Основные средства в бюджете: как их оприходовать. Материалы журнала «Консультант Свердловская область Инструкция по учету ос в бюджетных организациях

С введением в 2019 году новых критериев выбытия ОС произошли изменения в порядке списания. В статье мы рассказываем о том, как организовать работу ликвидационной комиссии, провести техническую экспертизу ОС и согласовать акты с вышестоящими организациями.

Мы приводим типовые бухгалтерские проводки, отражающие прекращение признания ОС в бухучете казенных, бюджетных и автономных организаций.

Когда списывают основные средства

В Учетной политике или отдельным нормативным актом следует утвердить Положение о постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию ОС, состоящее из разделов:

  • общие положения;
  • основные задачи и полномочия;
  • порядок принятия решений.

Положение определяет правила списания основных средств в бюджетных учреждениях:

  • мероприятия, которые должна выполнить комиссия;
  • документы, на основании которых выносится решение;
  • документы, направляемые в бухгалтерию: акт списания и протокол заседания.

Перед тем, как принять решение, ликвидационная комиссия должна:

  1. Осмотреть ОС.
  2. Установить причины ликвидации.
  3. Оценить возможность и целесообразность восстановления и последующей эксплуатации.
  4. Выявить виновных при списании до наступления даты полного износа.
  5. Оценить величину дохода или расхода от списания.
  6. Определить возможность применения отдельных частей ОС в качестве материалов или запчастей, реализации металлолома и т.д.
  7. Выявить наличие драгоценных металлов, проконтролировать изъятие частей или узлов ОС, в которых они находятся, проконтролировать принятие их на хранение на основании инструкции.

Порядок формирования и работы комиссии для учреждений, финансируемых из федерального бюджета, определены в ПП РФ от 14.10.2010 года № 834. Для организаций, получающих средства региональных бюджетов, порядок списания основных средств в 2020 году определяют региональные органы власти.

Не определяйте сами справедливую стоимость нефинансовых активов, которые нужно принять к учету. Это должна делать комиссия учреждения. Мы четко разграничили обязанности комиссии по поступлению и выбытию активов в

Когда согласовывать списание

На основании ПП 834 организации госсектора имеют следующие полномочия в отношении ОС, закрепленных за ними на праве оперативного управления:

  1. Списание основных средств в казенных учреждениях в 2020 году должно быть согласовано с федеральными органами власти, в ведении которых они находятся.
  2. Бюджетные организации должны согласовывать с учредителями прекращение признания ОС в бухучете в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества.
  3. Автономные учреждения так же списание недвижимости и особо ценных ОС согласовывают с учредителем, но по отношению к подобному имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они вправе принимать самостоятельное решение.

По региональному и муниципальному имуществу, переданному учреждениям по договорам оперативного управления, правила согласования списания определяют органы власти региона и местное самоуправление.

Как проходит техэкспертиза основного средства

В ПП 834 не установлены четкие критерии обязательного обследования ОС, подлежащих списанию, приглашенными экспертами. В нем сказано, что это необходимо, если в учреждении нет штатных сотрудников с необходимыми знаниями и навыками.

При списании техники в бюджетной организации нужно руководствоваться ведомственными приказами или нормативными актами субъектов РФ и муниципалитетов. Например, в приказе Минтруда от 27.08.2018 года № 556н утвержден список документов, представляемых на согласование. В пакете на списание ОС дороже 200 тыс. руб. должно быть заключение независимых экспертов.

Если министерство, ведомство, органы местной власти не выдвигают подобных требований, решение принимает председатель комиссии. Экспертом не может быть работник организации, в чьем подотчете находятся ОС. Если привлекаются специалисты из сторонних организаций на возмездной основе, составляется договор, и оплата проводится по КВР 244 , КОСГУ 226 .

Какими документами оформить списание основных средств

Для протокола заседания комиссии, принявшей решение о списании ОС, унифицированной формы нет. Бланк можно утвердить в приложении к Положению о постоянно действующей комиссии. В документе должны содержаться следующие сведения:

  • наименование и номер документа;
  • название учреждения;
  • дата и место составления;
  • состав комиссии с указанием присутствующих на заседании;
  • повестка дня (список имущества, подлежащего списанию);
  • выступления членов комиссии (по каждому объекту итоги осмотра, срок полезного использования, заключение экспертизы, целесообразность восстановления или ремонта и т.д.);
  • предложения;
  • итоги голосования по каждому ОС;
  • подписи председателя и членов комиссии.

Если принято решение о прекращении признания ОС в бухучете, комиссия должна составить акт списания основных средств. В приказе Минфина от 30.03.2015 года 52н утверждены унифицированные формы, скачайте их бесплатно:

К оформленным актам прикладываются копии инвентарных карточек 0504031:

Образцы заполнения форм смотрите в Системе Госфинансы с подсказками по заполнению:

Если нужно согласование, подбирается пакет документов по требованию вышестоящей организации. На основании акта с подписью руководителя бухгалтер выполняет проводки, отражает эти записи в разделе «Отметки бухгалтерии о списании» и вносит сведения о выбытии в инвентарную карточку.

Бухучет списания основных средств

В п.8 СГС «Основные средства» утверждается, что на балансовых счетах 101 00 учитываются ОС, соответствующие критериям признания в качестве актива. Учреждение должно получать экономическую выгоду или полезный потенциал от эксплуатации. При невыполнении этих условий материальные ценности учитываются на забалансовом счете 02. Если в отношении ОС комиссией составлен акт о списании, но документы направлены на согласование, возможно два варианта учета:

  1. На балансовом счете 101 00, если ОС еще является активом. Например, морально устаревшее медицинское оборудование продолжает выполнять те функции, для которых оно покупалось.
  2. На забалансовом счете 02, если ОС активом не является. Например, не подлежащее восстановлению оборудование находится на складе в ожидании демонтажа.

В письме Минфина от 20.09.2018 года № 02-07-08/67685 разъясняется, что до согласования акта не разрешается списание с баланса или забаланса и выполнение мероприятий, предусмотренных комиссией: разборка, демонтаж, утилизация и пр.

При списании основных средств в бюджетном учреждении выполняются проводки в соответствии с Инструкцией 174н .

Примечание

Для автономных организаций действует Инструкция 183н . Проводки приведены в таблице.

Примечание

списана сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации

списан убыток от обесценения ОС (если было начисление)

списана остаточная стоимость на доходы от выбытия активов при выбытии ОС с износом менее 100%

увеличение счета 02, если ОС не используется, но акт не согласован или еще не проведены мероприятия по демонтажу и утилизации

уменьшение счета 02 после выполнения мероприятий, предусмотренных комиссией.

получены МЗ от разборки ОС (например, запасные части для автомобиля)

оприходованы МЗ от разборки ОС

При оформлении списания ОС в казенном учреждении нужно руководствоваться Инструкцией 162н .

Примечание

КРБ 1 104 хх 411

КРБ 1 101 хх 410

списана сумма амортизации

КРБ 1 114 хх 412

КРБ 1 101 хх 410

списан убыток от обесценения ОС

КДБ 1 401 10 172

КРБ 1 101 хх 410

списана остаточная стоимость при выбытии ОС с износом менее 100%

увеличение счета 02, если ОС не используется, но акт не согласован или еще не проведены мероприятия по демонтажу и утилизации

уменьшение счета 02 после выполнения мероприятий, предусмотренных комиссией.

КРБ 1 106 34 34Х

КДБ 1 401 10 172

получены МЗ от разборки ОС

КРБ 1 105 36 346

КРБ 1 106 34 44Х

оприходованы МЗ от разборки ОС

Значками ХХ помечены группа и вид синтетического счета по учету ОС. Для казенных учреждений в первых 17 позициях счетов нужно указать КРБ (ГРБС, раздел, подраздел, целевая статья и вид расхода) или КДБ (код главного администратора доходов, код вида дохода и код подвида доходов). На счете 02 ОС учитываются по решению комиссии в условной оценке 1 руб.

С 2018 года ОС стоимостью до 10000 руб. при вводе в эксплуатацию списываются на забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» по цене, сформированной при поступлении. Со счета 21 списание выполняется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию ОС и акта ф. 0504104 (п.373 Инструкции 157н).

Как списать основные средства с забалансового счета 21

Налог на прибыль

На основании п.13 ст. 250 НК РФ, стоимость материалов либо иного имущества, полученного в результате демонтажа списанных ОС, включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль. Это актуально для всех типов учреждений: казенных, бюджетных и автономных. Если, например, при списании автомобиля комиссия приняла решение о сдаче металлолома, с вырученной суммы следует платить налог. Казенное учреждение должно полностью полученный доход перечислить в бюджет, для уплаты налога следует запросить ЛБО у ГРБС по соответствующему коду бюджетной классификации.

В бюджетных и автономных учреждениях в отношении ОС, используемых в деятельности, приносящей доход, расходы на работы по ликвидации могут быть признаны при расчете налога на прибыль. Для этого они должны быть подтверждены документально. Если учреждение применяет метод начисления, расходы на ликвидацию учитываются на дату подписания акта о списании. При кассовом методе – на дату оплаты. Недоначисленную амортизацию можно учесть в составе расходов на дату подписания акта независимо от того, какой метод используется.

НДС

Если подрядчик, выполнявший работы по ликвидации ОС, в выставленной счет-фактуре предъявит НДС, в казенном учреждении налог следует включить в стоимость услуг (п.4.1 ст.146 НК РФ). В бюджетных и автономных учреждениях при списании ОС, использовавшихся в приносящей доход деятельности, входной НДС можно принять к вычету (п.6 ст.171 НК РФ).

Амортизация основных средств - систематическое распределение стоимости актива на протяжении срока его полезного использования. В каком порядке начисляется амортизация основных средств казенными учреждениями, а также как отражаются амортизационные начисления в бюджетном учете, расскажем в данной статье.

Общие правила начисления амортизации

Государственные (муниципальные) учреждения, в том числе казенные учреждения, начисляют амортизацию основных средств по правилам, установленным Инструкцией № 157н . Напомним эти правила.
Правила начисления амортизации основных средств Пункт Инструкции № 157н
Линейный способ начисления амортизации 85
В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы
В течение срока полезного использования основного средства начисление амортизации не приостанавливается*
Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия основного средства к бухгалтерскому учету 86
Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости основного средства или за месяцем его выбытия с бухгалтерского учета 87
Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости амортизируемого объекта 86
На основные средства стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации 92
На основные средства стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости в отношении:

Недвижимого имущества при принятии его к учету;

Библиотечного фонда при выдаче его в эксплуатацию;

Иных объектов основных средств при выдаче в эксплуатацию, за исключением объектов, стоимость которых не превышает 3 000 руб.

На основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением библиотечного фонда и недвижимого имущества, амортизация не начисляется

Кроме случаев перевода объекта основных средств на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Понятные на первый взгляд правила начисления амортизации, предусмотренные Инструкцией № 157н, у некоторых бухгалтеров вызывают вопросы. Например, вопрос, связанный с основными средствами, в отношении которых необходимо начислять 100%-ю амортизацию. Если указанное основное средство принято к учету и введено в эксплуатацию в одном месяце, в какой момент необходимо начислять амортизацию: в месяце принятия к учету или начиная со следующего месяца?

По мнению автора, вышеуказанное правило о начислении амортизации начиная с месяца, следующего за месяцем принятия основного средства к учету, действует в отношении тех основных средств, по которым амортизация начисляется ежемесячно линейным способом в соответствии с рассчитанными нормами амортизации. Что касается тех основных средств, в отношении которых предусмотрено единовременное начисление амортизации в размере 100% балансовой стоимости, то в данном случае начисление следует производить на дату ввода объекта в эксплуатацию. Иными словами, если указанный объект вводится в эксплуатацию в месяце принятия его к учету, то амортизация по нему начисляется в этом же месяце, а не в следующем.

Расчет амортизации

Основными показателями, необходимыми для расчета амортизации основного средства, являются его стоимость и норма амортизации, рассчитанная исходя из срока полезного использования амортизируемого основного средства.

Срок полезного использования. Сроком полезного использования основного средства признается период, в течение которого предусматривается использование основного средства в процессе деятельности учреждения в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). Порядок определения срока полезного использования основного средства представлен в п. 44 Инструкции № 157н . Далее приведем схему по определению такого срока.

Срок полезного использования определяется исходя из:
информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. В данном случае имеется в виду Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №  1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» и Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 «Об утверждении единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» . Если информация отсутствует, то исходя из:
рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию основного средства. Если информация отсутствует, то исходя из:
решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта гарантийного срока использования объекта сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации
Расчет амортизации исходя из балансовой стоимости. По общему правилу расчет амортизации производится исходя из балансовой стоимости основного средства (п. 85 Инструкции № 157н ).

Казенное учреждение здравоохранения приобрело медицинский инструмент. Его балансовая стоимость - 47 000 руб. Необходимо определить срок его полезного использования и рассчитать сумму ежемесячной амортизации.

Инструменты медицинские (код ОКОФ 14 3311010) входят согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, в первую амортизационную группу (как имущество со сроком полезного использования от одного года до двух лет включительно). В данном случае на основании п. 44 Инструкции № 157н срок полезного использования устанавливается по наибольшему сроку, определенному для указанной амортизационной группы. Следовательно, срок полезного использования медицинского инструмента признается равным двум годам (24 мес.).

С учетом этого ежемесячная амортизация по данному объекту составит 1 958,33 руб. (47 000 руб. / 24 мес.).

Расчет амортизации исходя из остаточной стоимости. Остаточная стоимость основного средства используется для расчета амортизации в следующих случаях:

Когда в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации основного средства изменились его первоначально принятые нормативные показатели функционирования, что повлекло изменение срока полезного использования. В данном случае начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, амортизация рассчитывается исходя из остаточной стоимости основного средства и оставшегося на дату изменения срока полезного использования (п. 85 Инструкции № 157н );

Если объект был принят на учет с ранее начисленной амортизацией. В таком случае расчет амортизации производится исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату его принятия к учету (п. 85 Инструкции № 157н ).

При этом под остаточной стоимостью основного средства на соответствующую дату понимается его балансовая стоимость, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации, а под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату - срок полезного использования амортизируемого основного средства, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

В результате реконструкции здания, числящегося на балансе казенного учреждения, его балансовая стоимость увеличилась на 500 000 руб. (с 1,5 млн руб. до 2 млн руб.). В результате проведенных работ по реконструкции были улучшены нормативные показатели функционирования здания. В связи с чем по решению комиссии был пересмотрен срок его полезного использования. Такой срок был увеличен с 20 лет до 25 лет. На момент изменения срока полезного использования здание эксплуатировалось 17 лет, а сумма начисленной амортизации по нему составила 1 275 000 руб. Необходимо рассчитать сумму ежемесячной амортизации, начисляемой с месяца, в котором был изменен срок полезного использования.

Итак, на дату изменения срока полезного использования остаточная стоимость здания будет равна 725 000 руб. (1 500 000 + 500 000 - 1 275 000), а оставшийся срок полезного использования - восемь лет (25 - 17). Таким образом, ежемесячная сумма амортизации начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, составит 7 552,08 руб. (725 000 руб. / 96 мес.).

Казенным учреждением в рамках внутриведомственной передачи безвозмездно получен автомобиль, ранее находившийся в эксплуатации у передающей стороны. Согласно документам балансовая стоимость переданного автомобиля составляет 500 000 руб., а сумма начисленной по нему амортизации - 300 000 руб. Срок полезного использования данного автомобиля - пять лет. На момент принятия его к учету учреждением он эксплуатировался три года. Необходимо рассчитать сумму ежемесячной амортизации на автомобиль.

В данном случае остаточная стоимость автомобиля равна 200 000 руб. (500 000 - 300 000), а оставшийся срок полезного использования - два года (5 - 3).

Сумма ежемесячной амортизации, начисляемой в учреждении, составит 8 333,33 руб. (200 000 руб. / 24 мес.).

Отражение в бюджетном учете амортизационных начислений

Начисленная амортизация по объектам нефинансовых активов отражается в бюджетном учете казенного учреждения путем накопления на соответствующих аналитических счетах с отражением бухгалтерских записей в порядке, предусмотренном Инструкцией № 162н . В зависимости от вида амортизируемого объекта основных средств казенными учреждениями учет начисленной амортизации ведется на следующих счетах:

- 1 104 10 000 «Амортизация недвижимого имущества» :

1 104 11 000 «Амортизация жилых помещений - недвижимого имущества учреждения»;

1 104 12 000 «Амортизация нежилых помещений - недвижимого имущества учреждения»;

1 104 13 000 «Амортизация сооружений - недвижимого имущества учреждения»;

1 104 15 000 «Амортизация транспортных средств - недвижимого имущества учреждения»;

1 104 18 000 «Амортизация прочих основных средств - недвижимого имущества учреждения»;

- 1 104 30 000 «Амортизация иного движимого имущества учреждения» :

1 104 31 000 «Амортизация жилых помещений - иного движимого имущества учреждения»;

1 104 32 000 «Амортизация нежилых помещений - иного движимого имущества учреждения»;

1 104 33 000 «Амортизация сооружений - иного движимого имущества учреждения»;

1 104 34 000 «Амортизация машин и оборудования - иного движимого имущества учреждения»;

1 104 35 000 «Амортизация транспортных средств - иного движимого имущества учреждения»;

1 104 36 000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря - иного движимого имущества учреждения»;

1 104 37 000 «Амортизация библиотечного фонда - иного движимого имущества учреждения»;

1 104 38 000 «Амортизация прочих основных средств - иного движимого имущества учреждения»;

- 1 104 40 000 «Амортизация предметов лизинга» :

1 104 41 000 «Амортизация жилых помещений - предметов лизинга»;

1 104 42 000 «Амортизация нежилых помещений - предметов лизинга»;

1 104 43 000 «Амортизация сооружений - предметов лизинга»;

1 104 44 000 «Амортизация машин и оборудования - предметов лизинга»;

1 104 45 000 «Амортизация транспортных средств - предметов лизинга»;

1 104 46 000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря - предметов лизинга»;

1 104 47 000 «Амортизация библиотечного фонда - предмета лизинга»;

1 104 48 000 «Амортизация прочих основных средств - предметов лизинга»;

- 1 104 50 000 «Амортизация имущества, составляющего казну» :

1 104 51 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;

1 104 58 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны».

Операции по начислению амортизации отражаются по кредиту перечисленных выше счетов в корреспонденции с дебетом следующих счетов (п. 19 Инструкции № 162н ):

- 1 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»;

- 1 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения»;

Соответствующие аналитические счета счета 1 109 00 271 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (в части амортизации основных средств).

Принятие к учету ранее начисленной амортизации при безвозмездном получении основных средств отражается в корреспонденции с дебетом следующих счетов (п. 19 Инструкции № 162н ):

- 1 304 04 310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств» (в рамках движения нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств);

- 1 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов);

- 1 401 10 180 «Прочие доходы» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций).

В феврале 2014 года в казенное учреждение поступили следующие основные средства:

а) приобретенные за счет бюджетных средств:

Столы и стулья на сумму 13 000 руб. (стоимость единицы не превышает 3 000 руб.) (введены в эксплуатацию в месяце приобретения);

Библиотечный фонд на сумму 7 000 руб. (введен в эксплуатацию в месяце приобретения);

Оборудование стоимостью 50 000 руб. (срок полезного использования - три года (36 мес.));

б) получен безвозмездно от государственного учреждения автомобиль стоимостью 450 000 руб. Срок его полезного использования - пять лет (60 мес.). Данный автомобиль передан с начисленной за два года его эксплуатации амортизацией, равной 180 024 руб. Оставшийся срок полезного использования по нему составляет три года (36 мес.);

в) приобретены для использования в рамках приносящей доход деятельности следующие основные средства:

Компьютер стоимостью 20 000 руб. (введен в эксплуатацию в месяце приобретения);

Деревообрабатывающий станок по договору лизинга. Согласно условиям договора станок учитывается на балансе учреждения. Расходы лизингодателя на его приобретение составили 170 000 руб. Срок полезного использования по договору лизинга установлен пять лет (60 мес.).

Согласно учетной политике учреждения суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым в рамках приносящей доход деятельности, относятся на себестоимость оказываемых платных услуг.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

В феврале 2014 года

Получены и приняты к учету столы и стулья 1 106 31 310 1 302 31 730 13 000
1 101 36 310 1 101 31 310
Выданы приобретенные столы и стулья в эксплуатацию (с одновременным принятием на забалансовый учет)* 1 401 20 271 1 101 36 410 13 000
21
Получен и принят к учету библиотечный фонд 1 106 31 310 1 302 31 730 7 000
1 101 37 310 1 106 31 310
Начислена амортизация на библиотечный фонд в размере его балансовой стоимости 1 401 20 271 1 104 37 410 7 000
Получено и принято к учету оборудование 1 106 31 310 1 302 31 730 50 000
1 101 34 310 1 106 31 310
Отражено безвозмездное получение автомобиля:

В сумме переданной балансовой стоимости

1 101 35 310 1 401 10 180 450 000
- в сумме переданной начисленной амортизации 1 401 10 180 1 104 35 410 180 024
Получен и принят к учету компьютер 1 106 31 310 1 302 31 730 20 000
1 101 34 310 1 106 31 310
Выдан приобретенный компьютер в эксплуатацию 1 109 60 271 1 104 34 410 20 000
Получен и принят к учету станок - предмет лизинга 1 106 41 310 1 302 31 730 170 000
1 101 44 310 1 106 41 310

Начиная с марта 2014 года

Начислена ежемесячная амортизация на приобретенное оборудование

50 000 руб. / 36 мес.

1 401 20 271 1 104 34 410 1 388,89
Начислена ежемесячная амортизация на безвозмездно полученный автомобиль

(450 000 - 180 024) руб. / 36 мес.

1 401 20 271 1 104 35 410 7 499,33
Начислена амортизация на станок - предмет лизинга

170 000 руб. / 60 мес.

1 109 60 271 1 104 44 410 2 833,33

Учет выданных в эксплуатацию основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно ведется на забалансовом счете 21 с одноименным названием в целях обеспечения сохранности и надлежащего контроля за их движением. Указанные объекты учитываются за балансом до момента их списания или выбытия по иным основаниям.

Хотя правила начисления амортизации, установленные инструкциями № 157н, № 162н, действуют не первый год, у некоторых бухгалтеров их применение вызывает некоторые сложности. Надеемся, что приведенный в статье материал поможет казенным учреждениям не только вспомнить указанные правила начисления амортизации основных средств, но и разрешить возникшие вопросы, связанные с расчетом сумм амортизационных отчислений и отражением их в бюджетном учете.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2012, N 4

С 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), в соответствии с которым изменился правовой статус бюджетных учреждений. Согласно нормам этого документа государственное (муниципальное) учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Нормативные документы, принятые во исполнение Закона N 83-ФЗ, существенно меняют систему финансового обеспечения и бухгалтерского учета данных учреждений. После вступления в силу Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) появились новые учетные процедуры, сопутствующие отражению в учете операций по поступлению основных средств. Рассмотрим вопросы учета основных средств в казенных учреждениях.

Организация учета объектов основных средств в казенном учреждении. Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Статьи 120, 296, 298 Гражданского кодекса РФ определяют основные нормы гражданского законодательства о правовом положении казенного учреждения.

Государственное (муниципальное) имущество принадлежит казенному учреждению на праве оперативного управления. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. При этом финансовое обеспечение всей деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.

Основным нормативным актом, регулирующим особенности ведения учета вне зависимости от типа учреждения, является Инструкция N 157н.

В соответствии с п. 34 Инструкции N 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется, как правило, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, которое оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) или Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) , а также Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) .

При отсутствии решения комиссии и соответствующего акта, оформленного в соответствии с требованиями, операции по поступлению основных средств не могут быть отражены в бухгалтерском учете учреждения. Перечень унифицированных форм первичных учетных документов и Указания по их заполнению утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Инструкция N 173н).

Согласно п. 25 Инструкции N 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из компетентных сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Комиссия наделена широкими полномочиями. Согласно Инструкции N 157н члены комиссии должны принимать решения относительно основного средства в разные моменты использования его в деятельности учреждения. Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств представлены в табл. 1.

Таблица 1

Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств

Одним из основных моментов правильной постановки учета основных средств является группировка остатков имущества на 01.01.2011. У казенных учреждений не может быть особо ценного движимого имущества. Все основные средства казенных учреждений делятся на недвижимое, иное движимое имущество и предметы лизинга.

Согласно п. 1 Письма Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546 "Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа" в 18-м разряде номера счета для казенных учреждений предусмотрены следующие обозначения:

  • исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 1 - бюджетная деятельность, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
  • исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 3 - деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 3 - средства во временном распоряжении;
  • казенное учреждение, которое в переходный период осуществляет приносящую доход деятельность без зачисления доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ: исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • казенное учреждение, которое в переходный период осуществляет приносящую доход деятельность с зачислением доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ: исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность).

Оценка и переоценка объектов основных средств. К основным средствам относятся материальные объекты имущества, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 мес.

Балансовая стоимость объектов основных средств формируется в соответствии с требованиями п. 27 Инструкции N 157н.

Первоначальной стоимостью объектов основных средств признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, с учетом сумм налога на добавленную стоимость , предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость (НДС), если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств представлен в табл. 2.

Таблица 2

Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств

N
п/п
Направления поступления
объектов
Суммы, включаемые в первоначальную стоимость
объекта
1 Приобретение за плату от
поставщика
Фактические вложения на их приобретение:
суммы, уплачиваемые в соответствии с
договором купли-продажи, договором
строительного подряда, регистрационные
сборы, пошлины, затраты по доставке, включая
страхование доставки, невозмещаемые налоги и
прочие затраты, связанные с приобретением
объекта
2 Сооружение
3 Изготовление
4 Получение по договору
дарения
Текущая рыночная стоимость на дату принятия
к бухгалтерскому учету с учетом затрат,
производимых бюджетной организацией: на
доставку, регистрацию и приведение объектов
в состояние, пригодное для использования
5 Приобретение по договору
лизинга (сублизинга)
Первоначальная (фактическая) стоимость
определяется условиями договора и признается
в сумме расходов лизингодателя на его
приобретение, сооружение, доставку,
изготовление и доведение до состояния, в
котором оно пригодно для использования, за
исключением сумм налогов, подлежащих вычету
или учитываемых в составе расходов
6 Поступление арендованных
объектов
Стоимость, указанная в договоре аренды

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов основных средств.

Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ к модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ.

Принятие к учету объектов основных средств. У казенных учреждений все запланированные на текущий финансовый год расходы отражаются в бюджетной смете (в отличие от бюджетных и автономных учреждений, деятельность которых осуществляется в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности).

Приобретение основного средства происходит в несколько этапов. При этом все операции, связанные с приобретением основного средства, можно условно разделить на пять групп:

  • санкционирование расходов;
  • расчеты с поставщиками и подрядчиками;
  • определение принадлежности конкретного объекта основного средства к соответствующей группе согласно Единому плану счетов;
  • формирование первоначальной стоимости основного средства;
  • постановка на балансовый учет.

В бухгалтерском учете казенных учреждений операции по санкционированию отражаются в соответствии с положениями разд. 5 "Санкционирование расходов" Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), следующим образом:

- получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год:

Д-т КРБ 1 50115 310 "Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года по приобретению основных средств"

К-т КРБ 1 50113 310 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по приобретению основных средств";

Приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года согласно заключенным договорам с поставщиками:

Д-т КРБ 1 50113 310 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по приобретению основных средств"

К-т КРБ 1 50211 310 "Принятые обязательства текущего финансового года по приобретению основных средств";

Приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года согласно условиям заключенных с поставщиками договоров:

Д-т КРБ 1 50211 310 "Принятые обязательства текущего финансового года по приобретению основных средств"

К-т КРБ 1 50212 310 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по приобретению основных средств".

Для отражения расчетов с поставщиками по приобретению основных средств используются следующие синтетические счета объекта учета: 20631 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств", 20831 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств", 30231 "Расчеты по приобретению основных средств".

Поступающие основные средства приходуются на основании документов поставщика и соответствующего первичного учетного документа.

При этом казенные учреждения при осуществлении записей в 24 - 26-м разрядах счетов указывают КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" как по дебету, так и по кредиту счета.

Следующие операции с поступившими объектами основных средств зависят от того, к какой группе основных средств по решению комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов ранее был отнесен данный объект.

Согласно п. 130 Инструкции N 157н для учета операций, связанных с поступлением, новым строительством, дооборудованием и т.п. объектов основных средств, в Едином плане счетов предусмотрен счет 10601 "Вложения в основные средства". Учет вложений в объекты основных средств в казенном учреждении ведется по группам согласно п. 37 Инструкции N 157н:

10 "Недвижимое имущество учреждения";

30 "Иное движимое имущество учреждения";

40 "Имущество - предметы лизинга".

Инструкциями N N 157н и 162н не предусмотрены первичные документы и регистры учета, в которых фиксировались бы принимаемые комиссией решения и соответствующие действия бухгалтера в бухгалтерском учете. Учреждениям придется самостоятельно разрабатывать документооборот, график движения документов и соответствующие формы учетных документов и регистры учета.

В балансовую стоимость основных средств включаются затраты, непосредственно связанные с приобретением данного объекта основного средства (п. 47 Инструкции N 157н), также она может изменяться с учетом достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации) и переоценки объектов основных средств.

После того как сформирована первоначальная стоимость, объект основного средства ставится на балансовый учет . Принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного Актами по формам 0306001, 0306030 и 0306002.

В бухгалтерском учете записи по принятию основных средств на балансовый учет по сформированной первоначальной (балансовой) стоимости отражаются по дебету следующих счетов:

0 10110 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения";

0 10130 000 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения";

0 10140 000 "Основные средства - предметы лизинга".

При этом счета данных групп корреспондируют по кредиту с соответствующими аналитическими счетами счета 10601 "Вложения в основные средства".

Принятие к бюджетному учету вновь выстроенных зданий, сооружений, а также реконструированных и достроенных казенными учреждениями зданий, сооружений отражается в соответствии с Инструкцией N 162н:

Д-т сч. 0 10110 310 "Основные средства" (0 10111 310, 0 10112 310, 0 10113 310)

К-т сч. 0 10611 310 "Увеличение вложений в недвижимое имущество учреждений - основные средства".

Основными способами поступления объектов основных средств являются:

  • приобретение отдельных объектов за плату у поставщиков;
  • внутрисистемная передача;
  • принятие к учету объектов, законченных капитальным строительством;
  • принятие к учету объектов, выявленных по результатам инвентаризации.

Пример 1 . Покупка оборудования за счет бюджетных средств. Бюджетное учреждение за счет бюджетных средств приобрело оборудование стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Доставку основного средства осуществила транспортная организация, стоимость доставки - 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Основное средство было введено в эксплуатацию. В бюджетном учете данные операции будут отражены следующими проводками (табл. 3).

Таблица 3

Отражение в учете покупки оборудования за счет бюджетных средств

Операция Корреспонденция счетов Сумма,
руб.
Дебет Кредит
Поступило
оборудование
1 10631 310
"Увеличение
вложений в основные
средства - иное
движимое имущество
учреждения"
1 30231 730
"Увеличение
кредиторской
задолженности по
приобретению основных
средств"
118 000
Отражены затраты по
доставке
оборудования
1 10631 310
"Увеличение вложений
в основные
средства - иное
движимое имущество
учреждения"
1 30222 730
"Увеличение
кредиторской
задолженности по
транспортным услугам"
5 900
Оборудование
введено
в эксплуатацию
1 10134 310
"Увеличение
стоимости машин и
оборудования - иного
движимого имущества
учреждения"
1 10631 410
"Уменьшение вложений в
основные средства -
иное движимое имущество
учреждения"
123 900

Начисление амортизации и определение срока полезного использования. Отражение данных, характеризующих степень изношенности основных средств учреждения, предусматривается на счете 0 10400 000 "Амортизация".

Начисленная (принятая к учету) сумма амортизации основных средств учитывается на счете, содержащем (по объектам основных средств учреждения, находящихся на праве оперативного управления) соответствующий аналитический код группы синтетического счета (10, 30, 40) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 "Амортизация жилых помещений";
  • 2 "Амортизация нежилых помещений";
  • 3 "Амортизация сооружений";
  • 4 "Амортизация машин и оборудования";
  • 5 "Амортизация транспортных средств";
  • 6 "Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря";
  • 7 "Амортизация библиотечного фонда";
  • 8 "Амортизация прочих основных средств".

По объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством РФ:
  • стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
  • стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
  • на объекты движимого имущества:
  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
  • на объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
  • на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

Расчет годовой суммы амортизации основных средств учреждения производится линейным способом исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этих объектов.

Срок полезного использования объектов основных средств в целях начисления амортизации определяется исходя из информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация)).

Классификация предусматривает 10 групп основных средств, в которые внесены объекты по кодам Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) в зависимости от их долговечности.

Расчет суммы амортизации основных средств, входящих в первые девять амортизационных групп Классификации, осуществляется в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп.

Для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу Классификации, расчет суммы амортизации осуществляется исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072.

Следует отметить, что новые правила начисления амортизации распространяются на объекты, принятые к учету в 2011 г. Пересчет амортизации по объектам, принятым до 01.01.2011, не производится.

В случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации определяются на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов с учетом особенностей. Комиссия определяет также сроки полезного использования в случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе при проведенных достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации.

В момент принятия основного средства к балансовому учету необходимо определить и указать в Акте срок его полезного использования.

Аналитический учет объектов основных средств и регистры учета основных средств. Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект . Каждому инвентарному объекту недвижимого и движимого имущества присваивается инвентарный номер , кроме объектов стоимостью до 3000 руб. включительно.

Арендованные основные средства учитываются у арендаторов на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем, кроме финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя).

Группировка основных средств осуществляется по группам имущества (недвижимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество - предметы лизинга) и видам имущества, соответствующим подразделам Классификации, установленным ОКОФ.

Объекты основных средств учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета (10, 30, 40). Внутри каждой группы объекты основных средств также разделяются по соответствующим видам, подразделам Классификации согласно ОКОФ. В Едином плане счетов каждому виду имущества соответствует аналитический код:

1 "Жилые помещения";

2 "Нежилые помещения";

3 "Сооружения";

4 "Машины и оборудование";

5 "Транспортные средства";

6 "Производственный и хозяйственный инвентарь";

7 "Библиотечный фонд";

8 "Прочие основные средства".

Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества.

Инвентарная карточка учета основных средств открывается на каждый объект основных средств. Инвентарная карточка группового учета основных средств открывается на группу объектов основных средств и предназначена для учета объектов библиотечных фондов, производственного и хозяйственного инвентаря. Для библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка. Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой.

Следует обратить особое внимание на заполнение инвентарной карточки учета основных средств (ф. 0504031). На оборотной стороне инвентарной карточки в графах с 7 по 11 в поле "Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т.п.)" необходимо производить следующую запись: "В связи с отсутствием в технической документации сведений о содержании драгоценных металлов в деталях и узлах объекта их количество может быть определено после списания и утилизации данного объекта" (п. 6.3 Приказа Минфина России от 29.08.2001 N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении").

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Целесообразно предусмотреть в инвентарном номере, который будет присваиваться объектам основных средств, поступившим в 2011 г., разряд, характеризующий принадлежность данного объекта к соответствующей группе:

  • недвижимое имущество;
  • иное движимое имущество;
  • предметы лизинга.

Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.

Документальный учет объектов основных средств осуществляется в формах, указанных в табл. 4.

Таблица 4

Документальный учет объектов основных средств

Номер
формы
Название формы
Регистры учета, систематизирующие данные первичных документов
0504071 Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
(журнал N 4)
0504071 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов
(журнал N 7)
0504071 Журнал по прочим операциям (журнал N 8)
0504072 Главная книга
Аналитический учет основных средств
0504031 Инвентарная карточка учета основных средств (открывается на
каждый объект основных средств)
0504032 Инвентарная карточка группового учета основных средств
(открывается на группу объектов основных средств и предназначена
для учета объектов библиотечных фондов, производственного
и хозяйственного инвентаря)
0504033 Описи инвентарных карточек по учету основных средств (для
регистрации инвентарных карточек)
0504034 Инвентарный список нефинансовых активов (ведут лица,
ответственные за хранение основных средств, за исключением
библиотечных фондов)
0504042 Книга (карточка) учета материальных ценностей (учет библиотечных
фондов лицами, ответственными за хранение)
0504035 Оборотная ведомость по нефинансовым активам (для контроля за
соответствием учетных данных у материально ответственных лиц и
данных по счетам аналитического учета)

В соответствии с п. 55 Инструкции N 157н учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

При этом Инструкцией N 157н установлено, что учет операций по поступлению объектов основных средств ведется:

  • в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций принятия к учету объектов основных средств по сформированной первоначальной стоимости или операций по увеличению первоначальной (балансовой) стоимости объектов основных средств на сумму фактических затрат по их достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию;
  • в Журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов основных средств.

Для организации достоверного учета целесообразно организовать ведение журналов операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов по каждой группе объектов основных средств:

  • недвижимое имущество;
  • иное движимое имущество;
  • предметы лизинга.

Записи в журналах операций следует производить на основании соответствующих первичных документов: актов, накладных и т.п., а операции по внутреннему перемещению объектов основных средств отражаются на основании Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032).

В то же время в п. 26 Инструкции N 157н отмечается, что принятие к учету объекта основных средств, являющегося предметом лизинга, в случае, если по условиям договора лизинга указанный объект поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, осуществляется на основании первичного документа лизингополучателя по дате получения имущества лизингополучателем.

Выбытие основных средств. Выбытие основных средств происходит по следующим причинам:

  • списание по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации вследствие физического износа, морального устаревания;
  • безвозмездная передача, внутрисистемная передача;
  • недостача, хищение;
  • реализация объектов.

Порядок списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями, установлен в Постановлении Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества".

Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утв. Приказом Минэкономразвития России N 96 и Минфина России N 30н от 10.03.2011.

На примерах рассмотрим отражение в учете операций по списанию оборудования, установленных излишков основных средств по результатам инвентаризации и в рамках внутриведомственной передачи.

Пример 2 . Бюджетное учреждение ликвидировало (списало) оборудование первоначальной стоимостью 70 000 руб. и начисленной амортизацией 65 000 руб. При ликвидации оприходованы запчасти рыночной стоимостью 1000 руб. (табл. 5).

Таблица 5

Отражение в учете операций по списанию оборудования

Операция Корреспонденция счетов Сумма,
руб.
Дебет Кредит
1. Списана сумма
начисленной
амортизации
1 10434 410
"Уменьшение
за счет амортизации
стоимости машин и
оборудования - иного
движимого имущества
учреждения"
1 10134 410
"Уменьшение стоимости
машин и оборудования -
иного движимого
имущества учреждения"
65 000
2. Списана
остаточная
стоимость
оборудования
1 40110 172
"Доходы от операций
с активами"
1 10134 410
"Уменьшение стоимости
машин и оборудования -
иного движимого
имущества учреждения"
5 000
3. Оприходованы
запчасти
1 10536 340
"Увеличение
стоимости прочих
материальных
запасов - иного
движимого имущества
учреждения"
1 40110 172
"Доходы от операций
с активами"
1 000

Пример 3 . В результате инвентаризации обнаружено оборудование, не учтенное на балансе предприятия, рыночной стоимостью 45 000 руб. (табл. 6).

Таблица 6

Отражение в учете операций по оприходованию излишков оборудования, установленных по результатам инвентаризации

Пример 4 . Казенное учреждение в порядке внутриведомственной передачи передало автомобиль другому казенному учреждению (главный распорядитель - общий). Первоначальная стоимость автомобиля - 780 000 руб., сумма начисленной амортизации - 300 000 руб. В бюджетном учете передающей стороны данная операция будет отражена следующими проводками (табл. 7).

Таблица 7

Отражение в учете передающей стороны операций по списанию оборудования при внутриведомственной передаче

Операция Корреспонденция счетов Сумма,
руб.
Дебет Кредит
1. Передана
балансовая
стоимость
транспортного
средства
1 30404 310
"Внутриведомственные
расчеты по
приобретению
основных средств"
1 10135 410
"Уменьшение стоимости
транспортных средств -
иного движимого
имущества учреждения"
780 000
2. Передана ранее
начисленная
амортизация
1 10435 410
"Уменьшение за счет
амортизации
стоимости
транспортных
средств - иного
движимого имущества
учреждения"
1 30404 310
"Внутриведомственные
расчеты по приобретению
основных средств"
300 000
3. Закрыт счет по
завершении
финансового года в
части переданных
внутриведомственных
расчетов
1 40130 000
"Финансовый
результат прошлых
отчетных периодов"
1 30404 310
"Внутриведомственные
расчеты по приобретению
основных средств"
480 000

В бюджетном учете принимающей стороны данная операция будет отражена следующими проводками (табл. 8).

Таблица 8

Отражение в учете принимающей стороны операций по списанию оборудования при внутриведомственной передаче

Операция Корреспонденция счетов Сумма,
руб.
Дебет Кредит
1. Получено
транспортное
средство
1 10631 310
"Увеличение вложений
в основные
средства - иное
движимое имущество
учреждения"
1 30404 310
"Внутриведомственные
расчеты по приобретению
основных средств"
780 000
2. Получена ранее
начисленная
амортизация
1 30404 310
"Внутриведомственные
расчеты по
приобретению
основных средств"
1 10435 410
"Уменьшение за счет
амортизации стоимости
транспортных средств -
иного движимого
имущества учреждения"
300 000
3. Транспортное
средство принято к
учету
1 10135 310
"Увеличение
стоимости
транспортных
средств - иного
движимого имущества
учреждения"
1 10631 410
"Уменьшение вложений
в основные средства -
иное движимое имущество
учреждения"
780 000
4. Закрыт счет по
завершении
финансового года в
части полученных
внутриведомственных
расчетов
1 30404 310
"Внутриведомственные
расчеты по
приобретению
основных средств"
1 40130 000
"Финансовый результат
прошлых отчетных
периодов"
480 000

В соответствии с п. 29 Инструкции N 157н безвозмездная передача основных средств в рамках внутриведомственной передачи производится по их балансовой стоимости с одновременной передачей суммы ранее начисленной амортизации. В соответствии с Инструкцией N 162н информацию о стоимости и начисленной амортизации объекта передающая сторона указывает в Извещении (ф. 0504805). Пунктом 110 Инструкции N 162н определено, что по закрытию финансового года суммы завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездной передаче (поступлению) нефинансовых, финансовых активов (обязательств) отражаются с корреспонденцией по дебету (кредиту) счета 0 40130 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

Руководствуясь новыми нормативными документами, принятыми во исполнение Закона N 83-ФЗ, следует отметить, что для организации аналитического учета объектов основных средств в учреждении необходимо разработать рабочий план счетов, график и правила документооборота, структуру инвентарного номера. Кроме того, принятый в учреждении порядок организации и ведения учета основных средств должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденные Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28.06.1974 в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11.11.1973 N 824.
  3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  4. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 N 230-ФЗ.
  5. Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа: Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546.
  6. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
  7. О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
  8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  9. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ.
  10. Об особенностях списания федерального имущества: Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.
  11. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  12. Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении: Приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н.
  13. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
  14. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России N 96 и Минфина России N 30н от 10.03.2011.
  15. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
  16. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

В.И.Супроткина

кафедры бухгалтерского учета и аудита

Всероссийская государственная

налоговая академия

Основные средства — это материальные ценности, которые планируется использовать для осуществления деятельности учреждения не менее 12 месяцев. Причем в процессе признания ОС в бухгалтерском учете его стоимость не играет никакой роли.

В 2020 году бюджетники обязаны вести бухучет ОС по новому федеральному стандарту. О ключевых изменениях, которые регламентированы данным НПА, мы рассказывали в статье .

Синтетический и аналитический учет ОС в бюджетном учреждении осуществляется на счете 0 101 00 000. Объекты учета приходуются на баланс организации по первоначальной стоимости:

  • при стоимости основных средств до 10 000 рублей — признается малоценным и учитывается на забалансовых счетах;
  • при оценке до 100 000 рублей, но более 10 000 руб. — объект учитывается на соответствующем счете 101, при этом первоначальная стоимость (проводка ниже) списывается на соответствующий счет амортизации 0 104 00 000 в сумме 100 %;
  • объекты, стоящие дороже 100 000 рублей, подлежат учету на балансовом счете 101 с периодическим начислением амортизации, согласно выбранному способу.

Рассмотрим ключевые проводки по ОС в учете 2020 для бюджетных учреждений на конкретных примерах.

Как формируется первоначальная стоимость объекта основных средств

ГБОУ ДОД ДЮСШОР «АЛЛЮР» приобрело спортивный комплекс на сумму 250 000,00 рублей. Объект признан особо ценным имуществом.

Расходы на доставку оборудования сторонней транспортной компанией составили 21 000,00 руб.

Затраты на установку спорткомплекса аттестованными специалистами — 12 000,00 руб.

Расходы оплачены субсидией на выполнение муниципального задания.

Спорткомплекс введен в эксплуатацию. Составляем проводки.

Сумма (рублей)

Покупка спорткомплекса

Приняты к учету затраты на транспортировку

Учтены расходы на установку спортоборудования

Спортоборудование введено в эксплуатацию (сформирована первоначальная стоимость объекта основных средств)

283 000 (250 000 + 21 000 + 12 000)

Имущество приобретено за счет субсидии на иные цели

ГБОУ ДОД ДЮСШОР «АЛЛЮР» приобрело игровой модуль за счет целевой субсидии на сумму 150 000,00 рублей. Имущество введено в эксплуатацию.

В бюджетном учете недопустимо отражение ОС на 101 счете по КФО 5 «Средства целевых субсидий». При приобретении имущества за счет целевых субсидий необходимо перевести затраты на КФО 4.

Модернизация объектов имущества своими силами

Бюджетное учреждение провело модернизацию машинного комплекса (1 000 000 руб.) путем замены непригодных деталей (120 000 руб.), монтаж деталей сторонней организацией — 20 000 руб.

Объединение нескольких ОС в один объект

В соответствии с новым федеральным стандартом, допустимо объединение нескольких единиц имущества в одну группу. Например, офисный шкаф, письменный стол, тумба и компьютерное кресло можно объединить в офисную мебель.

БУ решило объединить три специализированных модуля в один блок.

Бюджетные учреждения для выполнения работ наделяются основными средствами. Надлежащая организация учета основных средств играет важную роль в обеспечении их эффективного использования.

Задачами учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета движения (поступления, перемещения и выбытия) основных средств.

В соответствии с п. 32 Инструкции № 107н к основным средствам относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев, стоимостью на дату приобретения за единицу свыше 50 МРОТ, установленного действующим законодательством. В составе основных средств учитываются: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы), арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам. Капитальные вложения в многолетние насаждения и улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме расходов, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. Законченные капитальные вложения в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам, зачисляются арендатором в собственные основные средства в сумме фактических расходов, если иное не предусмотрено договором аренды.

Не относятся к основным средствам и учитываются в составе малоценных предметов:

  • 1) предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости;
  • 2) предметы стоимостью на дату приобретения не более 50 МРОТ, установленного действующим законодательством за единицу (исходя из их стоимости) независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости;
  • 3) следующие предметы независимо от их стоимости и срока полезного использования:
    • * орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и другие);
    • * специальные инструменты и приспособления целевого назначения для серийного и массового производства определенных изделий или изготовления индивидуального заказа; сменное оборудование (многократно используемые приспособления к основным средствам и специфические устройства -- изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, фурмы воздушные, челноки, катализаторы, сорбенты и т.п.);
    • * специальные одежда, обувь, постельные принадлежности;
    • * форменная одежда для работников учреждения;
    • * временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, учитываемые в составе накладных расходов;
    • * предметы для сдачи в аренду по договору проката;
    • * молодняк и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также служебные собаки, подопытные животные;
    • * многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;
  • 4) бензомоторные пилы, сучкорезы, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком полезного использования до 24 месяцев (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и т.д.).

Таким образом, критерием разграничения основных средств и малоценных предметов являются годичный срок полезного использования и стоимость за единицу (50 МРОТ).

В балансе бюджетного учреждения отражаются основные средства, приобретенные за счет средств бюджета соответствующего уровня, а также полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ имущество закрепляется за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В соответствии со ст. 43 БК РФ, а также п. 47 Инструкции № 107н суммы, полученные учреждениями от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в их оперативном управлении, а также материалов, полученных от разборки основных средств, полностью перечисляются в доход соответствующего бюджета. Доходы от реализации движимого имущества остаются в распоряжении бюджетного учреждения.

Если учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, то эти доходы и приобретенное за счет них имущество согласно ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на самостоятельном балансе. Инструкция № 107н предусматривает раздельный учет операций по бюджетным средствам и средствам из внебюджетных источников. Имущество, поступившее в распоряжение бюджетного учреждения из различных источников, учитывается на субсчетах счета 01 «Основные средства» с присвоением отличительных признаков в виде номера: при наделении его имуществом от собственника или приобретении имущества за счет бюджетных средств -- 1, при покупке имущества за счет средств от предпринимательской деятельности -- 2, при получении имущества безвозмездно для его использования за счет целевых и безвозмездных поступлений -- 3.

Все основные средства находятся на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения. С такими лицами должны быть заключены договоры о полной материальной ответственности за сохранность основных средств, находящихся на их ответственном хранении. Материально ответственные лица ведут инвентарные списки основных средств по форме ОС-13, следят за их сохранностью и учетом всех изменений. При смене материально ответственного лица производится инвентаризация основных средств с составлением приемо-сдаточного акта, который утверждается руководителем учреждения.

Случайные статьи

Вверх