Административно-территориальный признак. Типы субъектов рф Охарактеризуйте состав субъектов российской федерации

Административнотерриториальное устройство субъектов РФ. РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований субъектов РФ. Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает что они самостоятельны только в пределах своей компетенции. В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1 территориальный принцип; 2 национальный принцип; 3 национальнотерриториальный смешанный принцип.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


52. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ: 1) 22 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 9 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 46 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь (они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 4 автономных округа (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14574. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13.35 KB
Административно-территориальное деление Республики Беларусь - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления
19628. Административно-территориальное деление Российской Федерации 16.76 KB
Критерии для определения границ муниципальных образований. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Территории муниципальных образований – городов поселков станиц районов уездов сельских округов волостей сельсоветов и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций ч. В данных источниках законодатель исключает...
322. Территориальное общественное самоуправление 11.32 KB
Такая форма самоуправления может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний конференций граждан создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются...
5041. Территориальное общественное самоуправление в малых и удаленных поселках 321.98 KB
Институт территориального общественного самоуправления прошел длительный путь своего становления оптимизации содержания и совершенствования форм реализации. На первом этапе формирования местного самоуправления население осуществляло местное самоуправление через представительные органы местные Советы соответствующие органы управления местную администрацию местные референдумы собрания сходы граждан иные территориальные формы непосредственной демократии а также органы территориального общественного самоуправления. Целью данной...
14824. Территориальное разделение труда и воспроизводственный процесс на региональном уровне 27.93 KB
Они позволяют наиболее рационально организовать производство сокращают затраты живого и прошлого труда сводят к минимуму отходы производства и потери сырья уменьшают транспортные расходы. Общественное разделение труда обычно подразделяется на общее частное и единичное. При этом первые два вида относятся к разделению труда внутри общества а третий является формой организации трудовых процессов внутри предприятия.
16381. -экономическом сотрудничестве стран СНГ Территориальное соседство двух или более государств как правил 15.08 KB
Москва Фактор соседства в торгово-экономическом сотрудничестве стран СНГ Территориальное соседство двух или более государств как правило способствует развитию регионального сотрудничества между ними. При прочих равных условиях торгово-экономические политические социальные культурные и иные связи развиваются наиболее активно между соседними странами. Поэтому при развитии интеграционных процессов в рамках какого-либо региона важную роль играет оценка соседского положения всех стран входящих в данный регион. Как показывает мировая...
2674. Административно-деловой жаргон 11.77 KB
Поэтому наиболее предпочтительным названием для такого жаргона следует считать квалифицирующее определение административно-деловой поскольку оно охватывает весь социально-профессиональный спектр его носителей и основную сферу корпоративного функционирования. Как и всякий другой...
17724. Административно-правовые процессы в государственном управлении 79.76 KB
Административное право закрепляет и упорядочивает самые целесообразные общественные отношения в сфере управления также они охраняют все урегулированные правом общественные отношения которые способствуют зарождению многих новых отношений которые соответствуют духу времени и всем проводимым реформам. Административно-правовые нормы определяют правовой статус граждан в сфере управления правовое положение всех государственных органов исполнительной власти и также их взаимоотношения с гражданами. нормы административного права также определяют...
13302. Административно-правовой статус беженцев и переселенцев: практические проблемы 599.63 KB
Понятие «беженец» (взято из англ. «refugee») как юридическая категория, в международном праве возникло еще в 1921 г., на международной конференции Совета Лиги Наций, созванной по причине массового потока беженцев в Европу из Царской России и Османской империи. В соглашении, принятом этим Советом было дано определение беженцам (лица русского происхождения, не пользующиеся защитой СССР). В первых соглашениях и договорах о защите прав беженцев принимались попытки урегулировать права этих людей
11726. Разработка электроснабжения административно-бытового корпуса предприятия ЗАО «Геострой» 759.99 KB
Выбор технологического оборудования и инструментов для монтажа заземляющего устройства. Технические характеристики конструкторской разработки. Системой электроснабжения называют совокупность устройств для производства передачи и распределительной электроэнергии. Для выполнения данных требований в нашем проекте необходимо решить ряд задач...

классификации регионов в настоящее время особенно распространен в РФ. Правительство Российской Федерации взаимодействует в основном с субъектами РФ, которые и являются административно-территориальными единицами России.

В настоящее время их насчитывается 89. Административно-территориальное построение Российской Федерации страдает существенными недостатками, одним из которых является его асимметрия. Последствия асимметрии трудно прогнозировать. Уже сегодня республики располагают большими преференциями, правовыми полномочиями, хотя подчас находятся в составе крупных территориальных образований (краев, областей). Так, Тюменская область, Красноярский край в своем составе имеют республики, располагающие статусом субъекта Федерации.

Многие районы страны имеют признак проблемности. Это в основном регионы с хорошо развитой промышленностью и инфраструктурой. Среди них можно выделить районы адаптировавшиеся и не адаптировавшиеся к новым экономическим условиям хозяй-ствования.

Отсталые регионы: 1) расположенные в неблагоприятных природно-климатических условиях и в этой связи являющихся традиционно-отсталыми: республики - Ингушская, Калмыкия-Хальмг Тангч; Тува; Еврейская автономная область; автономные округа: Агинский Бурятский, Коми-Пермятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский; 2) расположенные в благоприятных природно-климатических условиях: Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия.

Депрессивные регионы: республики - Бурятия, Чувашская, Удмурдская; Алтайский и Хабаровский края; Амурская, Архангельская, Ивановская, Кировская, Курганская, Читинская области.

Показатели и методы определения типа регионов

Общими условиями определения различных типов регионов, классифицированных выше, могут быть следующие:

Федеральный уровень значимости проблемы;

Острота и срочность решения проблемы (социальная напряженность, научно-технические приоритеты и др.);

Невозможность решения проблемы в рамках существующей компетенции и финансовых возможностей субъекта Федерации.

Для конкретных обоснований определения типа регионов из всей совокупности территорий России необходимо использовать специальные методы, основанные на обработке по определенным правилам системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение регионов и дающих возможность проводить межрегиональные сопоставления.

Учитывая сложность и неоднозначность статистической базы, неустойчивость показателей по времени и в процессе оказания государственной поддержки социально-экономическому развитию регионов, следует пользоваться двумя апробированными отечественной и зарубежной практикой подходами. Первый -классификация регионов на основе интегральных оценок (как правило, используется более 70 показателей социально-экономического развития субъектов Федерации за 3-5 лет) и более сложного аппарата типологизации, рейтинговой порядочности, кластерного анализа и т.д. Второй - ранжирование на основе более упрощенных процедур, выделения 2-3 опорных показателей и их уточнения.

Совмещение двух подходов дает возможность повысить объективность и достоверность выбора. Смысл подхода заключается в том, чтобы провести группировку по обеим методикам.

В рамках первого подхода следует выделить две группы показателей:

Констатирующую, на основании которой осуществляется диагностика социально-экономического состояния района, анализируется глубина разрушительных процессов в структуре хозяйства, инерционность их динамики, а на этой основе выделяются доминантные проблемы восстановления или развития;

Характеризующую внутренний потенциал региона, предпосылки и возможности преодоления отсталости, депрессии, кризиса за счет внутренних сил и средств, наличие эффективных импульсов и «точек роста», способствует выявлению обоснованности (конкуренто-способности) претензий того или иного региона на приоритеты в развитии и селективную федеральную помощь.

Что касается второго подхода, то здесь для оценки отсталости и застоя можно использовать две группы опорных показателей. Наиболее приемлемыми можно было бы считать степень относительного снижения производства валового внутреннего продукта в регионе, дополнительно уточненную показателями продолжительности и интенсивности спада. При классификации районов по уровню социально-экономического развития опорным мог бы стать показатель производства валового внутреннего продукта на душу населения и вспомогательными - среднедушевые показатели производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, доходов федерального и регионального бюджетов на территории, а также реальные доходы на душу населения, показатели развития социальной и производственной инфраструктуры и т.д.

Наиболее приемлемую предварительную оценку состояния хозяйства региона дает анализ показателей динамики промышленного производства и уровня зарегистрированной безработицы. Первый показатель свидетельствует о состоянии важнейшей отрасли хозяйства, второй - дает представление об общей социально-экономической ситуации в регионе. Значимость каждого показателя можно считать равноценной.

Оценка уровня экономического развития региона по показателю среднедушевого производства промышленной и

сельскохозяйственной продукции весьма близка к реальной ситуации.

Российская Федерация — яркий пример ассиметричной федерации . Субъектный состав Российского государства не только один из самых многочисленных в мире, но и самый разнообразный по видам.

Субъект Федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное госу-дарство.

Федеративные государства могут строиться на двух основных принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, определяется правовой статус ее субъекта.

Территориальный принцип предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграни-ченные независимо от национальной принадлежности про-живающего там населения.

Национальный принцип построения федерации преду-сматривает наличие на данной территории титульной на-циональности, дающей название субъекту.

Российская Федерация — это федерация смешанного типа , субъекты которой организованы как по национально-му, так и по территориальному признаку.

Три вида субъек-тов РФ организованы по национальному признаку . Это — республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область.

Другие три вида — края, об-ласти и города федерального значения — сформированы по территориальному признаку .

Субъекты РФ различаются по юридической приро-де и по особенностям конституционно-правового статуса . По этим критериям выделяют три группы субъектов.

Первую группу образует 21 республика в составе Рос-сийской Федерации.

Вторую группу субъектов РФ составляют края, обла-сти и города федерального значения (г. Москва и г. Санкт- Петербург). Статус этих субъектов РФ определяется Кон-ституцией РФ, федеральными законами и уставами со-ответствующих субъектов.

Третью группу субъектов РФ образуют автономная об-ласть и автономные округа . Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является факт их вхождения в состав края или области.

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое унитарное правовое государство, которое является субъектом Российской Федерации и строит с ней отношения на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Края, области и города федерального значения не являясь государствами, не имеют своих конституций, гражданства, на их территории употребляется общефедеральный го-сударственный язык - русский. В то же время как равноправные субъекты Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по пред-метам совместного ведения Федерации и ее субъектов они обладают всей полнотой госу-дарственной власти.

Автономия в Российской Федерации - это самостоятельное осуществление госу-дарственной власти национально-государственными образованиями в пределах компетен-ции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соот-ветствующей автономной единицы.

Автономный округ — национальное государственное об-разование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения, является формой национальной государственности малых народностей и эт-нических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Вос-тока. Особенностью автономных округов является большая территория при небольшой численности населения.

Принципы определения полномочий органов государствен­ной власти субъекта РФ достаточно просты:

1. по предметам ведения субъ­ектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;

2. по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными закона­ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3. по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, из­даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак­тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

44. Особенности конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации.

В отличие от других субъектов Федерации республики при­знаются государствами. Республики не впра­ве нарушать государственную целостность России, единство сис­темы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а за­тем преобразовав ее в государство, являющееся частью РФ. Изменить этот статус можно только с согласия РФ, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из со­става Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этиче­ский характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны. С национальной точки зрения население республик дав­но носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты. Сепаратизм, следовательно, противоре­чит коренным интересам как народов республик, гак и их титуль­ной нации.

Республики, как и дру­гие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Феде­рацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полно­мочий, а не о разделе суверенитета или территории РФ. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное простран­ство, основанное на общих принципах. Отступления от феде­ральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных орга­нов, нарушают принцип равноправия граждан России независи­мо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.



С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий . Каждая респуб­лика обеспечивает свою территориальную целостность, а грани­цы республики, находящиеся в режиме не государственных, а ад­министративных границ, не могут быть изменены без ее согла­сия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает бы­строе и эффективное разрешение территориальных споров. Та­кой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях ме­жду Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ин­гушетия.

Происходившая частая перекройка гра­ниц имела чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Террито­рию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе РФ. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закреплен­ная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.

Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений про­тиворечит основам конституционного строя РФ и ведет к ослаблению конституционной законности и охра­ны прав человека.

Республики самостоятельны в определении своих государст­венных языков. В органах государственной власти, органах мест­ного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком РФ, т. е. русским языком. В республиках, в ко­торых титульная нация составляет большинство населения (тако­вых 6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязы­чие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не со­ставляет большинства (например, Калмыкия). Но в ряде респуб­лик законы о языках пока не приняты. Практически все респуб­лики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие.

Конституции республик обычно предусматривают свое граж­данство, не учитывая, что гражданство в РФ относится к ведению Федерации. Это гражданство одновременно означает и гражданство РФ, но правом при­нятия в гражданство обладает только Российская Федерация.

Республики самостоятельно утверждают свою государствен­ную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Госу­дарственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.

45. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.

В составе Российской Федерации 9 краев, 46 областей и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федераций, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (глава 3) и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.
Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их согласия.
Российская Федерация и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта ; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, и детства; социальной защитой, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и ликвидацией их последствий.
Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта Российской Федерации, как Москва, она является столицей Российской Федерации. Этот статус определен Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. № 4802-I.
Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Например, особая экономическая зона в Калининградской области установлена Федеральным законом от 22 января 1996 г. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности.

46. Понятие автономии, виды автономных образований в РФ и их правовой статус.

Автономия в РФ - это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.

Автономия в РФ построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии - автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.

В РФ автономия длительное время осуществлялась в двух формах : государственной , которая воплощалась в национальном государстве - автономной республике, и административной, представленной автономными областями и автономными округами. В настоящее время в РФ автономия осуществляется только в одной форме - административной. С учетом изложенного можно сказать, что государственное устройство РФ - это территориальная организация РФ, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе РФ, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

47. Административно-территориальное устройство субъектов РФ: понятие, принципы и порядок изменения.

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами. Следует иметь в виду, что в ряде субъектов РФ наряду с органами местного самоуправления имеются и местные органы государственной власти.

В РФ административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейший из них - экономический принцип , требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения .

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, большую роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц , что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей РФ.

Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым - относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район (уезд) - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм , включающий сельскохозяйственные предприятия , как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условийвсе города подразделяются на следующие основные виды : города республиканского (республики в составе РФ) значения ; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения ; города районного значения .

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством , обширной территорией и многочисленным населениемобусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу .

Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.

Муниципальный район - административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.

Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения) , в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.

48. Национально-культурная автономия.

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально- культурная автономия имеет право: получать государственную поддержку, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь доступ к национальным культурным ценностям; возрождать и развивать народные художественные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения культуры; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных учреждений и др. В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения, на сохранение и развитие национальной культуры Н.-к.а. вправе образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном языке: создавать негосударственные образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном языке; создавать негосударственные учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы, а также создавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных языках и др. Для осуществления уставных целей и деятельности Н.-к.а. органы государственной власти и местного самоуправления могут передавать в собственность или аренду государственное или муниципальное имущество. Для поддержки Н.-к.а. в федеральном бюджете, а также в бюджетах субъектов РФ предусматриваются специальные ассигнования. В этих же целях создаются специальные федеральные, региональные фонды национально-культурного развития; Н.-к.а. предоставляются льготы по налогам, сборам и кредитам.

49. Принцип разделения властей: вертикальное и горизонтальное единство и разделение власти.
В Конституции РФ устанавливается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ.
Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности органов государственной власти, участвует в формировании Правительства РФ, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (например, имеет право постановки вопроса о доверии Правительству РФ), участвует в создании судебных органов Российской Федерации.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств), многие из которых образуют в субъектах РФ свои территориальные органы.
Возможность выражения недоверия Правительству РФ уравновешена правом Президента РФ на роспуск Государственной Думы. Исполнительная власть должна быть авторитетной, активной и продуктивной, иметь широкое поле деятельности для самостоятельности и инициативы, иначе управляемость общества снизится и государство окажется не в состоянии быстро и эффективно реагировать на изменения в общественной жизни. Правосудие в Российской Федерации осуществляют суды; сама судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Вертикальная организация власти предполагает распределение властных полномочий по уровням, в основе которого лежит административно - территориальное устройство страны. Каждый из выделенных уровней наделяется компетенцией, правами и имуществом для решения определенных в его ведение опросов. Объем этих полномочий зависит от характера государственного устройства, исторических традиций и других факторов.

Характерной чертой вертикальной организации власти является ее разделение по уровням:

уровень населенных мест (города, села, коммуны, «муниципалитеты);

уровни территориальных мест: средний (район, округ, графство), высший (департамент, область, штат, земля);

государственный уровень (уровень центра).

Такое единство обусловлено необходимостью «охватить» управляющим (властным) воздействием наиболее существенные процессы жизнедеятельности людей.

Каждый из властных уровней характеризуется тремя составляющими: границами; компетенцией, правами и обязанностями; аппаратом власти данного уровня.

Разделение власти на уровни определяет положение (иерархию) каждой власти по отношению к другим.

Горизонтальная организация (разделение) власти предполагает организацию власти на каждом конкретном уровне.

Центральным вопросом горизонтального разделения власти является формирование реального самоуправления на местах, т.е. передача органам местного самоуправления компетенции, прав, имущества и средств для самостоятельного решения местных проблем.

Горизонтальная организация власти представляет собой ее разделение на государственное управление (осуществляется центральными государственным аппаратом и его местными подразделениями) и местное самоуправление (осуществляется территориальным сообществом и органами местного самоуправления). Появление самоуправления означает признание государством права местных сообществ устраивать свою жизнь самостоятельно и за свой счет.

50. Государственный орган: понятие, признаки, виды. Система государственных органов в РФ.

Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Признаки государственного органа:

1. образуется в законодательном порядке, который определяет его компетенцию;

2. является самостоятельным элементом государственного механизма (действует в системе других органов);

3. тесно взаимодействует с другими органами.

Виды государственных органов:

1) в зависимости от порядка формирования:

· первичные (формируются непосредственно населением – парламент, президент);

· производные (формируются первичными).

2) в зависимости от объема полномочий:

· высшие (парламент, правительство);

· центральные (министерства);

· местные (государственные органы субъектов федерации).

3) в зависимости от широты компетенции:

· общей компетенции (президент, правительство);

· специальной компетенции (министерства, службы).

4) в зависимости от числа госслужащих:

· коллегиальные (правительство);

· единоличные (президент).

5) в зависимости от организационно-правовых форм деятельности:

· законодательные;

· исполнительные;

· судебные;

· контрольно-надзорные.

6) в зависимости от пространства:

· федеральные;

· субъектов федерации.

7) в зависимости от продолжительности действия:

· постоянные;

· временные.

8) в зависимости от правовых форм деятельности:

· правотворческие;

· правоприменительные;

· правоохранительные.

Виды государственных органов (по Марченко и Мелехину):

1. представительные органы государственной власти;

2. органы исполнительной власти;

3. местные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

4. судебные органы;

5. контрольно-надзорные органы (прокуратура).

ВАЖНО: всякий законодательный орган одновременно является представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного.

51. Избирательная система и избирательное право в Российской Федерации: понятие и соотношение.

Под избирательной системой (в узком смысле) понимается лишь способ определения результатов выборов, т.е. заключительная стадия выборов. Конечно, применение той или иной избирательной системы оказывает влияние на всю организацию выборов, но главная суть избирательной системы - определение результатов выборов.

Различают следующие виды избирательных систем:

1. мажоритарную (от французского слова "большинство");

2. пропорциональную;


Статус субъектов Российской Федерации обладает следующей совокупностью признаков.

1. Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают свои Конституции (уставы)) Утверждения этих учредительных документов со стороны федеральных органов не требуется. Статус субъектов определяется не только собственным конституционным законодательством, но и федеральным конституционным законодательством.

Причем конституции (уставы) субъектов не должны противоречить Конституции РФ. Конституционный Суд РФ наделен правом признавать недействительными положения региональных конституций (уставов) в случае обнаружения противоречий между ними, с одной стороны, и федеральной Конституцией, с другой.

Статус того или иного субъекта может быть изменен только по взаимному согласию с Российской Федерацией в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции).

2. Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственное наименование. Причем новое наименование субъекта должно быть внесено "в Конституцию РФ. В 1996 г. указами Президента РФ в ст. 65 Конституции РФ были включены три новых наименования российских республик: Республика Ингушетия (старое наименование - Ингушская Республика), Республика Северная Осетия - Алания (старое наименование - Республика Северная Осетия) и Республика Калмыкия (старое наименование - Республика Калмыкия - Хальм Тангч),

3. Субъекты Федерации являются самоуправляющимися территориями. В пределах своих полномочий органы государственной власти субъектов самостоятельно реализуют государственную власть на своей территории, обеспечивают ее экономическое и социальное развитие. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют правовое регулирование и управление вместе с федеральными органами государственной власти.

Все проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с региональными органами государственной власти. Субъекты Федерации также принимают участие в реализации федеральных предметов ведения, так как они соответствующим образом представлены в Федеральном Собрании. Каждый субъект в лице его законодательного (представительного) органа обладает правом законодательной инициативы в парламенте России.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти осуществляется посредством Конституции РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

4. Территория субъектов Федерации является составной частью российского государства. В то же время территории субъектов неприкосновенны и могут быть изменены только с их согласия. Если субъект Федерации имеет границу с иностранным государством, то она совпадает с Государственной границей Российской Федерации.

5. Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают собственное законодательство)иные нормативные акты в пределах своих полномочий. Причем в соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

В случае такого противоречия действует федеральный закон. В то же время в случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта, принятым по предметам ведения субъекта, действует нормативный акт

6. Интересы субъектов Федерации представлены на федеральном уровне. В частности, от них избираются депутаты в Государственную Думу Федерального Собрания. В Совет Федерации Федерального Собрания каждый регион направляет двух представителей.

Для учета региональных интересов при Правительстве РФ могут учреждаться их представительства. Например, при Правительстве РФ функционируют представительства Брянской, Магаданской, Тульской, Самарской, Ивановской областей.

В свою очередь в самих субъектах в соответствии с ч. 1 ст. 78 Конституции РФ предусматривается возможность создания территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц федеральными органами исполнительной власти для осуществления ими своих полномочий.

Новым институтом, созданным в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений, является институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Основными задачами полномочного представителя являются: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

7. Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают и формируют собственную систему органов законодательной, исполнительной, судебной власти. Есть лишь один ограничитель этой самостоятельности, а именно: соответствие региональных актов, устанавливающих такую систему, основам конституционного строя России, а также принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом. В рамках федерального закона субъекты вправе сами определять систему органов государственной власти, их структуру, полномочия и т.д. В постановлении Конституционного Суда РФ по «алтайскому» делу в этой связи было отмечено следующее:

«Из Конституции Российской Федерации следует, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать свою систему органов государственной власти путем принятия собственных нормативных актов. Однако такие акты должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст. 77, ч. 1), другим положениям Конституции Российской Федерации и конкретизирующим их федеральным правовым актам.

Государственная власть в субъектах Российской Федерации должна опираться на принципы демократического, федеративного, правового государства с республиканской формой правления (ст. 1, ч. 1), единства системы государственной власти (ст. 5, ч. 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).

Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, по и для организации государственной власти в ее субъектах.

Разделение единой государственной власти па законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие».

В этом же решении Конституционный Суд делает еще один важный вывод, касающийся определения формулы взаимоотношений между региональными органами законодательной и исполнительной власти:

«Конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти. Поскольку согласно Конституции Российской Федерации законодательная и исполнительная ветви власти являются самостоятельными, недопустимо, выходя за пределы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, закреплять в Уставе нормы, ставящие исполнительную власть в подчиненное по отношению к представительному органу положение.

Это противоречило бы и статье 77 (часть 2) Конституции Российской Федерации, так как создавало бы препятствия для реализации ее положения о том, что но определенным полномочиям федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Конституция Российской Федерации не содержит прямого указания в отношении порядка избрания глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако она предусматривает в статье 3 (часть 2), что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан избирать органы государственной власти, вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно.

Поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти (статья 5, часть 3 Конституции Российской Федерации), органы государственной власти в субъектах Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные».

8. Субъекты Федерации обладают ограниченной международной правосубъектностью. Это означает, что они в пределах полномочий, предоставленных им федеральной Конституцией, федеральным законодательством и договорами, обладают правом установления международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных" федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. С согласия Правительства РФ субъекты Федерации вправе осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

В соответствии с Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. российские регионы имеют право на ведение переговоров с указанными иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Эти соглашения не могут содержать положения, противоречащие Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральному законодательству, договорам между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы другого субъекта.

Необходимо иметь в виду, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.

Субъекты Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по согласованию с федеральным Министерством иностранных дел вправе открывать свои представительства за пределами Российской Федерации, а также давать разрешение на открытие на территории данного субъекта представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных Государств.

Данные представительства не обладают статусом дипломатических представительств, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции. Работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации отнесена к предметам совместного ведения. Она возлагается на федеральные органы исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Президентом РФ по предложению Правительства РФ. Федеральные органы государственной власти также оказывают региональным государственным органам необходимую правовую и экспертно-консультативную помощь в развитии международных и внешнеэкономических связей, в организации и ведении переговоров, в выработке текстов соглашений, в их выполнении, а также обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов в иностранных государствах.

9. Субъекты Федерации имеют собственную символику, герб, гимн, флаг, а также столицу или административный центр.

Наличие символов субъектов Российской Федерации не является признаком, свидетельствующим о их суверенитете. В постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г., в частности, проверялось положение Конституции Республики Алтай, в которой было закреплено, что государственные символы Республики Алтай - герб, флаг, гимн выражают не только самобытность и традиции ее многонационального народа, но и суверенитет Республики Алтай. Конституционный Суд в своем решении подчеркнул, что

в силу своего конституционного статуса (статьи 65 и 66 Конституции Российской Федерации) республика, как и другие субъекты Российской Федерации, вправе самостоятельно устанавливать свои символы, выражающие исторические и иные ценности и традиции народов, проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок их официального использования. Флаг, герб и гимн наряду с наименованием республики призваны самоидентифицировать ее внутри Российской Федерации и по своему предназначению не могут служить иным целям.

10. Субъекты Федерации не обладают правом сецессии (одностороннего выхода из состава Российской Федерации). Действующая Конституция РФ не фиксирует такого права за субъектами. Между тем первая российская Конституция 1918 г. косвенно признавала такое право. В ее ст. 49 устанавливалось право Всероссийского съезда Советов и ВЦИК на принятие в состав РСФСР новых сочленов Советской республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных ее частей.

В конституциях Союза ССР, в состав которого с 1922 по 1991 гг. входила Россия, право на выход традиционно закреплялось, хотя и не было дополнено механизмом реализации. К примеру, в Конституции СССР 1977 г. в ст. 72 устанавливалось: «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР».

11. Субъекты Федерации равноправны. Статья 5 Конституции дает структурную характеристику Российской Федерации и устанавливает принцип равноправия ее субъектов. Равноправие не следует смешивать с равенством субъектов. Наличие множества различий исторического, экономического, географического и других не позволяет говорить о фактическом равенстве всех субъектов Федерации.

Конституция же закрепляет равноправие, что означает обладание российскими регионами конституционно-правовым статусом субъекта Федерации, в который включается право иметь конституцию или устав, законодательство, свою территорию, собственные органы государственной власти, представительство в Федеральном Собрании, собственную и совместную с федеральными органами власти компетенцию и т.п.

Равноправие также означает, что все субъекты Федерации в равной мере пользуются гарантиями, предоставляемыми со стороны федерального центра согласно Конституции РФ. К числу таких гарантий можно отнести: гарантии обороны: безопасности, защиты внешних границ субъектов; невозможность изменения их территории без их согласия; закрепление за субъектами таких прав, как право утверждать поправки в федеральную Конституцию, право законодательной инициативы в федеральном парламенте, право обращения в Конституционный Суд РФ и др.

Принцип равноправия субъектов Федерации закреплен на конституционном уровне впервые, что представляется крайне важным для гармоничного развития федеративных отношений. Показательным, с точки зрения утверждения принципа равноправия субъектов, является решение Конституционного Суда РФ по делу о дорожных фондах. Заявители - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург - оспаривали два положения Закона «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 г., а именно: о невключении данных городов в перечень субъектов Федерации, имеющих территориальные дорожные фонды, и зачислении в эти фонды соответствующих налогов. Суд признал эти положения неконституционными частично.

Суд указал, что согласно Конституции РФ (ст. 5, ч. 1 и 4; ст. 11, ч. 3; ст. 71, ст. 72,73,75) все составляющие российское государство республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа являются равноправными субъектами Федерации. Причем специально оговаривается, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все они равноправны между собой.

Это выражается, в частности, в единообразии конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочии между Российской Федерацией и ее субъектами и диктует установление федеральным законодателем единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами.

Однако федеральный законодатель и в сфере своей, компетенции не вправе разрешать вопросы, затрагивающие конституционно-правовой статус субъектов Федерации, без учета конституционных основ федеративного устройства. Тем более недопустимо произвольное сужение правовых возможностей субъектов Федерации.

Не включив Москву и Санкт-Петербург и в перечень субъектов Федерации, имеющих территориальные дорожные фонды, законодатель имел в виду, что их создание в Москве и Санкт-Петербурге не предусматривается. Такой подход нарушает конституционный принцип равноправия субъектов Федерации.

Применительно к рассматриваемой ситуации равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти должно означать, что Федерация не может отказать кому-либо из них как в праве создавать территориальные дорожные фонды, так и в возможности формировать их за счет одинаковых для всех источников.

Таким образом, оспариваемые нормы противоречат ч. 1 и 4 ст. 5 Конституции РФ, поскольку в соответствии с ними Москва и Санкт-Петербург не включены в перечень субъектов Федерации, имеющих территориальные дорожные фонды, а также для них установлен принципиально иной в сравнении с другими субъектами порядок финансирования затрат на содержание и развитие дорог общего пользования.

Федеральный законодатель вправе дифференцированно распределять поступления от дорожных налогов, подлежащих зачислению в федеральный и территориальные дорожные фонды, не ограничивая при этом право субъекта создавать собственные территориальные дорожные фонды за счет единых для всех налоговых источников.

Осуществляемое па территории Российской Федерации выравнивание в сфере развития сети автомобильных дорог общего пользования достигается путем перераспределения средств, поступающих от субъектов-доноров, в пользу экономически более слабых субъектов. Однако в силу конституционного принципа равноправия субъектов Федерации в основу такого перераспределения должны быть положены единые критерии.

12. Субъекты Федерации - несуверенные государственные образования. Сувереном выступает сама Российская Федерация, тогда как составные ее части располагают определенной степенью самостоятельности в сферах, определенных федеральной Конституцией. Это нашло подтверждение в постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г., в котором на предмет конституционности, в частности, проверялись положения Конституции Республики Алтай. В этом решении Суд отметил, что:

Конституция РФ не допускает иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Суверенитет Российской Федерации в силу ее Конституции исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов.

Приведенные выше признаки присущи всем субъектам Федерации.

Случайные статьи

Вверх