Конспект занятия "Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми."

Травматизм - совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм - часть общей заболеваемости населения.

В нашей стране травмы подразделяют на:

-производственные:

  • промышленные,
  • сельскохозяйственные,
  • строительные,
  • на транспорте и др.

-непроизводственные:

  • бытовые,
  • уличные,
  • дорожно-транспортные,
  • спортивные,
  • школьные,
  • детские и пр.

Детский травматизм

Производственный травматизм.

Производственная травма - травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.

Причины производственных травм разделяются на:

-Организационные:

  • недостатки в организации и содержании рабочего места,
  • применение неправильных приемов работы,
  • недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности,
  • допуск к работе неподготовленных рабочих,
  • плохая организация трудового процесса,
  • отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.

-Санитарно-гигиенические:

  • отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты,
  • неправильное освещение рабочих мест,
  • чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль,
  • недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.

-Личного характера:

  • заболевание или утомление рабочего,
  • недостаточная квалификация,
  • неудовлетворительные бытовые условия,
  • алкогольное опьянение.

Травматизм бытовой.

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т.д. К нему относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

Профилактика бытовых травм включает:

  • улучшение условий быта;
  • расширение коммунальных услуг населению;
  • рациональную организацию досуга;
  • проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
  • широкую антиалкогольную пропаганду;
  • целенаправленную работу по созданию здорового быта;
  • организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
  • широкое привлечение общественности.

Дорожно-транспортный травматизм.

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.

Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.

Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Уличный травматизм.

К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).

Причинами уличного травматизма являются:

  • плохая организация уличного движения,
  • узкие улицы с интенсивным движением,
  • недостаточная освещенность и сигнализация;
  • нарушение пешеходами правил уличного движения;
  • неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.

Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:

  • рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
  • рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
  • обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и т. п.);
  • надзор за детьми и их досугом;
  • широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).

Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.

Детский травматизм.

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют следующие виды детского травматизма : 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35%), травмы при падении (22-20%), повреждения острыми предметами (18-20%), термическое воздействие (15-17%). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.

Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:

  • неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
  • отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
  • недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
  • дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т.ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них - на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.

Спортивный травматизм.

Травматизм спортивный - несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Несчастные случаи со школьниками во время занятий физкультурой по школьной программе в эту группу травм не включаются. Спортивные травмы составляют 2-3% всех травм. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыжников и фигуристов – винтообразные переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм, вывихи составляют 3-5%. По локализации наибольшее число повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреждения является длительность и стойкость потери спортивной работоспособности.

Основные причины спортивного травматизма:

  • нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
  • неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия их проведения;
  • неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
  • недостаточный врачебный контроль;
  • слабая физическая подготовленность спортсмена (длительные перерывы в занятиях отсутствие систематических тренировок, переутомление и т. д.);
  • нарушения спортсменами дисциплины во время тренировок и соревнований.

Основные мероприятия по профилактике:

  • контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма важны так называемая страховка и помощь на занятиях;
  • технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обуви и снаряжения спортсмена. Использование специальных защитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники, напульсники и т. д.);
  • защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т. д.);
  • медицинский контроль за занимающимися спортом. Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, перед возобновлением занятий после перерыва;
  • воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности;
  • обязательный анализ спортивных травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.

ГЛАВА 14.

Безопасность на дорогах и в общественном транспорте

Независимоот возраста, социального положения, профессии люди каждый день пользуются тем или иным видом транспортных средств, выступая в роли и пассажира и водителя. Подобная обыденность создаёт стереотип полной безопасности транспорта, и редко кто задумывается о том, что современный транспорт – это зона повышенной опасности. Его можно разделить на следующие основные виды:

Автомобильный транспорт;

Железнодорожный транспорт;

Метрополитен;

Авиационный транспорт;

Морской (речной) транспорт.

Основной причиной возникновения экстремальных ситуаций является незнание и несоблюдение ряда простых, но обязательныхдля людей правил, применяемых в любой транспортной ситуации.

Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков

Возрастной «пик» попадающих в ДТП детей - 7-14 лет, т. е. это дети, обучающиеся в начальных и средних классах школы. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой - особенностями функционирования психики детей этого возраста.

Предрасположенность детей к попаданию в дорожно-транспортные происшествия обусловлена особенностями их психофизиологического развития: неустойчивость (непостоянство) и быстрое истощение нервной системы; неспособность правильно оценить обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; потребность в движении преобладает над осторожностью; специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль и др.; отсутствие способности отделять важные факторы от менее важных; недостаток знаний об источниках опасности.

Большая роль для предупреждения неадекватной реакции на внезапные ситуации отводится способности к самоконтролю. Наличие самоконтроля предполагает возможность осознавать и оценивать собственные действия. Эта способность формируется у человека по мере развития личности в ходе становления произвольной саморегуляции в процессе взаимодействия с другими людьми.

По данным РАО, деятельность ребенка (как и каждого взрослого пешехода) в дорожных ситуациях состоит из четырех тесно взаимосвязанных и переплетающихся между собой этапов:

1. восприятие информации (т.е. умение «чувствовать» дорогу);

2. обработка информации (прогнозирование ситуации, т.е. определение уровня опасности или безопасности);

3. выработка и принятие наиболее безопасного решения;

4. исполнение решения.

К основным факторам, способным повлиять на психическое состояние детей и подростков и их поведение в дорожных ситуациях, можно отнести: возраст ребенка; его индивидуальные физиологические и психологические особенности; функциональное состояние организма в определенный момент; воспитание.

В психологических исследованиях (И.В. Дубровина, Н.П. Дубинин, В.И. Ковалев и др.) были выявлены психологические качества, сказывающиеся на результатах взаимодействия элементов системы «человек - транспортное средство - дорога и среда»: плохие способности к абстракциям, к выявлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий; плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность; повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность; высокая напряженность, взвинченность; несдержанность, склонность к конфликтам и др.

Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети - это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей ». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков, и слышит он только те звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающегося транспортного средства, детям значительно труднее определить это направление. Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем у взрослого. Поэтому транспортные средства слева и справа остаются им не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребенка, по сравнению со взрослыми, более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребенку требуется для этого 3-4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, «скрывающий» его от водителей. Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, во время быстрого бега и на неровной дороге, или споткнувшись о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием.

Мозг маленьких детей, в отличие от подростков, не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающееся транспортное средство.

Восприятие дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием (или недостаточной сформированностью) одновременного восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер автомобиля, тем значительнее его отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.

Надежная ориентация «налево» и «направо» приобретается не ранее чем в 7-8-летнем возрасте, а во многих случаях и позже.

У младших школьников технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств, практически еще нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из микромира игрушек, например, убеждением в том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно так же, как и игрушечные. Вообще разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно. Особенно интенсивным и планомерным этот процесс становится во время обучения в школе.

Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми недооценивается. Большинство детей на вопрос: «Какую опасность при переходе проезжей части представляет приближающийся автомобиль?» - отвечают одинаково: «Может наехать, если перебегать очень близко». При этом никто не говорит о том, что приближающийся автомобиль может скрывать за собой другой, который обгоняет его. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении. Необходимость переключать внимание на важные источники информации детям менее присуща, чем взрослым.

Таким образом, неправильное поведение детей на дорогах, приводящее к возникновению опасных дорожно-транспортных ситуаций, может быть обусловлено как недостатком сформированности необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, так и причинами, заложенными в самой природе ребенка.

В процессе обучения детей и подростков в общеобразовательном учреждении значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге». Заниматься этим надо постоянно, и в начальной, и в средней школе. Роль внимания в дорожном движении настолько велика, что в большинстве стран требование «быть внимательным» предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке. К сожалению, в наших Правилах дорожного движения это требование пока отсутствует, хотя практически быть внимательным надо постоянно.

Несколько слов о самом понятии «внимательность». Специалист в области транспортной психологии проф. Д. Клебельсберг считает, что «под внимательностью следует понимать высокий уровень активации различных психических функций, так что, строго говоря, было бы правильнее рассматривать не "внимательность", а внимательное "смотрение" и "слушание" и т. д.».

Исходя из этого, целесообразно вырабатывать следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:

1. Навык переключения внимания на дорогу (различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда).

2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на дороге (ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные (безопасные) решения).

3. Навык наблюдения (смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего их движения).

4. Навык предвидения опасности (умение видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а также предполагать возможные опасности, вычислять их, т.е. предвидеть возможность появления транспортных средств из-за других предметов).

5. Навык переключения на самоконтроль (умение следить за своим поведением).

Для выработки этих навыков необходимо знание «законов» безопасного дорожного движения. Раскрывая сущность и содержание умений безопасного поведения учащихся в дорожном движении, одновременно определяем и содержание «законов» безопасности дорожного движения.

I закон безопасности движения: «Чем выше скорость, тем больше опасность!».

II закон : «Перед выходом на проезжую часть - остановись!»

III закон : «Не видишь – остановись!».

IV закон : «Уметь видеть, наблюдать и предвидеть, действовать безопасно!».

Возникает закономерный вопрос: С какого возраста необходимо обучать детей Правилам дорожного движения?

Поведение на дороге детей младшего школьного возраста во многом определяют их психофизиологические и возрастные особенности. Учитывая их, учителя и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми. Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих обусловливают резкие изменения в поведении ребенка (смена направления движения, внезапная остановка), которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего школьного возраста к категории пешеходов с повышенным риском. В этой связи особенно актуальной представляется необходимость преподавания Правил дорожного движения в начальных классах школы. Существует утверждение, что обучение и воспитание начинаются с первых месяцев жизни. В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно часто первыми игрушками являются автомобили.

И потому с самого раннего возраста необходимо обучать детей основным правилам, знание которых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Источников этих знаний три - родители, школа, внешняя среда. Само же обучение должно быть направлено не только на то, чтобы «вложить» ребенку в голову Правила дорожного движения. Несмотря на всю важность самих Правил, надо учить не столько правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасности. Нужно выработать у ребенка иммунитет.

Чтобы человек выполнял какие-то требования, у него должна быть психологическая установка на постоянное совершение этих действий. Залогом правильного поведения пешехода на дороге является выработка у него установки на строгое соблюдение Правил дорожного движения. Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характерологические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Требования дорожного движения преломляются через возрастные характеристики и личный опыт.

Известно, что есть люди, от природы наделенные осмотрительностью, осторожностью, а есть поверхностные, легкомысленные, склонные к быстрым реакциям и непродуманным рискованным поступкам. Те или иные свойства проявляются уже в раннем возрасте. Практика говорит о наличии людей с выраженной склонностью к рискованным действиям. Применительно к дорожному движению общепризнанной причиной риска является недооценка скорости современных видов транспорта и переоценка возможностей водителя и автомобиля по экстренной остановке или маневру. Наиболее частыми причинами риска, исключая низкую психологическую установку на соблюдение Правил дорожного движения, являются характерологические особенности, в том числе возраст ребенка. Помимо переоценки детьми технических возможностей автомобиля и возможностей водителя, для них характерны переоценка своих возможностей и недооценка вероятных последствий.

Излишне говорить, что риск на дороге со стороны пешехода недопустим. Воспитание психологической установки на исключение риска должно осуществляться с учетом психофизиологических возрастных особенностей детей, их повышенной характеристической склонности к рискованным действиям и половой принадлежности (имеется в виду готовность к риску, свойственная в большей мере мальчикам, чем девочкам). В возрасте приблизительно от 6 до 10 лет ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период он начинает самостоятельно передвигаться по дороге, и поэтому обучение его Правилам дорожного движения приобретает особенно важное значение. Станет он здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге, или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий?

В заключении необходимо сказать, что подготовка детей и подростков к безопасному поведению на дорогах должна включать:

1. Систему непрерывного формирования знаний, умений и навыков безопасного поведения в дорожном движении.

2. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения на дороге и в транспорте.

Ее организацию и проведение необходимо строить в обязательном взаимодействии образовательных учреждений и семьи, начиная с первых лет жизни. Учитывая при этом как особенности психофизиологического развития ребенка, так и причины, заложенные в самой их природе.

К организационно-педагогическим условиям, определяемым нами как состояние элементов окружающей среды, способствующее эффективной организации педагогического процесса, относим:

1. Создание и организацию системы непрерывной подготовки школьников к безопасному поведению на дорогах.

2. Специальную подготовку учителей «Основам безопасности дорожного движения» и технологии обучения учащихся «Безопасному поведению на дороге и в транспорте».

3. Наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического обеспечения учебного процесса.

4. Организацию учебного процесса в общем плане работы учебного заведения (занятия по «Безопасному поведению на дороге ив транспорте» в классе и внеклассная работа).

5. Постоянное взаимодействие с социально-педагогической средой в организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку школьников к безопасному поведению на дорогах (семьи учащихся, ГИБДД, дома детского технического творчества, общества авто-мотолюбителей, военно-технические и спортивные секции, кружки и клубы по месту жительства и т.д.).

6. Создание в школе кабинета безопасности дорожного движения и соответствующее содержанию предмета оборудование.

7. Финансовое обеспечение учебного процесса.

Организация процесса непрерывной подготовки школьников к безопасному поведению на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов логичности: непрерывности, систематичности и последовательности обучения; наглядности и доступности; единства теории и практики обучения и воспитания; учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; ведущей роли учителя при самостоятельности и активности обучаемых; сотрудничества детей в процессе обучения.

В системе школьного образования основная задача начальной школы состоит в том, чтобы научить детей вести себя на дороге. На эту задачу ориентированы принципы развивающего обучения. Развитие психики и личности ребенка в целом происходит в процессе специальным образом организованных занятий.

В обучении Правилам дорожного движения наиважнейшее значение имеет овладение учащимися практическими навыками и умениями поведения на дороге. Для приобретения учащимися практических навыков и умений надо на обычных уроках в классе использовать невербальный способ общения с учениками.

Подготовка ребенка к сложностям реального поведения в условиях дорожного движения, подготовка к самостоятельным практическим действиям должна начинаться на уроке в классе. В этой связи ПДД, как школьная дисциплина, занимают особое место. Здесь необходимо одновременно решать две задачи:

Подача учебного материала в адекватной для данного возраста форме, то есть с учетом психофизиологических особенностей и на основе принципов развивающего обучения;

Формирование у детей психологической установки на соблюдение Правил дорожного движения, т. е. на использование знаний, полученных на уроках, в повседневной жизни.

Сложность решения второй задачи заключается в том, что ее выполнение выходит за рамки учебных занятий. Любая информация может быть усвоена человеком в разных формах, которые в то же время являются и этапами этого усвоения. Знания, то есть собственно свод Правил дорожного движения, ребенок усваивает на уроках. Целесообразно формулировать правила в утвердительной форме. Например, вариант «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие - лужу, яму или еще что-либо, - то обходить это препятствие надо только по тротуару» предпочтительнее, чем «Не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть». Если нет возможности избежать отрицательных формулировок, то необходимо представлять детям такие правила вместе с альтернативными, «утвердительными», в которых содержатся руководства к действию. Например, сразу же после формулировки: «Нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать рекомендация: «Переходить проезжую часть можно только по зеленому сигналу светофора».

Очень важно, чтобы дети не просто заучивали Правила дорожного движения, а понимали их смысл и необходимость. Ребенок должен уметь объяснить, например, почему, прежде чем переходить проезжую часть, нужно сначала остановиться, потом посмотреть налево, а затем направо и снова налево.

Все формы работы на уроке должны преследовать одну цель - осознание детьми любого возраста важности соблюдения Правил дорожного движения. Чем больше мы понимаем смысл и необходимость соблюдения тех или иных правил, тем легче нам следовать им. Это справедливо для взрослого человека, а для ребенка - тем более.

Сказанное выше привело нас к следующим заключениям:

1. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является не только технической или организационной. Проблема подготовки человека к безопасному поведению в дорожно-транспортном процессе есть проблема педагогическая.

2. Организация подготовки участников дорожного движения должна быть комплексной на основе системного подхода к обучению и воспитанию,

3. Основными путями подготовки школьников к безопасному поведению на дороге являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через учителей, воспитателей и родителей, а также с помощью организации специальных мероприятий для учащихся; самостоятельное познание действительности с помощью средств массовой информации, литературы и искусства.

4. Необходимым условием эффективности реализации поставленной задачи по подготовке школьников к безопасному поведению на дороге является единство и взаимосвязь школы, семьи и социально-педагогической среды, в которой постоянно пребывают учащиеся.

Дорожное движение едино для всех - для детей и для взрослых. И кроющиеся в нем опасности угрожают как взрослым, так и детям. И «Правила дорожного движения» едины для взрослых и для детей. Иногда задают вопрос: «Что из Правил дорожного движения надо знать первокласснику, а что - одиннадцатикласснику?». Правильный ответ однозначен - и тому и другому надо знать все. Все, что относится к безопасности пешехода на дороге.

Конспект занятия КО «ЮИДД»

«Дорожно-транспортный травматизм.

Основные причины происшествий с детьми»

Часть 1

Цели урока: знакомство учащихся с причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий и правилами поведения при ДТП.

Время: 2 часа

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация «Безопасность на улицах и дорогах», проектор, компьютер, экран, карты с дополнительными заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие проходит в этом кабинете, думаю и дальше мы так же продолжим заниматься в нем. Здесь и места больше, и более комфортно.

II. Подготовительный этап.

Социологический опрос: при входе в кабинет учащимся предлагается ответить на вопрос «Нарушали ли Вы ПДД», обозначив ответ на листе формата А3 красным (при ответе «да») или зеленым (при ответе «нет») стикером. Затем лист убирается, без анализа и оглашения результатов до момента обсуждения причин ДТП.

Слайд 1 (тема урока)

Тема безопасности дорожного движения далеко не нова, но актуальности своей не утратила. Ежедневно мы слышим о событиях на дороге, уносящих чьи-то жизни. Самое трагичное и печальное то, что среди них и жители нашего города, соседних населенных пунктов, наши знакомые.

Что происходит на дороге?

Почему гибнут молодые люди, дети, взрослые?

Почему это происходит?

Именно это нам и предстоит сегодня выяснить. Итак, тема урока «Дорожно–транспортные происшествия их причины и последствия»

3. Усвоение новых знаний.

Но прежде, чем мы выясним причины ДТП, надо разобраться, что же такое «дорожно-транспортное происшествие»?

    Итак, «д орожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб». (слайд 2)

    Определяют 9 видов ДТП :(слайд 3)

    • Столкновение

      Опрокидывание

      Наезд

      • на стоящее транспортное средство

        наезд на препятствие

        наезд на пешехода

        наезд на велосипедиста

        наезд на гужевой транспорт

    • Падение пассажира

      Иной вид ДТП.

Посмотрите на слайд – здесь приведена статистика за 2014 и 2015 год (слайд 4)

    • Сравните год 2014 и год 2015.

      Какой год унес максимальное количество жизней?

      Когда произошло наибольшее число ДТП?

Давайте послушаем историю и статистику о ДТП за 8 месяцев 2016 года (Анастасия Тетеревлева)

(3 минуты на сравнение/Ответы детей)

Неизбежны ли дорожно-транспортные происшествия? Слайд 5

Чтобы ответить на этот вопрос, надо опять обратиться к причинам дорожно-транспортных происшествий. Каковы они, можно ли их ликвидировать? Если причины ДТП устранимы, то, значит, ДТП не неизбежны? А если причины возникновения ДТП устранить невозможно, значит, они неизбежны? Попробуем разобраться.

Слайд 6

Причин ДТП много, но, как бы они ни были разнообразны, 85-90% из них происходят по вине человека – водителя или пешехода. Оставшиеся 10-15% ДТП происходят по другим причинам.

Специалисты пришли к выводу, что безопасность движения в решающей степени зависит от трех взаимосвязанных составляющих. Это человек, автомобиль и дорога.

Значит, нужно, каким-то образом воздействуя в отдельности на каждую из этих составляющих, добиться, чтобы они перестали быть источниками опасности. Как это можно сделать?

Воздействие на самый главный параметр безопасности - на самого человека - кажется как будто бы наиболее простым делом, не требующим особых усилий. В действительности же именно при воздействии на человека приходится сталкиваться с основными трудностями.

Мы выделим основные причины получения травм на дорогах именно среди детей: (Слайд 7)

Основными причинами (факторами) получения травм детьми являются: (слайд 8/9)

несоблюдение Правил дорожного движения (дети в возрасте с 7 до 12 лет попадают в ДТП, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом);

неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружения, стоящего транспорта и иных препятствий (как правило, это дети от 4 до 10 лет);

неспособность детей оценить степень опасности от видов транспорта (дети не осознают, что машину нельзя быстро остановить, не учитывают возможно низкой квалификации водителя и т. д.);

переоценка своих физических возможностей (дети часто неправильно определяют расстояние до приближающегося транспорта);

безнадзорность детей (3/4 родителей не имеют возможности провожать детей в школу)

    Предлагаю обратиться к опросному листу «Нарушали ли вы ПДД?» (Слайд 10)

    Каких стикеров больше? (из опыта работы – красных)

    Что это значит?

    А значит, что основная причина в нас самих.

    Кто не знает правила перехода проезжей части? Тогда почему количество красных стикеров превышает количество зеленых?

    Все дело в нас самих! Низкая культура участников дорожного движения – основная проблема. И покуда мы, каждый из нас, это не осознает, ждать улучшения ситуации на дорогах не придется.

Слайд 11 (картинка)

Убедить человека, будь то пешеход, пассажир или водитель, относиться к Правилам с должной серьезностью, выработать у него совершенно необходимую в наши дни устойчивую, постоянную привычку соблюдать их требования всегда и везде, в большом и малом оказывается очень и очень непростым делом. Еще раз вспомните свое поведение на дороге, вспомните поведение своих товарищей, да и взрослых тоже. (Слайд 12)

Казалось бы, проще всего воздействовать на водителя. Есть всякие способы его наказать, в конце концов, его можно просто не выпускать на дорогу, а как быть с пешеходом? Его, правда, тоже можно наказать, например, оштрафовать. Но как же не выпустить его на дорогу?

Слайд 13 (наказание)

Порядок будет надежным и постоянным, если его соблюдают не из опасения подвергнуться штрафу или оказаться под колесами, а по глубокому внутреннему убеждению. Проще говоря, если человек будет соблюдать Правила не по принуждению и не из страха, а по желанию, потому что будет понимать, что это надо для его же безопасности. (Слайд 14 наезд на пешехода)

Из всех видов ДТП чаще всего случаются наезды на пешеходов. Пешеходы и являются обычно причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия и др.) также могут происходить (и происходят) в результате действий пешеходов-нарушителей. Виновниками нарушений ПДД также являются в большинстве случаев пешеходы.

Ролик

Игра «ДА или НЕТ»

Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе») , надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим») , покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

Основные причины аварий на транспорте (Слайд 15)

Школьники не всегда осознают связь между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение на дороге является причиной ДТП. Сюда можно отнести: (Слайд 16)

- неумение прогнозировать дорожную обстановку (неумение предвидеть опасность);

- незнание основ безопасного поведения;

- отсутствие навыков безопасного поведения;

- нежелание соблюдать правила безопасности, пренебрежительное отношение к ним;

- следование опасным привычкам поведения на улице;

- неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения;

- беспечность, потеря бдительности, недисциплинированность.

В поведении школьников на дороге проявляется неумение : (Слайд 17)

- осматривать проезжую часть;

- замечать транспортные средства;

- оценивать скорость и направление движения транспортных средств;

- предвидеть возможность появления транспортного средства из-за другого транспорта, из-за деревьев, кустов и других объектов.

Все это является причиной таких распространенных нарушений ПДД школьниками, как: (слайд 18)

- переход проезжей части перед близко идущим транспортом;

- переход проезжей части в неустановленном месте;

- неожиданный выход из-за транспортного средства, сооружения, зеленых насаждений и т. п.;

- переход дороги на запрещающий сигнал светофора. Эти и другие подобные нарушения часто приводят детей к попаданию в так называемые дорожные «ловушки».

Последствия дорожно-транспортных происшествий (Слайд 19)

Дорожно-транспортные происшествия никогда не проходят бесследно, а тяжесть последствий соответствует серьезности самих ДТП.

Каждый день в нашей стране случается более 1000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 1500. (слайд 20)

На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня здесь гибнут столько человек, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом. Примерно 5% погибших в ДТП - это дети. Количество погибших детей ежегодно увеличивается на 15%, а более 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Каждый год их число растет более чем на 3000 человек. (слайд 21)

Ущерб, наносимый обществу вследствие дорожно-транспортных происшествий, непоправим. Помимо унесенных и покалеченных жизней, следует отметить материальные потери.

Каждое ДТП может иметь непосредственные последствия:

1. Временная дезорганизация движения.

2. Материальные потери:

- выплата пособий по инвалидности;

- расходы на лечение;

- расходы на восстановление аварийных транспортных средств;

- расходы на ремонт;

- другие расходы.

3. Нанесение ущерба здоровью участников ДТП.

4. Летальный исход (гибель) всех или некоторых участников ДТП

5. Психические травмы и заболевания участников ДТП и их родственников.

Слайд 22 (заставка)

Презентация 2 (викторина)

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» с мячом

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой.
Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Ролик 2

III. Итог урока

Закрепление темы урока

1. От каких трех основных причин зависит безопасность на дороге? (человек/автомобиль/дорога)

2. Каковы основные причины аварий на транспорте?

3. Какие из последствий ДТП являются самыми опасными?

Д/З работа в парах - Подготовить презентации «Правила для водителя», «Правила движения пешехода», «Правила для пассажиров». Форма презентации и тема – по выбору .

Дорожное происшествие – это ситуация на дороге, в результате которой одно или несколько транспортных средств, в том числе и людей получили повреждения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По статистике больше всего аварий происходит в темное время суток или на дорогах с интенсивным движением. Каковы основные причины аварийных ситуаций и как можно предотвратить катастрофу, читайте далее.

Основные

Итак, по данным ГИБДД основными причинами возникновения дорожных происшествий являются:

  • употребление водителями спиртных напитков или наркотических препаратов;
  • несоблюдение установленных законодательством правил движения;
  • невнимательность водителей или пешеходов;
  • неисправность транспортных средств;
  • плохая видимость на проезжей части;
  • плохое состояние дорожного покрытия.

Рассмотрим наиболее частые причины ДТП более подробно.

По вине водителя

Причинами ДТП и травматизма людей по вине водителей автотранспортных средств являются:

  • невнимательность, которая может быть вызвана различными факторами: усталость, плохое самочувствие, перевозка детей, требующих отдельного внимания и так далее;

Наиболее высокая вероятность аварии по этой причине появляется в вечернее время, когда люди возвращаются с работы. Этот период времени так же отличается сильной загруженностью основных магистралей населенного пункта.

  • нарушение правил движения. К наиболее существенным причинам высокой аварийности относятся: превышение скоростного режима, неправильный проезд перекрестков (особенно это касается нерегулируемых перекрестков, где приоритетными считаются установленные дорожные знаки), выезд на полосу встречного движения для обгона или совершения каких-либо иных маневров;

Все перечисленные нарушения относятся к категории грубых. За их совершение водитель, помимо штрафных санкций, может быть лишен права на управление автотранспортом.

  • алкогольное опьянение. По статистике около 27% дорожных происшествий случаются по вине водителя, находящегося в нетрезвом состоянии. Однако следует отметить, что эта цифра за последние 2 – 3 года несколько снизилась (приблизительно на 6% – 7%);

Причинами такого явления стали: увеличение штрафных санкций, введение такого вида наказания, как лишение прав и изъятие транспортного средства.

  • эксплуатация автотранспорта в неисправном техническом состоянии. В настоящее время по дорогам России передвигаются как новые автомобили, так и практически раритетная техника, которая не во всех ситуациях поддается качественному ремонту.

Можно отметить и иные причины дорожных аварий, которые происходят по вине водителей. например, неправильное использование телефона во время эксплуатации машины, увлеченность музыкой, фильмом, разговоры за рулем, курение и так далее.

Пьянство за рулем

Одной из наиболее существенных причин возникновения ДТП является алкогольное опьянение, причем большинство аварий, совершенных по этой причин заканчиваются трагично – гибелью людей.

Даже после одного – двух бокалов пива реакция человека становится замедленной, что приводит к неадекватному поведению. Примеры аварий с участием пьяных водителей постоянно разбираются на телеканалах.

Например, в сентябре 2019 года водитель в нетрезвом состоянии, пытающийся уехать от патрульной службы, не справился с управлением и заехал на детскую площадку. В результате мальчик 4-х лет погиб и двое детей получили серьезные травмы.

Постоянная борьба с пьянством, увеличение штрафов ( – штраф 30 000 рублей и лишение водительских прав до 2 лет) и иные меры позволили несколько снизить аварийность на дорогах именно по этой причине. Однако принятых на данный момент времени мер не достаточно.

В дальнейшем предполагается за повторные правонарушения пьяных водителей лишать прав пожизненно, но данный законопроект пока не принят и будет ли принят вообще не известно.

Для напоминания трагических последствий управления автотранспортом в нетрезвом виде в Москве даже установлен памятник (бутылка, наполненная остатками разбитых автомашин).

Превышение скоростного режима

Так же существенной причиной ДТП является превышение скорости. По статистике по этой причине случается порядка 15% дорожных аварий по России.

Существенное увеличение скоростного режима приводит:

  • к неадекватности поведения транспортного средства на проезжей части, особенно в зимний период времени;
  • к невозможности быстро остановить автомашину при возникновении какой-либо опасности, например, при появлении пешехода на проезжей части.

В автомобильных авариях, случившихся из-за превышения допустимого скоростного режима, достаточно часто гибнут люди (пешеходы, пассажиры и сами водители), а транспортные средства получают сильные повреждения.

Наказание за увеличение скорости предусмотрено и в 2019 году составляет:

Однако данных мер борьбы с этим правонарушением не достаточно. Госдумой предполагается ввести увеличение штрафов по этому правонарушению как минимум в два раза.

Несоблюдение правил дорожного движения

Кроме употребления алкоголя за рулем так же к существенным правонарушениям, которые могут привести к дорожным авариям, относятся:

  • выезд транспортного средства на полосу со встречным движением. Такой выезд может быть в результате обгона иного автотранспорта или с целью объезда затора на дороге. Так же часто выезды на встречку случаются из-за усталости (водитель засыпает) или элементарной невнимательности. Перестроение с одной полосы на другую зачастую приводит к лобовым столкновениям, приводящим к тяжким последствиям, в том числе и смерти;

По статистике количество аварий по этой причине превышает 11% от общего числа дорожных происшествий.

  • проезд автомашины на запрещающий сигнал светофора. Перекрестки так же являются зоной повышенной опасности. Привести к игнорированию сигналов светофора могут такие факторы, как невнимательность водителя, использование телефона без специальной гарнитуры и так далее, то есть все факторы, отвлекающие внимание от дорожной ситуации;
  • не предоставление права преимущественного проезда. Такие ситуации чаще всего случаются на нерегулируемых перекрестках, оснащенных исключительно дорожными знаками или при въезде/выезде с придворовой территории;
  • не использование ремней безопасности или детских удерживающих устройств. Необходимость установки детских кресел появилась сравнительно недавно и далеко не все водители оснащают свои транспортные средства этими специальными устройствами, что становится основной причиной ДТП с участием детей;

К непоправимым последствиям так же может привести не использование ремня, но многие водители, несмотря на статистику и тесты, до сих пор пренебрегают элементарным правилом безопасности.

  • неправильное пересечение перекрестков с железнодорожными путями. Большинство таких перекрестков в настоящее время оснащены автоматическими шлагбаумами, которые перекрывают проезд задолго до появления поезда, но есть и такие которые не оснащены автоматическими устройствами;

Проезд запрещает исключительно сигнал светофора, который в отличие от шлагбаума можно проигнорировать.

  • нарушение правил перевозки крупногабаритных и опасных грузов. По статистическим данным доля таких правонарушений не высока (всего 4% — 5%), однако опасные вещества могут повредить не только автотранспорту и людям, но и окружающей среде.

Если посмотреть на ситуацию в общем, то любое нарушение правил движения может привести к дорожной аварии. Например, из-за нарушения правил маневрирования случается 2% — 4% аварий, а из-за не включения сигналов поворота – 0,5% — 1%.

Разговор по телефону, невнимательность

Большой ущерб, не только материальный, но и моральный, может привести простой мобильный телефон, который используется водителем во время управления транспортным средством. Звонки и СМС сильно отвлекают внимание водителей от ситуации на дороге.

Дорожные происшествия, ставшие причиной невнимательности или использования электронных гаджетов так же нельзя отнести к категории легких.

Водитель, пассажиры и пешеходы могут получить тяжкие повреждения, а в некоторых случаях ДТП может быть и со смертельным исходом.

Чтобы максимально снизить процент аварийности из-за использования мобильных устройств в Административный Кодекс была введена , по которой предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 500 рублей .

Техническая неисправность

Неисправность автотранспорта является еще одной причиной тяжких дорожно-транспортных происшествий.

Все неисправности подразделяются на две группы:

  • повреждения, при которых можно самостоятельно добраться до магазина или станции технического обслуживания, например, перегоревшая лампочка в одной из фар;
  • повреждения, при которых эксплуатация автотранспорта запрещена, например, неисправность тормозной системы. В данных ситуациях водителю при обнаружении неполадки необходимо немедленно остановиться и вызвать эвакуационную технику.

Однако на дорогах страны можно встретить «героев», которые в темное время суток двигаются с выключенными фарами и неисправными тормозами или рулевым управлением, не задумывать о возможных последствиях.

По вине пешехода

Еще одной причиной дорожной аварии может стать неадекватной поведение пешехода на проезжей части, а именно:

  • переход дороги в неположенном месте. Многие пешеходы, особенно лица в преклонном возрасте или спешащая молодежь, переходят проезжую часть там, где это наиболее удобно и способно сократить расстояние до пункта назначения;

Последствия такого необдуманного поступка могут быть плачевными, так как автомобиль, двигающийся даже со скоростью 40 км/ч нельзя остановить в считанные секунды.

  • невнимательность пешеходов, переходящих проезжую часть. Например, молодые люди часто ходят, слушая музыку и осматриваясь по сторонам. Если такой человек выйдет на дорогу, то велика вероятность наезда;
  • принятие спиртных напитков. Достаточно часто ДТП случаются по вине пьяных пешеходов, у которых нарушены все основные функции и снижена доля внимания.

Пешеход так же, как водитель является участником движения и за неправомерные действия может быть привлечен к административной или гражданской ответственности.

Административная ответственность заключается в наложении штрафных санкций, например, по пешеход за нарушение правил может быть наказан штрафом в размере 500 – 1 500 рублей .

Гражданская ответственность пешехода заключается в необходимости оплаты восстановительного ремонта автотранспорта, если повреждения автомобилем были получены по его вине ().

Погодные условия

Причины ДТП в зимний период, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости в силу ухудшения погоды, полностью аналогичны вышеописанным.

Следует отметить, что каждый водитель обязан выбирать скоростной режим согласно условиям видимости, то есть при сильном ливне или снегопаде разрешенную на определенном участке дороги скорость рекомендуется снизить на 10 км/ч – 20 км/ч.

Кроме плохих погодных условий причинами высокой аварийности могут стать:

  • плохое дорожное покрытие. Попадание автомашины в яму (выбоину или на ухаб) приводит к снижению управляемости и как следствие дорожной аварии;
  • низкий уровень подготовки начинающих водителей. В настоящее время правила подготовки и проведения экзамена ужесточаются, то минимальное количество часов наезда (56) считается не достаточным.

С участием велосипедистов

Происшествия с велосипедистами практически всегда заканчиваются тяжкими тяжелыми повреждениями или смертельным исходом.

Причинами высокой аварийности с участием велосипедистов являются:

  • невнимательность водителей при повороте направо. Поскольку велосипедистам запрещено движение по тротуарам, то в большинстве случаев они ездят по крайне правой полосе проезжей части и при повороте автотранспорта в этом направлении подвергаются большой опасности;
  • не предоставление дороги велосипедисту на перекрестке. Любители велосипедов являются полноценными участниками дорожного движения и имеют такие же права, как и водители автомобилей;
  • пренебрежение велосипедистами светоотражающих элементов, при отсутствии которых в темное время суток они не заметны на проезжей части;
  • невозможность корректно оценить скорость движения велосипеда и предполагаемый тормозной путь.

ДТП может случиться и при участии велосипедиста и пешехода. В большинстве случаев такие несчастные случаи случаются при пренебрежении велосипедистами правил движения, а именно пункта 9.9 (движение по тротуарам запрещено).

С мотоциклистами

Мотоциклисты представляют собой особую опасность на проезжей части, так как:

  • двигаются с большой скоростью. Современные мотоциклы отличаются высокой мощностью, чем часто и пользуются водители этого вида транспортного средства;
  • невнимательны. При езде на мотоцикле большая доля внимания уделяется скорости и балансировке, а не оценке дорожной ситуации;
  • мотоциклисты часто пренебрегают правилами движения: стремятся въехать в ограниченное пространство между иными транспортными средствами, считают, что благодаря скорости, успеют «проскочить» перекресток на желтый сигнал светофора и так далее.

В большинстве случаев, дорожные аварии с мотоциклистами заканчиваются смертельным исходом.

Статистика причин ДТП

Госавтоинспекция ежегодно приводит статистические данные основных причин аварийности, чтобы можно было привлечь внимание участников дорожного движения к существующим проблемам и найти способы снизить количество дорожных происшествий.

В таблице приведены данные за 2019 и начало 2019 года:

Причина дорожной аварии Количество аварий Пострадало, чел. Со смертельным исходом
Нарушения правил движения водителями 140 546 132 218 43 542
Нарушения пешеходами 38 564 32 134 27 976
Превышение скорости 123 629 146 052 28 673
Алкогольное опьянение 87 563 67 081 35 739

Меры предотвращения аварий

Для снижения количества дорожных аварий правоохранительными органами принимаются следующие меры:

  • систематическая работа с водителями, в которую входят: выдача памяток по безопасности возжжения при регистрации автотранспорта, повышение уровня квалификации, ознакомление через средства массовой информации с нововведениями, информирование об ухудшении дорожных условий и так далее;
  • проведение профилактической работы с пешеходами. Ознакомление несовершеннолетних с правилами движения;
  • повышение уровня подготовки начинающих водителей. В последнее время увеличились требования не только к кандидатам в водители, но и учебным учреждениям, а так же к сдаче теоретической и практической частей экзамена;
  • информирование населения о причинах ДТП. Проведение тренингов для сокращения аварийных ситуаций и устранения тяжких последствий;
  • улучшение качества дорожного покрытия;
  • введение увеличенных штрафов за грубые правонарушения и ужесточение контроля за нарушениями;
  • введения контроля за передвижением автотранспорта, принадлежащего юридическим лицам: обязательный предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль, назначение ответственных лиц за выпуск на линию и так далее;
  • ужесточение требований по проведению технического осмотра автотранспорта и увеличению обязательного техосмотра для отдельных категорий транспортных средств (например, рейсовых автобусов, маршрутных такси);
  • проведение контроля за регистрацией автотранспорта, ввоза автомобилей из иных государств.

Повреждения при дорожно-транспортных происшествиях имеют индивидуальные особенности, связанные с видом транспортного средства, скорости движения, зоной столкновения автомобиля в возрасте потерпевшего и т. При наездах автомобилей на пешеходов возникают одновременно переломы нижних конечностей, таза и черепно мозговые травмы. При столкновении и опрокидывании транспортных средств тяжесть повреждения, в основном, определяется использованием водителем и пассажирами ремней безопасности. При их использовании повреждения в 93% случаев бывают легкими, если они не используются - это степень тяжести повреждения зависит от скорости движения транспортного средства и места, которое занимал пострадавший в салоне. Опрокидывания транспортных средств опасные повреждениями позвоночника, преимущественно на двух уровнях - шейном и поясничном уровнях. В мотоциклистов при ДТП чаще всего бывают травмы черепа, нижних конечностей и таза.

Основные причины возникновения ДТП:

Игнорирование правил дорожного движения;

Вождение транспортных средств в нетрезвом состоянии;

Превышение скорости движения;

Плохое техническое состояние транспортного средства;

Некачественное состояние дорог.

Запомните

По данным ВОЗ около 30% лиц, погибших при ДТП, могли бы быть спасены, если бы им в течение часа верно оказали первую помощь. Оказание помощи в течение первых 10 минут с момента травмы снижает смертность на 50%.

При оказании первой помощи свои действия следует спланировать таким образом:

Вынести пострадавшего из опасного места;

Быстро оценить состояние пострадавшего, наметить последовательность и объем помощи;

При отсутствии дыхания и сердечной деятельности немедленно приступить к проведению реанимационных мероприятий (искусственное дыхание - 8-12 раз, закрытый массаж сердца - 60 раз в минуту);

Остановить кровотечение;

Защитить рану от загрязнения;

Провести противошоковые мероприятия;

Осуществить транспортную иммобилизацию;

Обеспечить срочную и оптимальную доставку пострадавшего в лечебное учреждение.

В случае ДТП в городе, где прибытия машины скорой медицинской помощи ожидается в течение 20-30 минут, нет необходимости извлекать пострадавших из автомобиля, если они в сознании, несжатые деформированными частями автомобиля и не требуют реанимационных мероприятий или остановки кровотечения. Если же в автомобиле чувствуется запах горелой электропроводки или разлитого бензина, пострадавших нужно немедленно перенести в безопасное место.

Наиболее типичные повреждения при ДТП

Среди травм, возникающих в результате ДТП, чаще всего встречаются черепно-мозговые, травмы грудной клетки и органов грудной полости, живота и органов брюшной полости, переломы позвоночника и трубчатых костей.

Наибольшую опасность при травмах головы составляют повреждения головного мозга (сотрясение, ушиб, сжатия) и костей черепа. При сотрясении мозга характерны потеря сознания, ретроградная амнезия (потеря памяти на события, непосредственно предшествовавшие травме), головные боли, головокружение, тошнота, рвота, замедление пульса, повышение артериального давления. При ушибе и сжатии мозга появляются еще и симптомы очагового поражения: нарушение речи, чувствительности, движений. При более тяжелых травмах возможен перелом костей черепа. Повреждения мозга при этом может быть не только от удара, но и от углубления отломков костей и крови, выливается (сжатие гематомой). Особую опасность представляют открытые переломы костей мозгового отдела черепа, которые сопровождаются утечкой из раны спинномозговой жидкости и мозгового вещества. При переломе основания черепа в области век появляются синяки, кровотечение и истечение спинномозговой жидкости из носа и ушей.

Помощь сводится к применению холода до головы, профилактики аспирации рвотных масс, щадящего транспортировки в лечебное учреждение. При открытой травме головы - еще остановка кровотечения, наложение асептической повязки на рану, а при переломах основания черепа - на уши.

Среди травм грудной клетки чаще всего встречаются ушиб, сжатия грудной клетки, переломы ребер и грудины, повреждения легких.

Сжатия грудной клетки - тяжелый вид травм, возникает при воздействии на грудную клетку двух встречных сил.

Признаки: синюшная окраска кожи лица, шеи и верхней части грудной клетки с капельными кровоизлияниями, одышка, учащение пульса.

Помощь: освобождение грудной клетки от сжатия, обезболивание, покой.

Переломы ребер и грудины возникают при прямой травмирующего воздействия большой силы.

Признаки: резкие боли в месте перелома, усиливающиеся при дыхании, кашле, изменении положения тела.

При оказании помощи важно провести иммобилизацию в момент глубокого выдоха путем наложения на грудную клетку тугой повязки широким бинтом, полотенцем, простыней.

Проникающие ранения грудной клетки, как и усложненные переломы ребер, чрезвычайно опасны тем, что при них могут повреждаться межреберные сосуды, плевра, аорта, сердце, легкие, ранения которых ведут к тяжелой внутреннего кровотечения, плевро-пульмонального шока, открытого пневмоторакса и скорой смерти. Пневмоторакс возникает при попадании в плевральную полость воздуха, что приводит к падению легкие, смещение сердца и развития сердечно-легочной недостаточности.

Помощь: наложение герметизирующей асептической повязки на рану, проведение противошоковых мероприятий, транспортировки пострадавшего в полусидячем положении.

Травматические повреждения живота разделяются на закрытые и открытые. Закрытые травмы в 30% случаев сопровождаются разрывами селезенки, печени, кишечника. Ведущими в клинической картине разрыва печени является сочетание признаков шока и внутреннего кровотечения. Больные бледны, возбуждены, жалуются на боли в правом подреберье, отмечается частый слабый пульс, снижение артериального давления.

Повреждения селезенки возникает при ударах в живот. Пострадавшие жалуются на боли в левой половине живота, которые отдают в левое плечо, дыхание поверхностное, поскольку глубокий вдох усиливает боли; положения потерпевшего вынужденное, на левом боку с приведенными к животу ногами. Имеют место признаки внутреннего кровотечения, живот напряжен в левой половине, резко болезненный.

Тупая травма живота часто сопровождается разрывами желудка, двенадцатиперстной, тонкой и толстой кишок. В клинической картине доминируют сначала симптомы болевого шока и внутреннего кровотечения, а потом - раздражение брюшины. Появляются резкие боли по всему животу, икота, рвота, задержка газов и стула, в вздутие живота, напряжение и болезненность передней стенки живота, усиление боли при внезапном вычитании рук от живота Пострадавших с подозрением на повреждение органов брюшной полости необходимо срочно доставить в хирургическое отделение для оперативного лечения. Транспортировать таких больных нужно на носилках в положении лежа с подогнутыми ногами, применив к животу холод.

Открытые повреждения органов брюшной полости возникают при колото- резаных или огнестрельных ранах живота. Помощь заключается в наложении асептической повязки на рану, но вправлять выпавшие органы нельзя.

Нередко встречаются повреждения костей таза в виде двусторонних переломов костей с одновременным повреждением тазовых органов (мочеиспускательного канала, мочевого пузыря, прямой кишки, мочеточников, матки). Они, как правило, сопровождаются тяжелым шоком и образованием крупных забрюшинных гематом (истечение крови достигает 2-3 л).

Помощь: остановка кровотечения и наложения асептической повязки (при открытых переломах) противошоковые мероприятия; транспортная иммобилизация в положении "лягушки" (потерпевшего кладут на твердую щит с согнутыми в коленях и умеренно разведенными ногами).

Переломы позвоночника - очень тяжелая травма. Ее признаки - деформация позвоночника, сильная боль в спине, усиливающаяся при малейшем движении. Наибольшая опасность при переломе позвоночника - это повреждение спинного мозга (разрыв,

сжатия), которое сопровождается расстройствами чувствительности, движений, функции тазовых органов.

Главным при оказании помощи является осуществление надежной иммобилизации с целью недопущения сжатия или разрыва спинного мозга. При повреждении грудного или поясничного отделов позвоночника пострадавших транспортируют на носилках вниз животом или на спине, подложив при этом деревянный щит.

Случайные статьи

Вверх