Объекты республиканской собственности. Государственная собственность российской федерации

План:

Введение

1. Понятие публичной собственности

2. Виды публичной собственности

I. Республиканская собственность

II. Муниципальная собственность

3. Национализация

4. Разгосударствление и приватизация

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Право собственности - это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

Собственность – становой хребет, основа любого цивилизованного общества. Без собственности трудно и даже немыслимо представить нашу каждодневную жизнь. На собственности основываются все имущественные отношения. В связи с этим неудивительно то, что узбекский законодатель закрепил в Конституции РУз нормы о собственности.

«Каждый имеет право на собственность», - гласит статья 36 Конституции. «Основу экономики Узбекистана направленной на развитие рыночных отношений,составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке предусмотренных законом», - гласит статья 53 Конституции.

Эти фундаментальные нормы и составляют основу правового регулирования права собственности. Они конкретизированы в других законодательных и иных нормативных правовых актах. Немаловажное значение для обеспечения неприкосновенности права собственности имеет правовое закрепление оснований, условий и пределов применения прекращения права собственности.

Основная цель данной работы состоит в исследовании особенностей публичной собственности.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий :

· рассмотреть понятие публичной собственности;

· разновидности публичной собственности;

· национализацию

· разгосударствление и приватизацию;

Курсовая работа состоит из четырех частей, в которых последовательно рассматривается поставленная проблема.

1. Понятие публичной собственности

Прежде чем приступить к рассмотрению основных содержательных вопросов, поставленных перед данной работой, следует определить главный исследуемый предмет - право собственности.

Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. От того, как (и кем) он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени (в том числе и в данный исторический промежуток времени) зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества (как, впрочем, и каждого отдельного члена данного общества).

При этом общественность, чаще всего, рассматривает собственность как категорию социально-экономическую. В этом смысле наиболее близким к истине мне представляется определение собственности как особого, основополагающего общественного отношения.

В самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды (либо их группы) относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что собственность немыслима не только без отношения собственника к вещи как к своей, но и без отношения всех остальных членов общества к данной вещи как к чужой и, более того, как к находящейся под суверенной властью данного лица. Таким образом, собственность - это общественное отношение.

При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований - статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.

Статика отношений собственности выражается во владении, означающим полное хозяйственное господство собственника над данной вещью, ее “закрепленность” за индивидами или их сообществами. Пользование, в экономическом смысле, определяется как извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного или личного непроизводственного потребления. Распоряжение означает совершение в отношении действий и иных актов, определяющих ее судьбу, вплоть до отчуждения или уничтожения вещи. В пользовании и распоряжении отражается динамика отношении собственности.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.

В обществе, где все основные отношения в той или иной форме урегулированы правом такого рода, глобальное общественное отношение не может не быть также урегулировано правом. Таким образом, имеются основания говорить о собственности не только как о социально-экономической, но и о правовой категории.

Публичная собственность есть государственная собственность, которая состоит из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность). Отношения собственности в Республике Каракалпакстан, в том числе публичной собственности, регулируются Гражданским Кодексом, а также законодательством Республики Каракалпакстан. 1

В гражданско-правовых отношениях государство (публично-правовое образование) традиционно выступает особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. Государство выступает не только участником публичных отношений, но и сохраняет за собой возможность быть субъектом хозяйствования, используя публичное имущество.

Применительно к праву публичной собственности положения ст.213 ГК РУз закрепляют правило о множественности субъектов публичной собственности, в роли которых выступают непосредственно Республика Узбекистан (в отношении имущества, составляющего республиканскую собственность) и ее административно-территориальные образования (применительно к имуществу, составляющему муниципальную собственность). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами – предприятиями и учреждениями на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

1 Ст. 213 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

Это так называемое «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам государства, не связанным с деятельностью юридического лица. Этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами.

Вторая составляющая публичной собственности – это имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, так называемое «нераспределенное» государственное имущество. Это, прежде всего, средства соответствующего бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды. Это имущество может выступать объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.

Субъектами публичной собственности является Республика Узбекистан в целом (республиканская собственность) либо соответствующие административно-территориальные образования (муниципальная собственность). При этом, круг объектов публичной собственности ГК РУз неограничен. В нем может находиться любое имущество. Круг объектов муниципальной собственности несколько уже. В его состав, в частности, не могут входить объекты исключительной республиканской собственности.

Вопрос разграничения республиканской и муниципальной в контексте регламентации права публичной собственности имеет ключевое значение. На сегодняшний день в законодательстве Республики Узбекистан отсутствует специализированный акт, предусматривающий универсальный порядок разграничения объектов республиканской и муниципальной собственности.

В отсутствие данного нормативно-правового акта следует руководствоваться различными актами общего и специализированного характера.

Рассматривая данный аспект в исторической ретроспективе, следует отметить, что 23 сентября 1992г. Кабинетом Министров Республики Узбекистан было принято Постановление «О мерах по организации разгосударствления и приватизации предприятий и организаций местной промышленности, бытового обслуживания населения, государственной торговли и общественного питания», которым были утверждены временные нормативные документы во исполнение указанного нормативного акта. В результате, Временное Положение «О порядке подачи и рассмотрения заявки на разгосударствление и приватизацию государственного имущества Республики Узбекистан» определяло порядок оформления заявки на разгосударствление и приватизацию имущества по объектам республиканской собственности через Госкомимущество Республики Узбекистан, а по объектам муниципальной собственности – через территориальные органы Госкомимущества. Таким образом, имела место попытка отграничить республиканскую собственность от муниципальной в рамках категории публичной собственности по формальному ведомственному критерию.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 1992г. был также утвержден «Порядок разделения государственной собственности Республики на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальную собственность)». Согласно этому Постановлению, разделение государственной собственности на республиканскую и муниципальную осуществляется на основе безвозмездной передачи имущества с баланса Республики Узбекистан на балансы Республики Каракалпакстан и местных Советов народных депутатов. При этом объекты, находящиеся на момент раздела на балансе административно-территориальных образований, переходят в их собственность в бесспорном порядке.

Ст.22 Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон «О собственности» от 7 мая 1993г. в качестве объектов собственности области, района, города или другого административно-территориального образования обозначила имущество, созданное и приобретенное за счет местного бюджета, а также переданное из государственной собственности и имеющее местное значение. Тем же актом подчеркивается, что муниципальной собственностью не являются объекты, относящиеся к исключительной государственной собственности.

В свою очередь ст.7 Закона Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» от 19.11.1991г. предусматривает, что «правом принимать решение о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы государственного управления». Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов муниципальной собственности наделяются местные органы власти и управления. Ч.3. данной статьи детализирует: «разделение государственной собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальная собственность) осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров Республики Узбекистан».

Здесь также следует сослаться на Инструкцию «О порядке государственной регистрации зданий и сооружений» (Утверждена Минкомобслуживания 02.09.1997г. №04-0183, Госкомархитектстроем 17.12.1997г., Минмакроэкономстатом 10.12.1997г., Госкомимуществом 29.12.1997г. и Главным управлением геодезии, картографии и государственного кадастра 02.09.1997 г. Зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан 07.01.1997г. №387), предусматривающую порядок ведения Реестра зданий и сооружений, находящихся в республиканской собственности (Приложение №9) и Реестр зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности (Приложение №11).

Однако, как уже было отмечено, на законодательном уровне критерии и порядок разграничения республиканской и муниципальной собственности не предусмотрен и, как правило, это реализуется преимущественно на ведомственном уровне.

Основываясь на этом, следует обозначить, что вопрос юридического разграничения между двумя формами публичной собственности, республиканской как таковой и муниципальной все еще вызывает споры и требует дополнительной регламентации.

2. Виды публичной собственности.

Публичная собственность есть государственная собственность, которая состоит из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность).

I .Республиканская собственность.

В республиканской собственности находятся земля, недра, вода, воздушное пространство, растительный и животный мир и другие природные ресурсы, имущество республиканских органов государственной власти и управления, культурные и исторические ценности государственного значения, средства республиканского бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды, а также могут находиться предприятия и иные имущественные комплексы, учебные, научные, научно-исследовательские учреждения и организации, результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства, другое имущество.

Имуществом, находящимся в республиканской собственности, распоряжаются Олий Мажлис Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Правительство Республики Узбекистан или уполномоченные ими органы, если иное не предусмотрено законодательством.

Имущество, находящееся в республиканской собственности, может закрепляться за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Республиканская собственность создается за счет налогов, сборов и других обязательных платежей в республиканский бюджет, а также за счет иных поступлений по основаниям, предусмотренным законодательными актами. Объекты республиканской собственности могут быть отчуждены в частную собственность в порядке и на условиях, установленных законодательством. 2

Часть 1 статьи ГК РУз содержит перечень объектов имущества, которые выступают объектом республиканской собственности.

При этом, в ч.1 ст. 214 ГК РУз установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что республиканской собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц, либо в муниципальную собственность.

Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция республиканской собственности на землю и другие природные ресурсы. Этим правилом установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Использование земли как объекта недвижимого имущества в предпринимательской деятельности, должно осуществляться с учетом ее назначения. Согласно ст. 55 Конституции Республики Узбекистан земля и другие природные ресурсы подлежат рациональному использованию и охраняются государством.

Понятие земельного участка содержится в Земельном кодексе Республики Узбекистан и в Законе Республики Узбекистан «О государственном земельном кадастре» от 28 августа 1998г. №666-1. Согласно ст. 10 ЗК РУз, земельный участок как объект земельных отношений – часть земельного фонда, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие характеристики, отражаемые в

___________________________________________________________

2 Ст. 214 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

государственном земельном кадастре.

Согласно Закону Республики Узбекистан «О недрах» от 23 сентября 1994г. недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности или дна водных объектах, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

В соответствии со ст. 31 Закона Республики Узбекистан «О недрах» землевладельцы и землепользователи имеют право без получения лицензии осуществлять в пределах предоставленных им земельных участков добычу общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых не учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для собственных хозяйственных и бытовых нужд без применения взрывных работ на условиях, установленных законодательством.

В отношении же использования иных полезных ископаемых введена жесткая процедура лицензирования. Так, согласно Закона Республики Узбекистан «О соглашениях о разделе продукции» от 07.12.2001г. №312-II «иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок могут быть предоставлены исключительные права на поиски, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор в свою очередь обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск».

В республиканской собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести средства республиканского бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды, а также предприятия и иные имущественные комплексы, равно как и результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства.

Среди оснований возникновения права республиканской собственности, следует указать специфические, источники – поступления в виде налогов и иных обязательных платежей (например, в виде отчислений в государственные внебюджетные фонды).

Государственный бюджет также пополняется и за счет средств от конфискации имущества, т.е. принудительного безвозмездного изъятия имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение и реквизиции (принудительного изъятия имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемая при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер).

Таким образом, имущество может поступать в республиканскую собственность не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации.

Отметим, что основанием возникновения публичной собственности может выступать признание жилых помещений бесхозяйными. Так, Положение «О порядке выявления, учета и обращения в государственную собственность бесхозяйных жилых помещений», утвержденное Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан 21.01.2006г. №8 предусматривает порядок обращения бесхозяйных жилых помещений в государственную собственность.

Имеется и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация, служащая одновременно особым, самостоятельным основанием возникновения права частной собственности.

В ч.5. ст.214 ГК РУз указывается на возможность отчуждения республиканского имущества, т.е. его переход в установленном законом порядке из публичной в частную собственность. Одной из наиболее распространенных форм данного отчуждения является приватизация. При этом следует иметь в виду, что объектом приватизации может стать любое недвижимое имущество, определенное в этом качестве специальным законом, кроме имущества, составляющего исключительную собственность государства, изъятого из оборота. Переход движимого имущества от публично-правовых образований к частным лицам, как правило, совершается в порядке традиционных гражданско-правовых сделок по отчуждению имущества, прежде всего по договорам купли-продажи, заключаемым и оформляемым по общим правилам гражданского законодательства. Исключением здесь являются только принадлежащие публично-правовым образованиям акции акционерных обществ, которые могут отчуждаться в частную собственность граждан и юридических лиц не только в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством, но и в специальном порядке, установленном законодательством о приватизации.

Переход из публичной в частную собственность таких объектов недвижимости, как предприятия (имущественные комплексы), жилые дома, квартиры, земельные участки, предусмотрен специальными законами. Они же устанавливают условия и порядок оформления такого перехода, включая оформление права собственности. Поэтому общие правила ГК РУз о приобретении и прекращении права собственности распространяются на эти отношения только при отсутствии специальных указаний в законодательстве о приватизации. По существу, это означает, что в соответствии с общим правилом об исключении специальным законом действия общего закона, отношения приватизации в основном выведены из-под действия правил Кодекса.

Государственное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Государственное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством.

Порядок распределения доходов государственного предприятия определяется собственником его имущества. 3

Часть 1 статьи имеет строго императивный характер и устанавливает, что государственное предприятие не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом – движимом и недвижимом – без согласия собственника. Данный порядок призван обеспечивать возможность наиболее полного и эффективного контроля со стороны собственника за хозяйственной деятельностью государственных предприятий.

Распоряжение имуществом государственного предприятия в следующих случаях осуществляется исполнительным органом государственного предприятия, по согласованию с учредителем:

реализация основных средств, сдача их в аренду или в залог;

внесение имущества в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества;

приобретение акций (долей) хозяйственных обществ;

реализация принадлежащих государственному предприятию акций (долей) в хозяйственных обществах;

3 Ст. 179 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

иное распоряжение имуществом, не соответствующее целям деятельности государственного предприятия (п. 17 Положения о государственных предприятиях).

Все сделки заключенные государственным предприятием без согласия учредителей – органа государственного управления, органов государственной власти на местах, уполномоченных на учреждение государственного предприятия – являются недействительными.

Осуществление права распоряжения государственным предприятием, принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника, не должно приводить к невозможности осуществления деятельности предусмотренной уставом.

Государственное предприятие имеет право самостоятельно реализовать произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено законами или иными нормативными правовыми актами.

Порядок распределения доходов государственного предприятия определяется собственником имущества, т.е. органом государственного управления и органами государственной власти на местах. В соответствие с п. 24 Положения о государственных предприятиях, чистая прибыль, остающаяся у государственного предприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, остается в распоряжении предприятия и используется по решению учредителя. Государственное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли может создавать резервный и иные фонды, в порядке и размерах, предусмотренных уставом предприятия, размер которых утверждается учредителем. Кроме этого, учредители своим решением имеют право, определять предельную сумму денежных средств, направляемых на благотворительные цели и спонсорскую помощь сторонним юридическим и физическим лицам, с делегированием права распоряжения ими руководителю государственного предприятия.

II. Муниципальная собственность

В муниципальной собственности находятся имущество местных органов государственной власти, средства местного бюджета, муниципальный жилищный фонд и коммунальное хозяйство, предприятия и иные имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, а также другое имущество.

Имуществом, находящимся в муниципальной собственности, распоряжаются местные органы государственной власти или уполномоченные ими органы, если иное не предусмотрено законодательством.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может закрепляться за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Муниципальная собственность создается за счет налогов, сборов и других обязательных платежей в местный бюджет, а также за счет иных поступлений по основаниям, предусмотренным законодательством. Объекты муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность в порядке и на условиях установленных законодательством. 4

Субъектами права муниципальной собственности в соответствии с ч.2 ст. 215 ГК РУз объявлены местные органы государственной власти или уполномоченные ими органы.

Субъекты права муниципальной собственности – это, как правило, сложные системные образования, которые существуют и действуют через разветвленную сеть своих органов – административно-управленческих, социально-культурных, оперативно-хозяйственных, хотя и не сводятся к ним.

4 Ст. 215 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

При этом, возникновение правового режима муниципальной собственности проистекает в рамках регламентированного законом процесса передачи собственности от государства административно-территориальным образованиям.

В данной ситуации следует руководствоваться нормами ч.2 ст.8 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 2 сентября 1993г. №913-XII где устанавливается, что «в собственности области, района, города находятся имущество областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов, средства бюджета, внебюджетных и целевых фондов. В собственности области, района, города могут находиться объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие областное, районное, городское значение, предприятия и объединения, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные, приобретенные за счет средств области, района, города, в том числе на долевых началах или переданные безвозмездно областному, районному, городскому Кенгашу от других источников, ценные бумаги и финансовые активы».

В случаях последующей передачи объектов из республиканской собственности в муниципальную, также необходимо соответствующее правовое обеспечение передачи с соблюдением всех прав собственника имущества и его свободного волеизъявления. Можно допустить, что существует возможность и других форм отчуждения республиканской собственности в муниципальную, такие как купля-продажа и т.д. Однако, важно учитывать, что эти вопросы не могут решаться исключительно в рамках гражданско-правовых конструкций сделок с частной собственностью. С учетом, публичных интересов в этих случаях должен быть также задействован специальный правовой режим данных объектов публичной собственности.

В силу этого, данные отношения могут также выступать объектом специальной правовой регламентации. В частности, Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О реализации объектов муниципальной собственности хокимията города Ташкента» от 9 августа 2002г. №287 предусматривает порядок реализации имущества, принадлежащего Ташкентскому городскому хокимияту.

В целом же, имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и имущество, составляющее предмет республиканской собственности:

– имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

– имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальный бюджет, муниципальный жилищный фонд и др.

Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права республиканской собственности. По указанным параметрам оно более ограничено и специфично, поскольку предназначено для решения государственных задач местного значения.

3. Национализация

Национализация представляет собой возмездный переход права собственности на национализируемое имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам, к государству в соответствии с законом.

В случае последующей денационализации указанного имущества, бывшие собственники вправе требовать возврата этого имущества, если иное не будет установлено законодательными актами. 5

Одним из принудительных способов прекращения права собственности является национализация. Право государства на национализацию частной собственности проистекает непосредственно из государственного суверенитета. Более того, осуществление национализации является одной из форм проявления государственного суверенитета.

Каждое государство на своей территории устанавливает свою политическую и экономическую систему, а также систему права собственности именно исходя из государственного суверенитета, которым оно обладает. Государство обладает абсолютными правомочиями в деле определения форм и содержания права собственности, оснований его возникновения и прекращения.

Национализация частной собственности является, можно сказать, чрезвычайной мерой, подчиненной целям обеспечения государственной безопасности и экономической независимости, защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан, их здоровья. Вышеуказанное - красноречивое свидетельство тому, что национализация должна осуществляться сугубо в интересах общества в целом.

5 Ст. 202 «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

В Республике Узбекистан право государства на национализацию частной собственности установлено законом. Так, в соответствие с комментируемой статьей национализация представляет собой возмездный переход права собственности на национализируемое имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам, к государству в соответствии с законом. Главным правовым последствием национализации является возникновение у государства права собственности на национализируемое имущество.

Если обратиться к истории, то можно проследить попытки вытеснить частную собственность из экономической жизни, а также установить гегемонию государства в хозяйственной сфере в период первых лет после возникновения бывшего советского государства. Указанная цель достигалась посредством национализации частной собственности, при этом, не предоставляя собственникам чего-либо взамен путем открытого, бесцеремонного ее изъятия. Современное отечественное законодательство устанавливает обязательность выплаты компенсации при любом принудительном прекращении права собственности, в том числе национализации. Стоит отметить, что закрепление такого правила в ГК «идет рука об руку» с принципами правового государства. Согласно ст. 233 ГК, которой устанавливаются последствия прекращения права собственности на основании закона, в случае принятия закона, прекращающего право собственности, государством возмещается не только сама стоимость имущества, но и убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта. В данном случае стоимость изымаемого имущества, а равно и стоимость компенсации, определяется государством. Однако определяемая государством стоимость не должна быть символичной. Ее необходимо сформировать в соответствии с нормой, закрепленной в ч. 1 ст. 205 ГК – « стоимость изымаемого имущества при прекращении права собственности определяется исходя из цен на данное или аналогичное имущество, действующих на момент прекращения права собственности». При этом собственник неудовлетворенный размером компенсации вправе обратиться в суд с соответствующими претензиями. Точно так же обстоят дела с возмещением убытков: собственник имущества, считающий стоимость компенсации за понесенные вследствие национализации убытки несправедливой, может обратиться в суд с требованием возмещения таких убытков в полном объеме. Нужно отметить, что указанный порядок, установленный нашим национальным законодательством, соответствует практике принудительного прекращения права собственности стран с развитым правопорядком и экономической системой, по законодательству которых прекращение права собственности вопреки воле самого собственника осуществляется исключительно исходя из государственных и общественных нужд путем выплаты справедливого возмещения.

Национализация принадлежащего юридическим лицам имущества должна осуществляться исключительно на основании закона, принятого по данному поводу. Национализация же, осуществляемая без такого рода, отдельно взятого нормативно-правового документа, признается противоречащей нормам Конституции, а соответственно недопустимой. Перечень имущества, подлежащего национализации, порядок его изъятия и выплаты компенсации за него, орган, призванный осуществить данное действие и иные правила, обеспечивающие достаточное правовое регулирование процесса национализации должны найти свое отражение в законе о национализации. Однако до сих пор в Республике Узбекистан не принят закон, который устанавливал бы условия и порядок осуществления национализации, как одного из способов прекращения права собственности. По нашему мнению, необходимость в принятии такого закона в настоящей момент велика, и данная позиция может быть подтверждена следующими доводами. Во-первых, отсутствие норм законодательства, детально регулирующих процесс национализации, создает «благоприятную почву» для всякого рода нарушений субъективных прав собственности, ибо национализация в этом случае будет «воплощаться в жизнь» в соответствии с существующими нормами ГК РУз, носящими лишь общий характер. Так, к примеру, действующим законодательством не установлены критерии обоснованности проведения национализации, круг субъектов, уполномоченных на ее проведение, а также порядок выплаты компенсации (возмещения). Во-вторых, действующее законодательство (т.е. ст. 202 ГК) подразумевает возможность национализации любого рода имущества. В законе о национализации, с нашей точки зрения, следует закрепить норму, которая определяла бы, какое именно имущество подпадает под критерий «для общественных нужд» и тем самым может становиться объектом национализации. Кроме того, в этом законе, следовало бы более обстоятельно и детально регулировать, вопросы денационализации, о которой указано в ч. 2 комментируемой статье. Итак, принятие закона о национализации устранит указанные «узкие места» нынешней ситуации, а также послужит хорошим подспорьем для обеспечения непоколебимости прав владельцев частной собственности и реализации принципов неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и иных основных начал гражданского законодательства.

4. Разгосударствление и приватизация.

Разгосударствление - преобразование государственных предп­риятий и организаций в хо­зяйственные товарищества и общества, другие предприятия и орга­низации, не находящиеся в публичной собственности.

Основными принципами разгосударствления и приватизации яв­ляются:

определение форм разгосударствления и приватизации с уче­том интересов трудового коллектива;

сочетание возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при разгосударствлении и приватизации;

равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации;

обеспечение социальной защищенности всех граждан в услови­ях разгосударствления и приватизации;

гласность, государственный и общественный контроль за реа­лизацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации;

соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Разгосударствлению и приватизации подлежат (полностью или частично) объекты публичной собственности Республики Узбе­кистан.

Не подлежат разгосударствлению и приватизации следующие объекты: земля, за исключением случаев, предусмотренных законо­дательством, ее недра, внутренние воды, воздушный бассейн, рас­тительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности.

Перечень видов и групп предприятий и имущества, не под­лежащих разгосударствлению, приватизации и выкупу, а также пе­речень объектов и предприятий, разгосударствление и приватиза­ция которых осуществляется по решению Кабинета Министров Респуб­лики Узбекистан, устанавливаются Олий Мажлисом.

При осуществлении разгосударствления и приватизации субъ­ектами, приобретающими публичную собственность, могут быть:

граждане Республики Узбекистан, других государств, лица без гражданства;

негосударственные юридические лица;

иностранные юридические лица и граждане.

Не могут приобретать объекты разгосударствления и привати­зации, участвовать в конкурсах и аукционах в качестве покупате­лей, приобретать акции приватизируемых предприятий, за исключе­нием открытых акционерных обществ, лица, которым запрещено за­ниматься предпринимательской деятельностью.

Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан могут осуществляться в формах:

преобразования государственного предприятия в хозяйственное товарищество или общество;

продажи государственного имущества негосударственным юридическим лицам и физическим лицам по конкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.

Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекис­тан проводятся с соблюдением следующих условий:

физические и юридические лица других государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом;

физические и юридические лица других республик и иностранных государств приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции по квотам, устанавливаемым Кабинетом министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом.

Правом принимать решения о разгосударствлении и прива­тизации объектов республиканской собственности Республики Узбе­кистан наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им органы государственного управления.

Правом принимать решения о разгосударствлении и приватиза­ции объектов муниципальной собственности наделяются местные ор­ганы власти и управления.

Органы, наделенные правом принимать указанные решения, именуются в дальнейшем "распорядителями объектов публичной собственности".

Разделение публичной собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность и собственность административ­но-территориальных образований (муниципальная собственность) осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан по предложе­нию Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Право выступать с инициативой проведения разгосударс­твления и приватизации предприятия имеют граждане, негосударс­твенные юридические лица Республики Узбекистан и юридические лица других государств, трудовой коллектив, распорядитель объ­ектов публичной собственности.

Заявка подается распорядителю объектов публичной собственности в порядке, установленном законодательством.

Решение о проведении разгосударствления, приватизации или об отказе в них принимается распорядителем объектов публич­ной собственности в течение десяти дней с момента поступления заявки и в письменной форме доводится до заявителя и трудового коллектива разгосударствляемого или приватизируемого предприя­тия.

Решение о преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество принимается Госкомимуществом Республики Узбекистан или его территориальным органом.

Отказ в разгосударствлении или приватизации может пос­ледовать в случаях:

если предприятие входит в перечень не подлежащих разгосу­дарствлению и приватизации предприятий;

если не учитываются особенности разгосударствления и при­ватизации, предусмотренные для данного вида предприятий.

Распорядитель объектов публичной собственности наряду с обоснованием отказа должен указать условия и сроки, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.

Подготовка предприятия к разгосударствлению и привати­зации включает определение состава имущества, подлежащего раз­государствлению и приватизации, инвентаризацию его производс­твенных и непроизводственных фондов, оценку активов и пассивов, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе, реше­ние других вопросов, в том числе с учетом требований антимоно­польного законодательства.

После принятия решения о разгосударствлении или прива­тизации предприятия-распорядители объектов публичной собствен­ности создают комиссии, которые организуют всю необходимую ра­боту. В состав комиссии включаются представители распорядителей объектов публичной собственности, администрации, трудового кол­лектива предприятия, общественных организаций, финансового ор­гана, банка, местного Совета народных депутатов, другие специа­листы.

Комиссия по разгосударствлению может формировать группы экспертов по отдельным направлениям работы, привлекать консуль­тативные, аудиторские и другие организации с оплатой за счет средств разгосударствляемого или приватизируемого предприятия.

Комиссия совместно с администрацией предприятия готовит по установленной форме необходимую информацию о разгосударствляе­мом или приватизируемом предприятии для субъектов, участвующих в разгосударствлении или приватизации, а также для обществен­ности.

При преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество руководитель предприятия создает рабочую комиссию для подготовки документов по разгосударствлению и при­ватизации. Комиссия в месячный срок разрабатывает и представля­ет распорядителю объекта публичной собственности необходимые документы. Перечень необходимых документов устанавливается Ка­бинетом Министров.

Комиссия разрабатывает и представляет на утверждение распорядителю объектов публичной собственности план мероприятий по разгосударствлению или приватизации предприятия, который включает:

сроки проведения разгосударствления или приватизации;

стоимость объекта;

проект реорганизации предприятия, предусматривающий сохра­нение в случае необходимости существующего порядка и условий использования объектов производственной и социальной инфраст­руктур;

возможность предоставления льгот, в том числе безвозмезд­ную передачу части разгосударствляемого или приватизируемого имущества, в порядке, установленном законодательством.

В план разгосударствления или приватизации могут быть включены и другие вопросы.

Цена продажи объекта разгосударствления и приватизации устанавливается распорядителем объектов публичной собственнос­ти. Она базируется на стоимости объекта на дату разгосударс­твления и приватизации и должна учитывать реально складывающие­ся цены на момент разгосударствления и приватизации.

Первоначальная оценка стоимости объекта публичной собс­твенности производится в порядке, определяемом Кабинетом Ми­нистров Республики Узбекистан.

Арендатор с согласия распорядителя объектов публичной собственности может выкупить (полностью или частично) арендо­ванное им имущество.

Порядок преобразования государственного предприятия в хозяйственное общество или товарищество определяется законода­тельством Республики Узбекистан.

В качестве учредителей хозяйственных обществ и товари­ществ, а также держателей акций (долей, паев) могут выступать:

члены трудового коллектива, другие граждане Республики Уз­бекистан, иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица Республики Узбекистан и других госу­дарств;

республиканские и местные органы государственного управле­ния в лице Госкомимущества Республики Узбекистан или его терри­ториальных органов.

Объекты публичной собственности могут продаваться по конкурсу.

Условия, порядок и сроки проведения конкурса определя­ются конкурсной комиссией, назначаемой соответствующим распоря­дителем объектов публичной собственности.

Решение о внесении на аукционную продажу предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, принимает распо­рядитель объектов публичной собственности.

Для проведения аукционной продажи объектов разгосударс­твления и приватизации распорядители объектов публичной собс­твенности создают аукционные службы, действующие в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбе­кистан.

Объект, который не приобретен покупателями, остается в республиканской или муниципальной собственности. В этих случаях распорядитель объекта собственности может принять решение о ликвидации предприятия с распродажей его имущества по частям.

Распорядитель объектов публичной собственности при пе­редаче имущества новому собственнику выдает ему ордер, удосто­веряющий право собственности. Форма ордера, размер государс­твенной пошлины и порядок ее уплаты устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

При выкупе государственных предприятий в рассрочку ор­дер, удостоверяющий право собственности, выдается после внесе­ния первого выкупного взноса. До выплаты полной стоимости предприятия распорядителем объектов публичной собственности мо­гут устанавливаться ограничения права распоряжения имуществом, включая запрещение продажи или безвозмездной передачи этого имущества без согласия распорядителя объектов публичной собс­твенности.

Источниками средств для приобретения имущества являют­ся:

личные средства физических лиц, собственные средства него­сударственных юридических лиц, кредиты, другие финансовые средства, приобретенные способами, не противоречащими законода­тельству Республики Узбекистан.

Члены трудового коллектива государственного предприя­тия, подлежащего разгосударствлению и приватизации, могут осу­ществлять выкуп за счет следующих источников:

части чистой прибыли, являющейся собственностью членов трудового коллектива;

амортизационных отчислений и выручки от реализации иму­щества, используемого на государственном предприятии и находя­щегося в собственности членов трудового коллектива;

кредитов банка и других заемных средств;

личных средств членов трудового коллектива;

иных средств, не являющихся собственностью государства.

В качестве источников приобретения государственного имущества не могут использоваться средства, выделенные из госу­дарственного бюджета.

Средства, полученные от разгосударствления и приватиза­ции, являются публичной собственностью Республики Узбекистан и местных Советов народных депутатов.

Доходы от разгосударствления и приватизации накаплива­ются в специальных фондах разгосударствления и приватизации. Порядок образования и использования фондов разгосударствления и приватизации определяется Кабинетом Министров Республики Узбе­кистан.

При разгосударствлении и приватизации между распоряди­телем объектов публичной собственности и новым собственником может заключаться соглашение о взаимных обязательствах и усло­виях деятельности разгосударствляемого или приватизируемого объекта на определенный период, включая:

сохранение на определенный период профиля предприятия, объемов производства;

сохранение или изменение числа рабочих мест;

поставку продукции определенным потребителям;

осуществление мероприятий по улучшению условий труда рабо­тающих, экологической безопасности и защите окружающей среды;

особенности социально-бытового обеспечения работников;

другие обязательства.

Условия соглашения определяются в период подготовки предприятия к разгосударствлению и приватизации и сообщаются субъектам разгосударствления и приватизации вместе с объявлени­ем цены продажи.

При разгосударствлении и приватизации государственных предприятий ветеранам труда, лицам, ушедшим на пенсию с данного предприятия, и членам трудового коллектива, проработавшим на нем не менее 10 лет, акции и другое имущество могут продаваться в рассрочку.

При выкупе имущества государственных предприятий члены трудового коллектива, созданные ими хозяйственные общества и товарищества при прочих равных условиях имеют приоритет по сравнению с другими гражданами и юридическими лицами, а гражда­не Республики Узбекистан - по сравнению с другими покупателями.

При выкупе имущества государственного предприятия его тру­довым коллективом в цену продажи объекта не включается стои­мость объектов социальной инфраструктуры и охраны окружающей среды, находящихся на балансе предприятия.

Преобразованным в результате разгосударствления и при­ватизации предприятиям могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Членам трудовых коллективов разгосударствляемых и при­ватизируемых предприятий предоставляются следующие гарантии:

в период осуществления разгосударствления и приватизации администрация предприятия обязана соблюдать все положения зак­люченного ранее коллективного договора;

в течение шести месяцев с момента перехода права собствен­ности к новому владельцу между ним и трудовым коллективом предприятия заключается новый коллективный договор.

Трудоустройство высвобождаемых работников осуществляет­ся в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о труде и занятости.

Распорядители объектов публичной собственности совместно с общественностью и с органами государственной власти и управле­ния обеспечивают государственный и общественный контроль за процессами разгосударствления и приватизации, включая контроль за происхождением используемых при разгосударствлении и прива­тизации денежных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Разрешение споров по вопросам, связанным с разгосударс­твлением и приватизацией, осуществляется в судебном порядке.

Заключение

В заключении остается суммировать все выше сказанное. Во-первых, право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право. Сущность права собственности проявляется в том, что собственник может пользоваться своим имуществом в своих интересах по своему усмотрению для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законодательством.

Во-вторых, публичная собственность - есть государственная собственность, которая состоит из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность)

В-третьих, в республиканской собственности находятся земля, недра, вода, воздушное пространство, растительный и животный мир и другие природные ресурсы, имущество республиканских органов государственной власти и управления, культурные и исторические ценности государственного значения, средства республиканского бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды, а также могут находиться предприятия и иные имущественные комплексы, учебные, научные, научно-исследовательские учреждения и организации, результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства, другое имущество. В муниципальной собственности находятся имущество местных органов государственной власти, средства местного бюджета, муниципальный жилищный фонд и коммунальное хозяйство, предприятия и иные имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, а также другое имущество.

В-четвертых, национализация представляет собой возмездный переход права собственности на национализируемое имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам, к государству в соответствии с законом.

В-пятых, разгосударствление - преобразование государственных предп­риятий и организаций в хо­зяйственные товарищества и общества, другие предприятия и орга­низации, не находящиеся в публичной собственности.

Приватизация - приобретение у государства физическими ли­цами и негосударственными юридическими лицами объектов публич­ной собственности или акций государственных акционерных об­ществ.

Гражданский Кодекс Республики Узбекистан целиком определяет все стороны права собственности: от приобретения до прекращения права собственности.

Право собственности создает фундамент правового обеспечения проводимой в стране реконструкции экономической системы. Отношения собственности представляют собой правовую основу экономических отношений в период социально-экономических изменений и перехода к использованию рыночных отношений в нашей стране.

Список использованной литературы:

1. Конституция Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан» 2003 г.

2. Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан - Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Узбекистан. (1 книга).под. ред. Рахмонкулова Х.А. Т.: «Адолат» 1997 г.

4. Ю.К.Толстой, Сергеев А.П. Гражданское право. Санкт-Петербург., 1996г. «Таис» 1996г.(в трех томах)

5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 1992г. «О мерах по организации разгосударствления и приватизации предприятий и организаций местной промышленности, бытового обслуживания населения, государственной торговли и общественного питания»

6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 1992г. «Порядок разделения государственной собственности Республики на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (муниципальную собственность)».

7. Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон «О собственности» от 7 мая 1993г.

8. Закон Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» от 19.11.1991г.

9. Закон Республики Узбекистан «О государственном земельном кадастре» от 28 августа 1998г. №666-1

11. Закон Республики Узбекистан «О соглашениях о разделе продукции» от 07.12.2001г. №312-II

12. Положение «О порядке выявления, учета и обращения в государственную собственность бесхозяйных жилых помещений», утвержденное Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан 21.01.2006г.

13. Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 2 сентября 1993г. №913-XII

14. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О реализации объектов муниципальной собственности хокимията города Ташкента» от 9 августа 2002г. №287

Экономика республики предполагает многообразные организационно-правовые формы предприятий, которые отличаются многими признаками: формой собственности, количеством и составом собственников, порядком формирования уставного фонда, степенью ответственности, правами и обязанностями собственников и др. Однако важнейшим признаком является форма собственности .

Собственность в Республике Беларусь может существовать в следующих формах:

  • частная собственность;
  • государственная собственность;
  • общая (долевая) собственность.

Характеристика частной собственности

Частной собственностью является имущество, принадлежащее человеку, физическому лицу. Частная собственность создается и приумножается за счет предпринимательской, трудовой деятельности, ведения собственного хозяйства, вкладов в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству.

В частной собственности могут находиться: жилые дома, дачи, транспортные средства, денежные средства, акции, предметы личного потребления, средства производства для ведения хозяйственной деятельности, организации торговли и обслуживания, объекты культуры, произведенная продукция и полученные доходы.

Характеристика государственной собственности

К государственной собственности относятся республиканская собственность и коммунальная собственность. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы страны. Также — имущество республиканских органов власти и управления, средства республиканского бюджета, предприятия и другие объекты, обеспечивающие суверенитет и хозяйственную самостоятельность республики.

Распоряжение имуществом республиканской собственности осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или уполномоченные им органы.

Коммунальная государственная собственность принадлежит административно-территориальным образованиям: области, городу, району.

  • В коммунальной собственности могут находиться имущество местных органов власти и управления, средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия и другие объекты, необходимые для экономического и социального развития соответствующей территории.

Распоряжение имуществом коммунальной собственности осуществляют местные Советы депутатов или уполномоченные ими органы.

Характеристика долевой собственности

Если имущество передается в собственность двух или нескольких лиц, возникает общая (долевая) собственность.

В общей стоимости имущества определена доля каждого из участников. Собственники могут иметь права на управление коллективной собственностью, часть имущества и доходов, накопленных в результате хозяйственной деятельности.

При ликвидации юридического лица, уставный фонд которого сформирован за счет вкладов, имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, кредиторами, наемными работниками, распределяется между собственниками в соответствии с их вкладами в общую собственность.

Итак, кратко, предприятие может быть основано на различных формах собственности.

Как юрид. категория собственност ь выступает в виде поведенческого отношения, в которое вступают люди по поводу существования и использования благ и которое санкционируется обществом (законами государства, традициями, обычаями и т. д.).

Собственность в экон-м смысле выражает складывающиеся в процессе пр-ва отношения между людьми по поводу использ-я факторов пр-ва и присвоения продукта.

Этими элементами являются: субъект собственности, объект собственности, характер отно­ шений, форма собственности.

Субъект собств-ти - носитель св-в, характерных признаков и правомочий, которые определяют особ-ти использ-я объекта. Такими субъектами м.б. инди­видуальные лица, семьи, социальные группы, го­с-ва, межгосударственные и международные структуры.

Под объектом собственности понимается то, что находит­ся в зависимости от субъекта и лишено самостоятельного значе­ния. Объект собственности является пассивной стороной отно­шений собств-ти, он включает вещество природы, предме­ты, энергию, инф-ю, имущество, духовные и интеллек­туальные ценности, которые принад­лежат субъекту.

Отношения собственности - это пространственно-времен­ная иерархия совокупности отношений, регулирующих спосо­бы эффективного распределения ресурсов и увеличения полез­ности (ценности) благ на основе делимости и комбинирования субъектами частичных прав.

Под формой собств-ти пони­мается ее структура, характериз. по признаку субъекта - носителя опред. прав . Субъект, реализующий совок-ть прав по поводу объектов собств-ти, м.б. как частным лицом (частная собственность), так и государством (го­ суд. собственность) . Возможны ситуации объедине­ния субъектов на основе делимости и передачи прав собствен­ности (совместная и смешанная).

Частная собственность - это такой тип собственности, когда исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное право.Характерный признак частной собственности передача имущества по наследству. 3 вида реализации част­ ной формы собственности: единоличная, партнерская и корпо­ ративная .

Гос. собственность является достоянием всех людей данной страны. Упр-е и распоряжение объектами собств-ти здесь от имени народа осущ-т органы гос. власти. Особ-ть данного вида собств-ти- неделимость ее объектов между субъектами-налогоплательщиками. Гос.собств-ть включает природные ре­сурсы, основные производственные средства, а также гос. предприятия, права собств-ти на которые при­надлежат органу государственной власти.

В гос. собственность включается часть экон-х благ, пр-во которых в условиях частной соб­ств-ти нецелесообразно, поскольку невозм-ть устано­вить цены на эти блага делает их неконкурентоспособными и неисключаемыми в потреблении (общественные блага).

Гос. форма собств-ти необходима в тех сферах эко­ номики, где велика потребность в прямом центра­лизованном управлении и нецелесообразно или невозможно развитие конкуренции. Прежде всего это касается естествен­ных монополий (связь, трубопроводный транспорт) и наукоем­кого производства (космос).

Среди государственной собственности обычно выделяются две основные разновидности :

    республиканская, или федеральная, собственность;

    местная, или коммунальная (муниципальная), собственность .

При гос. собств-ти непосредственные делимые права собственности передаются (делегируются) законным представи­ телям государственных органов - должностным лицам. На го­с. предприятиях субъекты собств-ти, между кот.распределены права (польз-я, владения и т.д.), соглашаются на их ограничение, так как гос-во финанси­рует производство.

В ходе реформирования собственности в нашей стране сло­жились следующие основные и производные формы и виды соб­ственности, закрепленные Гражданским кодексом Республики Беларусь:

1) государственная собственность: республиканская; коммунальная;

2) частная собственность: физических лиц; негосударственных юридических лиц;

3)общая собственность: совместная; долевая.

Гос. собств-ть функционирует в виде рес­ публиканской (собственник - РБ) или ком­мунальной (собственники - административно-территориаль­ные единицы).Частная собственность в Беларуси может функционировать как индивидуальная, т.е. собственность отдельного человека (физического лица). Коллективная частная собственность в нашей стране функционирует в организационно-правовых формах деятель­ности ООО, ОДО, хоз. товариществ и произв-х кооперативов, ЗАО и ОАО.Общая собственность (семьи, коллектива) в республике мо­жет быть долевой и совместной . Кроме того, допускается функ­ционирование смешанных форм и видов собственности (госу­дарственной и частной).

Разгосударствление - переход гос. собств-ти в руки от­дельных граждан, коллективов, физических и юридических лиц, а также формирова­ние различных форм собственности.

Возможны следующие способы разгосударст­вления: передача в собственность трудового коллектива; лизинг с последующим вы­купом в течение ряда лет; акционирование с сохранением контрольного пакета акций у государства; передача унитарных предприятий в управление на праве хозяйственно­го ведения; приватизация.

Приватизация - это выкуп гражданами, акционерными обществами у госу­дарства и местных органов власти в собственность предприятий или их подразделе­ний, которые выделены в самостоятельные.

В Конституции Республики Беларусь закреплены две формы собственности – частная собственность и государственная собственность.

Государственная собственность существует в двух видах:

Первый вид - собственность Республики Беларусь (республиканская собственность), которая выступает как исключительное право государства на объекты собственности. Особенностью государственной формы собственности является неделимость ее на доли, то есть унитарность.

В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы, имущество органов власти и управления, культурные и исторические ценности народов, средства бюджета, банки, страховые и резервные фонды.

А также предприятия и хозяйственные комплексы, учебные заведения, объекты социально-культурной сферы, научно-исследовательские и проектные институты и иное имущество, обеспечивающее суверенитет и хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие.

Второй вид – собственность административно-территориальных образований (коммунальная, или муниципальная, собственность).

В собственности административно-территориальных образований могут находиться имущество органов власти и управления, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местных органов власти.

А также сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные предприятия, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития соответствующей территории.

Частная собственность в Республике Беларусь делится на частную собственность физических лиц и негосударственных юридических лиц.

Частная собственность означает, что объект собственности находится в распоряжении физического лица или группы юридических лиц и подразделяется на индивидуальную собственность и общую (коллективную) собственность, представленную партнерскими и корпоративными (акционерными) формами собственности.



Индивидуальная собственность – это форма собственности, когда право собственника на имущество принадлежит одному лицу. Субъектом индивидуальной собственности может быть физическое и юридическое лицо.

Частная собственность на потребительские блага, которые не могут выступать как факторы производства и используются домашними хозяйствами, называются личной собственностью граждан.

Общая (коллективная) собственность означает, что имущество, находящееся в собственности двух или более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность разделяется на общую долевую и совместную собственность.

Общая совместная собственность означает, что имущество двух или более лиц находится в общей собственности без определения доли каждого собственника.

Общая долевая собственность предполагает, что имущество находится в общей собственности определением доли каждого собственника. Распоряжение имуществом осуществляется по согласованию его участников. Доход распределяется между участниками пропорционально долям в собственности. Каждый участник имеет право передать, подарить, отдать в залог, завещать свою долю по своему усмотрению.

Партнерская, или групповая, собственность возникает, когда право собственности принадлежит двум или более лицам, ведущим совместную деятельность на основе полной или частичной материальной ответственности. Она образуется на основе добровольных взносов (денег, факторов производства) участников партнерства.

Корпоративная (акционерная) форма собственности образуется в результате объединения собственности двух видов – производственной, обособленной в собственный капитал предприятия, и акционерной, созданной за счет привлечения средств инвесторов путем выпуска и реализации акций.

При рассмотрении форм собственности в Республике Беларусь необходимо подчеркнуть, что происходит возникновение смешанных форм, образующихся на основе взаимодействия:

частной и государственной форм собственности;

национальной и иностранной собственности в виде совместных предприятий.

Иностранная собственность в Республике Беларусь представлена в виде объектов собственности иностранных граждан, организаций и предприятий. Образование иностранной собственности на территории нашей страны происходит в результате активного включения Беларуси в систему международных экономических отношений.

Вопрос 4. Способы координации хозяйственной жизни. Классификация

Экономических систем

Основными проблемами экономической координации общества являются проблемы: что производить, как производить, для кого производить. Их решение зависит от способа координации экономической жизни.

Существуют два способа координации экономической жизни общества – рынок и иерархия.

Рыночная координация осуществляется в процессе взаимодействия производителей и потребителей при установлении цен товаров. При этом между экономическими субъектами происходит обмен товарами, факторами производства, ценными бумагами.

Иерархия – это способ координации, основанный на управлении менеджерами экономическими процессами путем разработки инструкций и директив.

По критерию координации выделяют четыре модели современных экономических систем:

– чистый капитализм эпохи свободной конкуренции;

– командная экономика, или административно-командная экономика;

– смешанная экономика;

– традиционная экономика.

Чистый капитализм эпохи свободной конкуренции характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен.

В условиях рыночного механизма каждый производитель и потребитель товара руководствуется эгоистическими интересами личной выгоды. Регулирование экономики осуществляется путем установления цен на товары на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Роль государства ограничивается защитой частной собственности.

Командная экономика, или административно-командная экономика. Эту систему характеризует общественная собственность на все ресурсы и коллективное принятие решений путем центрального экономического планирования.

Предприятия являются собственностью государства и производят продукцию на основе государственных директив. Ресурсы распределяются по регионам по плану. Соотношение между средствами производства и предметами потребления в национальном доходе устанавливается централизованно.

Смешанная экономика характеризуется сочетанием частного предпринимательства и государственного регулирования производства. Смешанные системы характеризуются наличием в экономике различных форм собственности на средства производства и продукты труда.

Экономика США ближе к чистому капитализму, но сочетает элементы свободы предпринимательства и государственного регулирования экономики, причем экономическая роль государства неуклонно возрастает.

Экономика Советского Союза была ближе к модели командной экономики, но с сохранением товарно-денежных отношений и элементов частной собственности на средства производства.

Однако следует подчеркнуть, что здесь могут быть и другие случаи.

Фашизм гитлеровской нацистской Германии был назван авторитарным капитализмом, так как вся экономика в условиях подготовки к войне была поставлена под жесткий контроль государства.

В югославской экономике рыночного социализма существовала общественная собственность на ресурсы и одновременно возросла роль свободных рынков.

В экономике Швеции 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, но правительство активно участвует в регулировании производства и распределения доходов.

В японской экономике весьма активно развито планирование и координация экономической деятельности правительства и частного сектора.

Традиционная экономика. Во многих слаборазвитых странах существуют традиционные, или основанные на обычаях, экономические системы.

Здесь экономическую деятельность определяют наследственность и касты. Внедрение достижений технического прогресса резко ограничено, так как применение достижений науки и техники приводит к развитию крупной промышленности, возрастанию роли крупного капитала. Это противоречит традициям и угрожает стабильности и существованию общественного строя в странах, где значительное место занимают докапиталистические экономические отношения. Поэтому главную роль в этих обществах играют религия и культурные традиции, ярко выражен социально-экономический застой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ ТЕМЫ

Вопросы к теоретическому материалу

1. Что понимается под экономической системой общества?

2. В чем состоит сущность собственности как экономической категории?

3. Что выражает экономическое отношение присвоения?

4. В чем проявляется сущность собственности как юридической категории?

5. Что означает спецификация прав собственности?

6. Каковы типы и формы собственности в рыночной экономике Республике Беларусь?

7. Какие экономические системы характерны для современного этапа развития общества?

Задания к теоретическому материалу

1. Раскройте сущность экономической системы общества как экономической категории.

2. Проанализируйте теоретическое положение: «Определяющим фактором экономической системы является совокупность отношений собственности по поводу экономических ресурсов и созданного продукта в обществе».

3. Как Вы понимаете сущность экономических отношений присвоения? Выскажите Ваше мнение.

4. Дайте ответ на вопрос: «Почему экономическое отношение собственности выражается в юридической форме права собственности?»

5. Охарактеризуйте теорию прав собственности как «пучок частичных правомочий» собственника.

6. Раскройте типы и формы собственности в Республике Беларусь.

7. Дайте характеристику современных экономических систем.

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Проблемы, выносимые на семинарское занятие

1. Понятие экономической системы общества. Критерии экономических систем.

2. Понятие собственности.

3. Типы и формы собственности в Республике Беларусь.

4.Современные экономические системы: чистый капитализм, командная экономика, смешанная экономика, традиционная экономика.

Настоящим Законом устанавливаются принципы и порядок разграничения объектов государственной собственности в Республике Абхазия на республиканскую и местную (муниципальную)? собственность и порядок её формирования.

Статья 1. Виды государственной собственности

К государственной собственности относятся собственность Республики Абхазия и собственность административно-территориальных образований (местная? собственность).

Статья 2. Понятие республиканской собственности

К республиканской собственности относятся объекты государственной собственности, составляющие основу национального богатства республики и необходимые для решения общегосударственных задач экономического, политического, оборонного, социально-культурного развития республики, а также объекты государственной собственности, обеспечивающие деятельность республиканских органов государственной власти и управления.

Статья 3. Понятие собственности? административно-территориальных образований (местной собственности)

К местной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территории административно-территориальных образований и находящиеся в ведении городов и районов и необходимые для их экономического и социально-культурного развития.

Статья 4. Объекты, относящиеся к республиканской собственности

К республиканской собственности относятся:

1. Объекты, составляющие основу национального богатства:

1.1. Земля и её недра, воды, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Республики Абхазия, растительный и животный мир, другие ресурсы, минеральные источники;
1.2.Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);
1.3. Объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, учреждения культуры, имеющие республиканское значение.

2.Объекты, необходимые для обеспечения функционирования республиканских органов власти и управления и решения общегосударственных задач:

2.1. Средства республиканского бюджета Республики Абхазия, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и охраны труда и других государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия, Национального банка Республики Абхазия, доля Республики Абхазия от золотого запаса, алмазного и валютного фондов бывшего СССР;
2.2. Имущество вооруженных сил, органов государственной безопасности, органов внутренних дел и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Республики Абхазия;
2.3. Высшие учебные заведения, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Академии наук Абхазии, Министерства образования Республики Абхазия, Министерства здравоохранения Республики Абхазия, государственные научные центры;
2.4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической и экологической служб, служб контроля за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных ресурсов;
2.5.Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической, ветеринарной служб, службы защиты растений;
2.6. Предприятия статистических органов, патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции, полигоны;
2.7. Издательские и полиграфические предприятия и типографии республиканского значения;
2.8. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

3. Объекты оборонного производства:

3.1.Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, военное снаряжение, независимо от доли военных заказов;
3.2. Защищённые рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

4.Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Республики Абхазия в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

4.1.Предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности;
4.2.Предприятия топливно-энергетического комплекса;
4.3.Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в статью 5 настоящего Закона;
4.4.Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта, морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в статью 5 настоящего Закона);
4.5.Республиканские автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации;
4.6.Предприятия связи, телевещания и радиовещания, телевизионные и радиопередающие центры, информационные и телеграфные агентства;
4.7. Звероводческие хозяйства, государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия рыбопромысловой промышленности и хозяйства по производству ценных видов рыб, птицефабрики;
4.8.Предприятия машиностроения и химической промышленности;
4.9.Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов;
4.10.Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений? указанные объединения;
4.11.Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений;
4.12.Предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
4.13.Государственные санаторно-курортные учреждения, объекты гостиничного хозяйства, подведомственные республиканским органам государственного управления, специальные объекты, предназначенные для приёма высших должностных лиц, находящиеся в ведении высших органов государственной власти и управления Республики Абхазия;
4.14.Учреждения спорта, имеющие республиканское значение;
4.15.Строительные предприятия, организации республиканского значения, а также объекты по производству стройматериалов и конструкций, добыче инертных материалов и строительству эксплуатационных водохозяйственных точек и сооружений;
4.16. Оптово-складские помещения и базы республиканского значения, элеваторные хозяйства, распределительные холодильники, базы комплектации;
4.17.Предприятия бытового обслуживания, объекты торговли и общественного питания, входящие в структуру государственных компаний и организаций,? подведомственных Кабинету Министров Республики Абхазия;
4.18.Предприятия и организации по производству вина, спиртовой, ликероводочной продукции, по переработке табака и производству табачных изделий, а также растительных и эфирных масел;
4.19.Государственные объекты, вновь создаваемые из средств республиканского бюджета и учреждённые Правительством Республики Абхазия и его органами.

Статья 5. Объекты, относящиеся к собственности административно-территориальных образований (местной собственности)

К местной собственности относятся:

5.1. Средства местного бюджета и внебюджетных фондов, учреждённых местными органами государственной власти;
5.2. Жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении администраций, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счёт отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
5.3.Жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные организации, обслуживающие объекты, перечисленные в данной статье;
5.4.Объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
5.5.Объекты культурно-оздоровительного и санаторно-курортного комплекса, гостиничного хозяйства, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.6.Предприятия и организации сельского хозяйства и по переработке и фасовке чая;
5.7.Предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, рынки и их филиалы, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.8.Оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объема услуг указанных предприятий;
5.9. Учреждения и объекты здравоохранения (кроме республиканских больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями, школ-интернатов), культуры и спорта;
5.10.Предприятия грузового и пассажирского автотранспорта, государственные станции техобслуживания автотранспорта, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.11.Другие учреждения и объекты, находящиеся в оперативном управлении администраций районов и города Сухум, а также имущество предприятий и организаций, финансируемых из местного бюджета;
5.12.Вновь создаваемые предприятия и приобретенное имущество из средств местного бюджета.

Статья 6. Отнесение объектов государственной собственности

Объекты государственной собственности подлежат обязательному отнесению к республиканской собственности либо к собственности административно-территориальных образований (местной собственности), независимо от их ведомственной подчиненности и от того, на чьем балансе они находятся.

Объекты государственной собственности, не указанные в статье 4 и статье 5 настоящего Закона, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в республиканскую собственность до момента определения соответствующего собственника. Отнесение указанных объектов к республиканской или местной собственности осуществляется Народным Собранием Республики Абхазия по представлению Президента Республики Абхазия.

Статья 7. Порядок управления и распоряжения объектами республиканской собственности

Управление и распоряжение объектами республиканской собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Абхазия, осуществляет Правительство Республики Абхазия. Правительство Республики Абхазия может делегировать министерствам и ведомствам полномочия по управлению и распоряжению объектами республиканской собственности, а также подведомственными им предприятиями, в том числе полномочия по:

Заключению договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений;
- утверждению уставов предприятий, организаций и учреждений;
- заключению договоров аренды имущества и учредительных договоров в соответствии с законодательными актами Республики Абхазия.

Статья 8. Гарантии прав собственности на приобретенные государственные объекты

Настоящий Закон не распространяется: на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций, а также на объекты интеллектуальной собственности.

Статья 9. Порядок оформления разграничения государственной собственности

Оформление передачи объектов государственной собственности в республиканскую собственность или в собственность административно-территориальных образований (местную собственность) в соответствии со статьями 4 и 5 настоящего Закона осуществляется Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Принят Народным Собранием Республики Абхазия

Президент Республики Абхазия

В.Ардзинба

г.Сухум

Случайные статьи

Вверх