

Право природопользования включает самостоятельные отрасли: зе­мельное, водное, лесное, горное право. Это относительно самостоя­тельные системы норм, регулирующих общественные отношения, возникаю­щие в связи с промышленным, сельскохозяйственным и иным использова­нием объектов природы и необходимостью их рационального освоения.

Предпринимательское право - это система норм, регулирующих эко­номические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются имущественные (товарно-денежные) и управленчес­кие. Если в основе первых лежит юридическое равенство сторон (пред­принимателей), а их права возникают, как правило, из договора, то вторые - отношения предпринимателей с органами управления, харак­теризующиеся обязательностью адресованных предпринимателям управлен­ческих актов, принятых в пределах компетенции управленческого орга­на. Следует отметить, что не все юристы выделяют предпринима­тельское право в качестве самостоятельной отрасли, ссылаясь на то, что здесь используются разные методы правового регулирования.

Первичным элементом системы права (первокирпичиком) являются нормы права. Нормы права - это установленные и обеспеченные государством правила поведения людей по отношению друг к другу, указатель какие поступки они должны или могут совершать, а какие нет, а также иные юридические правила, определяющие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

Регулирующая роль нормы нрава выражается как в том, что орган, лицо, учреждение действует в соотношении с ее предписаниями или требует от других лиц, органов или учреждений соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия к правонарушителю. Если в первом случае, норма права выступает как мера поведения, как образец определенных отношений, то во втором случае - это средство оценки того или иного поступка, в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма - это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия.

Норма права по сравнению с другими источниками права наиболее точно формулирует необходимые правила, выражается самым необходимым экономичным способом, облегчает надзор за их исполнением, борьбу с правонарушениями, эффективно обеспечивает порядок и четкость взаимоотношений людей и органов.

«Атом» нормы права более не делимый (хотя внутренняя организация нормы имеет «свою систему» - определенным образом взаимосвязанные диспозицию, гипотез и санкцию). В системной организации права правовые нормы существуют не обособлено, а соответственно своему предметному назначению, объединяются в более общее образование - институты права.

Правовой институт - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. Правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права. Правовые нормы образуют отрасль через правовые институты. Система права состоит из отраслей, а сами отрасли из пра­вовых институтов. Например, отрасль конституционного права включает институт "гражданства", отрасль уголовного права - институт "наказа­ния".

Родственные институты одной и той же отрасли права в своей со­вокупности образуют подотрасли права. Нормы подотрасли регулируют группы близких отношений определенного вида. Например, обязательное право в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд пра­вовых институтов (поставки, подряда, смены и другие). Подотраслью уголовного права являются военно-уголовные, предусматривающие ответ­ственность за военные преступления.

Итак, система права состоит из отраслей, включающих в себя по­дотрасли и правовые институты.

В теории права выделяются основные и комплексные отрасли права. К основным отраслям системы права относятся: государственное (кон­ституционное), административное, земельное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, граждан­ско-процессуальное, уголовно-процессуальное. При этом среди основ­ных отраслей можно выделить профилирующие (традиционные). Такое зна­чение имеют государственное, уголовное и гражданское право.

Комплексными отраслями являются морское, воздушное, водное, горное, лесное, жилищное и т.п. право. Думается, что в данном слу­чае мы имеем дело с возрастающим значением в жизни в обществе от­дельных правовых институтов, которые перерастают свои рамки, превра­щаясь в более или менее самостоятельные отрасли.

Итак, система права - это внутренне строение, которое выражает­ся в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоя­тельные части.

Все системы права условно включают в себя частные и публичные права. Это деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от государства, право призвано охранять интересы всего общества, учитывая и интере­сы отдельных граждан. Охраняя собственные интересы, государство с помощью правовых норм охраняет в первую очередь и интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отражен­ные в праве, должны совпадать.

Но в жизни цивилизованного общества имеется определенная града­ция между общественным и частным интересом, которое находит объек­тивное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рас­сматривается как частное или публичное в зависимости от того, при­надлежит ли оно частному лицу, отдельному гражданину, или члену го­сударственной организации.

В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности), во втором случае - о праве публичном (праве участво­вать в выборе). В обоих случаях лицо обладает правом как часть об­щественного целого.

Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а в сфере публичного права по праву какого-нибудь обществен­ного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принад­лежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству.

Деление права на частное и публичное условно, но оно необходимо. Естественным основанием для деления прав на частное и публичное является характер правовых отношений между человеком и государственными структурами общества. Всякое право заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству в целом. В зависимости от отношения субъекта права к общим государственным интересам право будет частным или публичным. Те пра­ва, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права - это права частные. К частному праву относятся те отрасли, которые призваны обеспечить интересы частных лиц (граждан­ское, банковское и т.п.). К публичному - отрасли государственного, административного, уголовного.

Критериями разграничения частного и публичного права являются:

Характер интересов, защищаемых правом: частное право призвано регулировать частные интересы, публичное - общественные, государственные;

Предмет правового регулирования: частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному -неимущественные;

Метод правового регулирования: в частном праве господствует метод координации, в публичном - субординации;

Субъектный состав: частное право регулирует отношения частных лиц между собой, публичное - частных лиц с государством либо между государственными органами.

Система права включает в себя и иные крупные блоки, например блок Внутригосударственного (национального) права и блок общепризнанных принципов и норм, а также блок международного права.

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

1) правовые институты;

2) отдельные юридические нормы;

3) отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Характерные черты системы права:
    • единство и различие, взаимодействие юридических норм;
    • способность к делению (систематизации);
    • объективность;
    • материальная обусловленность.

Подробнее

Единство юридических норм , образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной ; во-вторых, единством , в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они подразделяются на отдельные части - отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, "перестроить".

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему "хотению" учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность - важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систематизировано).

Систематизация - это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурные элементы системы права

К структурным элементам системы права относятся:

    • норма права (материальная или процессуальная);
    • подинститут права;
    • подотрасль права;
    • отрасль права.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма - "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев).

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт ; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость (качественная однородность той или иной сферы общественных отношений) предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет (протоколирует) эту потребность.

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

    1. структура отдельного нормативного предписания;
    2. структура правового института;
    3. структура правовой отрасли;
    4. структура права в целом.

Материальное и процессуальное право

В правовой науке все юридические нормы подразделяются на

    • материальные - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.;
    • процессуальные - определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Система права -это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Черты системы права:
- ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли;
- ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, что придает всей системе целостность и единство;
- она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;
- имеет объективный характер, так как зависит от существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.
- понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система», которое используется в теории права как раз для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия систем права разных государства, разных народов. Последнее шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система соотносится с системой права как общее с частным.
Структурные элементы системы права:
Системы права состоит из отдельных норм, институтов, подотраслей и отраслей.
Первичный элемент системы права - юридическая норма, является регулятором конкретных видов общественных отношений.
Правовой институт - это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. Например, отрасль конституционного права включает «институт гражданства», «институт избирательного права» и другие. В составе отрасли гражданского права имеются правовые институты «купли-продажи», «найма жилого помещения», «комиссии», «дарения».
Виды институтов:
1) по характеру предписаний, содержащихся в них институты подразделяются на правоохранительные (институт материальной ответственности в трудовом праве), функциональные (институт искового производства в ГПК РФ), общие (раздел 1 ГК РФ под названием «Общие положения»)
2) в зависимости от характера - на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);
3) в зависимости от сферы распространения – на отраслевые (институт наследования; институт развода), межотраслевые (институт частной собственности), комплексные (институт избирательного права включает в себя нормы государственного и административного права);
4) в зависимости от функциональной роли – на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).
Правовые нормы, входящие в конкретные правовые институты, как правило, сгруппированы в источниках права в отдельных разделах, частях. Правовые институты позволяют комплексно, всесторонне регулировать, упорядочить соответствующий вид общественных отношений.
Система однородных институтов определенной отрасли права образует его подотрасль. Например, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право - подотраслью финансового права; муниципальное – подотраслью административного права.
Отрасль права - это совокупность правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например, имущественных, брачно-семейных и иных. Эти структурные подразделения объединяют в единый комплекс правовые институты, позволяют регулировать целые области жизнедеятельности общества, а не только отдельные виды общественных отношений.

Случайные статьи

Вверх