Классифицировать иностранных граждан и лиц без гражданства. Если иностранные граждане совершили преступление на территории рф В случае совершения иностранным гражданином административного правонарушения

Поделится в соц. сетях:


Большинство иностранных граждан и лиц без гражданства, находящиеся временно на территории РФ или проживающие в России постоянно, имеют множество дополнительных прав и обязанностей. А на некоторые категории иностранных граждан, таких как беженцы, и вовсе распространяются особые нормы законодательства.

Но речь идет об основных правах и обязанностях. А что касается уголовной ответственности? Будут ли отвечать иностранцы, находящиеся на территории РФ, за совершенные преступления, или наказанием будет заниматься их родное государство? И что ждет граждан РФ, которые совершили уголовно наказуемое правонарушение за пределами РФ? На эти вопросы даст ответы наша статья.

Сразу же рассмотрим главный вопрос, а именно «Как отвечают иностранные граждане за уголовно наказуемые преступления, совершенные на территории РФ?». На этот вопрос дают четкий ответ сами основы УК РФ, а именно статьи 11, 12 и 13 УК РФ. Статья 11 рассматривает совершение на территории РФ уголовно наказуемого преступления, статья 12 рассматривает преступления, совершенные за пределами РФ, а статья 13 рассматривает выдачу преступников. И в 11й статье УК РФ четко говорится о том, что иностранный гражданин, совершивший уголовно наказуемое преступление на территории РФ, несет ответственность за совершенное им преступление согласно Российским законам, и меры применяются к нему те же, что и к гражданину РФ.

Так же преступления, совершенные иностранными гражданами, будут считаться совершенными на территории РФ если:

  • Были совершены в водах, прилегающих к берегам России;
  • Были совершены в российском воздушном пространстве;
  • Были совершены на судах, приписанных к российским.

Так же рассмотрим преступления, совершенные иностранцами непосредственно против интересов РФ. Если иностранный гражданин, проживающий на территории РФ или иностранного государства, совершил преступление, направленное против политических и иных интересов России как государства, то он будет отвечать перед РФ в соответствии с уголовным кодексом независимо от того, в какой стране он находится. При этом представители РФ оставляют за собой право требовать выдачу преступника.

Дополнительное наказание

Перейдем к дополнительным мерам наказаний, которые могут быть применены к иностранным гражданам, совершившим уголовно наказуемое преступление на территории РФ. Согласно Российским законам, к ним могут быть применены такие меры, как депортация, выдворение или же наложение запретов на въезд в РФ.

– это принуждение гражданина иностранного государства покинуть территорию РФ в установленное судом время. За указанный срок иностранный гражданин должен самостоятельно за свой счет покинуть Россию, после чего обратный въезд ему будет какое – то время зарыт.

– это то же самое, что и депортация, но применяемая принудительно. Выдворением называется процедура, во время которой иностранца в сопровождении представителей ФМС и полиции доставляют до границы РФ за его счет, после чего принуждают покинуть страну. Как правило, доступ к пересечению границы в дальнейшем закрывается на более долгий срок, чем при депортации.

У миграционной службы имеется особый список, в который она вносит иностранных граждан, значительно нарушивших нормы проживания во время пребывания на территории РФ. Занесение в черный список закрывает въезд иностранцу в РФ на длительный срок или же навсегда.

Ответственность для граждан РФ за границей

Теперь рассмотрим преступления, совершенные россиянами за рубежом. Тут нужно учесть, что мера наказания и способ его назначения будут зависеть от того, кем именно является гражданин РФ.

Итак, если гражданин РФ является военным или иным уполномоченным лицом, действующим от лица РФ, то при совершении им уголовно наказуемого преступления наказание будет назначаться российскими правоохранительными органами и в соответствии с российским законодательством.

Если же гражданин не является таким представителем, то меры по наказанию будут применены к нему только в том случае, если суд иностранного государства еще не вынес никакого постановления по совершенному им правонарушению. Так что если решение суда уже есть и оно исполнено, то на родине к гражданину претензий не будет. В противном случае судить нарушителя будут по российским законам.

Исключения

Самое важное при рассмотрении вопроса о совершении уголовно наказуемых преступлений на территории РФ иностранными гражданами или же россиянами за пределами РФ являются не основные понятия, приведенные в самом уголовном кодексе, а исключения и нормативы, установленные международным правом или в порядке двусторонних соглашений РФ и других стран.

Таким образом, если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории РФ, или гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, попадают под какую – то особую программу или условие договора, то к ним в первую очередь будут применены условия договоренностей, установленных между РФ и иностранным государством, и только потом вступят в силу общие правила. Это особенно актуально для преступлений, в которых преступление затрагивает политические и иные подобные интересы стран: масштабные экономические преступления, терроризм, мошенничество, незаконное пересечение границ и т.д..

Особо стоит отметить лиц, которые имеют дипломатический иммунитет. Таких граждан нельзя привлекать к ответственности и применять к ним какие – то меры вовсе, так как международные нормы, принятые во всем мире, обеспечивают им полную неприкосновенность со стороны правоохранительных служб государства, в котором они находятся. Так что заниматься ими при совершении уголовно наказуемых преступлений будут уже на родине независимо от обстоятельств дела.

(Visited 8 380 times, 4 visits today)

Александр Еремеев

Опыт работы юристом - с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация - миграционное и гражданское право.

Давайте выясним, правда ли, что за два административных штрафа в течение года можно получить запрет на въезд? А также разберёмся, могут ли за два административных штрафа аннулировать разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ).


АННУЛИРОВАНИЕ РВП И ВНЖ


Основания для аннулирования РВП или ВНЖ можно найти в федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (основания для аннулирования РВП - , основания для аннулирования ВНЖ - ). Одно из оснований выглядит так:
...неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств , психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
Что такое административная ответственность? Это наказание за различные мелкие шалости вроде безбилетного проезда в автобусе. Такими нарушениями ведает кодекс об административных правонарушениях, или КоАП .

Но к аннулированию РВП или ВНЖ ведут только некоторые из них:

  • Административные правонарушения (не все, а только связанные с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность ). Такие нарушения описаны в главе 20 КоАП РФ .
Их достаточно много, но большинство из них довольно сложно нарушить в повседневной жизни. Давно ли вы устанавливали на своём оружии глушитель или осуществляли незаконную детективную или охранную деятельность?

Впрочем, появление в пьяном виде на улице – это тоже посягательство на общественный порядок (так же, как и распитие спиртных напитков на улице). Казалось бы, какая мелочь, попил пивка на улице, что тут такого? Ну выпил, ну послал подальше полицейского. Как это два административных нарушения? Как депорт?!
  • Миграционные нарушения.

Им посвящена глава 18 кодекса об административных правонарушениях (КоАП) с длинным названием «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской федерации».

А вот штрафы за нарушение правил дорожного движения не относятся к посягательству на общественный порядок, и поэтому за два и более штрафа ПДД в течении года РВП или ВНЖ не аннулируют. Но это вовсе не значит, что можно ездить как попало. Почему? Читаем ниже.

ЗАПРЕТ НА ВЪЕЗД

Нужно помнить ещё одно условие, которое заставляет иностранцев в России быть крайне осмотрительными. Это :
Статья 26. Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства: 4) неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;

Запрет на въезд ставят даже при наличии РВП или ВНЖ.

То есть, даже переход улицы на красный свет или курение в неположенном месте могут привести к очень серьёзным последствиям.

Вернемся к штрафам ПДД: если у МВД дойдут руки и вам за эти штрафы поставят запрет, то аннулирования РВП или ВНЖ не избежать, если экстренно не среагировать. Выход один: постоянно проверять наличие запрета

Что же касается ответственности иностранных граждан, то иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Так как правовой статус лиц без гражданства в Российской Федерации в целом аналогичен положению иностранных граждан, то предусматривается, что нормы Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из законодательства Российской Федерации, и включают конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой аспекты.

Уголовная ответственность. Особой сферой, в которой реализуется защита прав человека, является сфера уголовной юстиции и пенитенциарных отношений. В этой сфере осуществляется защита прав лиц, ограниченных в дееспособности в связи с совершенным преступлением: задержанных, обвиняемых, подсудимых, осужденных.

В 1955 г. на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, ставшие первым международным документом, связанным с осуществлением уголовного правосудия. Впоследствии Правила неоднократно пересматривались, дополнялись и в настоящее время состоят из Введения, 95 статей и Приложения, включающего 13 Процедур выполнения Правил, принятого в 1984 г.

Минимальные стандартные правила предусматривают следующее:

«каждый заключенный должен быть обеспечен одеждой, которая ни в коей мере не должна быть позорящей или унижающей его достоинство;

для всех заключенных должны быть созданы условия для продолжения образования, религиозного отправления, культурной деятельности;

режим, принятый в пенитенциарном заведении, должен сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе. Перед завершением срока наказания необходимо принимать меры к постепенному возвращению заключенного к жизни в обществе;

в обращении с заключенными необходимо подчеркивать не их изоляцию от общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами;

органы тюремного управления должны заботиться о тщательном подборе персонала, ибо хорошая работа в тюремных заведений зависит от добросовестности, компетентности и личных качеств этих сотрудников, и др.

Процедуры Приложения предусматривали, в частности, рекомендации государствам, чьи нормы защиты лиц, подвергающихся любой форме задержания или тюремного заключения, не соответствуют Минимальным стандартным правилам, принять эти Правила и довести их до сведения заключенных и задержанных лиц в целях осведомления.

Учитывая, что минимальные стандартные правила были приняты в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и носили рекомендательный характер. Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем государствам воплотить их в национальном законодательстве.

Важным вкладом в защиту прав заключенных стало принятие в 1989 г. на 43-й сессии Генеральной Ассамблея ООН Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. В основу Свода принципов положена ст. 9 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой говорится, что никто не может быль подвергнут произвольному задержанию или аресту. Главное предназначение Свода принципов - обеспечение задержанным лицам режима, соответствующего статусу неосужденных.

К сожалению, необходимо отметить, что до настоящего времени в международном праве нет ни одного источника - международного договора, регламентирующего деятельность пенитенциарных учреждений и закрепляющего статус заключенных. В 1970 г. на IV Конгрессе поднимался вопрос о возможности заключения такой Конвенции на основе Минимальных стандартных правил 1955 г., но и до настоящего времени он еще не решен.

Вместе с тем необходимо отметить, что сами основы защиты прав человека в сфере уголовной юстиции и пенитенциарной системы уже заложены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В нем, в частности, говорится, что любой человек, в том числе и заключенный, имеет право на признание его правосубъектности, что "все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности".

В деле защиты прав подследственных и осужденных в общей системе защиты прав человека большая роль принадлежит международным межправительственным организациям, в том числе ООН и ее специализированным учреждениям: ЭКОСОС, ВОЗ, ЮНЕСКО и др. В рамках ЭКОСОС ведущее место принадлежит Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданной в 1991 г. вместо существовавшего до нее Комитета по предупреждению преступности.

Защита прав человека в пенитенциарной системе стала предметом деятельности многих международных неправительственных организаций, таких, как Международная ассоциация помощи заключенным. Международная амнистия. Международное общество социальной защиты и др., что говорит о возрастании социальной и международной значимости этой проблемы, которая должна быть решена объединенными усилиями всего международного сообщества.

Несмотря на нерешенность многих вопросов в сфере уголовной юстиции и пенитенциарной системы Российской Федерации, в 90-х годах в России произошли существенные сдвиги в этой области. Были принят законы "О судебной системе Российской Федерации" 1996 год, Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 год, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1996 год.

Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации в 2006 году совершено 35 712 преступлений, что на 3.9 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года, из них гражданами государств - участников СНГ - 32 881 преступление (- 3.8 %), их удельный вес составил 92.1 %.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 9475 преступлений (+ 14.3 %).

Гражданско-правовая ответственность иностранцев состоит в том, что согласно Конституции иностранные граждане и лица без гражданства несут те же обязанности, что и граждане РФ. Рассмотрим взаимодействие государства и иностранцев.

С самого начала подготовки Гражданского кодекса Российской Федерации разработчики Кодекса были едины во мнении: нормы международного частного права не должны оставаться за рамками кодификации гражданского законодательства. Сегодня эта идея реализована в проекте раздела "Международное частное право" части третьей ГК РФ вступившей в действие 30 ноября 1996 г. Выражением этой же идеи является и соответствующий раздел модели Гражданского кодекса для государств -- участников СНГ, принятой Межпарламентской Ассамблеей в качестве рекомендательного законодательного акта Содружества Независимых Государств.

Нормы международного частного права, которые объединил заключительный раздел Кодекса, продолжили, таким образом, начала, выраженные в предпосланном им нормативном материале, позволили развить и конкретизировать их применительно к особенностям отношений с иностранным элементом.

Раскрыть во всей полноте значение исходных положений части первой ГК для формирования его последнего раздела, обращенного к явлениям международного гражданского обмена, - задача, вряд ли выполнимая в рамках исследования. Тем не менее представляется целесообразным, предваряя широкое исследование этой темы, обратить внимание на некоторые ее узловые моменты.

Согласно распространенной в отечественной доктрине точке зрения международное частное право является областью отношений гражданско-правового характера в широком смысле слова, возникающих в условиях международной жизни. Отношения такого рода, соответствующие перечисленным в статье 2 ГК, образуют сердцевину предмета между народного частного права.

Особо должно быть отмечено правило статьи 2 ГК, предусматривающее осуществление гражданским законодательством защиты неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ. Определяя основные права и свободы человека как неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения. Конституция Российской Федерации (ст. 17) исходит из их естественной природы, отражаемой в начальных словах конституционных правил: "каждый имеет право", "каждый вправе", "каждый может" и др. "Использование таких формулировок, - пишет Е.Л. Лукашева, -- подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства". Гражданский кодекс следует конституционной норме в понимании прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих и существенно расширяет сферу их гражданско-правовой защиты, в том числе и для целей развития международного общения.

Пункт 1 статьи 7 Гражданского Кодекса воспроизводит правило части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации о включении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в правовую систему Российской Федерации. Заметим, речь идет о правовой системе Российской Федерации, а не о российском праве, как утверждается иногда в комментариях к этой статье Конституции, что, конечно же, не одно и то же.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. определяет международный договор Российской Федерации как "международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".

О порядке применения в последнем случае внутригосударственного акта сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами - Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: «... судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора».

Сравнение механизмов применения самоисполнимых и неса-моисполнимых международных договоров раскрывает значение словосочетания "применяются... непосредственно" (п. 2 ст. 7 ГК). "В законодательстве, - пишет И.И. Лукашук, - нередко речь идет о "непосредственном действии", "непосредственном применении" норм международного права. Нередко эти выражения понимаются буквально, как означающие прямое применение международных норм помимо национальной правовой системы. Но о каком прямом действии может идти речь, если нормы международного права включаются Конституцией в правовую систему страны? Они и действуют как часть этой системы.

Обладая всеми качествами международного договора, как он понимается упомянутыми Венскими конвенциями и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", эти соглашения отличаются существенной особенностью: они включают правила, которые в конечном итоге могут быть реализованы не иначе как в отношениях между субъектами частного права.

Известно, что принятие закона об иммунитете государства и его собственности было предусмотрено еще Основами гражданского законодательства 1991 г. (ст. 25), но в связи с прекращением существования Союза ССР его разработка не была завершена. Не реализовано к настоящему времени и упомянутое положение статьи 127 Гражданского Кодекса. Между тем потребности в дальнейшем развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации, совершенствовании правовых основ осуществления иностранных инвестиций в стране заставляют ускорить подготовку этого закона. К тому же некоторые недавно принятые законодательные акты содержат косвенные отсылки к нему, требующие восполнения нежелательного пробела как в материально-правовом, так и в процессуальном аспектах. Например, в статье 23 ("Иммунитет государства") Федерального закона от 30 декабря 1995 года.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, принятым Федеральным законом 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, и вступившим в действие с 1 июля 2002 года соответствующая статья 2.6 предусматривает:

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившиеся на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16 , статьями 8.17 - 8.20 , частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующего иммунитетом от административной юрисдикции Российской федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права».

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующего иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях также указана ответственность иностранных юридических лиц.

Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства Российской Федерации и международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности. Не могут быть принуждены к даче свидетельских показаний, привлечены к административной ответственности, подвергнуты задержанию и досмотру лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право свободного передвижения по территории Российской Федерации, за исключением территорий с регламентированным посещением для них, иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся по территории Российской Федерации на автомобилях, должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность, документы на право управления автомобилем, регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации - разрешение таможенных органов, документы на право пребывания на территории Российской Федерации и передвижения по районам с регламентированным посещением.

Оформление административных правонарушений иностранными гражданами, не пользующих иммунитетом осуществляется на общих основаниях.

В наше время серьезной проблемой в ведении административного делопроизводства является непосредственное рассмотрение и порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.

Что же касается судебной практики по осуществлению такого административного наказания как выдворение иностранного гражданина за территорию Российской Федерации, то она применяется судьями не в полной мере и те единичные случаи выдворения не являются профилактическими решениями для других иностранных граждан.

В настоящее время привлечение к административной ответственности иностранного гражданина регулируется только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При выявлении административного правонарушения, совершенным иностранным гражданином или лицом без гражданства должностное лицо, имеющее на это право, составляет протокол об административном правонарушении, затем в течении 15 дней по нему должно быть вынесено постановление, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом или судьей, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья или должностное лицо, рассматривающее дело, выносят мотивированное определение. После назначения административного наказания на иностранного гражданина или лица без гражданства в виде штрафа, ему дается 30 дней для добровольной оплаты штрафа. По истечении 30 дней административное постановление направляется в службу судебных приставов для принудительного удержания штрафа по месту его постоянной или временной регистрации. Федеральным Законом № 161 от 08 декабря 2003 года в статью 20.25 КоАП РФ внесено дополнение, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом влечет назначение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест до пятнадцати суток. Если же в протоколе об административном правонарушении иностранный гражданин или лицо без гражданства указывает адрес места жительства в другой стране, то возникает вопрос что делать, так как нормативного документа регулирующего это направление не существует. Пути решения проблемы:

Ратификация законодательной властью Российской Федерации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 года. В указанной Конвенции названы наиболее грубые правонарушения, ответственность за которые наступает как административная, так и материальная при совершении дорожно-транспортных нарушений.

Приведем статистику по нарушителям - иностранным гражданам или лицам без гражданства. В 1997 году иностранные граждане или лица без гражданства составляли - 6.8 % от общего числа правонарушителей, в 1998 году - 7.4 %, в 1999 году - 8.1 %, в 2000 году - 8.6 %, в 2001 году -11.1 %, в 2002 году - 12.3 %, в 2003 году -- 16.5% Из анализа видно, что происходит постоянное увеличение правонарушителей, иностранных граждан.

Такая отрицательная тенденция происходит потому что нет жесткого контроля паспортно-визовой службы МВД Росси, при пересечении границы России, должна быть одна общая система учета проживания граждан въезжающих в страну, а также выезжающих из страны. Такая система существует во многих зарубежных странах. Например, при нарушении правил дорожного движения в любой местности Германии, все данные заносятся в компьютерную систему и пока гражданин из другой страны не оплатит все числящиеся за ним правонарушения, он не пересечет границу, несмотря ни на какие причины.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

При нарушении административного законодательства одним и тем же иностранным гражданином в течении определенного срока, который должны установить законодательные органы, трех и более правонарушений, необходимо ставить вопрос о его выдворении за пределы Российской Федерации. И пока не будет отлаженной системы по привлечению иностранных граждан или лиц без гражданства к административной ответственности, у нас в стране будет процветать тенденция роста как административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами или лицами без гражданства, так и преступлений, совершаемых этими лицами.

Если взять пример, административного законодательства любой из стран Западной Европы или Америки, то там совсем другая идеология, как местных жителей, так и иностранных граждан, которые приезжают в ту или иную страну зарубежья.

В Российской Федерации существуют договоры между странами Содружества Независимых Государств, но в одних странах они действуют, а в других нет. Таким образом, права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного взыскания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

Второй путь решения проблемы: - это создание общероссийской информационной базы по всем административным правонарушениям, которая бы была взаимосвязана с центральным банком данных по централизованному учету иностранных граждан, совершаемым участниками дорожного движения, в том числе иностранными гражданами и лицами без гражданства. После создания такой системы компьютерного учета необходимо принять Федеральный закон, который позволял бы проверять иностранных граждан и лиц без гражданства при пересечении Государственной границы на наличие числящихся за ним правонарушений и факт исполнения делопроизводства, то есть, нет ли за конкретным лицом постановлений об административном правонарушении, которые не закрыты

Однако реализация третьего пути решения существующей проблемы требует очень больших материальных затрат для обеспечения и создания информационной системы.

В настоящее время такая система действует только на уровне субъекта Российской Федерации, в Москве уже все административные правонарушения, связанные с лишением заносятся в одну правовую базу. С февраля 2002 года такая система введена в действие в Московской области, в которой учитываются и передаются по модемной связи все административные правонарушения.

В настоящее время в целях учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих (как временно, так и постоянно) в Российской Федерации, создается центральный банк данных. Порядок создания и ведения центрального банка данных и порядок использования информации центрального банка данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Центральный банк данных и содержащаяся в нем информация подлежат защите от несанкционированного доступа в порядке, установленном федеральным законом. Распространение информации об иностранном гражданине, содержащейся в центральном банке данных, запрещается.

Этот банк содержит все данные об иностранных гражданах и лицах,без гражданства, временно пребывающих или проживающих (временно или постоянно) на территории Российской Федерации.

Социальные правовые проблемы и метод их решения в период пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

В связи с тем что иностранные граждане находятся на территории Российской Федерации как правило полулегально (под термином полулегально автор понимается что данные граждане как правило жители стран СНГ въехали в России по своим официальным документам но должным образом свое пребывание не оформили) в результате этого основная масса попадает под контроль криминальных структур, другая часть сама в значительной степени криминализирована. В 90 % из 100 граждане, находясь на территории РФ от 3 месяцев до 1 года и больше, занимаются поденной работой и данный вид деятельности никак не регулируется государством, уплата налогов не производится, данная группа граждан не охвачена социальной и медицинской защитой, это влечет в свою очередь что нарушения и преступления совершаемые на территории РФ данной группой лиц не могут быть каким-либо образом обеспечены финансовыми возможностями данных граждан. В 2003 году на территории Московской области за нарушения паспортно-визового режима было привлечено около 650 тысяч иностранных граждан.

Обобщив вышесказанное можно сделать вывод, что отдельные положения законодательства носят лишь теоретический характер и не нашли применения на практике, что во многом затрудняет деятельность правоохранительных органов по пресечению и предотвращению противоправных действий, совершаемых иностранцами в Российской Федерации, что в первую очередь является не соблюдением ч.2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, в которой сказано что, все должны соблюдать Конституцию и законы, а также подзаконные акты.

Анализируя административно-правовой статус иностранных граждан, пребывающих на территории России необходимо особое внимание уделить вопросам ответственности за нарушение российского законодательства.

Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение ими противоправных действий подлежат ответственности. Подобное положение предусмотрено статьей 33 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014).

Ответственность за нарушение российского законодательства для всех категорий физических лиц установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Исключение составляет вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, совершивших на территории Российской Федерации административное правонарушение, который в соответствии с ч. 3 ст. 2.6 КоАП, разрешается в соответствии с международными нормами права "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 08.04.2014).

днако административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих дипломатической неприкосновенностью, имеет некоторые особенности, отличающие ее от административной ответственности российских граждан. Иностранные граждане кроме общего режима также подлежат ответственности за нарушение специальных правил, которые не распространяются на российских граждан. Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства в КоАП РФ и УК РФ предусмотрена ответственность также за нарушение самого режима пребывания на территории России. В зависимости от степени общественной опасности вышеуказанных правонарушений, лица их совершившие, могут быть привлечены к административной, уголовной либо материальной ответственности. Нуфер Г. Ю. Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Молодой ученый. -- 2014. -- №1. -- С. 245-248.

Если иностранные граждане и лица без гражданства совершают на территории России административные правонарушения, то они могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим Административным законодательством.

Особенностью привлечения лиц указанных категорий к административной ответственности является то, что к ним могут быть применены такие меры ответственности как административное выдворение за пределы России и депортация. Овчинников А.О. Некоторые вопросы государственного регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: Сборник N 15. - М.: ВНИИ МВД России, 2008.

Административное выдворение - это процедура, которая предполагает принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через государственную границу России за пределы территории страны, либо самостоятельный выезд данных категорий граждан под контролем компетентных органов.

Административное выдворение предусматривается:

За нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении (статья 18.1 КоАП);

За нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 пп. 1 и 2 КоАП);

За осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП), а также за правонарушения, предусмотренные ст. ст.18.11, 18.17, 19.27 КоАП Российской Федерации. Прусакова М.Г. Административная ответственность за правонарушения иностранных граждан и лиц без гражданства // Бизнес в законе. - 2009. - №1.

Федеральным законодательством так же предусмотрен такой вид ответственности как депортация, или принудительная высылка иностранного гражданина или лица без гражданства. Данная мера может быть применена к тем иностранным гражданам, которые утратили законные основания пребывания на территории России. Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства// Современное право, 2008. - № 6. - 83 с.

Депортация может быть применена в следующих случаях:

При несоблюдении находящимся на законных основаниях на территории России иностранным гражданином сроков проживания либо пребывания в России.

При создании иностранным гражданином, который на законных основаниях находится в России, угрозы безопасности государства, обороноспособности, здоровью населения или общественному порядку, угрозы конституционному строю, правам и интересам иных лиц. В отношении таких иностранных лиц должно быть так же принято решение о нежелательности их пребывания на территории России.

При несоблюдении иностранным гражданином, который на законных основаниях находится в России, сроков, в течении которых он должен был покинуть территорию страны. Куракин А.В. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства// «Юрист, 2009. - № 9.- с 83.

При этом депортируемые лица лишаются права въезжать на территорию России.

Рассматривая Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо отметить, что нормы, касающиеся вопросов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, сферы их трудовой деятельности, а также порядка и видов административной ответственности последних, также требуют определенного совершенствования.

Во-первых, на сегодняшний день существует острая необходимость в расширении объекта охраны главы 18 КоАП РФ. Это связано с тем, что содержание данной главы значительно шире, чем указано в ее названии, ввиду того, что законодателем абсолютно не учтена сфера трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашей страны. Исходя из этого название главы 18 КоАП РФ целесообразнее представить в действующей редакции следующим образом: "Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации и в сфере управления их трудовой деятельностью в Российской Федерации". Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства// Современное право, 2008. - № 6. - 83 с.

Во-вторых, исходя из принципа, используемого законодателем для объединения однородных составов административных правонарушений в отдельные самостоятельные главы КоАП РФ, разумнее ст. 19.27 настоящего Кодекса, предусматривающую административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета, представить в главе 18 КоАП РФ в виде ст. 18.18 КоАП РФ.

В-третьих, отсутствие четкого определения всего круга субъектов административной ответственности в статьях (диспозициях и санкциях статей) 18.2 - 18.3, 18.5 - 18.7, 18.11, 18.13 - 18.17 КоАП РФ, предусматривающих по своей логике административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, дестабилизирует в определенном роде весь процесс осуществления правосудия в отношении данной категории лиц, в связи с чем необходимо осуществить работу нормотворческого характера в данном направлении для устранения выявленных недостатков.

В-четвертых, меры административной ответственности, закрепленные в КоАП РФ и применяемые в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение ими административных проступков на территории нашей страны, будут более действенны, если:

1. Меру административной ответственности в виде предупреждения в силу ее малоэффективности исключить из соответствующих статей (частей статей) главы 18 КоАП РФ.

2. Предусмотреть несколько вариантов реализации административного штрафа в рассматриваемой области в случае неплатежеспособности иностранного гражданина или лица без гражданства, а именно:

а) возможность возложения обязанности по выплате административного штрафа на соответствующие представительные органы (организации) того государства, гражданин которого подвергается данному административному наказанию на территории нашей страны, путем принятия соответствующих межправительственных соглашений;

б) обязанность выплаты административного штрафа на приглашающую сторону, если таковая установлена;

в) принятие альтернативной меры административной ответственности для данной категории лиц в виде общественно полезных работ.

3. Отказаться от использования понятия "депортация" ввиду равнозначности процедур административного выдворения и депортации, приводящих к единому результату - удалению лица с территории нашей страны, объединив рассматриваемые процедуры одним общим названием - "Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства" с обязательной заменой слова "депортация" на указанное словосочетание во всех соответствующих нормативно-правовых источниках Российской Федерации.

4. Предусмотреть конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения в составах административных правонарушений, затрагивающих сферу трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

5. Исключить из практики применения возможность досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности путем отмены ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ. Нуфер Г. Ю. Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Молодой ученый. -- 2014. -- №1. -- С. 245-248.

Уголовная ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства так же обладает своими особенностями.

Уголовная ответственность в Российской Федерации также основывается на конституционном принципе равенства человека и гражданина перед законом. Крупцов А.А. Некоторые особенности уголовно-правового статуса иностранных граждан // Актуальные проблемы российского права. 2008. N 3. С. 283.

Так, в соответствии с национальным принципом, закрепленным в ч. 1 ст. 12 УК лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, несут уголовную ответственность также по уголовному законодательству России, если:

1) это преступление направлено против интересов, охраняемых УК РФ;

2) отсутствует решение суда иностранного государства, вынесенное за совершенное преступление "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014).

В соответствии с так называемым реальным принципом к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ могут быть привлечены иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории РФ, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации.

Такая возможность наступает в случае:

1) если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства;

2) если лицо не осуждалось за совершенное преступление по законодательству иностранного государства и привлекается к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

1) такая возможность предусмотрена международным договором Российской Федерации;

2) лицо не осуждалось за совершенное преступление по законодательству иностранного государства и привлекается к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Крупцов А.А. Некоторые особенности уголовно-правового статуса иностранных граждан // Актуальные проблемы российского права. - 2008. - N 3. - С. 283.

Так же, в соответствии с ч. 1 ст. 13 УК РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Еще одна особенность предусмотрена ч. 6 ст. 53 УК РФ, согласно которой ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации, и т.д. Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане: правовое положение. - М., 2009 - с. 66.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность наравне с гражданами России в соответствии с национальным законодательством. особенностью административной ответственности указанных категорий лиц является возможность применения к ним таких видов ответственности, как административное выдворение за пределы России и депортация. особенность уголовной ответственности данных лиц заключается в том, что некоторые аспекты ответственности указанных лиц регулируются международным законодательством, а так же возможность передачи преступников для применения мер ответственности иному государству.

Иностранные граждане, совершившие преступление, административное или иное правонарушение на территории Российской Федерации, несут ответственность на общих основаниях наравне с гражданами Российской Федерации.
Вместе с тем для отдельных категорий иностранных граждан, на время их пребывания в Российской Федерации, установлены определенные особенности их правового статуса, из которых вытекают и особенности их ответственности.
Так, сотрудники дипломатических представительств и члены их семей пользуются иммунитетом и другими преимуществами, установленными нормами международного права, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории иностранных граждан подчинены юрисдикции российского государства в определенных пределах. Это, прежде всего, лица, обладающие консульским иммунитетом, которые пользуются личной неприкосновенностью, освобождаются от юрисдикции государства пребывания в вопросах, связанных с их служебной деятельностью. Однако они подчинены юрисдикции страны пребывания в случае подачи на них иска о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием.
Кроме того, такие категории иностранных граждан, как члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в Российской Федерации по долгу службы, не подчиняются юрисдикции российского государства за незаконные действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей. Во всех остальных случаях названные категории иностранных граждан во время их пребывания в Российской Федерации несут ответственность на общих основаниях.
Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, установленного Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г.), а также Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», влечет за собой применение мер административного наказания, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. К числу таких мер административного наказания относятся: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения, административное выдворение.
Что такое административное выдворение?
Административное выдворение (выдворить, выгнать) за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Административное выдворение предусматривается:
- за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении (статья 18.1 КоАП);
- за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 пп. 1 и 2 КоАП);
- за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП), а также за правонарушения, предусмотренные ст. ст.18.11, 18.17, 19.27 КоАП Российской Федерации;
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как меру административного наказания вправе устанавливать и назначать:
- судья;
- начальник федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, его заместитель; коменданты пограничных комендатур; командиры подразделений пограничного контроля; начальники пограничных застав и др.;
- начальники управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители;
- руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его заместитель; руководители территориальных органов и руководители структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти.
Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае предусмотренных федеральным законом за счет средств пригласившего его органа. Если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Отдельными федеральными законами, которыми устанавливаются те или иные правовые режимы пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, предусматривается принудительная высылка в форме депортации. Депортация применяется к иностранным гражданам в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Федеральное законодательство предусматривает возможность депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, если:
- законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не соблюдают установленный компетентным государственным органом срок проживания или пребывания в Российской Федерации.
- законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства создают угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, и в целях защиты конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, и в отношении них принято решение, о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
- иностранный гражданин или лицо без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, не покинули территорию Российской Федерации в срок, установленный уполномоченным на том федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом.
Государственными органами, уполномоченными принимать решения о депортации, в первом и во втором случаях является федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел или его территориальный органа; в третьем случае таким органом является федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в сфере миграции или его соответствующий территориальный орган.
Указанные во всех трех случаях иностранные граждане и лица без гражданства, в связи с допущенными ими на территории Российской Федерации соответствующими правонарушениями, которые не относятся к категории мер административного наказания, лишаются права в течение пяти лет обращаться за получением разрешения на въезд в Российскую Федерацию.

Случайные статьи

Вверх