Противодействие преступности несовершеннолетних в российской федерации. Профилактику вовлечения подростков в криминальную субкультуру усилят в еао

Накануне состоялось очередное заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Еврейской автономной области, которую возглавляет заместитель председателя правительства области Александра Филиппова. Комиссия рекомендовала субъектам профилактики выработать конкретные мероприятия, направленных на профилактику противоправных деяний в отношении несовершеннолетних, а также профилактическую работу с несовершеннолетними, состоящими на учете, в целях предупреждения приобщения их к криминальной субкультуре, сообщили корр. в управлении по внутренней политике ЕАО.

Особое внимание было уделено двум вопросам повестки: «О практике выявления немедицинского потребления несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ и включении несовершеннолетних в программу реабилитации и ресоциализации наркопотребителей» и «О мерах по противодействию криминальным проявлениям в отношении несовершеннолетних в том числе связанным с популяризацией среди них криминальной субкультуры на территории г. Биробиджана, Облученского и Смидовичского муниципальных районов».

Учитывая остроту и актуальность этих проблем, заседание проходило в расширенном формате в режиме видеоконференцсвязи с участием представителей всех районных и биробиджанской городской комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С информацией по первому вопросу на заседании выступили председатель комитета образования области Татьяна Пчелкина, старший оперуполномоченный по особо важным делам управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по ЕАО главный врач областной психиатрической больницы Лариса Глухова.

В выступлениях было отмечено, что за 11 месяцев 2018 года доля наркопреступлений в общем количестве преступлений, зарегистрированных в области составила более 13 процентов. При этом из 449 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков 7 — совершенно лицами, не достигшими возраста 18 лет, зарегистрировано 28 фактов употребления несовершеннолетними наркотических средств. Все зарегистрированные преступления и правонарушения связаны с незаконным оборотом наркотиков каннабисной группы.

Мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств несовершеннолетними на территории области реализуют уполномоченные органы в сфере здравоохранения и образования.

В ходе социально-психологического тестирования и профилактических медицинских осмотров и студентов направленных на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств несовершеннолетними уполномоченные органы в сфере здравоохранения и образования также констатируют обострение ситуации.

В связи с этим комиссия поручила в числе прочих мер комитету образования области совместно с органами местного самоуправления в целях сокращения количества отказов от добровольного участия в социально-психологическом тестировании организовать информационно-разъяснительную работу с обучающимися, их родителями (законными представителями), разработать специальную памятку для несовершеннолетних и их родителей «Медицинская и социальная реабилитация жителей Еврейской автономной области, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях».

Органам местного самоуправления надлежит рассмотреть возможности привлечения к профилактике наркопотребления, употребления спиртных напитков, табакокурения в подростковой среде некоммерческих организаций.

По второму вопросу, касающемуся противодействия криминальным проявлениям в отношении несовершеннолетних и в том числе вовлечению их в преступную среду с информацией выступил заместитель начальника полиции УМВД России по ЕАО Владимир Карачун. Он сообщил, что в настоящее время на профилактическом учете в территориальных органах области состоит 24 подростковые группы антиобщественной направленности в которые входят 61 участник. В этом году на территории области зарегистрированы 28 преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних; 18 – против половой неприкосновенности и половой свободы личности. 14 преступлений совершены родителями и членами семей.

Комиссия рекомендовала субъектам профилактики выработать конкретные мероприятия, направленных на профилактику противоправных деяний в отношении несовершеннолетних, а также профилактическую работу с несовершеннолетними, состоящими на учете, в целях предупреждения приобщения их к криминальной субкультуре.

#riabir #новости #ЕАО #Биробиджан #несовершеннолетние #профилактика

Фото: Управление по внутренней политике ЕАО

УДК 342.721

Б01: 10.19073/2306-1340-2018-15-3-298-303

КРИМИНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ В ОТНОШЕНИИ _НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

САВЕЛЬЕВ Андрей Игоревич*

И [email protected]

Пр. Комарова, 7, Омск, 644092, Россия АГЕЕВА Алена Викторовна*

И [email protected]

Ул. Короленко, 12, Омск, 644010, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы криминальных угроз в отношении несовершеннолетних. Криминологическому анализу подвергается актуальность проблемы, дается понятие угрозы криминологической безопасности несовершеннолетних, определяются источники угроз, с которыми сталкиваются дети, анализируются различные научные точки зрения относительно понятия источников угроз криминологической безопасности. Авторы полагают, что под источниками угроз криминологической безопасности несовершеннолетних могут выступать явления, которые так или иначе связаны с преступностью и создают опасность криминализации и (или) виктимизации несовершеннолетних. Приводятся данные авторского исследования, касающиеся влияния определенных источников угроз на несовершеннолетних. Авторы считают, что обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних целесообразно осуществлять на комплексной основе при скоординированных усилиях всех субъектов профилактики.

Ключевые слова: несовершеннолетние, безопасность, угроза, преступление, источники, детерминанты.

Criminal Threats Against Minors

Savelev Andrei I.**

El [email protected]

E [email protected]

12 Korolenko st., Omsk, 644010, Russia

Abstract. The article deals with issues related to the problem of criminal threats against minors. The relevance of the problem is exposed to criminological analysis, the concept of the threat to criminological safety of minors is given, the sources of threats faced by children are determined, various scientific points of view are analyzed regarding the concept of sources of threats to criminological security. The authors believe that under the sources of threats to criminological safety of minors may be phenomena that in one way or another are related to crime and create the danger of criminalization and (or) victimization of minors. Data of the author"s research concerning the influence of certain sources of threats on minors are given. The authors believe that it is expedient to implement criminological safety of minors on an integrated basis with the coordinated efforts of all prevention subjects.

Keywords: minors, security, threat, crime, sources, determinants.

* Доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России, кандидат юридических

А Доцент кафедры конституционного и муниципального права Омской юридической академии, кандидат юридических наук.

** Docent of the Department of Criminology, Psychology and Pedagogy at Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

AA Docent of the Department of Constitutional and Municipal Law at Omsk Law Academy, Candidate of Legal Sciences.

В последнее время на страницах периодической печати и в научной литературе уделяется все больше внимания вопросам криминальных угроз, в том числе в отношении несовершеннолетних. Актуальность данной темы подчеркивается тем, что криминальные угрозы по своей сущности представляют собой неотъемлемый компонент реального мира, своего рода некие элементы случайности, которые могут повлечь отрицательные последствия. Как правило, угроза опосредует конкретную ситуацию, которая может носить как разовый, так и длящийся характер. Следовательно, своевременное обнаружение криминальных угроз и принятие мер по их нейтрализации является основной задачей обеспечения криминологической безопасности личности.

В свою очередь, обеспечение безопасности несовершеннолетних также является одной из важнейших задач государства, поэтому целесообразно определить, какие криминальные угрозы и «фоновые» явления преступности представляют наибольшую опасность для детей.

Под угрозой криминологической безопасности несовершеннолетних следует понимать преступность во всех ее проявлениях, а также совокупность факторов, создающих опасность преступного посягательства, в результате чего несовершеннолетние могут быть вовлечены в преступную деятельность и (или) стать жертвами преступлений.

Вне всякого сомнения, угрозы криминологической безопасности несовершеннолетних возникают из определенных источников. Следовательно, необходимо определить источники угроз, с которыми сталкиваются дети в современном обществе, с целью минимизации и устранения данных источников, а также их негативных последствий. Так, источниками угроз криминологической безопасности несовершеннолетних могут выступать явления, которые так или иначе связаны с преступностью и создают опасность криминализации и (или) виктимизации несовершеннолетних.

Несколько иной точки зрения придерживаются А. Г. Горшенков, Г. Г. Горшенков и Г. Н. Гор-шенков, которые под источниками угроз криминологической (антикриминальной) безопасности

личности понимают отдельных людей либо общность людей .

В свою очередь, В. А. Плешаков справедливо разделяет источники на следующие два вида: источники формирования угрозы и источники, из которых исходит непосредственная угроза. К первому виду относятся причины и условия, способствующие совершению преступлений, ко второму - преступность как явление, продуцирующее само себя, а потому создающее условия для своего существования и развития, сохраняющее в себе постоянную криминальную угрозу для любого объекта, а также носители этой криминальной угрозы .

В настоящее время предпринимаются попытки выделить источники угроз безопасности в отношении несовершеннолетних. Так, в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации1 среди основных источников угроз отмечено распространение экстремистских настроений среди молодежи, увеличение числа преступников за счет беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, высокий уровень террористической угрозы на территории Российской Федерации, значительное количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Определенный интерес представляют данные ВЦИОМ относительно основных источников угроз криминологической безопасности несовершеннолетних. Так, на протяжении нескольких лет не изменяется распределение наиболее важных источников угроз в отношении несовершеннолетних, а именно: 1) алкоголизм, наркомания среди детей и подростков - 39 %; 2) низкий уровень жизни российских семей, имеющих детей, - 23 %; 3) детская и подростковая преступность - 15 %; 4) проблемы проведения досуга детьми - 14 %; 5) проблемы воспитания детей в образовательных организациях - 13 %; 6) насилие в отношении детей в российских семьях -12 %; 7) беспризорность и безнадзорность -11 %2.

Наряду с этим проведенное исследование отчасти подтверждает вышеуказанные данные о наиболее важных источниках угроз в отношении несовершеннолетних. Мнения респондентов относительно влияния определенных

1 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации 14 нояб. 2013 г. № Пр-2685. URL: http://kremlin.ru/acts/news/19653

2 Данные всероссийского опроса ВЦИОМ 21-22 мая 2016 г по 46 регионам Российской Федерации, опрошено 1 600 респондентов. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2016/2016-06-08-deti.pdf

источников угроз распределились следующим образом: а) ограниченная доступность сферы досуга для несовершеннолетних - 61,2 %; б) влияние современной информационной среды (в том числе информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет) - 57,0 %; в) низкий уровень жизни российских семей - 54,1 %; г) распространение алкоголизма и наркомании -34,7 %; д) преступность несовершеннолетних -32,6 %; е) преступность в отношении несовершеннолетних - 25,6 %; ж) насилие и жестокость в семье - 14,9 %; з) беспризорность и безнадзорность - 12,0 %3.

Необходимо отметить, что каждый из перечисленных источников угроз вне зависимости от их распределения при определенных обстоятельствах может являться детерминантой совершения преступлений несовершеннолетними и (или) в отношении них. В то же время, по мнению респондентов, негативное влияние микросреды и фоновых явлений преступности в большей степени являются детерминантами криминализации несовершеннолетних, а семейное неблагополучие и недостаточная организованность досуга способствуют виктимизации детей4.

Кроме того, данные источники угроз не могут быть устранены или минимизированы в полном объеме без комплексного обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних, которое, как считают большинство респондентов, должно в первую очередь начинаться с организации их досуга5. Вместе с тем вследствие ограниченной доступности сферы досуга несовершеннолетние вынуждены самостоятельно организовывать свое времяпрепровождение, которое нередко сопровождается употреблением спиртных напитков, конфликтами в среде сверстников и как крайняя форма - совершением противоправных действий, в том числе в отношении несовершеннолетних.

Свободного времени у несовершеннолетних достаточно много, и по мере его увеличения интересы детей могут деформироваться и приобрести негативный оттенок. Чем больше свободного времени у несовершеннолетнего, тем выше вероятность его криминализации или виктимизации. При этом содержательная составляющая вре-

мяпрепровождения отличает несовершеннолетних, совершивших впоследствии преступления, от других сверстников: предпочтение отдается праздности. Характерной является неразвитость интересов, реализуемых в сфере досуга.

Переход к рыночным отношениям дестабилизировал организацию досуга несовершеннолетних в летнее время. Коммерциализация лагерей отдыха и профилакториев привела к росту цен за их пользование. Часть детских оздоровительных учреждений из-за нерентабельности и отсутствия государственных дотаций были закрыты или сданы в аренду. Поэтому не случайно любимыми местами отдыха подростков стали чердаки, подвалы, где они предоставлены сами себе, бесконтрольны и свободны в выборе развлечений.

Вместе с тем недостаточность управляемого досуга способствует тому, что несовершеннолетние проводят большую часть времени в информационно-телекоммуникационной сети, включая сеть Интернет. Таким образом, в настоящее время особо остро стоит проблема информационной безопасности детей. По мнению Е. А. Брылевой, это обусловлено прежде всего возрастными, психологическими и физиологическими особенностями формирующейся личности, а также тем, что несовершеннолетний в наибольшей степени подвержен негативному воздействию информации, наносящей вред его здоровью и нравственному развитию .

Подобной точки зрения придерживаются А. А. Чесноков и Е. С. Акимышева, которые считают, что дети особенно беззащитны перед информационными угрозами в силу неокрепшей психики и отсутствия жизненного опыта. Причем большое значение в уровне информационной угрозы для несовершеннолетних имеет среда проживания, прежде всего семья . Недостаточное внимание со стороны родителей может привести к тому, что ребенок проводит больше времени за компьютером, замыкается на уровне социальных сетей, становясь легкой добычей киберпреступников.

Сегодня следует признать, что Интернет стал основным источником общения детей и молодежи. Информация, которую несовершеннолетние получают из сети Интернет, во многом оказы-

3 Исследование проведено А. И. Савельевым в 2018 г. в г. Омске, опрошено 242 человека.

4 Исследование проведено А. И. Савельевым в 2017 г. по материалам Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Омской области. Опрошено 156 участковых уполномоченных полиции и 146 сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних.

5 Исследование проведено А. И. Савельевым в 2017 г. в г. Омске, опрошено 236 человек.

вает воздействие на формирование модели поведения современного поколения. Учитывая актуальность данной проблемы, было проведено исследование, в ходе которого большинство респондентов (64 %) ответили, что свободное время проводят в Интернете, и только немного более одной трети (36 %) заняты иными делами. В большей степени несовершеннолетним интересны социальные сети (81,8 %), видео и музыкальные сайты (34,8 %), а также обучающие сайты (31,8 %)6. Принимая во внимание, что социальные сети насыщены видеороликами со сценами насилия, жестокости, порнографии, антиобщественного поведения, скрытой пропаганды употребления алкоголя и наркотических веществ, можно сделать вывод, что несовершеннолетние бессознательно усваивают образцы противоправного поведения, которые в дальнейшем могут быть воплощены в жизнь.

Наряду с приведенными выше угрозами следует отметить, что на криминологическую безопасность несовершеннолетних определенное влияние также оказывает уровень жизни российских семей. Безусловно, важной предпосылкой нормального физического и духовного развития несовершеннолетних является обеспечение для них надлежащих материально-бытовых условий: регулярное, соответствующее потребностям растущего организма питание; отвечающая эстетическим и гигиеническим требованиям одежда для учебы, отдыха, занятий спортом; отдельное спальное место; место для занятий; учебные принадлежности - вот минимальный перечень того, что должны обеспечить родители, содержащие детей, и что входит в понятие нормальных материально-бытовых условий. Игнорирование этих условий, например, из-за пьянства или аморального поведения родителей, синдрома накопительства или низкого материального достатка в семье, попадания родителей под влияние религиозных сект и так далее отрицательно влияет на подготовку подростков к жизни в обществе, на развитие личности несовершеннолетних, способствует ее дальнейшей деформации.

В то же время утверждение о том, что существует прямая зависимость между уровнем доходов и уровнем преступности, у ряда ис-

следователей вызывает сомнение. Тем не менее большинство криминологов признают уровень доходов важнейшим фактором, влияющим на преступность. Логика довольно простая: бедный более склонен совершать преступления, поскольку у него нет лучших альтернатив для получения высокого дохода (или даже просто для выживания). Реальная действительность заметно сложнее .

Следует заметить, что низкий уровень доходов, неблагоприятные жизненные условия и многие другие факторы могут породить еще одну проблему - алкоголизм и наркоманию. Так, статистические материалы разных ведомств, а также результаты конкретных социальных и медико-социальных исследований свидетельствуют о широком распространении пьянства и наркомании среди несовершеннолетних и связанных с этим их морально-нравственной деградации, физического и психического ухудшения здоровья. Пьянство представляет собой серьезную опасность как для всего общества, так и для его граждан.

Наряду со злоупотреблением алкогольными напитками не менее злободневной проблемой современной молодежи является распространение наркотических средств и психотропных веществ. Если до 90-х гг. прошлого века принудительное лечение и привлечение к ответственности не сдерживали роста наркомании, то хотя бы делали это явление не столь очевидным. Теперь же, с вхождением нашей страны в мировое сообщество, мы столкнулись лицом к лицу с этой проблемой и со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это вызывает серьезные опасения, так как в абсолютном большинстве случаев употребление наркотиков сопряжено с тем или иным правонарушением.

В настоящее время число выявленных лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения за период с 2013 г. по 2017 г., снизилось на 15,6 %7. По состоянию на 1 января 2018 г. 12 937 несовершеннолетних состояли на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России, по итогам 2017 г. 343 подростка совершили преступления в состоянии наркотического опьянения (-35,9 %)8.

6 Исследование проведено А. И. Савельевым в 2017 г. в г. Омске. Опрошено 198 учащихся образовательных организаций общего образования.

7 Исследование проведено А. И. Савельевым в 2018 г по данным ГИАЦ МВД России, размещенным в единой информационно-телекоммуникационной сети органов внутренних дел с 2012 по 2016 г.

8 Офиц. сайт Уполномоченного при Президенте Рос. Федерации по правам ребенка. URL: http://www.deti.gov.ru/

Врачи-наркологи отмечают, что спектр одурманивающих веществ постоянно расширяется: это и спайсы, и соли, и газы (например, пропан). Вместе с тем нередко в состоянии алкогольного и наркотического опьянения несовершеннолетние совершают преступления, что, безусловно, является одной из самых актуальных и социально значимых проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня.

Согласно сведениям уголовной статистики, в Российской Федерации за период с 2008 по 2017 г. произошло снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в 2,6 раза. При этом наибольший уровень преступной активности несовершеннолетних за этот период был зафиксирован с 2008 по 2010 г., а наименьший - в 2017 г.9 По итогам 12 месяцев 2017 г. наблюдался спад преступной активности несовершеннолетних на 15,6 %10. Думается, что данную тенденцию необходимо связать с аналогичной динамикой «взрослой» преступности. Так, по данным МВД России, за 12 мес. 2017 г. всего зарегистрировано более 1 920 тыс. преступлений, или на 4,3 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года11.

Вне всякого сомнения, не менее актуальной является проблема преступности в отношении несовершеннолетних. По справедливому мнению Л. М. Прозументова, в период крупных общественно-политических и социально-эко-

номических преобразований были созданы условия для формирования новых криминальных угроз, воздействие которых в большей степени ощущают на себе менее защищенные социальные слои и группы населения, к числу которых относятся несовершеннолетние. Сложившаяся ситуация вызывает серьезную озабоченность государственной власти и гражданского общества, обусловливает необходимость совершенствования существующих и разработки новых мер защиты несовершеннолетних от преступных посягательств .

Вместе с тем обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних органами государственной власти и иными субъектами профилактики должно осуществляться в определенной последовательности: 1) выявление источников криминальных угроз в отношении несовершеннолетних; 2) исследование условий и обстоятельств, влияющих на формирование криминальных угроз в отношении несовершеннолетних; 3) определение реальных масштабов распространения криминальных угроз в отношении несовершеннолетних; 4) воздействие на источники криминальных угроз, а также их негативные последствия.

Таким образом, обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних целесообразно осуществлять на комплексной основе при скоординированных усилиях всех субъектов профилактики.

Список литературы

1. Брылева Е. А. Информационная безопасность несовершеннолетних как часть национальной безопасности // Вестник Самарского юридического института. 2014. № 1 (12). С. 12-14.

2. Горшенков А. Г., Горшенков Г. Г., Горшенков Г. Н. Информационная преступность: криминологическая безопасность личности, угрозы и меры ее защиты // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Право. 2003. № 1. С. 13-16.

3. Латов Ю. В. Экономические детерминанты преступности в зарубежных странах (обзор криминометрических исследований) // Журнал институциональных исследований. 2011. Т. 3, № 1. С. 133-149.

4. Плешаков В. А. Угрозы криминологической безопасности: системный анализ современного состояния // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3. С. 34-39.

5. Прозументов Л. М. Некоторые спорные вопросы, относящиеся к объекту и предмету состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ // Уголовная юстиция. 2016. № 2 (8). С. 18-22.

6. Чесноков А. А., Акимышева Е. С. Профилактика посягательств на информационную безопасность несовершеннолетних в сети Интернет - важнейший инструмент защиты детства в России // Состояние, динамика и тенденции преступности в семейно-бытовой сфере: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Барнаул: Гор.-Алт. гос. ун-т, 2016. С. 192-195.

9 Исследование проведено А. И. Савельевым в 2018 г. по данным Росстата за период с 2008 по 2017 г. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/

10 Офиц. сайт Федер. службы гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/infraction/

11 Состояние преступности за январь-ноябрь 2017 r. // Офиц. сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/reports/ item/11830347/

Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право References

1. Bryleva E. A. Informatsionnaya bezopasnost" nesovershennoletnikh kak chast" natsional"noi bezopasnosti . Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta - Bulletin of the Samara Law Institute, 2014, no. 1 (12), pp. 12-14.

2. Gorshenkov A. G., Gorshenkov G. G., Gorshenkov G. N. Informatsionnaya prestupnost": kriminologicheskaya bezopasnost" lichnosti, ugrozy i mery ee zashchity . Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Pravo - Vestnik ofLobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Law, 2003, no. 1, pp. 13-16.

3. Latov Y. V. Ekonomicheskie determinanty prestupnosti v zarubezhnykh stranakh (obzor kriminometricheskikh issledovanii) . Zhurnal institutsional"nykh issledovanii - Journal of Institutional Studies, 2011, vol. 3, no. 1, pp. 133-149.

4. Pleshakov V. A. Ugrozy kriminologicheskoi bezopasnosti: sistemnyi analiz sovremennogo sostoyaniya . Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2013, no. 3, pp. 34-39.

5. Prozumentov L. M. Nekotorye spornye voprosy, otnosyashchiesya k ob"ektu i predmetu sostava prestupleniya, predus-motrennogo ch. 1 st. 157 UK RF . Ugolovnaya yustitsiya - Russian Journal of Criminal Law, 2016, no. 2 (8), pp. 18-22.

6. Chesnokov A. A., Akimysheva E. S. Profilaktika posyagatel"stv na informatsionnuyu bezopasnost" nesovershennoletnikh v seti Internet - vazhneishii instrument zashchity detstva v Rossii . Sostoyanie, dinamika i tendentsiiprestupnosti v semeino-bytovoi sfere - Dynamics and Trends in the Family and Household Sphere. Barnaul, Gorno-Altaisk State University, 2016, pp. 192-195.

Филиппова Елена Олеговна,Оренбургский государственный университет, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права, г. Оренбург[email protected]

Противодействие преступности несовершеннолетнихв Российской Федерации

Аннотация. В настоящее время все большую актуальность приобретает тема преступности несовершеннолетних. Данное положение дел несомненно вызвано желанием снизить рост подростковой преступности, а также необходимостью разработки комплексных мер направленных на искоренение их причин. Стоит отметить, что политика государства применяя опыт зарубежных коллег совершенствует и разрабатывает нормы права по данной тематике, тем самым достигая высоких результатов.Ключевые слова:преступность, несовершеннолетние, борьба с преступностью, меры по предупреждению преступности несовершеннолетних.

Благодаря накоплению, изучению, системному анализу причин и условий несовершеннолетней преступности, государство разрабатывает и совершенствует уже существующие меры противодействия (борьбы) с ней. Если рассматривать вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних, то необходимо говорить о том, что это проблема не только внутри одного государства, это проблема носит международный, глобальный характер. В связи с чем, отечественная правоприменительная практика в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних стала обращаться к зарубежному опыту.Борьба с преступностью несовершеннолетних является одним из стратегических направлений в деле противодействия преступности в целом, в рамках которого необходимо обеспечить комплексное воздействие на причины и условия преступности, а также на все формы ее проявления с целью предотвращения самодетерминации. Борьба с преступностью это целенаправленная системная деятельность общества и государства, представляющая собой единство следующих подсистем: 1) общей организации борьбы с преступностью; 2) предупреждения преступности (общего, специального, индивидуального); 3) правоохранительнойдеятельности (карающей и правовосстановительной) .Меры, проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних, могут быть разделены на пять групп. Первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три рецидивной.Итак,первая группа мер это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих. Эта мера может быть и воспитательной и принудительной (например: лишение родительских прав). Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека.Мы считаем, что в процессе противодействия борьбы с преступностью несовершеннолетних прежде всего необходимо делать акцент именно на ранней профилактике. Это связано с тем, что преступление лучше предотвратить, чем дожидаться, когда оно совершится и нанесет непоправимый вред и потерпевшему и несовершеннолетнему преступнику. В раннейпрофилактике образовательные учреждения играют важную роль, они закладывают в подростка определенные знания, что создает основу его будущей жизни. В школьном образовании в РФ отсутствуют предметы, которые помогают подросткам получить базовые правовые знания, хотя во многих зарубежных странах, такие предметы входят в обязательный перечень программ, например, США. Вобязательную школьную программу должен быть введен предмет «Основы права в РФ», а в качестве преподавателей должны выступать сотрудники правоохранительных органов, с образованием не только юриста, но и педагога или детского психолога. Особого изучения права и неблагоприятных последствий нарушения законов должны изучаться и преподаваться детям, находящимся в зоне риска, в частности, тем, которые состоят на попечении в государственных учреждениях. Кроме основ права, данной категории детей необходимо более детально преподносить уголовное право, а для учащихся более старшего возраста еще и жилищные, трудовые права, а также право на образование, так какпри выходе из данного учебного заведения нарушаются их права на жилище и при трудоустройстве, а про льготы при поступлении в ВУЗы некоторые и не знают. Данное предложение должно финансироваться как на федеральном, так и региональном уровне. Для детей, находящихся на попечении государства роль педагогов могли бы осуществлять юристы, входящие в «Ассоциацию юристов России» на добровольной, безвозмездной основе, по крайней мере в тех субъектах где есть ее представительство.Стоит отметить, что несовершеннолетние преступники идут на противоправные деяния и подвергнуты отрицательному влиянию еще и в силу того, что у подростков зачастую не организован досуг. За последние годы возможность посещать спортивные и иные кружки у многих людей отсутствует в силу приобретения коммерческого характера. Ведь для того, чтобы начать заниматься в той или иной секции придется заплатить немалую стоимость, а родители где матьодиночка или неблагополучная семья не могут обеспечить этим ребенка. Считаем, что для несовершеннолетних детей, у которых отсутствует возможность оплачивать посещение тех или иных мероприятий, финансировать должно государство. Так, Комиссия, совместно с муниципалитетами подготовила и представила в январе 1983 г. в Совет Министров Французской Республики более 70предложений по обеспечению безопасности и общественного порядка. Среди них можно выделить операции под названием «Лето–молодежь» и «Каникулы» по организации в летнее время досуга молодежи, не выезжающей на каникулы из города. С этой целью в существующих ивновь созданных молодежных лагерях инструкторами работают специально отобранные и прошедшие соответствующую психологическую и педагогическую подготовку у профессиональных педагогов сотрудники СRS–корпуса республиканской безопасности мобильных сил французской полиции (наш аналог ОМОНа). Начиная с 1982 г., систематическое проведение подобных операций позволило существенно снизить уровень правонарушений среди молодежи, особенно относимых к категории«мелкой преступности».В Оренбургскойобласти реализуются некоторые программы, которые затрагивают вопросы профилактики преступности несовершеннолетних, например с 2012 г. действует молодежный проект Общественного совета при следственном управлении Следственного комитета «Скажемпреступности нет!». Члены указанного совета пропагандируют здоровый образ жизни, привлечение подрастающего поколения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, выступают в образовательных учреждениях на правовые темы. Считаем необходимым принять опыт США и на региональном уровне разработать ряд программ, предусматривающих правовое просвещение с возможностью посещения ряда исправительных учреждений, участковых пунктов, для наглядного восприятия отрицательного воздействия антиобщественного образа жизни.

Первостепенной задачей при реализации политики направленной на раннюю профилактику преступности несовершеннолетних, является принятие тех или иных нормативноправовых актов, причем не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации. Представляется актуальным внести изменения в Закон РФ «Об образовании»: его следует дополнить нормой, предусматривающей обязанность федерального органа исполнительной власти в области образования разрабатывать и устанавливать наряду с образовательными государственными стандартами еще и воспитательные государственные стандарты.; кроме того следует принять в форме федерального закона Государственные стандарты дошкольного и школьного воспитания, которые бы устанавливали минимум воспитательных услуг (в том числе в сфере профилактики правонарушений и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних), которые должны оказывать дошкольные и школьные образовательные учреждения. На уровне Оренбургской области представляется необходимым принять закон «О гарантиях прав ребенка» конкретизирующей и уточняющий положения Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124ФЗ.В ряде зарубежных стран ввели комендантский час, Россия не стала исключением в федеральном законе «Об основных гарантиях правребенка», ограничивается посещение без сопровождения взрослого определенных мест в определенное время. На уровне Оренбургской области также принят Закон № 3279/760 IV –ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области», согласно которому несовершеннолетнему ограничивается право посещать заведения предназначенные для реализации алкогольной продукции, продукции сексуального характера; а в ночное время (период с 22.00 до 06.00 часов местного времени с 1 ноября по 31 марта, с 23.00 до 06.00 часов местного времени с 1 апреля по 31 октября) без сопровождения взрослого общественные места указанные в данном нормативном акте.Также хотелось бы привести положительный опыт и возможность его применения в РФ, Англии и Уэльса, где Закон 1998 г. «О преступлениях и нарушениях общественного порядка», предусматривает обязанность по задержанию школьников, прогуливающих занятия, полицейским констеблем и доставления их домой или в школу.Вторая группа мер это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавших совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи и др.).В данном случае важную роль играют уполномоченные органы, которые проведя воспитательную работу либо поспособствуют исправлению несовершеннолетнего либо спровоцирует в нем агрессию и тем самым усугубит ситуацию.Стоит отметить, что в Оренбургской области сделан вывод о недостаточной индивидуальнопрофилактической работе уполномоченных органов с семьями социального риска, которых в области насчитывается более 2,5 тысяч.К примеру, как выяснили прокуроры, в Бугурусланском районе из общего количества преступлений несовершеннолетних половина совершены 17летним юношей, состоящим на профилактическом учете в полиции с июня 2013 года. Подросток воспитывается в многодетной семье, где родители злоупотребляют спиртным, мать не работает, у детей отсутствуют условия для развития и обучения. Пользуясь отсутствием контроля со стороны взрослых, парень в вечернее и ночное время совершал кражи велосипедов, мобильных телефонов и имущества из автомобилей. Профилактическая работа полицейских с ним и его семьей, отнесенной к категории семей социального риска, велась лишь на бумаге. Во многих территориях органы образования отстранились от реального решения профилактических задач. Их сотрудники зачастую не владеют полной информацией о «трудных» подростках и их семьях, о совершенных ими общественно опасных деяниях. В итоге должный контроль за потенциальными преступниками по месту их обучения не ведется. .Не дорабатывают в данной области и органы здравоохранения и социальной защиты. В практике встречаются случаи, когда отсутствие внимания и должной реакции со стороны этих органов приводит к печальным последствиям. Так, в 2015 году в семье наркоманов от голода скончался 1,5месячный ребенок. Медики, обязанные осуществлять патронаж за малышом и не имевшие возможности попасть в квартиру, не информировали об этом все заинтересованные службы. В итоге беспомощный младенец остался наедине со своими проблемами.Всего за 8 месяцев 2015 года преступные деяния совершили 570 подростков. Из них 62% составляют учащиеся образовательных организаций области. Треть несовершеннолетних преступников на момент совершения уголовно наказуемых деяний нигде не учились и не работали. Каждый седьмой несовершеннолетний совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения.

Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних.Третья группа мер это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечения их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.В случае если подросток перешел границу возможного поведения, нарушил закон, то в соответствии с УК РФ, он несет наказание. Вопросыназначения наказания в криминологии также является весьма интересным. Выше уже указывалось, что в России была предпринята попытка по созданию судов для несовершеннолетних, но просуществовали такие сравнительно не долго. В настоящее время все чаще обращаясь к опыту зарубежных государств, политка России направлена на внедрение ювенальной юстиции, и это уже принесло свои положительные плоды.Многие субъекты РФ (например первый суд в послереволюционной России открыт в2004 г. в г. Таганрог Ростовской области)пошли по пути создания таких судов, исключением не является и Оренбургская область.В Оренбургской области работа по созданию ювенальных судов началась в мае 2007 г., на базе Промышленного районного суда, после издания совместного приказа председателя областного суда Емельянова В.А. и начальника управления Судебного департамента Купчика В. К., и последующего за ним решения Совета судей области от 25 мая 2007 г. «О мерах по созданию ювенального суда в Промышленном районном суде г. Оренбурга». В суде был оборудован специальный зал для рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. В нем нет традиционной клетки, в которой подсудимый обычно находится все время судебного процесса, участники процесса –прокурор, адвокат, подсудимый, его законные представители, психологи, социальные работники располагаются за одним круглым столом, что, в определенной степени, говорит об общности их действий, направленных не на карательное, а на восстановительное правосудие. Кроме того, была оборудована «комната для конфиденциальных встреч», т. е. Комната примирения, в которой до начала судебного процесса, в перерывах могут встретиться стороны прокурор,адвокат, подсудимые, папы и мамы детей, потерпевшие, истцы и ответчики, при посредничестве или участии, если потребуется, ведущего социальных программ, психолога, педагога. Судебный департамент при Верховном Суде РФ в Орен6урruкой области выделил две штатные должности помощников судей с функциями социального работника, один из них имеет диплом педагога, другой социальногоработника.В Канаде, где уже сто лет действует ювенальное судопроизводство, рецидив среди несовершеннолетних составляет 12%. По меркам нашего государства это очень малое количество рецидивистов, так как в некоторых областях России рецидивная преступностьсреди несовершеннолетних доходит до 25%. В Промышленном районном суде г. Оренбурга такая преступность составляет обычнодо 10%, а за год работы в режиме ювенального судопроизводства снизилась до 5%. После того как уголовное дело в отношении несовершеннолетнего поступает в суд, им начинает заниматься уполномоченный помощник, который приглашает несовершеннолетнего и его родителей для установления контакта с подростком и его семьей, идет в школу, в колледж, в университет, на работу, в инспекцию по делам несовершеннолетних и т.д. Выясняет все сведения о нем, начиная с пеленок и по настоящее время, на основании которых составляет социальную карту подсудимого, которая передается судье. Привлекаются педагоги, психологи, психиатры. Действующим законодательством это практически не урегулировано и при обычном рассмотрении дел, без применения элементов ювенальной юстиции, не осуществляется. Вот в чем еще одна разница. В итоге, рассмотрев дело, судья имеет полное представление о подсудимом, о его окружении, положении в семье, в обществе, об его увлечениях, наклонностях, мотивах и причинах, побудивших его совершить преступление, и прочих важных обстоятельствах, анализ которых позволяет сделать вывод опасен ли он для общества и насколько, либо не опасен, заслуживает ли он наказания и какого, либо его можно совсем освободить от наказания, какой контроль за ним необходим.За 2008 г. осуждено 89 человек (86,4% от несовершеннолетних), из них к лишению свободы 23 (25,8% от осужденных несовершеннолетних), к лишению свободы условно 42 (47,1% от осужденных несовершеннолетних), к штрафу 3 (3,4%), к обязательным и исправительным работам 16 (17,9%).За 1 полугодие 2015 года Промышленным районным судом г. Оренбурга рассмотрено с вынесением приговора 231 уголовное дело, по которым осуждено 268 лиц. К наказанию в виде реального лишения свободы за 1 полугодие 2015 года осуждено 182 лица, что составляет67,91 % от общего числа осуждённых.Кроме того, следует согласиться с мнением о том, что необходима специализация не только суда, но и правоохранительных органов, уголовноисполнительных инспекций по работе с несовершеннолетними. Однако, законодательством специализация по делам несовершеннолетних, например, для уголовноисполнительных инспекций, не предусмотрена.Четвертая группа мер воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательнотрудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.При профилактике противоправного поведения ранее судимых необходимо выявлять таких лиц, вести их учет, изучать, а при определенных условиях осуществлять в отношении них административный надзор. Профилактика рецидива базируется на нравственновоспитательном воздействии, не исключающим применение гласного и негласного контроля за их поведением.Стоит отметить, что ювенальная система ограничивается не только ювенальными судами, сюда входят также следующие элемента: а) особый круг лиц, на которых распространяется действие данной системы (несовершеннолетние); б) специальные меры уголовноправового воздействия на них; в) особые процедурные нормы, регламентирующие процесс расследования и судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних; г) специализированные органы судебной власти иучреждения, предназначенные для рассмотрения уголовных дел данной категории; д) органы и учреждения, предназначенные для исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних».В литературе обсуждается вопрос о необходимости создания в России службы пробации. Это обусловлено целым рядом причин. Основная из них состоит в том, что отбывание наказания без изоляции от общества позволяет, с одной стороны, сохранить имеющиеся у осужденного социально полезные связи, с другой –оградить его от негативного влияния со стороны наиболее криминально зараженной части преступников, находящихся в местах лишения свободы. Социальная значимость института пробации определяется также его возможностями в развитии у осужденных навыков социально приемлемого и ответственного поведения. Термин «пробация» (от лат. probatio –испытание) употребляется чаще всего как институт, сопровождающий условное лишение свободы или отсрочку вынесенного приговора, а также в связи с деятельностью по исполнению наказаний, альтернативныхлишениюсвободы. Суть пробации состоит в принудительном надзоре со стороны специальных органов за поведением осужденного и выполнением обязанностей, возложенных на него судом, коррекции его поведения, содействии в социальной адаптации и предупреждении совершения им повторных преступлений. Ее цель сокращение рецидивной преступности и стимулирование правопослушного поведения, содействие включению правонарушителя в жизнь общества. Пробация предполагает осуществление надзора за осужденным, а также применение мер по коррекции его социального поведения и оказания ему помощи в социальной адаптации.Виды принудительных мер воспитательного воздействия помещены в ст. 90 УК РФ. В литературе предлагается данный перечень расширить, Е.А. Стабровская говорит о целесообразности введения такой меры как официальное предостережение несовершеннолетних правонарушителей, суть которой состоит в «письменном предостережении несовершеннолетнего лица, проявившем умысел на совершение преступления, уполномоченными на это представителями правоохранительных органов.В качестве еще одной меры воспитательного воздействия предлагается ввести официальное извинение потерпевшему.Пятая группа мер это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.После освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение у бывших осужденных возникает проблема адаптации к нормальным условиям жизни. Изменяется и личность бывшего осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону. У большинства несовершеннолетних правонарушителей до осуждения не существовало нормальных социально полезных связей. Они ограничивались только связями внутри девиантных групп и общностей, начиная от родителейпреступников или алкоголиков и заканчивая криминогенным районом. Для детей, выросших в таких условиях процесс социализации проходил в рамках девиантной субкультуры, а значит, они не имеют понятия об общечеловеческих ценностях и нормах. Здесь о процессе восстановления прежних социальных связей не может быть и речи. В данном случае речь идет о ресоциализации, т.е. о процессе повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе. Создание нормальных условий для социальной работы –важнейшая задача государственных органов и общественности, основное направление предупреждения рецидивной преступности.Кроме того, меры по предупреждению преступности несовершеннолетних делят на:

воспитательные, т.е. направленные на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной работы регламентированы законом и иными нормативными актами. Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и др.;

принудительные, т.е. уголовноправовые, административные, дисциплинарные, исправительнотрудовые. Все они регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами.Однако и общественные организации участвуют в ихреализации;

организационные специальные меры по улучшению выявления и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказывающихся в трудных условиях и т.д. Планирование работы сними, контроль, координацию действий различных организаций (в отношении несовершеннолетних это наиболее актуально в силу отмеченного выше значительного числа субъектов предупредительн0ой работы);

различные виды помощи подросткам, оказывавшимся в сложныхжизненных ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов в учебных или производственных коллективах .

В данном случае опыт США где реализуется программа, согласно которой учащиеся до 16 лет совмещают учебу с работой, а с 1718 лет переходят на производство, посещая вечернюю школу.Данная практика должна применяться и в России. Согласно трудовому законодательству РФ, допускается заключение трудовых договоров с лицом, достигшим возраста 16ти лет, в некоторых случаях и ранее указанного возраста. Однако на практике работодатель не всегда стремиться взять на работу несовершеннолетнего, в основе его доводов лежит не способность несовершеннолетнего работника осознавать степень ответственности за выполняемую работу, кроме того, работодатель не стремится к обучению молодого поколения, выбирая людей старшего возраста и обладающего опытом работы. С учетом уровня развития коммерческих структур, несовершеннолетним лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в свободное от учебы время может быть предложена подработка, например, в местах общественного питания, в которых не продается алкоголь, магазинах, а также по договору сезонного найма по благоустройству города.Итак, противодействие преступности несовершеннолетних, представляет собой меры борьбы с причинами совершения преступлений и условиями им способствующими. Все меры условно можно поделить на: воспитательные, организационные, принудительные, различные виды помощи подросткам, оказывавшимся в сложных жизненных ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов в учебных или производственных коллективах. Противодействие преступности несовершеннолетних должно акцентировать свое внимание на ранней профилактике, так как в данном случае есть реальный шанс предотвратить преступление в будущем, а также поспособствовать правовому и нравственному воспитанию, просвещению личности.

Ссылки на источники1.Блясова, И.Ю. Состояние профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних в советский период / И. Ю. Блясова // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 1. С. 55.2.Бурсакова, М.С. Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних в Оренбургской области / М.С. Бурсакова // Извести Оренбургского государственного аграрного университета.

2014. № 2. С. 267. ISSN0103 –51.3.Волошин, В.М. Уголовноправовая политика России в отношении несовершеннолетних правонарушителей и роль ответственности в ее реализации / В.М. Волошин // Правоведение. 2008. №2 С. 22. ISSN08694486.4.Гурдинин, Н.С. Грязнова Д.В. Преступность молодежи в современной России: причины, тенденции, пути противодействия // NAUKARASTUDENT.RU(ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ) {Электронный ресурс} -Режим доступа: http://naukarastudent.ru/16/2522/. 18.11.2015.5.Жадан, В.Н. К вопросу о подходах выделения причин и условий преступности несовершеннолетних. Сборник научных трудов / Ставрополь: Логос. 2014. С. 88. ISВN5983630016.6.Савина, Т.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних в Российском законодательстве 1719 веков / Т.А. Савина // Вектор науки. 2012. № 3. С.10. ISSN08690101.7.Саркисян, М.В. Особенности развития российского законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в период с XVIIпо начало XXв. / М. В. Саркисян /// Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 4. С. 30. ISSN08696969.8.Сольская, К.В., Кузнецов И.А. Меры противодействия и профилактики преступности несовершеннолетних / К.В. Сольская // Вестник БИСТ. 2014. № 2(23). С. 35. ISSN01316761.

Случайные статьи

Вверх