Что можно передать в оперативное управление. Передача в оперативное управление

К числу объектов, которые передаются с правом оперативного управления, относят следующую собственность:

  • муниципальная;
  • государственная;
  • частная;
  • из фонда, располагаемого сельскими и городскими образованиями.

Правила использования права оперативного управления регламентируются положениями различных законодательных актов из Гражданского, Налогового, Бюджетного Кодекса, федеральными законами и актами региональных властей. Разрешенные направления ведения деятельности в отношении определенного имущества, также регулируются собственником. Понятие права оперативного управления Определение права оперативного управления включает права владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом владельца на основании норм закона, согласно заданиям собственника, предназначению объектов и целями деятельности учреждения.

Что такое оперативное управление имуществом?

К компетенции казенного предприятия относится самостоятельная реализация продукции и товаров, полученными от этого доходами оно может распоряжаться в порядке, установленном собственником. В обычной практике этот означает, что часть доходов по нормативам направляется на производственное развитие и социальные нужды, а остальное перечисляется в бюджеты надлежащих уровней.Бюджетные и автономные предприятия, как и казенные, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом распоряжаются с согласия собственника. В отличие от казенных предприятий, им предоставляется право самостоятельно распоряжаться остальным имуществом, включая движимое, не относящееся к особо ценному.


Автономные и частные предприятия законодательно наделены правами оказывать платные услуги.

Особенности управления недвижимостью в условиях ограниченных прав

Для регистрации учреждение направляет в регистрирующий орган заявление, акт собственника, пообъектный список имущества с указанием инвентарных номеров, остаточной и балансовой стоимости, начисленной амортизации и другие необходимые документы. Право оперативного управления может передаваться на действующие имущественные комплексы, находящиеся в процессе реконструкции или строительства. Для объектов, не завершенных строительством, допускается совершение регистрации права собственности на недвижимость и передачи ее в оперативное управление одновременно.
Вернуться к оглавлению Основные принципы хозяйствования Правовое поле оперативного управления имуществом предполагает разнообразные регламенты функционирования субъектов управления в части уровня ответственности по отношению к имуществу, организации деятельности и финансовых механизмов.

Договор оперативного управления имуществом

Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. 8. Списание муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждений и казенных предприятий, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и статьей 12 настоящего Положения. 9. Учреждение и казенное предприятие, в оперативном управлении которого находится помещение в многоквартирном доме, несет бремя расходов по внесению платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; внесению взноса на капитальный ремонт.
10.

Статья 296. право оперативного управления

Учреждения создаются для реализации производственных, управленческих, социально-культурных и других функций. Собственник определяет порядок планирования и исполнения этих задач, частично или полностью осуществляет финансирование их деятельности, реорганизовывает, ликвидирует созданные предприятия в одностороннем порядке.В зависимости от юридического статуса организации приобретают права управления имуществом с различным объемом правомочий. Уровень и границы правообладания имуществом определяются действующими законодательными нормами, условиями договора или контракта и решениями собственника по вопросам, которые законодательство отводит к его компетенции.Казенные предприятия - унитарные, хозяйственные общества, товарищества, кооперативы - осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли от выполнения работ, государственных услуг, функций властных органов всех уровней.

Что такое оперативное управление имуществом

Порядок осуществления специального вещного права, способы и пределы его функционирования, круг субъектов определяются статьями Гражданского, Бюджетного и Налогового кодексов, федеральным законодательством, нормативными актами органов местного самоуправления.Характер и направления деятельности организаций, получивших собственность на правах оперативного управления, регламентируются заданиями собственника имущества. На принципах ограниченных прав владения недвижимостью функционируют, в частности, такие имущественные комплексы, как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт и транспортные инженерные сооружения, жилищный фонд, учреждения здравоохранения, образования, массовой культуры и спорта, охраны общественного порядка.

Оперативное управление муниципальным имуществом

Собственность как объект передачи прав В оперативное управление допускается передача недвижимого и иного имущества разных типов собственности: государственной, муниципальной, принадлежащей городским и сельским образованиям, предприятиям, организациям, частным лицам. Недвижимое имущество в контексте гражданского и экономического права, имеет ряд характерных признаков: четкая определенность расположения и невозможность перемещения без утраты его основных свойств, индивидуальная обособленность, высокая стоимость и юридически закрепленный правовой статус с необходимостью государственной регистрации.Предприятие - особый тип недвижимости, участвующий в имущественном государственном обороте. Вся совокупность имущества предприятия: недвижимые, ценные вещи, движимое имущество, обязательства, денежные средства, задолженности, объекты интеллектуальной собственности - выступает как единое целое.

Право оперативного управления

Право оперативного управления в отношении муниципального имущества возникает у Учреждения и казенного предприятия с момента передачи имущества по акту приема-передачи, если иное не установлено действующим законодательством. 4. Учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия Собственника. Согласие Собственника на распоряжение имуществом выносится в форме постановления Администрации города за исключением сделок, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.


Согласие на совершение муниципальным бюджетным учреждением крупной сделки выносится в форме постановления Администрации города.

Передача в оперативное управление муниципального имущества

В определенных обстоятельствах все составляющие имущественного комплекса предприятия признаются самостоятельными объектами собственности. В имущественных отношениях действует важная категория - особо ценное движимое имущество, стоимость которого выше принятых критериев и утрата которого приводит к непреодолимым затруднениям в функционировании предприятий. Вернуться к оглавлению Особенности имущественных прав предприятий Круг субъектов права оперативного управления - предприятия на основе всех форм собственности в статусе юридических лиц. К ним относятся коммерческие организации - унитарные (казенные) предприятия и учреждения, и некоммерческие организации, функционирующие на средства собственника. Собственник может целенаправленно создавать учреждения - субъекты права управления, выступая их учредителем и определяя объем правовых полномочий.
Статья 8. Передача муниципального имущества в оперативное управление 1. В оперативное управление муниципальное имущество передается муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждениям, муниципальным казенным предприятиям (далее — Учреждения и казенные предприятия). 2. Основанием для передачи муниципального имущества в оперативное управление, изъятия имущества из оперативного управления Учреждений и казенных предприятий (приема имущества в муниципальную казну) является постановление Администрации города, за исключением случаев, установленных настоящим Положением. Передачу имущества, входящего в состав муниципальной казны, в оперативное управление и прием имущества в муниципальную казну осуществляет Управление. 3.

Что собой представляет договор оперативного управления имуществом? Затрагиваются ли в данном случае лишь государственные и муниципальные предприятия или он применим в частных организациях? В чем его сущность, черты, каковы особенности реализации на практике?

Законодательное регулирование

ГК несет в себе основные положения о праве собственности, формах его реализации. В частности, имеется специальная статья, посвященная и оперативному управлению имуществом.

Кроме ГК, вопросы управления государственным и муниципальным имуществом регулируется инструкциями, положениями, принятыми как федеральным правительством, так и его отдельными органами (Росимуществом), так и на региональном уровне.

Федеральные органы власти относительно имущества, принадлежащего региону или муниципалитетам вправе давать лишь рекомендации.

Организации, не имеющие отношения к государству или муниципалитетам, обязаны придерживаться исключительно положений ГК. Применение пунктов иных актов, например, при заключении договора оперативного управления имуществом, возможно по желанию собственника.

Судебная практика

КС РФ и ВС РФ периодически принимаются акты, затрагивающие право оперативного управления, заключения соответствующих договоров. Они служат ориентиром при разрешении споров по договорам оперативного управления. Пленумом изданы общие разъяснения в 2010 году о защите права собственности и иных вещных прав.

В чем сущность данного права

Оперативное управление имуществом - это, прежде всего, обладание и имуществом, переданным юридическому лицу, и использование его. Серьезно ограничивается распоряжение имуществом, т. е. наложен запрет на продажу, дарение, передачу в залог, передачу в уставной капитал.

Вправе ли владелец сдавать имущество в аренду? Ответ зависит от того, что написано в уставных документах и в договоре с собственником. Сделки с имуществом такого рода разрешено заключать с согласия представителя собственника.

Дополнительные ограничения устанавливаются собственником с помощью норм закона и договора. В случае с государственной или муниципальной формой собственности предполагается возможность дачи распорядителем имущества дополнительных указаний относительно его вне норм договора.

В судебной практике отмечается право собственника изъять имущество, используемое не по назначению, либо являющееся излишним.

Изъятие имущества

Разрешено изымать имущество, если:

  • оно не используется;
  • используется не по назначению.

Закон распространяет это право на объекты, закрепленные собственником или приобретенные за счет средств, которые были им выделены.

Изъятыми ценностями собственник вправе распорядиться так, как считает нужным.

Особенности заключения

Если имущество находится в собственности государства или муниципалитета, то договор заключается на основании постановления главы муниципального образования, либо иного должностного лица, имеющего полномочия.

От имени государства выступают или представители департамента имущественных отношений (если имущество принадлежит региону) или территориального управления Росимущества.

Без их распорядительных актов договор на оперативное управление имуществом не заключается. Если эти акты были приняты, но с нарушениями закона, договор могут впоследствии признать недействительным.

Как быть с имуществом частной организации, переданным в управление? Требуется согласие собственника. В крупной компании сюда включается согласие директора, как его представителя, или даже членов правления, в зависимости от суммы сделки и иных факторов. Комплект документов и порядок действий определяются уставом или учредительным договором.

Структура соглашения

Договор на право оперативного управления имуществом имеет примерно такую структуру:

  • сведения об участниках договора;
  • перечень переданного имущества, его характеристики;
  • сведения о недвижимости берутся из реестра прав на недвижимые объекты;
  • стоимость переданного имущества;
  • перечень прав, которые получает юридическое лицо - получатель;
  • права и обязанности участников;
  • срок действия, порядок продления;
  • порядок внесения изменений в текст соглашения;
  • условия его досрочного прекращения.

Передача недвижимости влечет изменение статуса земельного участка, на котором располагается объект. Здесь включается единство судьбы земельного участка и недвижимости, расположенной на нем.

Передача прав на участок оформляется в том же договоре или отдельным соглашением. Оформление сделок проводится одновременно.

Какие документы прилагаются

Неотъемлемая часть договора на право оперативного управления имуществом - приложение, описывающее переданное имущество, его свойства, особенности. Прилагается техническая документация.

В случае передачи недвижимости в приложении нет необходимости, адреса и кадастрового номера вполне достаточно.

При подписании договора обязательно составляется акт приема-передачи. В нем отмечаются особенности, какие-то нюансы, которые могут в будущем оказать влияние на права сторон.

Государственная регистрация

Все сделки с недвижимостью должны регистрироваться и обсуждаемые соглашения не исключение. Договор о передаче имущества в оперативное управление после заключения подлежит регистрации в Росреестре или кадастровой палате, в зависимости от структуры органов в регионе.

Уклонение или отказ от регистрации делают сделку незаключенной, и никаких прав и обязанностей не порождающей.

Процедура проводится в общем порядке: стороны подают документы, и чиновники Росреестра проводят их проверку. Несмотря на кажущуюся легкость регистрации сделок с муниципальной или государственной недвижимостью, это не так.

Наоборот, сделки с такими объектами проверяются еще тщательнее. На практике встречаются ситуации, когда администрация вынуждена судиться с регистраторами.

Чтобы избежать проблем, работу над договором на право оперативного управления муниципальным имуществом следует доверить юристам местной муниципальной администрации. Они прекрасно знакомы с тонкостями подобных сделок.

В заключение

Оперативное управление имуществом - это разновидность прав на чужое имущество. Применяется в основном в системе руководства государственной или муниципальной собственности. В то же время негосударственные структуры не ограничены в его использовании.

Передача имущества производится на основе договора, согласно утвержденной форме и целому перечню нормативных актов, если речь идет о бюджетных организациях. Частные компании обязаны руководствоваться лишь ГК.

Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?

Законодательство о предоставлении права оперативного управления объектами недвижимости. Фото № 1

Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности. Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

Что такое регистрация оперативного управления?

Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.

Как оформить имущество в оперативное управление

Статья 25. Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества *25)
1. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию , если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

и пусть начало статьи «Право собственности возникает. » вас не смущает — читайте общие положения ГК об оперативке — то бишь к регистрации оперативки применимы правила по регистрации ПС (статью сами поищите)

основное внимание обратите на слова [[b]b]на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, — разрешение на ввод и доки на землю выдавались ФБГУ

А что бы было что передать, это что-то нужно зарегистрировать как объект недвижимости и право собственности приобрести или иное вещное право — это ст 219 ГК и 299ГК
и на кад учет и регистрацию своего вещного права будет осуществлять заказчик/застройщик

это одно из исключений по оперативке когда она возникает не с момента закрепления иущества собственником
второе исключение — это передача ст. 154 закона о монетаризации льгот тоже 122-фз

о том что ты говоришь это ОБЩЕЕЕ правило, но в нем есть исключения

Роман, не внимательно читаешь
Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям , поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке , установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности

т.е. в порядке 209 ГК

частенько все забывают что кроме пункт 1 в ст. 299 есть и второй пункт 😉

20. В графе «Особые отметки регистратора» указываются сведения об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия (выявленным объектам культурного наследия), о наличии правопритязаний, об оспаривании в судебном порядке права на объект недвижимого имущества, о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника этого жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника этого жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами, другими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также определенные нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.

Сведения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, об оспаривании в судебном порядке права на объект недвижимого имущества вписываются на основании судебного акта с указанием наименования суда и реквизитов этого акта.

При государственной регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления на объект недвижимого имущества, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав записи о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на этот объект в графе «Особые отметки регистратора» пишется слово «собственник» и указывается наименование собственника недвижимости.

Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с изменениями на 22 ноября 2006 года)

Вид документа:
Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 N 219

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника либо же доверенного лица/организации. Указанные лица либо учреждения могут распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации.

Суть оперативного управления

Оперативное управление — это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей. Фактически, это реализация производственного плана, а также непрерывный контроль за полнотой и своевременностью его выполнения. Этот экономический механизм позволяет получать прибыль от неиспользуемого оборудования путем передачи его третьим лицам на определенных условиях.

Особенности оперативного управления

Оперативное управление характеризуется рядом специфических особенностей:

  • осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса с целью достижения запланированных результатов;
  • последствия наступают не только в конкретный момент осуществления управления, но также и в последующие периоды (причем это может также касаться того времени, когда срок действия договора на оперативное управление истек);
  • имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия и действия не несут никакого смысла (может выражаться как в денежных единицах, так и в показателях, касающихся производительности труда);
  • является основой тактических и стратегических планов, представляя собой главный механизм претворения их в реальность.
  • Процесс оперативного управления

    Процесс оперативного управления включает в себя ряд обязательных мероприятий, среди которых стоит выделить:

  • установление точных координат, а также временных рамок, в соответствии с которыми будет производится эксплуатация объектов;
  • ведение непрерывного учета всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления;
  • постоянный мониторинг текущего состояния дел с целью сравнения его с плановыми показателями;
  • оперативное реагирование на отклонения в производственном процессе с целью внедрения корректирующих мероприятий.
  • Право оперативного управления

    Распоряжение тем или имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но также и регулируется законодательными актами. Право оперативного управления предоставляется либо непосредственному собственнику объектов, либо же организации, которой он делегировал определенные обязанности. Можно сказать, что предприятие обладает весьма ограниченными полномочиями, ведь фактический владелец может в любое время поступить с имуществом по своему усмотрению.

    Говоря о материальных объектах, которые находятся в ведении муниципальных структур, или же были переданы им в собственность, следует заметить, что процесс оперативного управления в данном случае регулируется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. При этом ценности, переданные в ведение государственного или любого другого объекта, должны быть немедленно зарегистрированы в налоговом реестре.

    Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению и в соответствии с целями, указанными в уставных документах организации. В случае нарушения данного условия собственник имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, который будет составлен по итогам проведения специальной проверки.

    Функции оперативного управления

    Довольно распространенной является передача собственником определенного имущества в ведение доверенного лица или определенной организации. Функции оперативного управления могут быть описаны следующим образом:

  • управление движением материальных средств, а также отражение данных процессов в бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • непрерывный контроль за состоянием и исправностью переданных в ведение фондов (это важно с той точки зрения, чтобы определить сферу ответственности собственника и доверенного лица);
  • определение цен и тарифов на товары и услуги, произведенные при помощи материальных ценностей, переданных в управление (должны быть соблюдены интересы всех сторон договора);
  • осуществление налоговых отчислений;
  • формирование производственного бюджета, а также пристальный контроль за его выполнением;
  • оформление юридических документов, которые регулируют правила и условия управления полученным имуществом;
  • налаживание отношений с поставщиками и клиентами, а также организация работы персонала.
  • Управление и ведение

    Оперативное ведение и оперативное управление — это разновидности прав, определяющих степень собственности и полномочий касательно распоряжения теми или иными объектами. Эти категории определяют взаимоотношения собственников, доверенных лиц, а также персонала, который непосредственно имеет дело с имуществом, переданным организации в управление.

    Оперативное ведение и оперативное управление — неравноправные понятия. Так, субъектами первого могут быть только юридические лица, оформленные как предприятия конкретных видов. Говоря об оперативном управлении, стоит сказать, что в данных отношениях могут принимать участие как производственные, так и некоммерческие организации и общества, а также лица-предприниматели.

    Хозяйственное и оперативное управление различаются также объемами полномочий, предоставленных сторонам. Первое является более широким, поскольку такое право может предоставляться непосредственно коммерческому предприятию. Что касается второй категории, то здесь речь может идти о казенных организациях или же об учреждениях, не имеющих своей целью получение прибыли.

    Управление предприятием

    Оперативное управление предприятием включает в себя несколько составляющих. Так, первая из них представляет собой комплекс действий относительно производственных и непроизводственных затрат, а именно:

    • определение структуры, а также систематизация различных видов издержек с целью их оптимизации и минимизации;
    • регулярное ведение учета и составление отчетности как для внутреннего пользования, так и для предоставления собственнику;
    • определение себестоимости производимой продукции, а также факторов, на нее влияющих;
    • установление принципов зависимости между себестоимостью и размером чистой прибыли;
    • формирование ценовой политики, которая бы позволяла получить максимальный результат в денежном выражении;
    • составление планов затрат и издержек, а также постоянный контроль за их исполнением;
    • проведение анализа отчетных показателей с целью усовершенствования механизмов работы.

    Также стоит отдельно выделить управление запасами, которое подразумевает:

  • ведение учета товарно-материальных ценностей в складских помещениях с целью постоянного их пополнения и рационального использования;
  • определение оптимальной системы размещения производственных запасов в границах предприятия (с точки зрения логистики);
  • непрерывный контроль качества и сроков годности сырья и готовой продукции во избежание непроизводственных потерь;
  • организация контроля за работой персонала, задействованного в складском хозяйстве.
  • Оперативное управление денежными средствами

    Деньги в различных формах — это неотъемлемый элемент и даже необходимое условие существования организации. Оперативное управление данным элементом включает в себя ряд мероприятий:

  • контроль движения денег как в наличной, так и в безналичной форме (на банковских счетах);
  • анализ операций с использованием иностранной валюты;
  • ведение налоговой отчетности для своевременной подачи документов в специализированные органы и осуществление соответствующих платежей;
  • аудит финансовой документации как собственными силами, так и путем привлечения профессиональных экспертов со стороны;
  • оценка финансового состояния предприятия на основе расчета и анализа специальных коэффициентов;
  • ведение и анализ бухгалтерской документации.
  • Система управления

    Система оперативного управления включает в себя следующие составляющие:

  • управление затратами на производственные и непроизводственные мероприятия;
  • управление деньгами, которые содержатся как в наличной форме, так и на банковских счетах;
  • управление запасами и ресурсами, которые задействованы в процессе производства;
  • управление закупками и поставками;
  • управление производственными активами;
  • определение эффекта от проведенных мероприятий и сопоставление его с запланированным.
  • Неотъемлемой частью данной системы является четкий и спланированный документооборот. Каждая из операций, касающихся оперативного управления, должна быть зафиксирована и оформлена должным образом, кроме того, должна быть составлена система отчетности.

    Процедура регистрации

    В некоторых случаях может возникнуть необходимость передать третьим лицам и организациям свою собственность. Оперативное управление — это один из лучших вариантов. Процедура регистрации подобного рода отношений подразумевает следующие действия:

    • экспертиза подлинности и правильности составления документов, которые поданы как собственником, так и доверенным лицом;
    • запрос в государственные органы с целью получения разрешения на регистрацию оперативного управления;
    • проведение экспертизы и технической инвентаризации объектов собственности, касательно которых будут заключены договорные отношения;
    • регистрация оперативного управления в специализированных государственных органах и получение соответствующих документов.
    • Документы для оформления

      Для того чтобы официально оформить оперативное управление организацией, необходимо предоставить в регистрационные органы следующий перечень документов:

    • оригиналы, а также нотариально заверенные копии учредительных документов предприятия;
    • кадастровый паспорт или же план производственных и непроизводственных помещений;
    • договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления;
    • документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации;
    • акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.
    • Объекты управления

      Объект оперативного управления может представлять собой движимое и недвижимое имущество, производственное оборудование или же организацию в целом. При этом придется решить ряд задач и ответить на некоторые вопросы, а именно:

    • определение целей оперативного управление, а также разработка плана тактических мероприятий, направленных на достижение желаемого эффекта;
    • определение путей, а также изыскание средств для организации результативной эксплуатации переданных в оперативное управление объектов собственности;
    • организация поставок материальных и сырьевых ресурсов для бесперебойного функционирования производственного процесса;
    • непрерывный контроль за достижением плановых показателей;
    • периодический анализ отчетности для выявления отклонений с целью принятия управленческих решений касательно совершенствования процесса производства.
    • Оперативное управление — это эффективный инструмент, который позволяет достичь высокого экономического эффекта путем передачи имущества в ведение третьим лицам или организациям.

      Оформление передачи движимого имущества общественного объединения в оперативное управление частному учреждению Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки »

      Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Пивоварова М. В., Королева Е. Н.

      В статье рассмотрен порядок оформления передачи движимого имущества от общественного объединения в оперативное управление частному учреждению, а также при возврате этого имущества, приведены бухгалтерские проводки при передаче движимого имущества общественным объединением в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью.

      Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Пивоварова М.В., Королева Е.Н.,

      Текст научной работы на тему «Оформление передачи движимого имущества общественного объединения в оперативное управление частному учреждению»

      ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

      М. В. ПИВОВАРОВА, Е. Н. КОРОЛЕВА, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

      Общественная организация в соответствии с п. 1 ст. 117 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) является одной из форм некоммерческих организаций (НКО). Особенности правового положения общественных организаций как участников гражданско-правовых отношений определяются законом (п. 3 ст. 117 ГК РФ).

      Помимо ГК РФ деятельность общественных организаций регулируется, в частности:

      Федеральным законом от 12.01.1996 N° 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ);

      Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ).

      В соответствии со ст. 30 Закона № 82-ФЗ в собственности общественного объединения могут находиться учреждения, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

      Рассмотрим, какими бухгалтерскими проводками оформляется передача движимого имущества от общественного объединения в оперативное управление частному учреждению, а также при возврате этого имущества, какие делаются бухгалтерские проводки при передаче движимого имущества общественным объединением в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (ООО).

      Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы,

      и соответствующую этим целям (п. 1 ст. 117 ГК РФ), при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ). Доход от предпринимательской деятельности является одним из источников формирования имущества общественной организации (п. 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ, ст. 31 Закона № 82-ФЗ).

      Статьей 31 Закона № 82-ФЗ определено, что имущество общественного объединения формируется на основе:

      Вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом;

      Добровольных взносов и пожертвований;

      Поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

      Доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения;

      Внешнеэкономической деятельности общественного объединения;

      Других, не запрещенных законом поступлений.

      Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности (п. 3 ст. 24 Закона № 7-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона № 7-ФЗ полученная НКО прибыль не подлежит распределению между ее участниками (членами). Пунктом 3 ст. 48 ГК РФ установлено, что к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (учас-

      тники) не имеют имущественных прав, относятся общественные организации (объединения).

      Передача в оперативное управление частному учреждению и возврат имущества из оперативного управления. Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 7-ФЗ частным учреждением признается НКО, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

      Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 9 Закона № 7-ФЗ). При этом согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 «Право оперативного управления» ГК РФ.

      В силу нормы п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с:

      Целями своей деятельности;

      Заданиями собственника этого имущества;

      Назначением этого имущества.

      Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

      Право оперативного управления имуществом возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

      Некоммерческие организации ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ). Движимое имущество, используемое НКО в деятельности, направленной на достижение целей ее создания, может учитываться, в частности, на следующих счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:

      Сч. 01 «Основные средства»;

      Сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

      Сч. 10 «Материалы» и т. д.

      При передаче собственного имущества в оперативное управление созданному учреждению данное имущество подлежит списанию с баланса в соответствии с п. 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

      Порядок списания с учета движимого имущества при передаче его в оперативное управление нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, не установлен.

      По мнению авторов, такой порядок должен быть разработан НКО самостоятельно и закреплен в учетной политике (пп. 7 и 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

      По мнению представителей финансового ведомства, при решении вопроса о порядке учета у коммерческой организации (собственника) имущества, переданного в оперативное управление созданному данной организацией учреждению, необходимо руководствоваться Концепцией развития бухгалтерского учета в рыночной экономике, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997 (далее - Концепция). Имущество, переданное коммерческой организацией в оперативное управление, по их мнению, может учитываться на следующих счетах:

      Сч. 58 «Финансовые вложения»;

      Сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;

      Сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (см. письма Минфина России от 30.04.2008 № 03-05-0501/29, от 21.04.2008 № 03-05-05-01/23).

      Полагаем, что данная Концепция применима и к некоммерческим организациям. Проанализируем возможность применения каждого счета.

      В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты» предназначен для обобщения информации обо всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты).

      До момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерс-

      В соответствии со ст. 21 Закона № 402-ФЗ указанные документы отнесены к федеральным стандартам бухгалтерского учета. Федеральные стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (ч. 2 ст. 21 Закона № 402-ФЗ).

      Счет 58 применяется, если актив, возникающий при передаче имущества в оперативное управление, отвечает условиям, указанным в п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, в частности способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

      В соответствии с разъяснениями представителей финансового ведомства, если имущество, переданное в оперативное управление, не может быть признано организацией активом в соответствии с Концепцией, стоимость такого имущества отражается по дебету сч. 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета имущества.

      По мнению авторов, в данном случае имущество, переданное в оперативное управление, не может приносить доход организации. Такое имущество должно отражаться в общем порядке на сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (абз. 2 п. 1, п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

      Списание стоимости движимого имущества, переданного в оперативное управление, отражается записью: Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» К-т сч. 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т. д. - на основании учредительных документов учреждения, акта приема-передачи, приказа по организации.

      Если переданное имущество отражалось в организации в качестве основного средства, то списывается износ переданного имущества (абз. 3 п. 17 ПБУ 6/01), что отражается следующей провод-

      кой: К-т сч. 010 «Износ основных средств» - на основании бухгалтерской справки.

      Стоимость имущества, переданного в оперативное управление, должна отражаться на забалансовом счете, в частности на сч. 015, или полагаем, что может быть использован сч. 01.1 «Основные средства, сданные в аренду»: Д-т сч. 015 - на основании бухгалтерской справки.

      Списание добавочного капитала, образовавшегося при приобретении имущества за счет целевых средств, отражается следующей проводкой: Д-т сч. 83 «Добавочный капитал» К-т сч. 86 «Целевое финансирование» - на основании бухгалтерской справки.

      Бухгалтерский учет при возврате движимого имущества из оперативного управления.

      а) если имущество приобреталось не за счет целевых средств:

      Д-т сч. 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т. д. К-т 91 «Прочие доходы» - на основании акта приема-передачи.

      Стоимость имущества, полученного обратно из оперативного управления, отражается на забалансовом счете: К-т сч. 015 - на основании бухгалтерской справки;

      б) если имущество приобреталось за счет целевых средств:

      Д-т сч. 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т. д. К-т сч. 86 «Целевое финансирование» - на основании акта приема-передачи и бухгалтерской справки.

      Отражается добавочный капитал в размере стоимости полученного обратно имущества (если имущество приобретено за счет целевого финансирования): Д-т сч. 86 «Целевое финансирование» К-т сч. 83 «Добавочный капитал» - на основании бухгалтерской справки.

      Стоимость имущества, полученного обратно из оперативного управления, отражается на забалансовом счете: К-т сч. 015 - на основании бухгалтерской справки.

      Обратите внимание, что информация об операциях по передаче имущества в оперативное управление должна раскрываться в бухгалтерской отчетности организации в случае ее существенности.

      Взнос в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Согласно ст. 37

      Закона № 82 общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации.

      Согласно п. 3 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» передача имущества в качестве взноса в уставный капитал признается финансовым вложением и в соответствии c Инструкцией отражается на сч. 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 «Паи и акции».

      В бухгалтерском учете НКО отражается следующая проводка: Д-т сч. 58 «Финансовые вложения» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражена задолженность учредителя по взносу вклада в уставный капитал по согласованной стоимости на основании акта приема-передачи (см. письмо Минфина России от 17.12.2010 № 03-07-11/491).

      Если налог на добавленную стоимость (НДС) при приобретении данного имущества был принят к вычету (например, предполагалось его использование в предпринимательской деятельности), то такой налог должен быть восстановлен, что отражается следующими проводками:

      Д-т сч. 58 «Финансовые вложения», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» - восстановлена сумма НДС по передаваемому имуществу на основании акта приема-передачи;

      Д-т сч. 58 «Финансовые вложения» К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - восстановленная сумма НДС отнесена на увеличение первоначальной стоимости финансового вложения на основании акта приема-передачи;

      Д-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства» - списана первоначальная стоимость основного средства на основании акта приема-передачи;

      Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - отражено выбытие объекта основных средств по остаточной стоимости на основании акта приема-передачи;

      К-т сч. 010 «Износ основных средств» - списан износ переданного имущества на основании бухгалтерской справки и акта приема-передачи.

      В случае если передается имущество, отличное от основных средств, то оформляется следующая бухгалтерская запись:

      Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т. д. - на

      основании акта приема-передачи;

      Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - отражена в составе прочих доходов разница между остаточной стоимостью и оценкой независимого оценщика на основании бухгалтерской справки и акта приема-передачи.

      Списание добавочного капитала, образовавшегося при приобретении имущества за счет целевых средств, оформляется проводкой: Д-т сч. 83 «Добавочный капитал» К-т сч. 86 «Целевое финансирование» - на основании бухгалтерской справки.

      1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

      2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

      3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

      4. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.

      5. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

      6. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

      7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

      8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

      9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02: приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н.

      10. Письмо Минфина России от 30.04.2008 № 03-05-05-01/29.

      11. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-05-05-01/23.

      12. Письмо Минфина России от 17.12.2010 № 03-07-11/491.

      Договор на право оперативного управления имуществом

      на право оперативного управления имуществом

      в лице, действующего на основании, именуемый в дальнейшем «Администрация », с одной стороны, и в лице, действующего на основании, именуемый в дальнейшем «Учреждение », с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор », о нижеследующем:

      1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

      1.1. На основании свидетельства № от « » 2014 года Администрация передает, а Учреждение принимает по настоящему Договору имущество (нежилое помещение, здание, сооружение) общей площадью кв.м., расположенное по адресу на праве оперативного управления. Для использования под: . Характеристики помещения указаны в выписке из технического паспорта БТИ № от « » 2014 года, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.

      2. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА

      2.1. Срок действия Договора на право оперативного управления устанавливается с « » 2014 года по « » 2014 года.

      2.2. Настоящий Договор вступает в силу с момента регистрации его в установленном законом порядке.

      3. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИМУЩЕСТВА

      3.1. Передача имущества в оперативное управление производится по Акту приемки-передачи. Акт передачи помещения оформляется в соответствии с действующими нормативными документами, регистрируется в установленном законом порядке, заверяется сторонами и хранится в деле по оформлению Договора.

      3.2. Данное нежилое помещение учитывается на балансе Учреждения.

      4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

      4.1. Права и обязанности Администрации.

      4.1.1. Администрация имеет право: контролировать использование по назначению и сохранность переданного в оперативное управление Учреждению имущества.

      4.1.2. Администрация вправе изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядится по своему усмотрению.

      4.1.3. В случае необоснованного отказа владельца городской собственности (или прежнего балансодержателя) передать нежилое помещение на баланс новому владельцу, Администрация принимает меры к его осуществлению в соответствии с действующим законодательством.

      4.2. Права и обязанности Учреждения.

      4.2.1. Учреждение имеет право:

    • владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом в пределах очерченных требованиями законодательства, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества;
    • обратиться в ГорБТИ с целью изготовления технического паспорта.
    • 4.2.2. Учреждение обязано:

    • содержать нежилое помещение в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;
    • производить капитальный и текущий ремонт, переоборудование помещений, связанные с деятельностью Учреждения, за свой счет в сроки, установленные территориальным управлением или муниципальным округом, (но не более 2-х лет) в соответствии с документацией, разработанной в специализированной проектной организации;
    • не производить никаких перепланировок и переоборудования помещения, связанных с деятельностью Учреждения, без письменного разрешения Администрации;
    • обеспечить беспрепятственный доступ в нежилое помещение представителей органов исполнительной власти и административных органов с целью проверки документации и контроля за использованием помещений;
    • не совершать действий, препятствующих инвентаризации нежилого помещения, переданного по настоящему Договору;
    • Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, производить:

    • продажи, безвозмездной передачи другому лицу, передачи в аренду;
    • вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ;
    • отдавать в залог имущества;
    • производить других действий, которые могут повлечь за собой отчуждение государственной собственности;
    • 4.2.3. Учреждение не вправе передавать права оперативного управления другим юридическим и (или) физическим лицам.

      5. ДОСРОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

      5. Договор может быть расторгнут:

    • по соглашению сторон;
    • при ликвидации или реорганизации сторон в соответствии с действующим законодательством;
    • Нежилые помещения могут быть изъяты у пользователя в установленном порядке в случае нарушений условий эксплуатации и использования, несвоевременно вносимых платежей или несвоевременного их освоения (ремонта, согласно гарантийным обязательствам).

      6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

      6.1. Настоящий Договор заключен в двух экземплярах (соответствующим образом прошнурованный, пронумерованный и заверенный Администрацией) один хранится у Учреждения, второй в Администрации.

      6.2. При изменении реквизитов стороны обязаны уведомить друг друга в письменном виде заказными отправлениями.

      6.4. Внесение в Договор каких-либо иных дополнительных имущественных требований, помимо внесенных в распорядительные документы, не допускается.

      6.5. Споры, возникающие по Договору, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

      6.6. С момента вступления в силу настоящего Договора предыдущие документы на право владения имуществом и условия их заключения считаются недействующими. Другие изменения в Договор вносятся только дополнительным соглашением подписанным сторонами заключившими Договор.

    Право оперативного управления, возникшее с начала 60-х гг прошлого века как способ организации производственно-хозяйственных процессов, было действенным механизмом обеспечения материальных интересов государства. Создаваемым предприятиям – юридическим лицам – делегировались частичные обязанности по управлению экономикой. Предприятия наделялись полномочиями хозяйствовать на имущественных объектах, закрепленных за ними на принципах лимитированных прав. Со второй половины 20 века в законодательство СССР было введено определение права оперативного управления, предоставляющего предприятиям и госбюджетным учреждениям строго регламентированные полномочия.

    Делегирование прав управления имуществом не исчерпало своей актуальности в современный период. Частичное сохранение уклада планово-регулируемого способа хозяйствования обусловлено переходным характером современной экономики.

    Правовая форма владения недвижимым имуществом с жесткими ограничениями открывает возможность участия в экономических процессах широкого круга предприятий, не владеющих имуществом.

    Порядок осуществления специального вещного права, способы и пределы его функционирования, круг субъектов определяются статьями Гражданского, Бюджетного и Налогового кодексов, федеральным законодательством, нормативными актами органов местного самоуправления.
    Характер и направления деятельности организаций, получивших собственность на правах оперативного управления, регламентируются заданиями собственника имущества. На принципах ограниченных прав владения недвижимостью функционируют, в частности, такие имущественные комплексы, как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт и транспортные инженерные сооружения, жилищный фонд, учреждения здравоохранения, образования, массовой культуры и спорта, охраны общественного порядка.

    Собственность как объект передачи прав

    В оперативное управление допускается передача недвижимого и иного имущества разных типов собственности: государственной, муниципальной, принадлежащей городским и сельским образованиям, предприятиям, организациям, частным лицам. Недвижимое имущество в контексте гражданского и экономического права, имеет ряд характерных признаков: четкая определенность расположения и невозможность перемещения без утраты его основных свойств, индивидуальная обособленность, высокая стоимость и юридически закрепленный правовой статус с необходимостью государственной регистрации.
    Предприятие – особый тип недвижимости, участвующий в имущественном государственном обороте. Вся совокупность имущества предприятия: недвижимые, ценные вещи, движимое имущество, обязательства, денежные средства, задолженности, объекты интеллектуальной собственности – выступает как единое целое. В определенных обстоятельствах все составляющие имущественного комплекса предприятия признаются самостоятельными объектами собственности. В имущественных отношениях действует важная категория – особо ценное движимое имущество, стоимость которого выше принятых критериев и утрата которого приводит к непреодолимым затруднениям в функционировании предприятий.

    Особенности имущественных прав предприятий

    Круг субъектов права оперативного управления – предприятия на основе всех форм собственности в статусе юридических лиц. К ним относятся коммерческие организации – унитарные (казенные) предприятия и учреждения, и некоммерческие организации, функционирующие на средства собственника. Собственник может целенаправленно создавать учреждения – субъекты права управления, выступая их учредителем и определяя объем правовых полномочий. Учреждения создаются для реализации производственных, управленческих, социально-культурных и других функций. Собственник определяет порядок планирования и исполнения этих задач, частично или полностью осуществляет финансирование их деятельности, реорганизовывает, ликвидирует созданные предприятия в одностороннем порядке.
    В зависимости от юридического статуса организации приобретают права управления имуществом с различным объемом правомочий. Уровень и границы правообладания имуществом определяются действующими законодательными нормами, условиями договора или контракта и решениями собственника по вопросам, которые законодательство отводит к его компетенции.
    Казенные предприятия – унитарные, хозяйственные общества, товарищества, кооперативы – осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли от выполнения работ, государственных услуг, функций властных органов всех уровней. Финансирование таких предприятий осуществляется из соответствующих бюджетов. На учреждения (бюджетные, автономные) органы федеральной власти и местного самоуправления возлагают задания по оказанию услуг и мероприятий по проведению экспертиз, подготовке решений органов власти для оформления лицензий, свидетельств, регистрации сделок. Характер деятельности бюджетных, автономных, и казенных предприятий часто может быть одинаковым, но осуществляется он в разных режимах и нормах пользования, распоряжения и владения имуществом, полученным в оперативное управление.

    Процедурные вопросы юридического закрепления прав на имущество

    Правовой статус недвижимого имущества и его изменения легитимны после процедуры государственной регистрации. Она совершается на основании постановления собственника о передаче обособленных от остального его имущества объектов в оперативное управление учреждению. Передаваемое имущество должно быть четко идентифицировано указанием кадастровых номеров, планами объектов недвижимости и земельных участков, технической документацией. Стороны-участники сделки заключают договор или контракт, правила оформления которых установлены действующими нормами. Изменение правового статуса переданного имущества, возникновение у получателя прав собственности и полномочий по управлению им наступают после оформления государственной регистрации.
    Регистрация проводится по адресу расположения имущества, а при передаче имущественных комплексов предприятий – по юридическому адресу учреждения-получателя права. Для регистрации учреждение направляет в регистрирующий орган заявление, акт собственника, пообъектный список имущества с указанием инвентарных номеров, остаточной и балансовой стоимости, начисленной амортизации и другие необходимые документы.

    Право оперативного управления может передаваться на действующие имущественные комплексы, находящиеся в процессе реконструкции или строительства. Для объектов, не завершенных строительством, допускается совершение регистрации права собственности на недвижимость и передачи ее в оперативное управление одновременно.

    Основные принципы хозяйствования

    Правовое поле оперативного управления имуществом предполагает разнообразные регламенты функционирования субъектов управления в части уровня ответственности по отношению к имуществу, организации деятельности и финансовых механизмов. Это достигается сочетанием норм законодательного права и механизмов регулирования практики имущественного оборота специальными условиями договорных отношений сторон, решениями собственника.
    Владельцем и распорядителем имущества, переданного на условиях права оперативного управления, фактически остается собственник. Он может изъять имущество из оборота предприятия на основаниях, определенных законом: в случаях, когда имущество не используется, эксплуатируется не по назначению или оказалось излишним. Все остальные операции с имуществом могут производиться по предложениям учреждения, но с согласия собственника, от его лица либо самим собственником. Аналогичный порядок применяется в отношении имущества, приобретаемого учреждением в соответствии с поручениями собственника и на его средства. К компетенции собственника относится планирование хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

    Прямой обязанностью организаций, наделенных этим правом управления имуществом, является выполнение заданий собственника. Предприятия всех трех типов без согласия собственника не правомочны отчуждать имущество, закрепленное за ними при оформлении права, а также приобретаемое на выделенные им средства. Казенные, бюджетные и автономные предприятия могут осуществлять предпринимательскую деятельность, не входящую в круг их обязанностей, определенных заданиями собственника, при условии, что это не противоречит положениям учредительных документов.

    Полномочия правообладателей имущества собственника

    Казенные предприятия имеют наибольшие ограничения прав: всей совокупностью полученного от собственника имущества (движимого и недвижимого) они распоряжаются только с его согласия. К компетенции казенного предприятия относится самостоятельная реализация продукции и товаров, полученными от этого доходами оно может распоряжаться в порядке, установленном собственником. В обычной практике этот означает, что часть доходов по нормативам направляется на производственное развитие и социальные нужды, а остальное перечисляется в бюджеты надлежащих уровней.
    Бюджетные и автономные предприятия, как и казенные, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом распоряжаются с согласия собственника. В отличие от казенных предприятий, им предоставляется право самостоятельно распоряжаться остальным имуществом, включая движимое, не относящееся к особо ценному.

    Автономные и частные предприятия законодательно наделены правами оказывать платные услуги. Допускается выполнение иных работ и услуг, характер которых не противоречит направлению деятельности предприятия и положениям уставных документов. Полученными доходами предприятие распоряжается самостоятельно, но в контексте целей, для которых оно создано. Приобретаемое на эти доходы имущество становится собственностью автономного предприятия, учитывается на отдельном балансе, проводится его государственная регистрация. Предприятие становится обладателем имущества с разными правовыми статусами.
    Оформление права в оперативное управление может быть срочным и бессрочным. Изменение срока действия этой правовой нормы подлежит регистрации в государственных органах. Фактически право оперативного управления по своей природе не является владением имуществом, даже на условиях ограничений. Это скорее обязанности и полномочия по отношению к имуществу собственника.

    ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. По объему правомочий значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведения. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только казенное предприятие и учреждение. Эти юридические лица в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют-в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества - права владения, пользования и распоряжения им. При этом собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие может отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия его собственника. Казенное самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения его доходов определяется собственником имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если же в соответствии с учредительными документами ему предоставлено осуществлять коммерческую деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за этих доходов поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

    Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

    Смотреть что такое "ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ" в других словарях:

      Большой Энциклопедический словарь

      Право, передаваемое физическому и юридическому лицу на владение, пользование и распоряжение имуществом, закрепленным за компанией, организацией, находящейся в государственной собственности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      Право оперативного управления - одно из вещных прав, субъектами которого в РФ могут быть казенное предприятие, а также учреждение. В отношении закрепленного за ними имущества указанные субъекты осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей… … Энциклопедия права

      ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - в соответствии с гражданским законодательством РФ особая разновидность вещных прав. По объему правомочий П.о.у. значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведении. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только… … Юридическая энциклопедия

      ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - в соответствии со ст. 217 ГК право оперативного управления является наряду с правом собственности вещным правом. Согласно ст. 277 ГК право оперативного управления в отношении закрепленного за ними имущества принадлежит казенному предприятию,… … Юридический словарь современного гражданского права

      См. Оперативного управления право. * * * ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, см. Оперативного управления право (см. ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРАВО) … Энциклопедический словарь

      Право оперативного управления - Разновидность вещных прав на имущество. На праве оперативного управления имущество может принадлежать казенным предприятиям, учреждениям, финансируемым собственником. В этом случае собственник имущества (Российская федерация, субъект РФ,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

      См. Оперативного управления право … Большая советская энциклопедия

      ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - – право владения, пользования и распоряжения имуществом, предоставляемое государственному предприятию и организациям в соответствии с действующим законодательством РФ … Краткий словарь экономиста

      Особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. Может принадлежать только юридическому лицу несобственнику и заключается в возможности использовать закрепленное собственником за данной организацией имущество строго по целевому … Энциклопедия юриста

    Книги

    • Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом , К. П. Кряжевских. Книга является наиболее полным исследованием, в котором в комплексной монографической форме решаются задачи, имеющие существенное значение для науки гражданского права. Теоретическая ценность… электронная книга
    • Приватизация предприятий Право собственности , Камышанский В.. Помимо права собственности существуют и иные вещные права. В частности, у граждан могут существовать и возникать следующие вещные права на НИ: право собственностина НИ, в том числе на…
    • , Под редакцией П. В. Крашенинникова. В настоящем издании предлагаются комментарии к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященным государственным и муниципальным предприятиям, казенным предприятиям, а также…
    Случайные статьи

    Вверх