Земельное право. Презентация на тему «Земельное право Земельное право земли промышленности презентация

Признаки принципов земельного права Принципы земельного права характеризуются следующими признаками: они являются руководящим началом в нормативно правовом регулировании земельных отношений, им не могут противоречить «рядовые» нормы земельного права; система принципов земельного права является схемой земельного права; иерархичность одни принципы занимают вышестоящее положение по отно шению к остальным (принцип обеспечения благоприятной окружающей среды является главенствующим по отношению к принципу рационального использования земель); система принципов динамична: по мере развития правовой системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые.

Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение. Принципы земельного права содержатся: » в Конституции РФ (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, закреплено и гарантировано право граждан иметь в частной собственности землю (ч. 2 ст. 9 ч. 1 ст. 36);

» в декларациях нормативно правовых актов (провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле); » в конкретных нормах земельного права. (ЗК РФ закрепляет принципы приоритета земель с/х назначения по сравнению с другими категориями земель, целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т. д.); » в текстуальном смысле действующего законодательства (нормы ЗК РФ, определяют приоритет экологических интересов общества над экономическими, задачи землеустройства подчинены созданию благоприятной окружающей среды и улучшению природных ландшафтов).

Общеправовые принципы (принципы общей части земельного права) К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны; принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, т. е. применение земельно правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, др.

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части. В основу деления полжены уникальные свойства, присущие земле как специфическому объекту.

Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

Приоритет интересов народов, населяющих данную территорию, и защиты прав человека. Этот принцип выражается в том, что: » земля основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ); » каждый житель России является «собственником» этого природного дара (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ); » приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь в порядке, предусмотренном законом; » в интересах охраны здоровья человека устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ); » не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства (п. 4 ст. 28 ЗК РФ); » участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, означающее, что граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.

Целевое использования земель елевое назначение земель – установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Целевое назначение и правовой режим основных категорий земель определяются федеральными законами, законами субъектов РФ и отражаются в градостроительной и землеустроительной документации. Принцип целевого использования земель выражается в том, что: = земли России подразделяются на семь категорий по их целевому назначению; = внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям, (земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на пахотные, пастбищные, сенокосные и др. ; земли поселений - на земли застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования и т. п. , земли природоохранного назначения включают в себя земли заказников, земли лесов, выполняющих защитные функции, и т. п. ;

= земельная территория, ее организация обязательны для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов; = устанавливаются дополнительные правила, возникающие из соседства режимов землепользователей. Законом устанавливаются разные сервитута, а также водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности. Земельные участки в пределах зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Пользование этими земельными участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима. Категория земель указывается: › в постановлениях органов исполнительной власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения; › свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю; › документах государственного кадастра недвижимости; › документах государственной регистрации. Реализация этого принципа обеспечивается ст. 27, 30- 32, 79, 94, 101 ЗК РФ и специальным федеральным законом.

Устойчивость прав на землю Право на землю всех пользователей землей является конституционным правом, защищается и гарантируется ст. 2 Конституции РФ. Гарантии стабильности прав на землю выражаются в следующем: ◊ гражданам гарантируется право на получение земельных участков и на судебное обжалование отказа в предоставлении этих участков; ◊ в законе дан исчерпывающий перечень оснований изъятия земельных участков у собственника, землевладельца, землепользователя и арендатора; ◊ свобода хозяйственной деятельности гарантируется определенным перечнем прав и обязанностей по хозяйственной эксплуатации земель, закреплением положений о недопустимости вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия без законных оснований, под страхом возмещения убытков, причиненных таким вмешательством.

Равенство всех форм земельной собственности выражается: а) в отсутствии господства каких либо форм собственности или хозяйствования над другими. В Конституции РФ и федеральном законодательстве установлено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. б) в выравнивании способов хозяйственной эксплуатации земель путем освобождения от платы за землю лиц, осваивающих ее или восстанавливающих нарушенные не по их вине угодья, установлении дифференцированных земельных налогов в зависимости от качества угодий.

Платное использование земель Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. Нормативная цена земли устанавли вается для обеспечения экономического регулирования отношений при передаче земли в собственность гражданам, определении общей долевой собственности на землю, передаче ее по наследству, дарении, путем получения банковского кредита под залог земельного участка и в других случаях. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Рациональное использование земель, Выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества. Содержание данного принципа различно для различных категорий земель.

Комплексный подход в использовании земель Обусловлен тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью. Этот принцип выражается в том, что: › при решении вопросов предоставления, передачи продажи) земли в собственность, землевладение, землепользование или в аренду: учитываются экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр; › деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений.

Плановость в использовании земель Соблюдение его необходимо для правильной организации хозяйственной эксплуатации земель и их охраны. Планирование осуществляют: а) органы местного самоуправления (местная администрация), которые обязаны планировать использование земли, разрабатывать программы по рациональному их использованию, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; б) землепользователи, землевладельцы, собственники и другие субъекты земельных правоотношений, ведущие хозяйствование на земле, поскольку каждое предприятие обязано планировать свою деятельность; в) землеустроительные органы, обязанные разрабатывать программы и схемы использования и охраны земельных ресурсов и схемы землеустройства.

Подконтрольности государству использования и охраны земель: соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в отношении всех субъектов земельных правоотношений; установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный земельный контроль; своевременное предоставление сведений о состоянии и использовании земель является обязанностью каждого собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора; государству подконтрольна хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель.

Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком.

Принципы Особенной части земельного права Особенность принципов Особенной части земельного права состоит в специфике правового режима отдельных категорий земель, входящих в государственный земельный фонд России. Земли сельскохозяйственного назначения имеют приоритет. Земли поселений (городов, поселков городского типа - дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения). Земли специального назначения (промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и др.). Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно заповедного, оздоровительного, рекреационного и историков культурного назначения). Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земли запаса - резерв государства и др.

правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений. В российской системе права источниками права являются писаные законы - нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права обычай признается Гражданским кодексом. На основании обычая также регулируются отношения по использованию природных ресурсов малочисленными народами на территориях традиционного природопользования.

Слайд 2

Земельное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере У правления, Рационального использования О храны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества.


Слайд 3

Предмет земельного права - отношения в сфере управления, рационального использования и охраны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества.

Слайд 4

Метод земельного права - способ регулирования общественных отношений, непосредственно связанных с землей.


Слайд 5

В юридической литературе выделяют: 1) императивный метод, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и запретов (для ведения Государственного земельного кадастра собственники земли обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству).


Слайд 6

2) диспозитивный метод. Это способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода выбора своих действий. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продавать его, дарить, сдавать в аренду или закладывать. Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах), регулировать взаимоотношения друг с другом (например, путем установления сервитутов, т. е. применяя методы частноправового регулирования земельных отношений).




Слайд 7

Конституционное право имеет основополагающее значение для земельного права. Конституция Российской Федерации устанавливает руководящие, исходные начала земельной политики государства и его образований. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности: земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах.




Слайд 8

Административное право является «управленческим» правом, поэтому наиболее тесно земельное и административное право соприкасаются в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления земельными ресурсами Российской Федерации, и которым свойственен императивный метод правового воздействия.

Слайд 9

Гражданское право. Наибольшее соприкосновение земельное право и гражданское право имеют в части регулирования имущественных отношений, возникающих в сфере использования земли (отношения собственности и иных вещных прав на землю, обязательственные отношения). В то же время в основе гражданского и земельного права лежит различный подход к земле. Объектом ряда гражданских правоотношений является земля, а точнее – земельные участки как недвижимость. Земельное право учитывает социальную значимость земли, ее объективную ограниченность и иные природные свойства. Центральным и основным законодательным актом гражданского права является Гражданский кодекс РФ, который содержит достаточно много норм, касающихся земли (ст. 130, 131, ч. 3 ст. 209, ст. 216, гл. 16, гл. 17). Статья 130. Недвижимые и движимые вещи Статья 131. Государственная регистрация недвижимости Глава 16. Общая собственность Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

10

Слайд 10

Самую тесную связь ЗП имеет с ГП. Эта связь особенно усилилась с 1) ликвидацией исключительной государственной собственности на землю, 2) установлением частной собственности на нее, 3) вовлечением земли в нормальный гражданский оборот, 4) с признанием земли недвижимым имуществом.

11

Слайд 11

Неразрывная связь земельного права с экологическим правом проявляется в том, что земельные отношения регулируются с учетом экологических требований, так же как одной из целей правового регулирования общественных отношений нормами экологического права является обеспечение охраны экосвязей природных объектов (включая землю).

12

Слайд 12

Связь земельного права с лесным, водным, горным правом обусловлена органическим единством земли и других природных ресурсов. Подходы к регулированию соответствующих отношений во многом совпадают, хотя и имеют свою специфику, порой значительную. Это касается, прежде всего, установления собственности на соответствующие природные ресурсы, совершения гражданско-правовых сделок. Так, частная собственность распространяется практически только на землю. В то же время использование других природных ресурсов возможно при одновременном использовании земли. Наиболее тесная связь прослеживается между земельным и лесным правом. Согласно Лесному кодексу РФ, земли лесного фонда включаются в лесной фонд.



13

Слайд 13

Соответствующие нормы о землях водного фонда имеются в Водном кодексе РФ. Ряд земельно-правовых норм включен в Законы «О сельскохозяйственной кооперации», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и другие законы.

14

Слайд 14: Принципы земельного права

15

Слайд 15

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;





16

Слайд 16

Статья 36 Конституции РФ 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. УК РФ, Статья 254. Порча земли 1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

17

Слайд 17

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;


18

Слайд 18

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;


19

Слайд 19

Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 4. Объекты охраны окружающей среды Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

20

Слайд 20

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;



21

Слайд 21

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;


22

Слайд 22

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;





23

Слайд 23

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

24

Слайд 24

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; ЗК ст. 7 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.






Cлайд 1

Тема «Правовой режим отдельных категорий земель» Вопросы: Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. 2.Правовой режим земель населенных пунктов. 3.Правовой режим земель специального назначения. 4.Правовой режим земель иных категорий.

Cлайд 2

Категории земель в РФ: Земли сельскохозяйственного назначения Земли населенных пунктов Земли специального назначения Земли особо охраняемых территорий и объектов Земли лесного фонда Земли водного фонда Земли запаса ст.7 ЗК РФ

Cлайд 3

Cлайд 4

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Областной закон Ленинградской области от 2 июня 2005 г. № 51-оз «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области»

Cлайд 5

Правовой режим земель – определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на землю, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, посредством установления основного целевого назначения земель, территориального зонирования, ограничения прав, публичных сервитутов и установления разрешенного использования. гл.XIV-XVIII Земельного кодекса РФ

Cлайд 6

Вопрос 1 – Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения Земли сельскохозяйственного назначения (ЗСН)- земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1 ст.77 ЗК РФ)

Cлайд 7

Состав ЗСН земли, предоставленные для нужд с/х земли, предназначенные для нужд с/х с/х угодья земли, занятые объектами инфраструктуры с/х Основной фонд ЗСН резервный фонд ЗСН Фонд перераспределения земель (ст.80 ЗК РФ) Считаются приоритетными в использовании и подлежат особой охране?

Cлайд 8

Фонд перераспределения земель (ст.80 ЗК РФ) цели создания перераспределение земель для с/х производства создание и расширение КФХ и ЛПХ ведение садоводства, животноводства, огородничества сенокошение и выпас скота

Cлайд 9

субъекты использования ЗСН (ст.78 ЗК РФ) некоммерческие организации, в т.ч. потребительские кооперативы хозяйственные общества и товарищества казачьи общества подразделения НИИ образовательные учреждения с/х и иного профиля ГУП и МУП граждане для ведения ЛПХ, КФХ, огородничества, садоводства, животноводства религиозные организации

Cлайд 10

оборот ЗСН п.6 ст.27 ЗК РФ специальный ФЗ ФЗ от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте ЗСН» Областной закон Ленинградской области от 2 декабря 2005 года №107-оз «Об обороте ЗСН на территории Ленинградской области» публичный оборот частный оборот ФЗ Областной закон

Cлайд 11

ПРИНЦИПЫ ОБОРОТА ЗСН Сохранение целевого назначения Установление особенностей при предоставлении иностранцам Ограничение размера общей площади земель, предоставляемых в собственность Преимущественное право субъекта РФ или муниципального образования при покупке Преимущественное право участников долевой собственности при продаже только аренда

Cлайд 12

Нормирование размеров з/у, предоставляемых гражданам и ю/л Общая площадь с/х угодий административного образования субъекта РФ мin размер з/у может быть установлен субъектом РФ мax размер з/у не может быть меньше 10 % В ЛО 10 % общей площади В Ленинградской области не менее 1 га

Cлайд 13

Купля-продажа ЗСН Продажа в течение года третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении Продажа по цене, указанной в извещении Продавец з/у Выставляет з/у на публичные торги Извещает субъект РФ о намерении продать з/у, указывает цену и др. существенные условия договора Субъект РФ готов приобрести з/у Субъект РФ от покупки отказывается срок–1 месяц

Cлайд 14

Аренда ЗСН Срок аренды – не более 49 лет Ограничений на площадь арендуемых земель нет Арендатор имеет преимущественное право заключить договор аренды на новый срок Договором аренды может быть предусмотрено право выкупа з/у: Участок – в собственности граждан и ю/л Участок – в государственной и муниципальной собственности На условиях договора По истечении 3 лет аренды

Cлайд 15

Покупка и аренда государственной земли покупка аренда Через аренду: грамотное использ-е з/у Продажа после 3 лет аренды В СМИ публикуется сообщение Наличие 2 и более заявок Наличие 1 заявки ПУБЛИЧНЫЕ ТОРГИ ПОКУПКА АРЕНДА СРОК-1 МЕСЯЦ

Cлайд 16

Вопрос 2 – Правовой режим земель населенных пунктов. Земли населенных пунктов (ЗНП) – земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п.1 ст.83 ЗК РФ) ОСОБОЕ МЕСТО – градостроительное регулирование использования земель населенных пунктов Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г.

Cлайд 17

Особенности управления в сфере использования ЗНП Планирование использования земель в соответствии с генеральными планами н/п New!!! генеральные планы городских округов (ст.18 ГрК) Принимаются ОМС и ОГВ субъекта (для городов) Этапы разработки Опубликование Согласование м/у заинтересованными органами власти и населением Утверждение

Cлайд 18

Порядок использования ЗНП определяется в соответствии с зонированием их территории Территориальные зоны н/п жилые военных объектов и др. общественно- деловые рекреаци- онные с/х использования инженерных и транспортных инфраструктур специального назначения производст- венные земельные участки общего пользования (п.12 ст.85 ЗК)

1.Земельное право

  • предмет земельного права – это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования, управления, охраны земель, урегулированные нормами земельного права.
2.Источники земельного права
  • международные договоры, ратифицированные Россией, общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • федеральные законы (Земельный Кодекс, Лесной Кодекс, Водный Кодекс, иные законы);
  • нормативно-правовые нормы органов исполнительной власти;
  • законодательство субъектов РФ
  • НПА органов местного самоуправления:
  • правила землепользования и застройки городского округа/городского поселения;
  • обычай – это сложившийся в течение длительного времени и широко применяемое правило поведения, не закреплённое в нормах законодательства.
3.Конституционные основы земельного права.
  • Конституционные основы земельного права – это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений. Выделяют 3 группы таких норм:
1
  • Положения, которые определяют правовой режим земельных участков (ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой земельные участки могут находиться в различных формах собственности);
2
  • Нормы, определяющие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к совместному ведению отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю; управление, распоряжение федеральной собственности на землю осуществляет Правительство РФ; в совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения земель);
3
  • Конституционные положения, устанавливающие права граждан на землю (ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки; ст. 35 – каждый может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственником которого он является; никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда; принудительное изъятие имущества допускается только при равноценном возмещении).
Самостоятельное изучение
  • Вопрос 4. Система земельного права. Вопрос 5. Принципы земельного права. Вопрос 6. Земельные правовые отношения.
7.Земля и земельный участок как объект земельных отношений. Категории земель
  • 1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства;
  • В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяется фонд перераспределения, в который включаются выморочные земельные участки, земельные участки, изъятые из государственных или муниципальных нужд, либо земельные участки, от которых добровольно отказались.
Категории земель
  • 2. Земли населённых пунктов – это земли, используемые и предназначенные для застройки населённых пунктов;
  • Земли населенных пунктов всегда отделяются границами от других земель.
Категории земель
  • 3. Земли специального назначения – это земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для использования в соответствующих специальных целях, и права на которые возникли по основаниям, предусмотренным земельным законодательством;
Категории земель
  • 4. Земли особо охраняемых территорий – это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, эстетическое, оздоровительное и иное ценное назначение, которые изъяты из хозяйственного использования и для которых установлен особый правовой режим;
Категории земель
  • 5. Земли лесного фонда – состоят из лесных земель (это покрытые лесной растительностью, либо предназначенные для её восстановления) и нелесных земель (предназначены для лесного хозяйства);
Категории земель
  • 6. Земли водного фонда – это земли, покрытые поверхностными водами и занятые гидротехническими либо иными сооружениями, расположенными на водных объектах;
Категории земель
  • 7. Земли запаса – это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные физическим и юридическим лицам (исключение составляют земли сельскохозяйственного назначения).
Перевод земель или земельных участков
  • – это процедура изменения категории земель или земельных участков, урегулированная специальными нормативно-правовыми актами (ФЗ от 21.12.2004 г. “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, Земельный кодекс, иные федеральные законы и законы субъектов РФ). В основном переводятся земли сельхоз назначения и земли запаса.
Решение о переводе земель или земельных участков принимают следующие органы:
  • Правительство РФ – в отношении федеральных земель;
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ – в отношении региональных земель (земель субъектов РФ) и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной или муниципальной собственности;
  • Органы местного самоуправления – в отношении иных земель (муниципальных земель и частных земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Закон предусматривает случаи, когда сами органы местного самоуправления могут осуществлять перевод. Органы местного самоуправления и органы государственной власти могут ходатайствовать о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую без согласия их правообладателей, только в 2х случаях: если такой перевод связан с установлением или изменением границ населенного пункта, либо при создании особо охраняемых природных территорий без изъятия у правообладателя. Во всех остальных случаях волеизъявление должно идти от собственника или правообладателя.
  • Закон предусматривает случаи, когда сами органы местного самоуправления могут осуществлять перевод. Органы местного самоуправления и органы государственной власти могут ходатайствовать о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую без согласия их правообладателей, только в 2х случаях: если такой перевод связан с установлением или изменением границ населенного пункта, либо при создании особо охраняемых природных территорий без изъятия у правообладателя. Во всех остальных случаях волеизъявление должно идти от собственника или правообладателя.
  • Перевод из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения записи в единый государственный реестр прав (ЕГРП)на недвижимое имущество и сделок с ним. Изменение правоустанавливающих документов не требуется.
Земельный участок
  • Границы земельного участка в натуре устанавливаются путем межевания, которое является видом кадастровых работ. Межевание – подготовительный этап для постановки на кадастровый учет. В результате межевания составляется межевой план. Межевой план выдается при постановке земельного участка на учет, при разделе земельных участков, при учете изменений земельного участка или его частей.
Образование земельных участков происходит:
  • при объединении земельных участков;
  • при разделе земельных участков;
  • при перераспределении земельных участков;
  • при выделе из земельных участков или земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Требования, предъявляемые к образованию или изменению земельных участков:
  • Предельные максимальные и минимальных размеры земельных участков должны соответствовать требованиям градостроительных регламентов. Если на земельный участок градостроительный регламент не распространяется либо в отношении участка он не установлен, то предельные размеры определяются в соответствии с требованиями федеральных законов (см. ст. 33 Земельного кодекса). Если размеры земельного участка не соответствуют требованиям градостроительного регламента, то допускается использовать земельный участок, если это не наносит ущерба жизни и здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного наследия;
продолжение
  • границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и/или населенных пунктов;
  • при образовании земельных участков не должно приводить к вклиниванию, чересполосице, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости (капитального строительства и других), препятствующих рациональному использованию, охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами;
  • не допускается такое образование земельных участков, в результате которых эксплуатация по разрешенному использованию невозможна.
8. Право собственности на земельный участок.
  • Государственная собственность на землю.
  • Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства. От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.
Муниципальная собственность
  • От имени муниципальных образований правомочия собственника осуществляют такие субъекты как муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются НПА органов местного самоуправления.
  • В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю). Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, Законом “О введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. В муниципальной собственности, как правило, находятся земельные участки, расположенные на территории этих образований.
Государственная собственность на землю возникает:
  • по прямому указанию федеральных законов,
  • при разграничении государственной собственности на землю;
  • дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок. С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.
Муниципальная собственность возникает:
  • по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;
  • по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),
  • в процессе разграничения государственной собственности на землю;
  • муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного. С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.
Разграничение собственности на землю.
  • К государственной собственности относятся: земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной или региональной собственности;
  • К собственности муниципальных образований относятся: земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования;
  • В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности муниципальные земли и земельные участки не выделяются.
Частная собственность на земельные участки.
  • Субъект – это физические и юридические лица. Объектом частной собственности являются индивидуально-определенные земельные участки
Виды собственности:
  • индивидуальная – одного лица; общая – двух или более лиц:
  • 1) долевая; 2) общая совместная.
Оборотоспособность земельного участка (три вида)
  • изъятые из оборота – федеральная собственность (см. п. 4 ст. 27 Земельного Кодекса);
  • земельные участки, ограниченные в обороте – которые могут принадлежать отдельным категориям лиц, либо нахождение в обороте которых допускается по специальному разрешении (см. ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса);
  • свободные в обороте земельные участки.
Иные права на земельные участки.
  • Иные виды прав позволяют несобственнику земельного участка удовлетворять свои потребности за счёт использования чужого земельного участка. Предусмотрено 5 видов прав:
  • право постоянного (бессрочного пользования);
  • пожизненного наследуемого владения;
  • сервитут;
  • аренда;
  • безвозмездное срочное пользование.
Случайные статьи

Вверх