Термин адвокат впервые был употреблен в. §1

<*> Il"ina T.N. The content of the concept "advokatura" in pre-revolutionary Russia.

Ильина Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Курского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье анализируется термин "адвокатура" в России во второй половине XIX - начале XX в., представлены его семантические и правовые особенности. Доказывается тезис о том, что состав дореволюционной адвокатуры был неоднороден, в него входили различные лица, осуществлявшие правозащитные функции.

Ключевые слова: адвокатура, присяжный поверенный, помощник присяжного поверенного, частный поверенный, кандидат на судебные должности, нелегальная адвокатура.

The article analyzes the term "advokatura" in Russia in the second half of XIX - XX century beginning, its semantic and legal features are presented. The thesis is proved, that the structure of pre-revolutionary advokatura was non-uniform, it included the various categories which were carrying out functions of attorney.

Key words: advokatura, attorney, associate of attorney, non-state attorney, candidates judicial office, under the counter attorney.

Одной из центральных категорий, с которыми сталкивается исследователь при изучении научной проблемы, является терминология. Конечно, данное понятие выходит за пределы чисто научного изучения: терминами оперирует и законодательство, и правоприменительная практика. Терминология служит одним из приемов юридической техники, в случае несовершенства правовой нормы законодатель в первую очередь пытается уточнить именно языковую составляющую термина.

Под юридическим термином понимают слова, употребляемые в законодательстве, являющиеся, с одной стороны, обобщенными наименованиями юридического понятия, а с другой - имеющие точный и единственный смысл <1>. При этом следует отличать термины, используемые в законодательных актах, и термины, употребляемые в научных работах. Первые характеризует однозначность понимания, а также определенная статичность и неизменность содержания. Такие термины составляют смысловую основу нормативного акта, от их точного и единообразного использования зависит правильное применение правовой нормы в целом. Для терминов правовой науки (как и любой другой науки) нет подобных ограничений. Таким терминам присуща вариативность, они подвержены процессам развития языка, его лексико-семантическим особенностям, использованию слов-синонимов, в научных текстах приветствуется приведение концептуальных различий на определение того или иного термина. Все это делает использование термина в научной литературе более свободным, зависящим от вкуса исследователя, служащим инструментом индивидуального авторского стиля.

<1> См., например: Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. С. 65.

Однако лексико-семантические особенности русского языка часто препятствуют однозначному применению термина в нормативном акте. Так, в правовой лексике могут использоваться многозначные термины, что приводит к ошибкам в правоприменительной деятельности. Опытный правоприменитель правильно понимает большинство терминов за счет либо контекста их использования, либо уточнения, сформулированного самим законодателем. Сложность понимания термина может быть также вызвана введением его в правовой оборот впервые, неудачным заимствованием из иностранного языка или наличием терминов-синонимов.

На основе данных теоретических заключений попытаемся определить содержание термина "адвокатура" в России во второй половине XIX - начале XX в. Данный термин стал заложником двух противоположных тенденций при его употреблении. С одной стороны, "адвокатура" - слово, имеющее несколько значений, с другой - наряду с термином "адвокатура" существовало несколько синонимичных понятий.

Термин "адвокатура" имеет латинское происхождение, глагол "advoco" переводится как "приглашаю", а "advocatus" - "призванный". Именно в этой транскрипции слово "адвокат" вошло в большинство европейских языков <2>. В проекте судебной реформы, известном как "Основные положения преобразования судебной части в России", впервые был употреблен термин "присяжный поверенный". Выбор данного термина был обусловлен желанием законодателей использовать привычное для русского человека слово, при этом наделив его новым смыслом. "Присяжный" означало: давший присягу, т.е. выполняющий установленные законом функции на ходатайство в суде.

<2> Advocate (англ.); Advokat (швейц., нем.); Advokat (нем.); avocat (фр.); avvocato (ит.).

Критика Основных положений, ссылаясь на иностранный опыт, базировалась на положении о необходимости разделить в правовом положении собственно адвоката, т.е. защитника, и поверенного, т.е. представителя тяжущегося в суде. В зарубежных странах при организации адвокатуры исходили из тезиса о том, что каждый адвокат являлся поверенным, но не каждый поверенный мог быть адвокатом. Отличие данных категорий заключалось в различных плоскостях профессиональной деятельности и, как следствие, в разных квалификационных требованиях. Отечественный законодатель отказался от подобного деления. В ходе Судебной реформы 1864 г. в России была учреждена адвокатура, совмещающая функции защиты и судебного представительства, а адвокаты получили название присяжных поверенных <3>.

<3> Судебные уставы Александра II. СПб., 1867. Ч. III. Ст. 353 - 406.

При этом наряду с присяжными поверенными в России существовало несколько категорий лиц, которые по различным основаниям могли выступать в суде в качестве защитника или представителя. Некоторые из них действовали абсолютно законно, обладая особым организационно-правовым статусом. Другие - в нарушение или в обход закона - находили возможность представлять интересы своих клиентов в суде или вести уголовную защиту. К первой группе можно отнести частных поверенных, помощников присяжных поверенных, кандидатов на судебные должности. Ко второй - так называемую нелегальную адвокатуру.

Итак, российская адвокатура второй половины XIX - начала XX в. была представлена несколькими организационно-правовыми категориями, которые все вместе и каждую в отдельности можно назвать адвокатурой. Однако и нормативные акты того времени, и периодическая печать называли адвокатурой только присяжных поверенных, а также их помощников, которые в силу своего положения могли вести уголовную защиту и представлять интересы клиентов в гражданском процессе. Частная адвокатура всегда рассматривалась представителями присяжной адвокатуры как абсолютно не связанная с ними корпорация, к тому же позорящая звание адвоката. Кандидаты на судебные должности, выполняющие обязанности государственных защитников лишь в крайних случаях, скорее эпизодически, не имели сколько-нибудь заметного влияния на состав адвокатуры. Нелегальная адвокатура, разумеется, также не входила ни в состав присяжной, ни в состав частной адвокатуры, и ее упоминание в качестве особой категории обусловлено тем влиянием, какое она оказывала прежде всего на крестьянское население страны, и размахом ее деятельности. Если же под адвокатурой понимать общественный институт, предоставляющий гражданам право на юридическую помощь, то все названные категории являлись отражением такого восприятия.

Таким образом, понятие "адвокат" в дореволюционной России - это многослойное образование, обозначающее различные правовые категории лиц, исполняющих правозащитные функции. Термин имел место лишь в научной литературе и периодических изданиях, в законе использовались более конкретные наименования: присяжный поверенный, помощник присяжного поверенного, частный поверенный, кандидат на судебные должности, нелегальная адвокатура.

Впервые о поверенных (праобраз современного адво­ката) в письменной форме упоминается в Псковской и Новгородских судных грамотах (законодательные, акты XV в.), По Псковской грамоте услугами поверенных мог­ли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и мо­нахи.

Облеченные властью не могли быть поверенными (уже тогда адвокат не мог состоять на государственной служ­бе), чтобы исключить их влияние на суд.

По Новгородской судной грамоте услугами поверен­ных мог воспользоваться любой желающий.

Это положение также закреплено в Судебнике 1497 г., а уже в Судебнике 1550 г. были определены правила проведения судебного поединка и посторонним под угро­зой наказания запрещалось в него вмешиваться.

Соборное уложение 1649 г. развивает права поверен­ных, упоминая о них в нескольких статьях.

Причем во всех этих документах говорится об институ­те поверенных как о существующем, так что он не был создан этими документами, а действовал до их появления.

Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в 1716 г. в Воинских уставах Петра I. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи.

С этого периода и до судебной реформы 1864 г. зако­нодатель предпринимал меры по упорядочению деятель­ности профессиональных ходатаев, и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:

  1. адвокатура Западного края;
  2. институт депутатов при следствиях;
  3. введение института присяжных стряпчих при ком­мерческих судах в 1832 г.

Рассмотрим эти институты более подробно.

Адвокатура Западного края

Западным краем в Российской империи XIX - начала XX в. именовались девять губерний западной части Ев­ропейской России: 6 белорусских и литовских (Северо­западный край) и 3 украинских (Юго-западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой.

В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.

Адвокатура была организована и действовала на осно­ве польских Конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута.

Требования к адвокату были следующие:

  • адвокат должен быть природным дворянином;
  • иметь поместье;
  • не быть замеченным ни в каком пороке;
  • знать законы;
  • выполнять данную присягу.

Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов (меценатов). Меценаты брали на себя ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вме­сто себя в суд способных учеников, но под свою ответ­ственность.

Этот институт просуществовал до 1840 г.

Институт депутатов при следствиях

В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, при­надлежавшими по своему званию к какому-либо ведом­ству, то в качестве лиц, их представляющих, могли до­пускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:

  1. первоначальные следственные действия;
  2. исследование происшествия по горячим следам.

Депутаты делились на постоянных и временных.

Постоянные депутаты - депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими струк­турами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для про­ведения определенного следствия и с его окончанием ут­рачивали свои права.

Постоянные депутаты вызывались следователями по­весткой, а временные - через руководство своих ведомств.

Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его кон­ца или прибытия депутата.

Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следстви­ем, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо дей­ствием они имели право изложить своё мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при про­изводстве как уголовных, так и гражданских дел.

Присяжные стряпчие при коммерческих судах

Указом от 14 июля 1809 г. Правительствующего Се­ната была введена обязательная регистрация стряпчих, т.е. профессиональных ходатаев по коммерческим спо­рам. Так как в российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество споров по ком­мерческим делам, то для их разрешения были созданы коммерческие суды.

Коммерческие суды по закону от 14 мая 1832 г. перво­начально были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в некоторых других городах (Одессе, Варшаве и др.).

Согласно закону, поверенными по делам между част­ными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих.

Для внесения в список присяжных стряпчих при ком­мерческом суде желающие должны были подать в соот­ветствующий суд прошения, а также аттестаты, послуж­ные списки и прочие свидетельства.

Суд по рассмотрении представленных документов, сви­детельств и по делам, «в том суде производящимся, вне­ся лицо в список, или объявлял претенденту устно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа».

Лица, внесенные в список, давали присягу по установ­ленной форме.

Стряпчий, внесенный в список, мог быть из него ис­ключен по усмотрению суда даже без всяких объяснений с обозначением в протоколе причин исключения.

Число присяжных стряпчих не определялось. Они не имели государственного содержания и существовали от гонораров.

Однако существовал и официальный институт юрис­консультов. Так, согласно Положению о должности юрис­консульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г., соответствующая должность устанавливалась «для попе­чения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства».

В обязанности юрисконсульта входило:

  • рассмотрение передаваемых на его заключение за­водским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведом­ству императорских заводов;
  • наблюдение за течением дел, возникающих в раз­личных государственных органах по искам заводского ве­домства к сторонним лицам и искам к самому ведомству;
  • защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, ка­кие установлены законом.

Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах помимо ведомства императорских заводов. Данно­му лицу полагалось жалование, размер которого опреде­лял управляющий заводами; количество мест, где мог работать юрисконсульт, не ограничивалось.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА

История адвокатуры

Выпускная квалификационная работа

Научный руководитель: Допущена к защите

Зав. кафедрой, профессор, « » 2004г.

д.ю.н., Кучерена А.Г.

Зав. кафедрой

Москва 2004

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. История русской адвокатуры………………………………………….6

1.1. Судебное представительство в России до судебной реформы 1864г……6

1.2. Организация адвокатуры по судебным уставам 1864г…………………..12

Глава 2. Правовое положение адвокатуры в СССР…………………………..28

2. 1. История развития организации адвокатуры в СССР с 1917-1939г.г……28

2. 2. Организация адвокатуры в период с 1939-1992г.г………………………36

Глава 3. Основы адвокатской деятельности в современный период………..46

3.1. Правовое положение адвоката в соответствии с Федеральным

законом «Об адвокатской деятельности и адво-катуре в РФ»………………46

3.2. Перспективы Кодекса профессиональной этики адвоката………………69

Заключение……………………………………………………………………….74

Библиография……………………………………………………………………79

Введение

Гражданское общество невозможно представить без такого правового ин-ститута как адвокатура.

Происходящая в России демократизация политичес-кой и экономической системы, конституционное провозг-лашение правового социального государства вызывает не-обходимость коренной реорганизации форм и методов де-ятельности правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интере-сов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование адвокатуры — института гражданс-кого общества, который теснейшим образом связан с ох-раной прав и законных интересов физических и юриди-ческих лиц.

Чтобы разобраться в сложных процессах, происходящих в сегодняшней адвокатуре, и познать ее внутренние закономерности, нуж-но свободно ориентироваться в социально-политической ситуации, изменениях в экономике, государстве и праве.

Делать серьезные выводы по вопросам и проблемам адвокатуры на основе анализа только сегодняшних реалий неверно. Более точно и четко понять состояние современной адвокатуры можно путем изуче-ния ее зарождения, развития и преобразований. Исторический обзор основных принципов адвокатуры позволяет видеть ее не только в ста-тике, но и в динамике. Прошлое адвокатуры раскрывает многие важ-ные свойства ее современного положения. Использовав метод кон-кретно-исторического подхода к социальному явлению, можно объек-тивно разобраться в сути адвокатуры, во всей ее полноте и сложнос-ти. Поэтому знание ее истории является надежным способом понима-ния современной адвокатуры.

Наиболее важные положения и выводы исторического аспекта про-блем адвокатуры иллюстрируют те или иные нормы прошлой адвокат-ской жизни, часто помогают понять основные институты современной адвокатуры, ее проблемы и противоречия, искать пути разумного выхо-да из сложнейшей ситуации, сложившейся сегодня в адвокатуре.

Институт адвокатуры в нынешних условиях построения в России правового демократического государства становится одним из важнейших элементов пра-возащитной системы соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе путем взаимодействия органов адвокатского само-управления с государственными органами, должностными лицами и гражданами.

После принятия и вступления в действие Федерального закона «Об адвокатс-кой деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на обновленной, реформи-рованной, независимой адвокатуре целиком и полностью лежит защита лиц, попав-ших в сферу деятельности правоохранительных органов, представляющих и защи-щающих интересы государства, в целях недопущения правовых ошибок.

Есть как минимум две причины, почему для нас интерес-на история становления адвокатуры в России. Первая — многие институты дореволюционной адвокатуры России сохранились на последующих этапах правового реформиро-вания в советский и постсоветский периоды. Вторая — се-годня именно адвокат стал ключевой фигурой судебной системы, поскольку, с одной стороны, именно он пользуется наибольшим доверием общественного мнения, и, с другой стороны, с введением суда присяжных и арбитражных судов роль адвоката реально неизмеримо возросла.

В настоящей дипломной работе будет рассмотрена история судебного представительства в России, начиная с первого дошедшего до нас русского рукописного памятника обычного права - Рус-ской правды, возникновение и развитие в результате Великой судебной реформы 1864г. компетентной, самоуправляемой организации адвокатов, а также ее организация в советский период и первое десятилетие современной России. Следует сразу пояснить, что понятие «адвокат» в России стало широко использоваться с 1864 г. Однако законодательно оно было оформлено в 1939 г. Положением об адвокатуре в СССР. Ад-вокат в различные периоды истории имел разнообразные официальные названия, как-то: «пособник» по древнерусским законам, «судебный стряпчий», «присяжный поверенный» до октябрьского переворота 1917 г., «правозаступник» в годы Гражданской войны, «ЧКЗ» (член коллегии защитников) до 1939 г. Поэтому в дипломной работе наряду с официальным употреблени-ем терминов, соответствующих тому или иному историческо-му отрезку времени, используется и общепринятое понятие «адвокат».

Методологической основой исследования являются формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и иные научные методы, которые позволили комплексно исследовать указанную выше проблему.

Нормативную базу дипломной работы составили Конституция Российской Федерации и законодательство об адвокатуре.

Теоретической основой дипломного исследования послужили труды таких российских ученых-правоведов, как: Васьковский Е.В., Кучерена А.Г., Лубшев Ю.Ф., Плетнев В.Ю., Хаски Ю., Черкасов Н.В. и др.

Глава 1. История русской адвокатуры

1.1. Судебное представительство в России до судебной реформы 1864

Старейший правовой памятник древней Руси - Русская правда X-XII веков не содержит упоминания о судебном представи-тельстве. Поэтому в таком процессе господствовал принцип личной явки стороны. Вместе с тем, на наш взгляд, нельзя сде-лать однозначный вывод об отсутствии в принципе судебного представительства. Не будучи определенным законодательно, можно предположить, что он существовал в форме обычая.

Впервые о поверенных (прообраз современного адво-ката) в письменной форме упоминается в Псковской и Новгородских судных грамотах (законодательные акты XV в.). По Псковской грамоте услугами поверенных мог-ли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и мо-нахи.

Облеченные властью не могли быть поверенными (уже тогда адвокат не мог состоять на государственной служ-бе), чтобы исключить их влияние на суд.

По Новгородской судной грамоте услугами поверен-ных мог воспользоваться любой желающий.

Это положение также закреплено в Судебнике 1497 г., а уже в Судебнике 1550 г. были определены правила проведения судебного поединка и посторонним под угро-зой наказания запрещалось в него вмешиваться.

Соборное уложение 1649 г. развивает права поверен-ных, упоминая о них в нескольких статьях.

Причем во всех этих документах говорится об институ-те поверенных как о существующем, так что он не был создан этими документами, а действовал до их появления.

Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в 1716 г. в Воинских уставах Петра I. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи.

С этого периода и до судебной реформы 1864 г. зако-нодатель предпринимал меры по упорядочению деятель-ности профессиональных ходатаев, и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:

1) адвокатура Западного края;

2) институт депутатов при следствиях;

3) введение института присяжных стряпчих при ком-мерческих судах в 1832 г.

Рассмотрим эти институты более подробно.

Адвокатура Западного края

Западным краем в Российской империи XIX — начала XX в. именовались девять губерний западной части Ев-ропейской России: 6 белорусских и литовских (Северо-западный край) и 3 украинских (Юго-западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой.

В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.

Адвокатура была организована и действовала на осно-ве польских Конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута.

Требования к адвокату были следующие:

— адвокат должен быть природным дворянином;

— иметь поместье;

— не быть замеченным ни в каком пороке;

— знать законы;

— выполнять данную присягу.

Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов (меценатов). Меценаты брали на себя ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вме-сто себя в суд способных учеников, но под свою ответ-ственность.

Этот институт просуществовал до 1840 г.

Институт депутатов при следствиях

В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, при-надлежавшими по своему званию к какому-либо ведом-ству, то в качестве лиц, их представляющих, могли до-пускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:

1) первоначальные следственные действия;

2) исследование происшествия по горячим следам.

Депутаты делились на постоянных и временных. Постоянные депутаты — депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими струк-турами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для про-ведения определенного следствия и с его окончанием ут-рачивали свои права.

Постоянные депутаты вызывались следователями по-весткой, а временные — через руководство своих ведомств.

Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его кон-ца или прибытия депутата.

Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следстви-ем, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо действием они имели право изложить свое мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при про-изводстве как уголовных, так и гражданских дел.

Присяжные стряпчие при коммерческих судах

Указом от 14 июля 1809 г. Правительствующего Се-ната была введена обязательная регистрация стряпчих, т.е. профессиональных ходатаев по коммерческим спо-рам. Так как в российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество споров по ком-мерческим делам, то для их разрешения были созданы коммерческие суды.

Коммерческие суды по закону от 14 июля 1832 г. перво-начально были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в некоторых других городах (Одессе, Варшаве и др.).

Согласно закону, поверенными по делам между част-ными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих.

Для внесения в список присяжных стряпчих при ком-мерческом суде желающие должны были подать в соот-ветствующий суд прошения, а также аттестаты, послуж-ные списки и прочие свидетельства.

Суд по рассмотрении представленных документов, сви-детельств и по делам, «в том суде производящимся, вне-ся лицо в список, или объявлял претенденту устно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа».

Лица, внесенные в список, давали присягу по установ-ленной форме.

Стряпчий, внесенный в список, мог быть из него ис-ключен по усмотрению суда даже без всяких объяснений с обозначением в протоколе причин исключения.

Число присяжных стряпчих не определялось. Они не имели государственного содержания и существовали от гонораров.

Однако существовал и официальный институт юрис-консультов. Так, согласно Положению о должности юрис-консульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г., соответствующая должность устанавливалась «для попечения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства».

В обязанности юрисконсульта входило:

— рассмотрение передаваемых на его заключение за-водским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведом-ству императорских заводов;

— наблюдение за течением дел, возникающих в раз-личных государственных органах по искам заводского ве-домства к сторонним лицам и искам к самому ведомству;

— защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, ка-кие установлены законом.

Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах помимо ведомства императорских заводов. Данно-му лицу полагалось жалование, размер которого опреде-лял управляющий заводами; количество мест, где мог работать юрисконсульт, не ограничивалось.

Н.В. Черкасова в свой монографии «Формирование и раз-витие адвокатуры в России 60-80-е годы XIX века», исследуя вопрос организационной формы представительства до судеб-ной реформы 1864 г., указывает: «По сути дела судебное пред-ставительство существовало не в качестве юридического ин-ститута, а лишь в качестве обычно правового. Судебное пред-ставительство оставалось судебной профессией. Каких-либо требований в виде образовательного или «нравственного цен-за» к поверенным не предъявлялось. Не существовало и их внутренней организации».

По мнению Е.В. Васьковского, «...история нашей древней адвокатуры - в сущности история ябедничества».

Следует заметить, что цари, от Петра Великого до Нико-лая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца.

Петр I считал ходатаев ябедниками, товарищами воров и душегубцев. По его мнению, адвокат своими пространными ходатайствами больше утруждает судью и запутывает дело, чем ведет его к скорейшему разрешению. В указе Елизаветы Петровны 1752 г. говорилось: «К крайнему неудовольствию нашему слышим разорение и притеснение наших подданных от ябедников». Екатерина II и Николай I считали адвокатов главными виновниками французской революции и гибели мо-нархии и резко отрицали саму идею адвокатуры западного ти-па. В одном из своих писем Екатерина II писала: «Адвокаты и прокураторы у меня не законодательствуют и никогда законо-дательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут сле-довать моим началам».

Между тем является очевидным несостоятельность «вред-ного» политического влияния адвокатуры на жизнь страны, поскольку адвокатура - институт юридический, а не политический и преследует те же задачи, что и суд. Поэтому политиче-ское значение адвокатуры «не больше того, какое имеет пра-вильно организованный, беспристрастный и независимый суд».

В течение всего этого периода представители были аморф-ной группой без соответствующего профессионального обуче-ния, организации и названия. Адвокатской практикой занима-лись в основном государственные служащие невысокого ранга в свободное время или находясь в отставке. Будучи сведущи-ми в тонкостях бюрократических процедур и языка и занимая относительно скромное место в государственной машине, эти малые функционеры-адвокаты были вполне естественным, хо-тя и жалким заменителем настоящих адвокатов-профессиона-лов.

К середине ХIХ века уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс - самый древний, естественный и единственный способ судопроизводства. «Но необходимое ус-ловие введения состязательного процесса, как неоднократно повторялось в судебных записках, - есть учреждение сословия судебных поверенных».

1.2. Организация адвокатуры по судебным уставам 1864г.

В обществе и государстве назрела необходимость проведения судебной реформы. Подготовка к ней началась еще в первой половине XIX в. А к 1858 г. обсуждения судебной реформы вышли за пределы министерских кабинетов и перешли да страницы печатных изданий. В ходе этого процесса рождались новые идеи и взгляды.

В сентябре 1858 г. начальник II отделения Имперской канцелярии граф Н.Д. Будалов подал императору доклад «Об установлении при-сяжных стряпчих». То есть об учреждении адвокатуры. Вопрос об адвокатуре как социальном институте очень активно дискутировался в обществе.

Судебное представительство было известно в России еще с очень давних времен, однако настоящей адвокатуры тогда еще не было. Это объяснялось тем, что верховенство следственного процесса делало фигуру адвоката практически излишней. Официально признавались лишь ходатаи и поверенные. Они обычно были юридически неподго-товленными, а порой и просто неграмотными, часто ставили своей целью не помочь правосудию, а запутать дело, чтобы выиграть его любым путем.

Такая «профессия» была весьма непопулярной. В ходе же подго-товки реформы складывалось однозначное общественное мнение об упразднении подобного рода судебных представителей. Еще со вре-мен Екатерины II, напуганной французской революцией, в руководст-ве которой адвокаты занимали видное место, у российских императо-ров сложилось резко отрицательное отношение к идеям об адвокату-ре.

Поэтому проект Н.Д. Будалова можно рассматривать как серьез-ный поворот в сторону преодоления отрицательного отношения госу-дарственной власти к адвокатуре.

Для подготовки судебной реформы в 1861 г. Н.Д. Будаловым была образована комиссия. Результатом ее работы стали «Основные поло-жения преобразования судебной части в России», утвержденные Александром II 29 сентября 1862 г. Эти «Положения» состояли из трех частей, посвященных, соответственно, судоустройству, граждан-скому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались следую-щие институты: отделение суда от администрации; выборный миро-вой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; прин-цип состязательности.

Такое начало «Основных положений», как образование судебной части в России, легло в основу учреждения «Судебных установле-ний», принятых затем 20 ноября 1864 г. в виде закона. Им впервые в России учреждается адвокатура (присяжные поверенные), «без кото-рых решительно невозможно будет введение состязания в граждан-ском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью рас-крытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиня-емым перед судом».

Адвокатура, созданная в ходе этой судебной реформы, стала быст-ро завоевывать себе общественный авторитет. Современники поража-лись обилию талантливых адвокатов, их популярности у народа, рос-ту числа «выигранных дел». Демократическое движение 60-х годов вовлекло в адвокатуру многих свободомыслящих, одаренных и обра-зованных юристов, которые по своим убеждения вынуждены были служить самодержавию, но втайне надеялись использовать судебную власть как легальную возможность обличения пороков существовав-шего строя. Адвокатура стала весьма престижной и высокооплачива-емой сферой деятельности.

Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Но она не входила в состав суда, а пользовалась самоуправлением, хотя и под контролем судебной власти. В законе определены условия, которые предъявля-лись к присяжным поверенным. Фактически они совпадали с требо-ваниями, предъявлявшимися к судьям.

Наряду с высшим юридическим образованием для присяжного поверенного требовался пятилетний стаж работы по юридической специальности. Но введены и ограничения. Присяжными поверенными, в частности, не могли быть:

а) лица, не достигшие 20-летнего возраста;

б) иностранцы;

в) граждане, объявленные несостоятельными должниками («банкротами»);

г) люди, состоявшие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимавших почетные или общественные долж-ности без получения жалованья;

д) граждане, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишен-ные духовного сана по приговорам духовного суда;

о) лица, состоявшие под следствием за преступления или проступ-ки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, а также те, которые были под судом за такие действия и не оправданы судебными приговорами;

ж) исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ или дворянских собраний по приго-ворам тех сословий, к которым они принадлежат;

з) те, кому по суду были воспрещены хождения по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных заседателей.

Для лиц нехристианских вероисповеданий (т.н. «иноверцев») поступление в адвокатуру было ограничено рядом дополнительных условий.

В каждом округе судебной палаты был учрежден совет присяжных поверенных, дана детальная регламентация его деятельности.

Совет присяжных образуется в каждом округе судебной палаты для «правильного и успешного надзора» за всеми присяжными пове-ренными. Он совмещал обязанности административного и судебного характера. Осуществлял наблюдение за точным исполнением присяж-ными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, установленных правил и всего прочего в интересах доверителей.

Установлен порядок образования совета. Он мог создаваться при наличии не менее 20 присяжных поверенных округа судебной пала-ты. Число членов совета — «не менее 5 и не более 15, по решению об-щего собрания».

Предусматривалась ежегодная отчетность совета о его деятельно-сти перед общим собранием, а также устанавливались полномочия общего собрания.

Предусматривалась возможность избрания отделений совета присяжных при окружном суде. Это делалось в тех случаях, когда в ка-ком-либо городе, в котором хотя и не было судебной палаты, работа-ло более 10 присяжных поверенных.

В 1889 г. в рамках судебной контрреформы было приостановлено создание отделений присяжных поверенных. И в тех местностях, где не было советов присяжных поверенных, контроль заих деятельнос-тью возлагался на судебные органы.

«Шаг этот — весьма прискорбный, — писал И.Я. Фойницкий, — ибо для суда, своими занятиями обремененного, надзор за присяжны-ми поверенными и охранение достоинства этого института гораздо труднее, чем для членов совета из среды самих присяжных.., но в кор-не нарушает независимость адвокатуры и задерживает ее естествен-ное развитие».

Предусматривалось и правовое положение совета присяжных поверенных. Так, к обязанностям и правам совета присяжных поверен-ных относились:

а) рассмотрение прошений желающих «приписаться» к числу присяжных поверенных, или выйти из этого звена, и сообщение су-дебной палате о приписке их или отказе в этом;

б) рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных, наблюдение за точным исполнением ими законов и установленных пра-вил;

в) назначение поверенных по очереди для безвозмездного хожде-ния по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;

г) определение количества вознаграждения поверенному по таксе, в случае несогласия по этому предмету между ним и тяжущимся, или когда не было заключено между ними письменного условия;

д) определение взыскания с поверенных как по собственному предусмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет.

Кроме того, совет присяжных поверенных имел право подвергать их дисциплинарным наказаниям:

1) предостережение;

2) запрещение отправлять обязанности поверенного в продолже-нии определенного советом срока, но не более 1 года;

3) исключение из числа присяжных поверенных;

4) предание уголовному суду в случаях, особенно важных. Специально оговаривалось и то обстоятельство, что исключенные из числа присяжных поверенных лишаются права поступать в это зва-ние во всем государстве. Если присяжному поверенному запрещалось два раза временно отправлять его обязанности, в случае его новой ви-ны, которую совет признает заслуживающей такого же взыскания, он исключается советом из числа поверенных.

Ни одно из упомянутых взысканий не может быть назначено сове-том без предварительного истребования от провинившегося объясне-ний в определенный советом срок. При отказе предоставить объясне-ния или из-за неявки его в назначенный срок без уважительных при-чин совет заочно выносит постановление на основании имеющихся у него сведений и известных ему обстоятельств.

Никакое постановление совета присяжных поверенных не может иметь силы, когда в нем участвовало менее половины членов совета. При равенстве голосов голос председателя дает перевес тому мне-нию, которое им принято. Но взыскания могут быть определены со-ветом только по числу двух третей голосов.

На все постановления совета, кроме предостережения или выгово-ра, могли быть принесены жалобы в судебную палату, в двухнедель-ный срок со времени объявления этих постановлений. Протесты про-куроров допускались в тот же срок. Определения палаты по этим жа-лобам и протестам были окончательными.

Все постановления относятся в равной мере как к советам, так и к отделениям совета присяжных поверенных. В последнем случае об-жалование производится в местный окружной суд.

Был определен и порядок поступления в число присяжных пове-ренных. «Желающий должен подать о том прошение в совет поверен-ных». К прошению прилагались все документы, необходимые для ус-тановления в том, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные. После того как совет при-сяжных поверенных принял решение о принятии данного лица, тот должен дать присягу по правилам своего вероисповедания. Интере-сен и сам текст присяги:

«Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед святым его Евангелием и Животворящим Крестом Господним Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, ис-полнять в точности и по крайнему моему разумению законы империи, не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ос-лаблению православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей или лиц де-ла которых будучи на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном су-де его. В удостоверение сего целую слова и крест спасителя моего. Аминь». Принятие лиц нехристианских вероисповеданий допускалось лишь с разрешения Министерства юстиции.

Были описаны права и обязанности присяжных поверенных. Они «могут принимать на себя хождение по делам во всех судебных мес-тах округа судебной палаты, к которой они приписаны» (ст.383). При-сяжный поверенный, назначенный для производства дела советом, не может отказаться от исполнения данного ему поручения, не предоста-вив достаточных для этого причин. Присяжный поверенный также не может действовать в суде в качестве поверенного против своих близ-ких родственников. Он не может также быть поверенным в одно и то же время у обеих спорящих сторон. Переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой. Обязывали присяж-ного поверенного не оглашать тайн своего доверителя не только во время производства, но и даже после окончания дела.

Положения Судебных Установлений свидетельствуют о том, что присяжные поверенные не были государственными служащими. По-этому на них не распространялось чинопроизводство. Не имели они и права на служебные знаки отличия. Присяжные поверенные — это установленные в государственных интересах лица свободной профес-сии. Они были независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел, подчинялись только для них предусмот-ренному особому дисциплинарному порядку.

Предусматривалась и ответственность присяжных поверенных. Она могла быть уголовной, дисциплинарной и гражданской.

Уголовная ответственность наступала при совершении умыш-ленных действий во вред своим доверителям. Например:

а) злонамеренное превышение пределов полномочий и злонаме-ренное вступление в сношение или сделки с противниками своего до-верителя во вред ему;

б) злонамеренная передача или сообщение противнику своего доверителя документов.

Присяжные поверенные подлежали также уголовному наказанию за оскорбление суда или участвующих в деле лиц (в судебных речах или бумагах).

Дисциплинарная ответственность наступала при нарушениях профессиональных обязанностей, не дающих основания для уго-ловного преследования, а также при несоблюдении адвокатской этики.

Гражданская ответственность предусматривалась при соверше-нии действий, сопряженных с нанесением материального ущерба до-верителю, а также небрежным исполнением своих обязанностей (про-пуск процессуальных сроков и т.п.).

Введение в действие судебных уставов обнаружило явно недостаточное количество присяжных поверенных. Вследствие этого образовалась своеобразная, не упорядоченная законом, частная адво-катура в лице всевозможных ходатаев по делам, как правило, граж-данским. Возникла необходимость в ее законодательной регламен-тации.

Присяжными поверенными не могли быть:

1) лица, не достигшие 25 лет;

2) иностранцы;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должнос-ти без жалованья;

5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограниче-нию прав состояния, а также священнослужители, лишенные духов-ного сана по приговорам духовного суда;

6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влеку-щие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, которые находясь под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;

7) исключенные из службы по суру или из духовного ведомства за пороки или же из обществ и дворянских собраний по приговорам тех же сословий, к которым они принадлежат;

8) те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а так-же исключенные из числа присяжных поверенных.

По толкованию Сената, не могли быть присяжными поверенными, а также их помощниками, лица женского пола. Это была явная дискриминация.

Следует признать неправильным и то, что российское законодательство, в отличие от иностранного, не разрешило профессорам, ведущим курс юридических наук, заниматься адвокатской практикой, приравнивая их к лицам, состоящим на государственной службе.

Профессор Фойницкий выступал против такого положения. Он утверждал, что «в адвокатском труде профессора юридических факуль-тетов находили бы богатый практический материал для теоретичес-кой подготовки, что содействовало бы сближению между школой и жизнью».

Присяжные поверенные могли принимать на себя ведение любых дел, как уголовных, так и гражданских. Но ни в одних, ни в других делах они были не единственными правозащитниками. В гражданских процессах, кроме них, вести дела тяжущихся могли также частные поверенные, а в уголовных делах — и близкие родственники.

Кроме того, по делам, находящимся в производстве мировых су-дей, к ведению дел допускались все правоспособные граждане, но не более как по трем делам в течение года в пределах одного и того же мирового округа.

По уголовным делам присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых либо по соглашению с ними, либо по назначению председателя суда.

В уголовных делах, подлежащих ведению общих судебных учреж-дений, часто практиковалось назначение официальных защитников. По просьбе подсудимого председатель суда назначал ему защитника из состоящих при суде присяжных поверенных, а за недостатком этих лиц — из кандидатов на судебные должности людей, известных пред-седателю по своей благонадежности.

I. История развития адвокатуры в России

1. Легальное определение адвокатской деятельности таково:

А) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая в учреждениях министерства юстиции РФ, лицами, получившими статус адвоката;

Б) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, имеющими юридическое образование;

В) квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

2. Назовите в предложенном перечне известных российских ораторов – адвокатов девятнадцатого века:
А) А.Ф. Кони;
Б) В.И.Ленин;
В) Г. М. Резник;
Г) В.Д. Спасович.
Ключ:г).

3.Присяжные поверенные после реформы 1864 года состояли при судах для следующих целей:

А) по приводу ответчиков в суд

Б) по оказанию суду помощи при вынесении вердикта

В) защиты по назначению в случае необходимости Советом присяжных или председателем суда

Г) по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью

Ключ:в),г).

4.Кем являлись стряпчие в России до 1832г.?

А) Это абсолютный аналог понятия "адвокат" в современном понимании

Б) Должностные лица, которые возмездно "стряпали" дела своим клиентам

В) Придворные правоведы

Г) Это аналог понятия "юрисконсульт" в современном понимании

5.Чем регламентировалась организация и деятельность присяжной адвокатуры в период судебной реформы 1864 года?

А) Учреждениями судебных установлений.

Б) Декретом о суде.

В) Декретом об адвокатуре.

Г) Она не была регламентирована.

6.Присяжными поверенными могли быть:

А) иностранцы

Б) несостоятельные должники

В) лица, состоящие на правительственной службе

Г) лица, исключенные из списка присяжных поверенных

7. Прообраз современного понятия «адвокат» впервые появился в древнерусском источнике:
А) Русская Правда;
Б) Псковская Судная грамота;
В) Конституции РСФСР 1918 года;
Г) Соборное Уложение.

8. Требования к адвокату Западного края России в 19 веке включали:

А) природное дворянство;

Б) православное вероисповедание;

В) знание иностранных языков;

Г) наличие крепостных.
Ключ:а).

9.Присяжная адвокатура в Российской Империи была введена:
А) судебными Уставами 1864 года;
Б) Соборным Уложением 1649 года;

В) Воинским Уставом 1716 года;

Г) законом о коммерческих судах 1832 года.

10. Термин «адвокат» впервые был употреблен в:
А) Воинских Уставах 1716 года;
Б) Соборном Уложении 1649 года;
В) судебных Уставах 1864 года;
Г) законе о коммерческих судах 1832 года.
Ключ:а).


11.Профессиональные ходатаи по коммерческим спорам в Российской Империи первой половины девятнадцатого века назывались:
А) присяжные поверенные;
Б) коммерческие поверенные;
В) стряпчие;
Г) коммерческие адвокаты.
Ключ:в)

12. Присяжными поверенными в Российской Империи не могли быть:
А) лица, моложе 25 лет;
Б) лица, моложе 40 лет;
В) иноверцы;
Г) лица старше 60 лет.
ключ:а).

13. Решение о принятии в число присяжных поверенных в Российской Империи принимал:
А) Император;
Б) Сенат;
В) совет присяжных поверенных;

Г) особое совещание присяжных поверенных.
Ключ:в).

14. К какой ответственности не привлекались присяжные поверенные в Российской Империи?
А) административной;
Б) уголовной;
В) гражданско-правовой;
Г) дисциплинарной.
Ключ:а).

15. Институт присяжных поверенных был упразднен в России:
А) в 1917 году;
Б) в 1905 году;
В) в 1918 году;
Г) в 1914 году.
Ключ:а).

16. Термином «адвокат» во времена Римской империи стали обозначать:
А) судебных защитников;
Б) сопровождающих участника судебного спора;
В) истца;

Г) истцов и ответчиков.
Ключ:а).

17. Профессию адвокатов, а также объединения адвокатов в русском разговорном языке с середины 19 века стали называть:
А) присяжными поверенными;
Б) судебными адвокатами;
В) адвокатурой;
Г) адвокатской практикой.
Ключ:а).

18.Какое из нижеследующих определений адвокатуры верно?
А). Это профессия адвокатов;

Б). Это сословие адвокатов, т.е. класс лиц, посвятивших себя профессии адвоката;
В). Это правозаступничество;
Г). Это судебное представительство;

19.Появление профессиональной адвокатуры в России связано с:

А)Судебной реформой 1864 г.

Б)Отменой крепостного права

В)Великой октябрьской социалистической революцией

Г)Принятием Конституции РФ 1993 г.

Ключ: а

20. Защиту Веры Засулич осуществлял:

А) Андреевский С.А.

Б) Александров П.А.

В) Жуковский В.А.

Г) Плевако Ф.Н.

Ключ: Б

21. Судебными уставами, утвержденными императором Александром II, считаются:

А) Устав уголовного судопроизводства

Б) Устав гражданского судопроизводства

В) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями

Г) Учреждения судебных установлений

Ключ: А; Б; В; Г

22. Судебные уставы были утвержден императором Александром II:

Ключ: Б

23. Советы присяжных поверенных с 1864 г. по 1874 г. были созданы в … городах. Ключ: «трех; 3»

24. Совет присяжных поверенных могли создавать не менее … присяжных поверенных.

Ключ: «двадцати; 20»

25. Защиту по делу Кострубо-Корецкого и Дмитриевой осуществляли:

А) Спасович В.Д.

Б) Плевако Ф.Н.

В) Арсеньев К.К.

Г) Урусов С.А.

Ключ: Б; Г

26. Занятие деятельностью присяжного поверенного предполагало достижение кандидатом … возраста.

Ключ: «25-летнего»

24 апреля 2013, 15:52

Оформление правового статуса советской адвокатуры производилось на фоне массовых репрессий 1937-1939 годов, и участие адвокатов в политических процессах было полностью исключено. В общеуголовных делах главенствовал принцип «объективного вменения», заключающийся в отсутствии субъективной стороны состава преступления в действиях лица, то есть отношения подозреваемого к совершенному преступлению. Огромной популярностью пользовались тезисы А.Я.Вышинского "Признание есть царица доказательств" и "Если закон устарел, необходимо его подвинуть".

Понятие адвокат появилось в СССР с принятием Положения об адвокатуре в 1939 году, которое утвердила единственную форму объединения адвокатов - общественную организацию. Также в этом году Наркоматом юстиции была установлена такса по оплате труда адвокатов. Первичным звеном адвокатуры являлась юридическая консультация, заведующий которой отчитывался за работу консультации перед Президиумом коллегии адвокатов, откуда и получал зарплату. Руководство всеми коллегиями осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

С началом Великой отечественной войны в стране было введено чрезвычайное военное положение Указом Президиума Верховного совета СССР 22.06.1941 года, по которому все функции в области обороны, обеспечения общественной и государственной безопасности возлагались на высшее командование войсковых соединений, что минимализировало участие адвокатов в рассмотрении уголовных дел. Также Указом 22.06.1941 года было утверждено Положение о военных трибуналах, которые рассматривали дела по истечению двадцати четырех часов после вручения лицу обвинительного заключения. Адвокаты участвовали в процессах исключительно после получения извещения из суда накануне заседания. Очень много адвокатов ушли на фронт. По некоторым категория дел юридическая помощь оказывалась бесплатно.

После окончания войны роль адвокатов в судах вновь начала набирать обороты.

В 1947 году была создана Межреспубликанская коллегия адвокатов, которая осуществляла свою деятельность в закрытых административных территориальных образованиях, в военных городках, группировках советских войск заграницей, на секретных военных объектах.

С середины XX века адвокаты получили право представлять интересы несовершеннолетних и инвалидов с момента предъявления обвинения. Также сразу на помощь адвокатов могли рассчитывать люди, которые не говорили на языке судебного разбирательства.

Адвокату в СССР отводилась роль статиста, который выполнял волю партии по укреплению социалистической законности в стране. Он был полностью зависим от райкома партии, управления юстиции и прокуратуры.

С наступлением "Хрущевской оттепели" стала изменяться позиция законодателя по отношению к законам, дискриминирующим права адвокатов как участников процесса по

уголовным, политическим делам.

Новое положение об адвокатуре РСФСР было приято в 1962 году. Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица, состоящие членами коллегии адвокатов. Советы министров и депутатов трудящихся могли отчислить адвоката в течение месяца после его назначения.

Принятие закона «Об адвокатуре в СССР» 1979 года и положения «Об адвокатуре в РСФСР» 1980 года являлись значительным толчком для развития советской адвокатуры, связанным с либерализацией общества. Хотя по-прежнему допускалось вмешательство государственных органов в деятельность адвокатуры.

Случайные статьи

Вверх