Требования к мерам безопасности в школах. Суд удовлетворил заявления прокурора об обеспечении охраны детских учреждений лицензированными охранниками Могут ли чоп охранять школы

Дело № 2-183/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Шустиковой С.П.,

при секретаре судебного заседания Кудрявцевой К.К.,

с участием старшего помощника прокурора Закировой Ю.В.,

представителя ответчика Непомнящей Н.Г.,

представителя соответчика Тимошенко Л.В.,

представителя третьего лица Хроль В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркута 14 февраля 2017 года гражданское дело по иску прокурора города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 13» о возложении обязанности обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Воркуты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику с требованиями о возложении обязанности в срок до 01.09.2017 обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Воркуты в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о противодействии терроризму и об образовании, в ходе которой в деятельности МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты выявлены нарушения вышеуказанного законодательства, а именно: отсутствует охрана, имеющая лицензию на осуществление охранной деятельности и прошедшей профессиональную подготовку, что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования. Охрана учреждения осуществляется сотрудниками образовательного учреждения - вахтер, сторож, что противоречит законодательству о противодействии терроризму и об образовании. 15.02.2016 прокуратурой города в адрес директора МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты внесено представление об устранении указанных нарушений, однако до настоящего времени руководством учреждения нарушения не устранены.

Протокольным определением суда от 09.01.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление образования администрации МО ГО «Воркута», администрация МО ГО «Воркута».

Протокольным определением суда от 24.01.2017 администрация МО ГО «Воркута» привлечена к участию в деле в качестве соответчика, с исключением из числа третьих лиц.

Ответчик – МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты в письменных возражения просил в удовлетворении исковых требований отказать, т.к. истцом не уточнено, что именно включает в себя обязанность обеспечить физической охраной, какие именно действия при этом должна выполнить школа, решение суда предполагает промежуточный результат. Школой приняты все необходимые меры по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников, так как установлен пропускной режим. Обеспечение безопасности днем осуществляется администраторами из преподавательского состава, в ночное время сторожами. В школе имеются стационарные телефоны для вызова правоохранительных органов, ведется видеонаблюдение, установлена «тревожная кнопка».

Соответчик – администрация МО ГО «Воркута» в отзыве на исковое заявление указал, что МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет. Создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации в соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ относится к компетенции образовательного учреждения. Задача органов местного самоуправления в области противодействия терроризму состоит, по мнению соответчика, в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий. Школа является подведомственным получателем бюджетных средств главного распорядителя бюджетных средств - Управления образования администрации МО ГО «Воркута», которое, в свою очередь, является соисполнителем муниципальной программы «Обеспечение безопасности населения и территории МО ГО «Воркута» (Постановление № 257 от 18.02.2015). Администрация МО ГО «Воркута» выполнила свои функции в виде доведения бюджетных ассигнований на выполнение муниципального задания до главного распорядителя бюджетных средств – Управления образования администрации МО ГО «Воркута» в отношении получателей бюджетных средств – образовательных учреждений. Постановлением от 12.11.2015 № 1903 создана межведомственная комиссия при администрации МО ГО «Воркута» по обследованию мест массового пребывания людей с целью составления паспортов безопасности. В п. 13 паспорта безопасности СОШ № 13 указано на необходимость организации физической охраны организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. По мнению соответчика, требование прокурора г. Воркуты об обязании администрации МО ГО «Воркута» обеспечить учреждение школы физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 несет неопределенность действий соответчика в ходе исполнения решения суда, т.к., являясь органом местного самоуправления, администрация МО ГО «Воркута» не занимается хозяйственной деятельностью, а исполняет полномочия по решению вопросов местного значения. В п. 24 Требований, на которые ссылается прокурор, отсутствует обязанность местного органа по обеспечению физической охраной. Здание школы имеет несколько отдельных входов, вместе с тем истцом не указано, какой из них должен быть оборудован физической охраной и каким образом должна быть организована физическая охрана. На основании чего, соответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации МО ГО «Воркута», как к ненадлежащему ответчику.

Старший помощник прокурора в судебном заседании заявленные требования поддержал по письменным доводам.

Представитель ответчика и представитель соответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились по письменным доводам.

Представитель третьего лица в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что денежные средства, предусмотренные в бюджете на 2017 год и плановый периода 2018 и 2019 годов на обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, решением № 322 от 27.01.2017 существенно снижены, в связи с чем без дополнительного целевого финансирования учебные учреждения не смогут выполнить требования закона об обеспечении физической охраной.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах детей указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Согласно пунктам 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч. 6 указанной статьи предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 ФЗ от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены в том числе и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 ФЗ N 35-ФЗ).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в учреждениях образования, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.

Согласно части 13 статьи 30 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на проведение противопожарных и антитеррористических мероприятий в подведомственных образовательных учреждениях, в том числе на усиление охраны объектов образования. Рабочей группе по противодействию терроризму и экстремистской деятельности в подведомственных образовательных учреждениях предписано предусмотреть разработку и представление на согласование в Минобрнауки России и МВД России проекта нормативного правового акта, регулирующего вопросы обеспечения антитеррористической безопасности объектов образования, включая организацию их охраны.

Письмо Минобразования от 26 января 2011 года N МКА-70/15 "О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности", направленное руководителям образовательных организаций, содержит предписание о незамедлительном принятии мер по обеспечению дополнительных мер по охране организаций, ужесточению пропускного режима на объекты, которые в том числе могут быть обеспечены путем организации охраны лицензированной охранной организацией в соответствии с действующим законодательством.

Обязанность по обеспечению школьных учреждений физической охраной установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).

Согласно пунктам 24, 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Положения нормативно-правовых актов о необходимости проведения вышеуказанных мероприятий являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности обеспечения безопасности учреждения.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории МО ГО «Воркута» функционирует - МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты, учредителем которого является муниципальное образование городского округа «Воркута», полномочия которого осуществляет администрация МО ГО «Воркута».

Согласно Уставу МОУ «СОШ 13» является бюджетным учреждением, юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет Устав, самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, печать установленного образца, штамп, бланки и вывеску со своим наименованием на русском и коми языках и другие необходимые реквизиты. Учреждение вправе от своего имени заключать контракты, договоры, соглашения, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах (п.1.9. Устава).

Из материалов гражданского дела следует, что администрация МОГО «Воркута в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 " Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», своим Постановлением № 1903 от 12.11.2015, создала межведомственную комиссию по обследованию мест массового пребывания людей.

Указанной межведомственной комиссией в составе руководителя администрации МОГО «Воркута», директора школы, представителя отдела УФСБ РФ по г.Воркуте, начальника полиции, заместителя начальника отдела надзорной деятельности, заместителя руководителя администрации МОГО «Воркута», заведующего мобилизационным отделом администрации МОГО «Воркута» в период с 28.03.2016 по 02.04.2016 проведено обследование МОУ «СОШ № 13», по результатам которого учебному учреждению присвоена 3 категория места массового пребывания людей.

Межведомственная комиссия пришла к выводу, что для полного обеспечения антитеррористической защищенности в МОУ «СОШ № 13» требуется оказание услуг по физической охране школы.

Прокуратурой г. Воркуты в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о противодействии терроризму и об образовании, в ходе которой установлено, что в школе охрана организации, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов осуществляется работниками образовательного учреждения (вахтером и сторожем), наличием «тревожной кнопки».

15.02.2016 в адрес директора Учреждения прокуратурой города внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Как следует из пояснений сторон и подтверждается материалами дела, нарушения, послужившие основанием для вынесения прокурором представления, на день судебного заседания не устранены.

Таким образом, обеспечение внутриобъектного и пропускного режима не лицензированной охранной организацией, является нарушением перечисленных выше требований закона.

Учитывая положение пункта 24 Требований, выводы межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей, конкретные обстоятельств дела, в том числе отсутствие ограждений территории школы, что следует из акта обследования и категорирования, наличие в договоре об оказании услуг по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений с помощью кнопки экстренного вызова от 30.12.2016 условий, которые, в ряде случаев, освобождают Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РК от выполнения взятых на себя обязательств, а также позволяют приостановить исполнение обязательств (п.п. 3.5.3, 5.4), что существенно снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, создает условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд исковые требования прокурора удовлетворяет.

Поскольку из системного толкования положений п.4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года следует, что орган местного самоуправления обладает полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, то на соответчике-администрации МОГО «Воркута» лежит обязанность финансирования затрат «МОУ СОШ 13» по обеспечению физической охраны.

Доводы ответчика о том, что действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно осуществления контрольно-пропускного режима в образовательном учреждении только силами охранной организации, имеющей соответствующую лицензию органов внутренних дел, суд находит несостоятельными. Как следует из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации, а не конкретно определенного закона.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возложении обязанности по обеспечению учреждения физической охраной на МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты за счет целевого финансирования соответствующих работ администрацией МО ГО «Воркута», как органа местного самоуправления, являющегося учредителем образовательного учреждения, обеспечивающего его финансирование и обязанного в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.

Доводы представителя администрации МО ГО «Воркута» о том, что всем образовательным учреждениям города Воркуты ранее произведено финансирование мероприятий антитеррористической направленности, не могут служить основанием для освобождения соответчика от исполнения обязанностей по соблюдений требований действующего законодательства, поскольку факт необеспечения образовательного учреждения физической охраной установлен судом.

С учетом изложенного, а также соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц – учащихся, работником и посетителей школы, которые имеют право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, суд находит целесообразным предоставить срок исполнения решения суда сроком до 01 сентября 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Воркуты в срок до 01 сентября 2017 года обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» за счет целевого финансирования соответствующих работ администрацией Муниципального образования городского округа «Воркута.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения – 18 февраля 2017 года.

Председательствующий С.П. Шустикова

Охрану для школ будут отбирать по новым критериям. Необходимыми условиями для работы в учебных заведениях станут отсутствие нарушений за последний год, наличие аналогичного опыта работы и соглашений с органами внутренних дел об участии в охране общественного порядка. Такой перечень обязательных требований к фирмам, предоставляющим охранные услуги, предлагает ввести Росгвардия, сообщил «Известиям» советник директора ведомства Александр Хинштейн. Проект соответствующего постановления правительства сейчас проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными сторонами. Эксперты предложение поддерживают, однако прогнозируют передел рынка частных охранных услуг.

В Росгвардии считают необходимым упорядочить деятельность по охране образовательных объектов, рассказал Александр Хинштейн. Для этого нужно ввести перечень обязательных требований к частным охранным предприятиям, обеспечивающим безопасность в школах. В настоящее время договоры на такую деятельность заключаются с фирмой, выигравшей торги, так как средства выделяются из государственного или муниципального бюджета. На аукционе побеждают те, кто предложил наименьшую стоимость, однако в этих случаях фактически не учитывается профессионализм и надежность охранного предприятия.

Вопрос безопасности детей не должен определяться рыночными отношениями. Сегодня это большая проблема, и последние ЧП в школах это наглядно продемонстрировали. Мы убеждены, что ЧОПы, которые охраняют объекты образования, в первую очередь школы, должны отвечать ряду обязательных требований, которые необходимо закрепить в конкурсных условиях, - пояснил Александр Хинштейн.

В Росгвардии считают, что в перечень требований должны быть включены: наличие у ЧОПа лицензии на антитеррористическую охрану объектов, аналогичный опыт работы и отсутствие нарушений в течение последнего года. Кроме того, допускаться к участию в конкурсе должны лишь те организации, которые заключали с территориальными органами Росгвардии и МВД соглашение об участии в охране общественного порядка.

Мы также будем ставить вопрос о включении в перечень требований соответствия профессиональному стандарту. Это позволит еще более систематизировать работу охранной сферы. Мы поддерживаем это нововведение, оно особенно важно для образовательных объектов, - подчеркнул Александр Хинштейн.

Как ранее сообщали «Известия», Минтруд принял профстандарты в декабре 2015 года, однако они носят рекомендательный характер и действуют только на территории Москвы.

В отрасли нововведения поддерживают, заявил «Известиям» председатель Всероссийского объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Александр Козлов. По его словам, ситуация с охраной школ сейчас складывается наиболее остро и участвовать в этой деятельности должны только самые профессиональные ЧОПы, обладающие необходимыми ресурсами, знаниями и навыками. В отрасли с пониманием относятся к требованию о необходимости заключать соглашения об участии в охране общественного порядка, подчеркнул Александр Козлов.

Соглашение подразумевает, что пункт охраны будет внесен в систему единой дислокации сил и средств, то есть дежурный ОВД будет знать, что в школе стоит ЧОП, и сможет оперативно довести до него информацию. Например, совершено преступление, виновные скрылись и могут прятаться на территории школы. Или нужно оказать помощь потерпевшему. Государство платит деньги ЧОПу, поэтому тот должен в какой-то мере выполнять правоохранительные функции, - заявил «Известиям» эксперт.

Что касается профстандартов, то согласно закону они станут обязательными с 2020 года, напомнил он. Однако ничто не мешает утвердить любой из них отдельным постановлением и раньше.

Действующие требования к частным охранным предприятиям и сейчас достаточно серьезны, считает заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-Юре» Антон Пуляев.

Безусловно, участившиеся преступления в стенах общеобразовательных учреждений вызывают тревогу. Однако предложения похожи на попытку формально ввести дополнительный фильтр. Не факт, что их принятие не приведет к переделу на рынке частных охранных услуг, - сказал он.

Директор юридической компании «Центр правосудия» Армен Восканян говорит, что трагедий в школах можно было избежать в случае достаточной квалификации сотрудников охранных предприятий, обеспечивавших порядок и пропускной режим на объектах.

Ведь после каждого инцидента выяснялось, что ЧОПы, обслуживавшие школы, работали с грубыми нарушениями, - заметил эксперт.

Сейчас проект постановления правительства, разработанный Росгвардией, проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными сторонами.

Гражданское

Суть спора: Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений

К делу №2-182/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.03.2013 г. Кавказский райсуд Краснодарского края в составе:

председательствующего Жеребор С.А.

при секретаре Смирновой Н.В.

с участием помпрокурора Овсянникова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ №13 ст. Дмитриевской Кавказского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия выразившегося ненадлежащем проведении организационных мероприятий по обеспечению защиты объекта образовательного учреждения и возложения обязанности устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кавказского района обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным бездействие МБОУ СОШ №13 ст. Дмитриевской Кавказского района и обязать МБОУ устранить в полном объёме допущенные нарушения.

Свои требования прокурор обосновывает тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Кавказского района. В соответствии со ст. . Закона № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» - образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 ст. Закона № 3266-1, учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

р е ш и л:

1. Признать незаконным бездействие МБОУ СОШ №13 ст. Дмитриевской Кавказского района, Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер призванных осуществлять физическую защиту объекта образовательного учреждения.

2. Отказать прокурору Кавказского района в удовлетворении требования о возложении обязанности на МБОУ СОШ №13 ст. Дмитриевской Кавказского района, Краснодарского края устранить в полном объёме допущенные нарушения путём заключения договора на оказание охранных услуг с охранной организацией имеющей соответствующую лицензию.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 29.03.2013 г.

Судья: Жеребор С.А.

Суд:

Кавказский районный суд (Краснодарский край)

Истцы:

ПРОКУРОР КАВКАЗСКОГО РАЙОНА В ИНТ. неопределённого круга лиц

Острый вопрос: охрана в школе

Вопрос об охране в школе стоит в наше время остро. Дело в том, что многие родители обучающихся не понимают ее необходимости и не знают источников финансирования. Давайте попробуем разобраться в данном вопросе на примере Селятинской школы № 1.

Безопасность

Канули в Лету беззаботные времена, когда порядок в школах поддерживали дежурные классы, а воровство считалось происшествием вселенского масштаба. Теперь потенциальная угроза жизни и здоровью школьников растет пропорционально уровню благосостояния и характеру занятий их родителей. Именно необходимостью, а не модой вызвано появление у дверей школ, гимназий и прочих учебных заведений фигуры охранника. «Школа охраняется» звучит для иных родителей так же магически, как «граница на замке». Какие функции выполняет школьная охрана, действительно ли она отвечает за жизнь и здоровье наших детей?

На этот злободневный вопрос нам ответила директор Селятинской школы № 1 Попова Наталья Николаевна: «Наша школа – это гордость поселка, красивая, хорошо оборудованная, большая. Но за огромной пришкольной территорией и четырьмя этажами самой школы нужен контроль, поэтому школе необходима охрана. Она выполняет множество функций: не пропускает посторонних на территорию школы, следит за безопасностью детей и школьного имущества. Примеров необходимости охраны множество: в прошлом году во время ремонта школы грабители пытались увезти из школы новую плитку для полов, именно охрана остановила их и сохранила школьное имущество. Или во время праздников часто пьяные пытаются проникнуть внутрь школы на детские дискотеки, а охрана стоит на страже. Что бы смогли сделать в данном случае дежурные учителя или учащиеся? Буквально месяц назад охрана предотвратила попытку взлома кабинета информатики, когда бандиты пытались разрезать оконное стекло, чтобы вынести школьные компьютеры. Благодаря охране учителя не боятся отпускать детей в туалеты на уроках, зная, что школа охраняется и чужих нет. Работа охраны в школе не всегда заметна глазу родителей. Но, поверьте, она огромна и крайне необходима. Хорошо, что многие родители нас поддерживают и понимают всю сложность и ответственность данной работы».

Итак, охрана здоровья и безопасность учащихся – одна из главных школьных задач.

Вот пример должностной инструкции охранника одной из школ РФ:

1. Охранник обязан перед наступлением на дежурство проверить все выходы в здание объекта. Убедиться, что все они заперты и их невозможно открыть снаружи, осмотреть прилегающую территорию.

2. Находиться неотлучно на своем посту с 7.00 до 19.00 часов. 3. Покидать свой пост в случае необходимости только при условии подмены его на время отсутствия вторым охранником или представлением администрации школы.

4. Запуск в здание объекта работников объекта и родителей с детьми производить только по специальности пропускам (паспортам) в соответствии с образцом.

5. Запуск посторонних лиц строго запрещен. Все лица, не имеющие пропуск, являются посторонними.

6. Вход родителей в школу для беседы с учителем осуществляется по предъявлению пропуска (паспорта) охраннику и сопровождается дежурным учителем с соответствующей записью в книге регистрации или учитель приглашается на вахту для встречи с посетителем.

7. Данные всех посетителей заносятся в специальный журнал.

8. При обнаружении на территории объекта и прилегающей к нему территории бесхозных предметов (сумок, сверток, ящиков и.т.д.), вызывающих подозрение, немедленно сообщить об этом руководству объекта, руководству Охраны, вызывать полицию, принять меры к недопущению к обнаруженному предмету людей.

9. Во время дежурства охраннику запрещается отвлекаться на построение разговоры.

10. По окончании дежурства обо всех выявленных недостатков докладывать руководству объекта и делать запись об этом в постовой ведомости.

11. При чрезвычайных происшествиях (пожар, стихийное бедствие и т.д.) действовать по соответствующим инструкциям и планам, находящимся на объекте, предварительно их изучив".

Юридический аспект

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение должно создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Финансирование деятельности муниципальной школы осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом выделяемых из бюджета субъекта РФ субвенций в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Дополнительные к региональным нормативы могут быть установлены органом местного самоуправления.

Это означает, что охранное предприятие, с которым школа (от лица директора) заключает договор, не входит в часть расходов, финансируемую из бюджета Московской области или Наро-Фоминского района. Получается, что охрана нужна, а средств на оплату нет. Как же выйти из сложившейся ситуации?

Как следует из пункта 3 статьи 101 Закона РФ «Об образовании», организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Вышесказанное означает, что МАОУ Селятинская СОШ № 1 обязана обеспечить безопасные условия обучения в школе, исходя из имеющегося бюджета - путем найма на работу охранников или иных сотрудников, отвечающих за безопасность. Школа вправе заключить договор гражданско-правового характера с охранной организацией в пределах имеющихся дополнительных средств, привлеченных за счет предоставления дополнительных услуг или получения добровольных пожертвований.

Финансовый аспект

Если у школы нет средств на охрану, родители вправе по своей инициативе, на добровольной основе заключить договор с охранной организацией. В Селятинской школе № 1 есть активные члены родительских комитетов классов, множество неравнодушных родителей, готовых оказывать посильную помощь образовательному учреждению. При их поддержке на заседании Управляющего Совета 22 мая 2014 был создан Попечительский совет, в который вошли родители обучающихся из разных классов. Представители Совета собирают и вносят на счет фонда добровольные пожертвования или платежи, определенные уставом фонда, и платят средства непосредственно на счет охранной организации со счета созданного фонда безналичным путем.

Иными словами, Попечительский Совет – это распорядитель и контролер поступающих пожертвований и спонсорских средств. Решение школы (родительского комитета) - договор - расчетный счет - отчет использования денежных средств.

Подробно ознакомиться с функциями и работой Совета можно в «Положении о Попечительском Совете», деятельность которого регламентирована следующими нормативными актами: Закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ и нормативными базами создания и деятельности Попечительских Советов.

Так что в Селятинской школе № 1 вопрос об оплате охранных услуг разрешен правильно.

Лариса Сергеевна Кузнецова,

классный руководитель 6 а класса


В статье речь пойдет о мерах по обеспечению безопасности детей и работников школы: антитеррористической, внутренней, пожарной, охране труда, информационной безопасности.

Формирование безопасной образовательной среды предусматривает контроль над исправностью систем пожаротушения, электроснабжения, организацией охраны труда, антитеррористической, информационной и экологической защитой. Техника безопасности в школе предусматривает создание таких условий для обучения и работы, которые не будут угрожать жизни и здоровью учащихся и работников, обеспечат сохранность материально-технической базы учреждения.

Техника безопасности в школе: распределение обязанностей по направлениям работы

Обеспечение безопасности в школах предполагает комплексную защиту от аварийных и чрезвычайных ситуаций, аспектов, угрожающих сохранности жизни и здоровья, целостности имущества. Административная и юридическая ответственность за безопасность всех находящихся на территории образовательного учреждения людей лежит на директоре школы и его заместителях. Обязанности по обеспечению безопасности в школе могут распределяться следующим образом:

  • заместитель директора по АХЧ занимается вопросами электро- и пожарной безопасности, составлением и проведением инструктажей по безопасности в школе, проверкой наличия сопроводительной документации;
  • замдиректора по УВР берет на себя организацию охраны труда, а его коллега - педагог-организатор - может проводить профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • замдиректора по обеспечению безопасности, если такой имеется в штате, отвечает за антитеррористическую защиту, организацию контрольно-пропускного пункта, курирование охранных служб, работающих в учреждении. Он активно участвует во всех мероприятиях касательно безопасности всех участников учебно-воспитательного процесса. Иногда на эту должность приглашают бывших сотрудников силовых структур, профессионально владеющих навыками обеспечения безопасности.

Обеспечение безопасности в школе является частью единой системы безопасности образовательных учреждений России, создание которой регламентировано письмом Минобрнауки № 03-1423. Согласно нему, все педагогические работники должны проходить курсы повышения квалификации или подготовку для эффективного предотвращения террористических или других противоправных действий в образовательных учреждениях. Следовательно, в организации безопасности в образовательном учреждении должны быть привлечены все его сотрудники.

Для создания безопасной среды школы могут привлекать правоохранительные органы, частные охранные организации, органы местного самоуправления, использовать современные технические средства при условии, что работники учреждения, школьники и их родители знакомы с алгоритмом действий в чрезвычайных или аварийных ситуациях.

Инструктаж по безопасности в школе: принципы организации и проведения

Инструктирование новых и уже числящихся в штате работников - обязанность ответственных за это специалистов, непосредственных руководителей подразделений, представителей школьной администрации. Для проведения инструктажа по безопасности в школе приказом директора назначается ответственный работник либо же руководитель организации. В локальных актах школы регламентируют порядок проведения и виды инструктажа, с учетом специфики деятельности учреждения и регионального фактора разрабатываются программы вводного и первичного инструктажа для представителей разных профессий с учетом особенностей осуществления трудовых функций, а также вопросы к ним. Повторный инструктаж проводится по программе первичного, в целевой и внеплановый - в соответствии с актуальной темой. По каждому виду инструктажа оформляется специальный журнал, в котором делают отметки о дате проведения мероприятия, ответственном инструкторе и инструктируемых.

Алгоритм проведения инструктажей по охране труда в школе

Вид инструктажа

Характеристика

Проводится в первый рабочий день для новых работников учреждений, а для учащихся - в начале четверти или триместра. Осуществляется по специально разработанной программе, после чего инструктируемые устно или письменно должны ответить на вопросы по теме, подтверждая полученные знания. В отдельных случаях, если работник не проходит проверку знаний, приказом директора его отстраняют от работы.

Вводное инструктирование работников, которые вышли из отпуска по уходу за ребенком или оказывают услуги по гражданско-правовому договору не проводится.

Первичный

Проводится непосредственно на рабочем месте специалиста (если несколько работников выполняют схожие задачи, может проводиться групповой инструктаж), учащихся инструктируют перед практическими и лабораторными занятиями. Продолжительность инструктирования и его содержание определяется утвержденной ранее программой. Если педагоги не используют в своей работе электрифицированное оборудование, не хранит и не применяет различные материалы, инструменты и сырье, первичный инструктаж по охране труда не проводится (должности и профессии таких сотрудников вносят в перечень освобожденных, а затем утверждают приказом руководителя).

С работниками организации-подрядчика, выполняющими трудовые функции на территории ОУ, вопросы охраны труда регулирует руководитель работ, что фиксируют при заключении договора.

Повторный

Реализуется по программам первичного проводится для тех, кто его (первичный) прошел. Осуществляется для закрепления знаний и навыков безопасных приемов работы. Если трудовые функции связаны с повышенной опасностью, инструктируют раз в три месяца, в остальных случаях - раз в полугодие. Допускается групповые мероприятия для специалистов, использующих однотипное оборудование или выполняющих смежные функции.

Внеплановый

Программа мероприятия составляется исходя из причины (чрезвычайного происшествия или аварии), которая требует его проведения. Лекции необходимы также в случае изменения законодательных норм, факторов, определяющих безопасность труда, новых требований надзорных органов.

Проводится в преддверии запланированного мероприятия или события по заранее сформированным и утвержденным программам. Актуален для работников, разово выполняющих работы, связанные с большим скоплением людей или повышенной опасностью (например, спортивные соревнования, развлекательные мероприятия).

Охрана образовательного учреждения - внутренняя безопасность

Пропускной режим - золотой стандарт обеспечения безопасности в школе, который позволяет контролировать посещения учреждения. В результате родители и прочие посетители могут попасть в школу только по согласованию с администрацией или по приглашению педагога при условии предъявления документа, удостоверяющего личность (без последнего во входе может быть отказано). В отношении школьников пропускной режим позволяет контролировать их местонахождение, чтобы дети приходили вовремя и находились в учреждении до окончания учебных занятий. В этом случае охранник на школьной вахте получает полный перечень педагогов, работников учебно-вспомогательного персонала, администрации, учащихся и лиц, которые допущены к охране школы.

Согласно положениям «Закона об образовании РФ», жизни и здоровье учащихся образовательных учреждений должны находиться под надежной защитой. Техника безопасности в школе предусматривает:

  • привлечение на договорной основе служб вневедомственной охраны или частных организаций, обеспечивающих охрану периметра и помещений школы;
  • наличие систем видеонаблюдения, сигнализации, достаточного освещения территории и ограждения по ее периметру, надежной входной двери и металлических решеток на первых этажах здания;
  • разработку локальных актов, регулирующих пропускной режим, график проведения инструктажей, должностные инструкции работников школы, назначение ответственных за обеспечение безопасности лиц.

Главными элементами внутренней безопасности являются пожарная и охранная сигнализации, оповещающие о несанкционированном проникновении на территорию школы и о возникновении очага пожара, требующего дымоудаления и пожаротушения. Дополнительным техническим средством служит тревожная сигнализации, используемая в случае возникновения чрезвычайной ситуации (срабатывает после нажатия тревожной кнопки на пульте охраны).

Системы видеонаблюдения преимущественно используются для контрольного просмотра территории образовательного учреждения, общих помещений, входной двери и помещений, в которых содержатся материальные ценности (оборудование, денежные средства). Все участники образовательных отношений должны быть проинформированы относительно ведения видеонаблюдения.

Специалисты утверждают, что обособленные технические средства безопасности уступают интегрированным, поскольку обеспечивают недостаточную оперативность реакции, увеличивают трудозатраты и перегрузку электросетей. Интегрированные системы, объединяющие аппаратно-программное оборудование систем контроля, охранного видеонаблюдения, а также тревожной, пожарной и охранной сигнализации одновременно задействуют все подсистемы, исключают влияние человеческого фактора и потенциальной ошибки в передаче сигнала.

Список мер, используемых для обеспечения безопасности, варьируется в зависимости от регионального, криминогенного аспекта, особенностей деятельности учреждения. Ежегодно перед началом учебного года контролирующие органы проверяют готовность школы к реализации учебно-воспитательной деятельности и обеспечению безопасности.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении

Технику пожарной безопасности в школе регулируют ФЗ «О пожарной безопасности», «Правила противопожарного режима в РФ», а также обновленный ГОСТ Р 58202-2018. Работников ОУ допускают к выполнению трудовых функций только после прохождения обучения по обеспечению пожарной безопасности, для чего им необходимо получить минимум пожарно-технических знаний, согласно Нормам пожарной безопасности, утвержденным МЧС России, и пройти противопожарный инструктаж, который проводит назначенный руководителем ответственный работник. Последний назначается приказом руководителя без специальных требований, однако только после получения письменного согласия. Ответственный работник проходит обучения по программам пожарно-технического минимума и противопожарного инструктажа, чтобы впоследствии:

  • контролировать соблюдение норм пожарной безопасности, законодательных и нормативных актов и оперативно устранять обнаруженные недостатки;
  • проверять состояние помещений и территории, в особенности эвакуационных выходов, пожарных лестниц, оконных проемов, оснащенность учреждения системами оперативного реагирования и пожаротушения, наличие информационных щитов не только в помещениях, но и по периметру;
  • держать на контроле наличие и исправность средств индивидуальной защиты и первичных средств пожаротушения (пожарных щитов, огнетушителей, источников противопожарного водоснабжения и прочего);
  • разрабатывать локальные акты и инструктажи о мерах пожарной безопасности, проводить обучение по обеспечению пожарной безопасности.

Практика проведения эвакуационных мероприятий (тренинги для учащихся по оперативному реагированию в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций), а также инструктаж по технике безопасности в школе для работников - ключевые профилактические меры обеспечения пожарной безопасности. В целом низкий уровень пожарной безопасности в быту требует систематической профилактической работы с учащимися и педагогами. Пожаробезопасное поведение и наличие навыков поведения при пожаре у детей и взрослых возможны только посредством современного материально-технического оснащения учреждения, качественной подготовки кадров и сотрудничества с органами социальной защиты, пожарной охраны и здравоохранения.

Программа инструктирования работников школы предусматривает знакомство учебно-вспомогательного персонала и педагогов с:

  • принципами содержания помещений и территории, эксплуатации оборудования и зданий;
  • требованиями пожарной безопасности, алгоритмом действия при пожаре;
  • методиками оказания доврачебной помощи;
  • правилами вызова службы пожаротушения, а также использования автоматических и ручных средств пожаротушения.

Инструкции по технике пожарной безопасности в школе актуальны для всех работников независимо от должности, стажа работы и имеющегося образования. Ознакомление сотрудников с правилами пожарной безопасности осуществляется в несколько этапов.

Вид инструктажа

Характеристика

Проводится ответственным за пожарную безопасность работником или руководителем учреждения с сезонными или командированными работниками, практикантами и вновь принимаемыми в штат. Ознакомление осуществляется по утвержденным программам, разработанным на основании действующих норм, правил и стандартов пожарной безопасности. В ходе составления материала и вопросов для вводного инструктажа стоит опираться на Нормы пожарной безопасности, утвержденные МЧС РФ.

Для повышения эффективности лекционного мероприятия его проводят с использованием учебно-методических материалов, наглядных пособий и оборудования. По завершению ознакомительного мероприятия осуществляют проверку теоретических знаний и практических навыков, делая соответствующие отметки в журнале учета инструктажа.

Первичный

Проводится ответственным работником (руководителем структурного подразделения) перед началом выполнения новых трудовых функций, после перевода на новую должность, с вновь принятыми специалистами, сезонными и временными сотрудниками, практикантами и рабочими строительного профиля. Для проведения ознакомительного мероприятия используется утвержденная программа, составленная в соответствии с нормативными требованиями и нормами. Первичное инструктирование проводится в индивидуальном порядке с каждым сотрудником в отдельности, что позволяет отработать правила оказания первой помощи, эвакуации, использования средств пожаротушения и алгоритм действий при возгорании.

Повторный

Осуществляется со всеми работниками образовательного учреждения независимо от должности, обязанностей, возраста и стажа не реже, чем раз в год по утвержденному руководителем графику. Проводится в индивидуальной или групповой форме на рабочем месте по программе первичного инструктирования. Повторное ознакомительное мероприятие необходимо для проверки умения пользоваться средствами пожаротушения, знания систем оповещения, путей эвакуации, правил и стандартов пожарной безопасности.

Внеплановый

Проводится по заранее утвержденному графику руководителем или ответственным специалистом в том случае, если:

  • в образовательном учреждении было модернизировано оборудование, влияющее на обеспечение пожарной безопасности;
  • изменились правила и нормы пожарной безопасности, были изданы новые локальные нормативные акты;
  • были обнаружены случаи нарушения правил пожарной безопасности либо же работники продемонстрировали неудовлетворительные знания правил пожарной безопасности;
  • сотрудник по уважительной причине отсутствовал на работе свыше 30 дней (например, после летнего отпуска);
  • в регионе были случаи пожаров и аварий в образовательных учреждениях.

Актуален в случаях, указанных в п.28 Норм пожарной безопасности, утвержденных МЧС РФ. Чаще всего целевой инструктаж проводится накануне проведения массовых мероприятий, экскурсий в образовательном учреждении, выполнения разовых огневых или иных работ, угрожающих пожарной безопасности. Осуществляется на рабочих местах задействованных в предстоящих мероприятиях (работах) сотрудников по программам первичного инструктажа с обязательной проверкой

Благодаря системной работе с коллективом школы становится возможным беспрерывное обучение школьников принципам пожаробезопасной жизнедеятельности. Работа осуществляется путем формирования у учащихся навыков безопасного поведения с огнем, предотвращения пожароопасных ситуаций, осознанного выполнения правил пожарной безопасности, для чего в школе используются не только педагогическое воздействие, но также задействуется техническое и учебно-методическое оснащение, средства наглядности, тренировочные площадки и специально оборудованные помещения.

Информационная безопасность детей в школе

Безопасная образовательная среда в образовательном учреждении предполагает не только защиту от возгораний или физического неправомерного проникновения, но также формирование безопасного информационного пространства и приобщение учащихся к практике использования интернет-среды исключительно в познавательно-образовательных целях. Реализация техники информационной безопасности в школе для учащихся обеспечивает защиту их духовного, психического и нравственного здоровья от опасной информации, распространяемой посредством глобальной сети.

В рамках подготовки образовательного учреждения к началу учебного года в школе важно:

  1. Составить и утвердить локальные акты, регулирующие принципы информационной безопасности. Ключевым является норматив, регламентирующий контроль систем фильтрации контента в учреждении, и типовой акт проверки. Не менее важен приказ о правилах использования средств мобильной связи с выходом в интернет (смартфонов и планшетов) в стенах школы.
  2. Внести коррективы в должностные инструкции педагогических работников, указав в них необходимость осуществления контроля над доступом учащихся к опасным информационным каналам и контенту.
  3. Приказом директора назначить ответственного работника за безопасный доступ в глобальную сеть (в обязательном порядке к приказу прилагается должностная инструкция, включающая эти трудовые функции). Отправить педработников на курсы повышения квалификации для получения навыков безопасного использования интернет-пространства.
  4. Разработать план мероприятий по обеспечению информационной безопасности учащихся, план профилактической работы с родителями, на информационных стендах и на официальном сайте школы разместить инструкции по безопасному поведению в интернете, чтобы каждый участник образовательных отношений мог скачать правила техники безопасности в школе.

Ответственным за кибербезопасность в школе стоит назначить сотрудника, который имеет достаточно полномочий и доступ к информационным ресурсам. Чаще всего эти обязанности возлагают за замдиректора, который:

  • занимается разработкой локальных нормативных актов, регулирующий обеспечение инфобезопасности учащихся;
  • предоставляет педработникам электронные доступы к электронным информационным ресурсам учреждения, принимая заявки учителей, планирует использование интернет-пространства;
  • контролирует использование интернет-ресурсов в школе, включая систематическую проверку программных продуктов и оборудования, реализации методических рекомендаций относительно обеспечения инфобезопасности;
  • регулярно повышает квалификацию по профилю, соблюдает трудоохранные нормы, правила техники безопасности и использования глобальной сети.

Для обеспечения кибербезопасности учащихся целесообразно создать в образовательном учреждении соответствующий коллегиальный орган из числа педработников, представителей родительской общественности, органов власти и общественных организаций. Совет по информационной безопасности будет осуществлять мониторинг эффективности ограничительных мер (системы контентной фильтрации или СКФ), принятых для фильтрации контента, доступного для школьников. Члены совета должны участвовать в обучающих мероприятиях, чтобы в дальнейшем оказывать методическую поддержку педработникам по вопросам защиты учащихся от потенциально потенциально опасного контента.

В учебных кабинетах, в которых открыт доступ в глобальную сеть, следует разместить инструкции по кибербезопасности при использовании интернет-ресурсов. Целесообразно также не только проводить регулярные инструктажи и просветительскую работу среди учащихся (осуществляется в рамках занятий по ИКТ и информатике, тематических мероприятий, разработки памяток, квестов цифровой грамотности, внеурочной деятельности, классных часов и родительских собраний по инфобезопасности), но также:

  • установить системы контентной фильтрации;
  • проводить мониторинг знаний родительской и педагогической общественности относительно принципов безопасного поведения в сети, защиты от сетевого мошенничества и негатива, незаконного распространения и получения информации;
  • отслеживать актуальные изменения в законодательных актах;
  • систематически проверять библиотечный фонд на наличие текстовых или графических знаков возрастного ограничения на печатных изданиях, программах, фото- и кинопродукции;
  • рекомендовать посещение курсов повышения квалификации классным руководителям, учителям-предметникам, использующим интернет-ресурсы, воспитателям, ответственным за кибербезопасность.

СКФ в школе может быть реализовано посредством использования внешнего или локального фильтрующего сервера, отсеивания ресурсов через оператора связи либо же установить ограничения на ПК и маршрутизаторе Wi-Fi. Независимо от принципов контроля контента, все интернет-ресурсы попадают либо в «черный список», куда относят запрещенные для учащихся инфопотоки, либо в «белый список», сформированный из реестра безопасных образовательных сайтов (перечень запрещенной и ограниченной к распространению информации можно найти в ст. 5 ФЗ №436).

Антитеррористическая безопасность в школах

Антитеррористическая защищенность участников образовательных отношений является одной из ключевых обязанностей директора школы и правоохранительных органов в связи с участившимися случаями террористических угроз. В учреждении из представителей учебно-вспомогательного персонала, заместителя директора и начальника штаба ГО создается школьная антитеррористическая комиссия. Члены комиссии:

  • разрабатывают план антитеррористической деятельности и инструкции по безопасности, описывая действия сотрудников школы в случае ЧП;
  • проводят инвентаризацию средств безопасности, входов и выходов;
  • осуществляют ежедневный осмотр территории и потенциально опасных в плане террористических атак мест, проверяют складские помещения, целостность дверей, решеток и окон;
  • контролируют процесс подбора кадров.

Инструктаж по технике антитеррористической безопасности в школе проводит назначенный приказом руководителя инструктор, который составляет программу обучения, использует специальные средства (презентации, плакаты, информационные стенды, интерактивные доски, аудиовизуальные данные), фиксирует результаты в журнале учета и регулярно проводит контрольные мероприятия. Инструктором чаще всего назначают работника, уже отвечающего за ЧС или ГО, обладающего необходимыми навыками и регулярно проходящего курсы повышения квалификации.

Порядок проведения инструктажа по антитеррористической защищенности не утвержден на федеральном уровне, потому образовательные учреждения вправе самостоятельно разработать этот документ. График инструктирования составляется сроком на один учебный год. В нем отражают виды, темы и целевую аудиторию лектора (педагоги, учащиеся или родители). Ввиду отсутствия законодательного регулирования этого вопроса, администрация школы самостоятельно определяет виды инструктажей и их периодичность. Нередко директора ограничиваются вводным мероприятием, повторяя его только для освежения знаний работников, в случае внесения изменений в законодательство или повышения уровня террористической опасности. Целевое инструктирование следует проводить накануне массовых мероприятий. Относительно графика проведения обучения директору следует уточнить степень подверженности учреждения террористическим угрозам в местном отделе ФСБ, а также принять во внимание положения муниципальных и региональных актов.

Случайные статьи

Вверх