Международный студенческий научный вестник. Нормативно - правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в рф Нпа регулирующие деятельность предприятий

Любая организация на территории РФ должны подчиняться целому ряду законодательных актов. В первую очередь это - Конституция. Многие законы основаны именно на принципах Конституции, и принципы эти работают. Например, свобода предпринимательской деятельности, выбор места этой деятельности, защита прав не только в административных органах, а и судах: все это Конституция.

За конституцией следуют нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия, которые касаются любого предприятия независимо от рода деятельности. Это Гражданский и Трудовой кодексы. Первый документ во многих странах прямо называют конституцией экономической жизни. Второй касается отношений сотрудников и работодателей. В первом определено, что такое предприятие, принципы его деятельности. Описывается, какие виды предприятий могут организовываться. Уделено внимание порядку формирования предприятия, правила руководства.

Особенность Гражданского кодекса в предоставлении относительной свободы, в том числе, тем, кто занят руководством предприятия. Часто дается правило, и возможность установить свое правило.

Закон может определять правила ведения деятельности (например, закон, устанавливающий правила строительства многоэтажных домов с помощью средств вкладчиков). Есть законы, посвященные темам кредитования. Отдельные законы могут касаться контроля органами государственной власти, чтобы смягчить условия деятельности предприятий, и сделать политику государства более предсказуемой. Затем следуют акты правительства. Правительство может создавать нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия, когда этого требует закон.

Предприятие работает не только в рамках того, что дает государство. Основные документы: устав, договор о совместной деятельности и т.п. создатели предприятия должны создать сами.

Устав - локальный нормативный правовой акт, в котором зафиксирован свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, предприятий (государственных и негосударственных), обществ и граждан, их взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, права и обязанности в определенной сфере управления, а также хозяйственной или иной деятельности.

Учредительный договор - документ, посредством которого граждане, создающие определенное юридическое лицо, принимают на себя обязательства по определению порядка функционирования и направления деятельности этого юридического лица, а так же порядок его реорганизации и ликвидации.

Ряд вопросов должен решаться руководством предприятия его распоряжениями, приказами. Внутренние распорядительные документы предприятия играют очень важную роль в управлении предприятиями и организациями. Распорядительные документы предприятия носят административный характер. Они обращены к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам.

Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем в целях разрешения производственных задач.

Распоряжение - правовой акт, издаваемый для разрешения оперативных вопросов. Распоряжения предприятия составляются преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других документов.

Решение - документ, принимаемый коллегиальным органом в целях разрешения производственных задач, вопросов.

Многие вопросы должны решаться совместно с сотрудниками предприятия. Например, коллективный договор, в нем закрепляют конкретизированные обязанности сотрудников и руководства предприятия

Значительную часть документации составляют должностные инструкции.

Крупное предприятие состоит из нескольких подразделений, их деятельность регулируется положениями. В нем описывается перечень вопросов, которыми, например, должен заниматься отдел, права руководителя.

Положение - нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер. Данный документ определяет порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы органов государства, одного учреждения или структурного подразделения (комиссии, группы). Можно также выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу.

Структура и штатная численность - документ, устанавливающий количественный и качественный состав структурных подразделений учреждения (предприятия, организации) и штатную численность персонала в каждом из них.

Штатное расписание - документ, который разрабатывается в соответствии со структурой и штатной численностью с целью установления должностных окладов и размеров надбавок к ним по каждой должности в зависимости от квалификационных характеристик работника (образование, стаж работы и т.п.). В случае отсутствия такого документа как "Структура и штатная численность", данный документ устанавливает и структуру организации.

Самый большой массив - это акты, служебные записки, протоколы собраний.

Внутренние служебные документы предприятия - официальные документы, используемые в текущей деятельности организации.

Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях.

Акт - документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий факты, события.

Служебная (докладная) записка - документ, адресованный руководителю предприятия или структурного подразделения (реже - вышестоящему органу), содержащий изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями.

Справка - это документ, содержащий описание и подтверждение фактов, событий.

Несмотря на небольшой перечень документы, регулирующие деятельность предприятия, составляют основную массу бумаг на предприятии.

Устав – локальный нормативный правовой акт, в котором зафиксирован свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, предприятий (государственных и негосударственных), обществ и граждан, их взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, права и обязанности в определенной сфере управления, а также хозяйственной или иной деятельности, например: Устав МГУПС (МИИТ), Устав Государственного архива Российской Федерации и др.

Уставы государственных учреждений (органов власти и управления) утверждаются высшими органами государственной власти и управления. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются вышестоящими органами (министерствами, администрацией субъектов федерации и др.) Устав негосударственной коммерческой организации (предприятия) утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке; это обязательный учредительный документ. Устав негосударственной некоммерческой (общественной) организации (партии, ассоциации и др.) принимается и утверждается ее съездом (собранием, заседанием и др.).

Общие требования к порядку разработки и содержанию устава юридического лица зафиксированы в ч. 1 ГК РФ. К обязательным реквизитам в соответствии с ГОСТ Р 6.30–2003 относятся:

  • – наименование организации;
  • – наименование документа;
  • – дата документа;
  • регистрационный номер;
  • – гриф согласования и/или виза согласования;
  • – оттиск печати;
  • – текст.

Текст устава подразделяется на разделы и подразделы с применением цифровой и буквенно-цифровой рубрикации.

Структура текста устава зависит от его разновидности.

Устав государственного учреждения, как правило, включает разделы:

  • – общие положения;
  • – цели и задачи;
  • – права;
  • – имущество;
  • – управление;
  • – реорганизация и ликвидация.

Структура устава негосударственной организации (например, акционерного общества) будет совершенно другой:

  • – общие положения;
  • – акционерный капитал;
  • – порядок деятельности;
  • – права;
  • – управление;
  • – учет и отчетность;
  • – распределение прибыли и прочие накопления;
  • – прекращение деятельности.

Информация, которая должна быть отражена в уставе негосударственной коммерческой организации, определена соответствующими федеральными законами: ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др. нормативными правовыми актами .

Образец устава организации представлен в приложении 1.

Положение нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер. Данный документ определяет порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы органов государства, одного учреждения или структурного подразделения (комиссии, группы). Можно также выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу. Пример: "Положение о постоянно действующей экспертной комиссии". Некоторые разновидности положений разрабатываются при создании новых предприятий (организаций), структурных подразделений, проведении различных конкурсов, смотров и других мероприятий. Пример: "Положение о кафедре".

Таким образом, можно выделить три основных вида организационноправового документа "Положение":

  • – положение об учреждении;
  • – положение о структурном подразделении;
  • – положение, регламентирующее определенное направление деятельности.

В государственных учреждениях конкретные положения, как правило, разрабатываются на основе типовых, составляются и утверждаются вышестоящими органами управления или должностными лицами. В негосударственных организациях при разработке положения нередко используют типовое положение по данному направлению деятельности с целью адаптации его к специфике и особенностям конкретной негосударственной коммерческой или некоммерческой организации.

Положение относится к организационно-распорядительной документации и имеет типовую структуру текста, представленную в УСОРД. Положение оформляют на общем бланке учреждения. Формуляр положения в зависимости от статуса и ранга юридического лица, его компетенции, целей создания документа должен иметь следующий состав необходимых реквизитов:

  • Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – наименование организации;
  • – гриф утверждения документа;
  • – место составления или издания документа;
  • – текст документа;
  • – подпись;
  • – оттиск печати;

Кроме того, Положение об учреждении имеет еще один реквизит – отметку о регистрации документа налоговым органом (или территориальным подразделением Министерства юстиции РФ).

Текст положения включает следующие разделы:

  • – общие положения;
  • – цели и задачи;
  • – функции;
  • – права и ответственность;
  • – руководство;
  • – взаимоотношения с другими структурными подразделениями (для положения о структурном подразделении) и др.

В разделе "Общие положения" формулируется точное название учреждения, структурного подразделения или коллегиального органа; определяется его ранг и статус; приводится перечень законодательных и нормативных актов, методических материалов, на основе которых осуществляется их деятельность.

В разделе "Цели и задачи" в обобщенном виде формулируются основные цели деятельности и основные его задачи.

"Функции" является основным разделом положения и включает всестороннюю характеристику деятельности учреждения (структурного подразделения или коллегиального органа) и подробный перечень всех функций, посредством выполнения которых реализуется решение задач для достижения основной цели.

В разделе "Права и ответственность" указываются права, которыми учреждение (структурное подразделение или коллегиальный орган) наделяются для реализации поставленных задач. При этом права должны соответствовать действующим законодательным и нормативным правовым актам, регламентирующим их деятельность. Прописывается также ответственность, которую они несут в случае невыполнения своих функций.

Раздел "Руководство" включает наименование должности руководителя, требования к уровню образования, стажу практической работы, его компетенцию и обязанности.

С целью дифференциации компетенции руководителя и компетенций сотрудников, устанавливаются персональные нрава и ответственность руководства. В их числе: право устанавливать круг ответственности своих заместителей, утверждать определенные виды документов, издавать распорядительные документы но определенному кругу вопросов, осуществлять руководство кадровой политикой учреждения (структурного подразделения), применять меры поощрения или взыскания и т.д. В данном разделе также должно содержаться указание основных направлений деятельности, по которым руководитель несет персональную ответственность, например: за выполнение задач учреждения (структурного подразделения или коллегиального органа); за состояние документации, ее соответствие требованиям законодательных актов и нормативно-правовых документов, достоверность информации, зафиксированной в ней, и се утечку; за организацию работы учреждения (структурного подразделения, коллегиального органа); за работу с кадрами.

В разделе "Взаимосвязи с другими структурными подразделениями" регламентируются взаимосвязи, возникающие, например, в результате осуществления производственной, хозяйственной, управленческой деятельности. Здесь же фиксируются документные связи – наименования документов, периодичность их издания, сроки, устанавливаются взаимные обязательства, определяется состав документов, разрабатываемых структурным подразделением совместно с другими структурными подразделениями, сроки их представления, периодичность обмена информацией.

Помимо основных разделов, рекомендованных УСОРД, в структуру текста положений при необходимости допускается включение дополнительных разделов, например, "Порядок пересмотра положения". В этом разделе может быть установлена периодичность пересмотра положения (ежегодно или по мере необходимости), и/или в нем перечисляются условия, при которых пересмотр необходим (так, положение о службе ДОУ пересматривается при изменении структуры подразделения, изменении его задач и функций).

Рассмотрим подробнее правила создания трех вышеназванных видов положений:

Положение об учреждении это локальный нормативный акт, на основании которого действует учреждение (организация, предприятие). Он определяет организационно-правовую форму, ранг (федеральный, центральный и др.), наименование, цели создания, задачи, функции, права и обязанности юридического лица, организационную структуру и порядок его функционирования.

Обратите внимание!

В настоящий период нормативного правового акта, регламентирующего порядок разработки данного документа, не существует. Поэтому мы можем основываться только на предыдущем опыте учреждений и рекомендаций ВНИИДАД.

В текст положения об учреждении могут быть включены следующие разделы:

  • – общие положения (организационно-правовой статус, название учреждения, его месторасположение);
  • – цели создании юридического лица и виды деятельности;
  • – права и обязанности создателей организации;
  • – порядок образования имущества учреждения;
  • – порядок ответственности создателей по обязательствам учреждения;
  • – принципы и способы организации управления;
  • – порядок использования активов и средств организации;
  • – порядок создания, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств учреждения;
  • – порядок реорганизации и прекращения деятельности юридического лица. Положения об учреждении оформляются на стандартном листе формата А4.

Положение о структурном подразделении – это локальный нормативный правовой акт, на основании которого функционирует структурное подразделение учреждения (предприятия, организации). Данный организационно-правовой документ устанавливает место структурного подразделения в иерархии учреждения и его компетенцию.

Положение о структурном подразделении условно можно подразделить на следующие группы:

  • – положения о коллегиальных и совещательных органах аппарата управления организации (совет директоров, правление и т.п.);
  • – положения о постоянно действующих структурных подразделениях;
  • – положения о специализированных подразделениях (ученый совет, научно-технический совет и т.п.);
  • – положения о временных структурных подразделениях (комиссиях, советах и т.п.).

По своему характеру и назначению положения о структурных подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения о структурных подразделениях разрабатываются руководством учреждений для подведомственных структур или группы однотипных структурных подразделений одной организации (например, цеха промышленного предприятия).

Структура текста может быть представлена типовым набором разделов: общие положения, цели и задачи, функции, права и обязанности, руководство, служебные связи, организация работы. При необходимости можно добавить раздел (как правило, заключительный) "Порядок пересмотра положения". Данный раздел может установить периодичность пересмотра данного нормативного документа (например, раз в 3–5 лет) либо называет условия, при наступлении которых корректировка текста положения необходима (например, положение о службе ДОУ, как правило, пересматривается при изменении структуры подразделения или учреждения (предприятия) в целом.

Положение о структурном подразделении оформляется на общем бланке организации, подписывается руководителем структурного подразделения и утверждается руководителем организации или органом управления (например, советом директоров или общим собранием акционеров).

Положение, регламентирующее определенное направление деятельности локальный нормативный акт, обязательный для исполнения всеми сотрудниками, подпадающими под его действие. Пример: "Положение о начислении заработной платы профессорско-преподавательскому составу университета", "Положение о дистанционном обучении" и т.п.

Данный нормативный документ, как правило, содержит нормы, регулирующие организационные, финансовые, социальные, технологические и иные специфические направления деятельности учреждения, его структурных подразделений и лиц.

В зависимости от назначения положения этого типа можно разделить на следующие группы:

  • – нормативные акты, регламентирующие условия труда и правила их соблюдения;
  • – документы, регулирующие порядок организации и проведения определенных мероприятий (конкурсов, олимпиад, конференций, семинаров и т.п.);
  • – положения, регулирующие специфические направления деятельности отраслевых учреждений. Пример: "Положение о порядке присвоения ученых званий".

Из опыта

Сотрудников, подпадающих под действие конкретного положения в обязательном порядке руководство учреждения должно с ним ознакомить и документально зафиксировать этот факт. Чаще всего с этой целью в соответственном структурном подразделении ведется журнал ознакомления, в котором оформляются ознакомительные визы сотрудников.

Положение оформляется на общем бланке учреждения, подписывается должностным лицом, его разработавшим, утверждается и вводится в действие порядком, предусмотренным в данном учреждении.

Образец положения представлен в приложении 3.

Учредительный договор документ, посредством которого граждане, создающие определенное юридическое лицо, принимают на себя обязательства по определению порядка функционирования и направления деятельности этого юридического лица, а так же порядок его реорганизации и ликвидации.

Исторический экскурс

В Европе понятие учредительного договора возникло в XIII–XIV вв. с возникновением предпринимательских объединений банкиров. В 1673 г. во Франции был принят торговый регламент, который предусматривал создание юридического лица на договорной основе. В России лишь в 1807 г. императором Александром I был подписан манифест, в котором регламентировалось создание купеческих товариществ на основе договора.

В гражданском кодексе РСФСР 1922 г. термин "учредительный договор" отсутствовал, хотя определял порядок заключения, исполнения и расторжения договоров о создании товариществ.

В новой редакции ГК РСФСР, вступившим в силу в 1964 г., термин "учредительный договор" так же отсутствовал, однако в начале 80-х гг. XX в. учредительный договор стали применять в качестве правовой основы при создании и регистрации предприятий с иностранным участием.

В современном российском законодательстве термин "учредительный договор" впервые появился в п. 2 ст. 13 "Основ Гражданского Законодательства Союза ССР" от 31 мая 1991 г.

В настоящее время определение понятия "учредительный договор" и его правовой статус содержится в п. 2 ст. 52 ГК РФ, в которой регламентируется, что с вступлением учредительного договора в законную силу его участники обязуются создать юридическое лицо, определить порядок совместных действий по его созданию, определить условия, на которых будет передано личное имущество, отрегулировать распределение прибыли между учредителями юридического лица, определить порядок выхода из состава юридического лица, ликвидации компании.

Данный документ должен иметь следующий состав обязательных реквизитов:

  • – Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – эмблема организации или товарный знак;
  • – наименование организации;
  • – гриф утверждения документа;
  • – наименование вида документа;
  • – место составления или издания документа;
  • – текст документа;
  • – подписи;
  • – визы согласования документа;
  • – грифы согласования документа;
  • – отметку об исполнении документа и направлении его в дело;
  • – отметку о регистрации документа налоговым органом (или соответствующим подразделением Министерства юстиции РФ);
  • – идентификатор электронной копии документа.

Типовой текст учредительного договора организации, как правило, содержит следующие рекомендованные разделы:

  • вводную часть;
  • – цель заключения договора;
  • – общие положения;
  • – цели создания юридического лица;
  • – права и обязанности владельцев;
  • – порядок образования активов и капитала юридического лица;
  • – порядок управления доходами организации;
  • – порядок ответственности владельцев по обязательствам юридического лица;
  • – порядок ведения учета и отчетности;
  • – порядок изменения состава владельцев;
  • – порядок рассмотрения споров;
  • – порядок изменения и расторжения учредительного договора;
  • – порядок реорганизации и прекращения деятельности юридического лица.

Учредительный договор подписывается всеми участниками – будущими владельцами юридического лица.

В настоящее время в делопроизводстве учреждений (предприятий и организаций) применяется такой документ как договор, который можно отнести к организационным документам.

Образец учредительного договора представлен в приложении 2.

Договор – нормативный правовой акт, регулирующий и регламентирующий хозяйственные или иные гражданско-правовые отношения между субъектами (юридическими или физическими лицами). Посредством договора устанавливаются различные экономические, хозяйственные и другие правоотношения между физическими лицами, физическими и юридическими лицами и между юридическими лицами. Законом установлено, что договоры создаются при документировании, например, сделок купли-продажи, оформлении отношений аренды, поставки товаров или оборудования и др. Отношения работника и работодателя согласно Трудовому кодексу РФ также оформляются договором (трудовой договор).

Договор заключается в письменной форме; составляется один документ в необходимом количестве экземпляров (по числу юридических или физических лиц, участвующих в сделке), который подписывается всеми лицами (или их представителями по доверенности).

В договор включается информация о договаривающихся сторонах: их наименования (или сведения о физических лицах), данные об их учредительных документах, о представителях договаривающихся сторон (фамилии, имена, отчества), сведения об обязательствах сторон, условия и формы расчета, санкции при нарушении или невыполнении в срок взятых на себя обязательств, срок действия договора.

Основной раздел договоре – "Обязательства сторон", где прописываются основные условия и конкретные действия, которые должны выполнить участники договора.

В тексте договора должны быть указаны юридические адреса сторон, их банковские реквизиты, указания на количество экземпляров данного документа. В случае, когда участник сделки является физическим лицом, должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, данные паспорта, место регистрации и фактического проживания (если оно не совпадает с местом постоянной регистрации), номера телефонов.

Договор составляется на стандартном листе бумаги формата А4. К обязательным реквизитам договора следует отнести следующие:

  • – Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – эмблему организации или товарный знак;
  • – наименование организации;
  • – название вида документа;
  • – дату документа;
  • – регистрационный номер документа;
  • – текст документа;
  • – место составления документа;
  • – подпись;
  • – оттиск печати.

Два последних реквизита оформляются специфично именно при составлении данного документа, так как число подписей будет соответствовать количеству физических лиц и представителей юридических лиц. А число печатей будет соответствовать количеству юридических лиц – участников договора.

Порядок – нормативный правовой акт, регламентирующий определенное направление деятельности отрасли или учреждения. Он издается с целью регулирования правоотношений между гражданами и учреждениями ("Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования"), между юридическими лицами ("Порядок передачи управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационноправовых форм").

Порядок, как организационно-правовой документ, по назначению принципиально отличается от, например, Положения, тем, что не устанавливает ранг и статус учреждения (или структурного подразделения), издающего данный документ, а только определяет алгоритм действий в определенной сфере и закрепляет его юридически . Однако формуляр порядка схож с аналогичными документами, например, с Положением или Регламентом (см. ниже).

Порядок имеет типовой набор разделов. Например, наименования разделов документа "Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования" содержит следующие разделы:

  • – общие положения;
  • – организация приема граждан в вуз;
  • – организация информирования абитуриентов;
  • – прием документов от поступающих;
  • – вступительные испытания;
  • – особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья и др.

При необходимости в формуляр порядка могут быть добавлены специфические разделы, которые, как правило, не встречаются в текстах регламента или положения, дающие дополнительные разъяснения по объекту и предмету организационно-правового документа, например, "Термины и определения".

Порядок, как правило, утверждается распорядительным документом, учреждения – автора. Пример: Распоряжение Департамента жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 29 сентября 2006 г. № 0514–316/6 "Об утверждении порядка передачи управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационно-правовых форм".

Порядок, издаваемый федеральным органом исполнительной власти после издания приказа об утверждении, должен обязательно пройти процедуру регистрации в Министерстве юстиции РФ. Пример: Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. № 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования", зарегистрирован в Минюсте РФ 24 января 2012 г., регистрационный № 23011. Только после этого Порядок вводится в действие, т.е. начинает реализовываться.

Структура и штатная численность – документ, устанавливающий количественный и качественный состав структурных подразделений учреждения (предприятия, организации) и штатную численность персонала в каждом из них.

Состав реквизитов будет зависеть от вида юридического лица, создающего данный документ – государственная, негосударственная (коммерческая, некоммерческая) структура, и может включать:

  • – Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – эмблему организации или товарный знак;
  • – наименование организации;
  • – гриф утверждения документа;
  • – оттиск печати;
  • – наименование вида документа;
  • – дату создания документа;
  • – номер документа;
  • – место составления или издания документа;
  • – заголовок к тексту;
  • – текст документа;
  • – подпись;
  • – визы согласования документа.

Текст данного документа оформляется в виде таблицы, состоящей из трех граф: номер по порядку, наименование структурных подразделений и должностей, количество штатных единиц.

Документ этого вида оформляется, как правило, на общем бланке организации (учреждения, предприятия). Допускается также оформление структуры и штатной численности на простом листе формата А4, но с непременным нанесением всех юридически значимых реквизитов.

Структура и штатная численность составляется и подписывается руководителем кадровой службы учреждения и главным бухгалтером, утверждается руководителем. Вводится в действие приказом по организации, также подписанным руководителем.

Штатное расписание документ, который разрабатывается в соответствии со структурой и штатной численностью с целью установления должностных окладов и размеров надбавок к ним по каждой должности в зависимости от квалификационных характеристик работника (образование, стаж работы и т.п.). В случае отсутствия такого документа как "Структура и штатная численность", данный документ устанавливает и структуру организации.

История вопроса

Впервые унифицированная форма штатного расписания была утверждена Постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26 (в составе унифицированных форм первичной учетной документации). В 2004 г. данная форма претерпела некоторые изменения.

Штатное расписание составляется и оформляется по форме № Т–3, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 5 января 2004 г. № 1 "Об утверждении форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Состав реквизитов зависит от вида юридического лица, создающего данный документ – государственная, негосударственная (коммерческая, некоммерческая) структура:

  • – наименование организации;
  • – код организации по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО);
  • – код формы документа;
  • – гриф утверждения документа;
  • – оттиск печати;
  • – наименование вида документа;
  • – дат}" создания документа;
  • – номер документа;
  • – текст документа;
  • – подпись;
  • – идентификатор электронной копии документа;
  • – визы согласования;
  • – грифы согласования.

Штатное расписание составляется и подписывается руководителем кадровой службы учреждения и главным бухгалтером, утверждается руководителем. Вводится в действие приказом по организации, также подписанным руководителем.

Государство является основным элементом внешней среды, так как оно оказывает влияние на результаты деятельности любого предприятия путем установления законодательных, нормативно-правовых и других границ в сфере его деятельности.

Основными видами законодательства, установленного государством в отношении предприятий являются:

Гражданско-правовое законодательство (Гражданский Кодекс РФ), в нем определены организационно-правовые формы предприятий, формы их собственности, порядок организации, реорганизации и ликвидации предприятий.

Налоговое законодательство (Налоговый Кодекс РФ). Определяет виды налогов, налогооблагаемую базу, ставки налогов, порядок распределения средств между бюджетами различных уровней.

Антимонопольное законодательство. Регулирует деятельность предприятий-монополистов, определяет, какие предприятия в РФ относятся к монополистам и какие меры ограничения монополистической деятельности можно использовать по отношению к ним.

Внешнеэкономическое законодательство. Определяет порядок экспорта и импорта товаров на территории РФ и ставки таможенных пошлин.

Основной принцип правового регулирования (не знание закона - не освобождает от ответственности за его нарушение) определяет важность знаний в области права.

Государство определяет и устанавливает правовые нормы (основные правила) функционирования хозяйствующих субъектов.

Законодательные акты часто характеризуются не только сложностью, но и «подвижностью», а иногда и неопределенностью.

Деятельность хозяйствующего субъекта регулируется не только федеральными законами, но и требованиями (постановление, решение) органов местного самоуправления и государственного регулирования.

В настоящее время, согласно действующему законодательству, государство не может вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность субъекта напрямую. Регулирование деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется через множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений, а также через методы косвенного воздействия, к числу которых относят: фискальную, кредитную, таможенную политику государства. Правовой статус хозяйствующего субъекта устанавливается хозяйственным законодательством

Общие положения, регулирующие имущественные взаимоотношения между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами, физическими лицами определяются Гражданским Кодексом РФ.

Порядок разрешения возникающих споров в судебных инстанциях определяет Гражданско-процессуальный Кодекс РФ.

Гражданский Кодекс определяет права и ответственность субъектов права в области имущественных отношений. Раскрывается системой законов: о собственности, земле и земельных отношениях, о банках и банковской деятельности, таможенное законодательство, о биржах и биржевой деятельности.


Правовой статус хозяйствующего субъекта в области налогообложения и налоговой системы отражен в Налоговом Кодексе, вступившем в силу с 1 января 2002 г. С помощью налоговой системы, куда включены налоговые ставки, налоговые льготы, ставки рефинансирования с ссудным капиталом, государственные закупки, дотация, государство регулирует в нужном ей направлении. Причем, налоговое регулирование выступает экономическим, а не административным регулированием.

Особое место в системе хозяйственного права занимает трудовое право, которое представлено Трудовым Кодексом РФ, вступившем в силу с 1 февраля 2002 г. Регулирует комплекс важнейших вопросов, связанных с определением прав и обязанностей наемных работников и работодателей, включая регламентацию времени труда и отдыха, порядок найма, увольнения рабочей силы, гарантии в области оплаты труда и различных компенсаций: при увольнении, санкции за несвоевременность выплаты заработной платы, дополнительные отпуска, компенсация вредных и тяжелых условий труда.

Особо следует отметить наличие элементов экономического законодательства в России в составе законодательных и нормативных актов. Однако экономическое законодательство далеко несовершенно и не решает многих, весьма актуальных проблем, касающихся безопасности населения и окружающей среды.

Вся совокупность законов и подзаконных актов по хозяйственным вопросам создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие субъекты. Задачей правового сектора является правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов.

Взаимоотношение хозяйствующего субъекта с органами государственного и местного управления регулируются Административным Кодексом РФ.

Вопросы несостоятельности хозяйствующего субъекта регламентируются «Законом РФ о несостоятельности, банкротстве».

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Нормативный акт – это акт, компетентного органа государственной власти, которым устанавливается нормы права. К нормативным правовым актам регламентирующие деят-ть п/п относятся Гражданский Кодекс, Трудовой кодекс, налоговый кодекс, земельный кадастр, указы президента РТ, постановление главы организации.

Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособность граждан или предпринимательская организация должны хорошо знать законодательство, регулирующее эту деят-ть. Впервые наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В нем говорилось, что под предпринимательской деят-тью инициативная самостоятельная деят-ть граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Было установлено, что предпринимательская деят-ть осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

В первой части ГК РФ говориться, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деят-ть, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деят-ть, направленное на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

12. Иные нормативные акты

Конституция РФ – основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности: свободное распоряжение своим трудом, право частной собственности, равенство всех форм собственности, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, общегражданские права человека.

Гражданский кодекс (часть 1) определяет правовые аспекты взаимоотношений граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы хозяйствования.

Гражданский кодекс (часть 2) определяет правовые аспекты коммерческого и финансового предпринимательства, договорных и подрядных отношений.

Налоговый кодекс регламентирует общие правила определения доходов и расходов участников предпринимательской деятельности, виды, ставки налогов, налоговую базу, порядок начисления налогов и др.

Трудовой кодекс определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации.

Государственная регистрация – процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования, при которой государственные органы проверяют соответствие самого юридического лица и его регистрационных документов требованиям действующего законодательства. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

В процессе эксплуатации основные средства подвергаются износу. В рыночной экономике различают 3 вида износа:

Физич. износ.-àпонимается утрата основными средствами своих технико-экономических свойств, социальных характеристик, потребительной стоимости, а также стоимости в связи с эксплуатацией и под воздействием естественных сил природы.

Существует 2 типа физ изн:

1. механический износ трущихся деталей, усталостный износ метала, дерева, деформация отдельных конструкций;

2.естественный — не связан с эксплуатацией ОФ, а выражается в коррозии металла, выветривании, выщелачивании материалов.

Степень физ.износа зависит от многих факторов: качество конструкции и материалов, особенности технолог. процесса, срока эксплуатации, степени загрузки. Значительная доля устаревших осн-ых ср-в наносит ущерб экономическим показателям, объемам производства, конкурентоспособности товара.

Износ ос опред-ся

Износ=Спервонач*Норм аморт*время экспл/100

Коэффициент физического износа на каждый момент может определен по формуле:

Кизн факт = Тф / ТN ,

где Тф — фактическое время, ТN — нормативное время работы.

Кизн факт = (Тф * Qфt) / (ТN * QNt),

где Qфt — объем выпуска продукции за соответс-щий год, QNt — нормативный объем выпуска продукции.

Моральный износ основных средств выражается в уменьшении их стоимости до окончания срока службы. Он является следствием технологического прогресса и роста производительности. Моральный износ может быть 2-х видов:

связан с утратой основными средствами части своей первоначальной стоимости в результате повышения производительности труда в отраслях их производящих.

Кмор изн = (Фпер – Фвост) / Фпер

Кмор изн = (Nнов — Nст) / Nнов

Где Nнов — проектная или паспортная мощность объекта в изменившихся условиях после проведения реконструкции, модернизации или выпуска нового вида оборудования в натуральных единицах измерения. Nст – производительность морально устаревшего оборудования в натуральных единицах измерения.

Для объектов недвижимости в составе основных средств предприятия определяется также внешний (экономический) износ. Износ внешнего воздействия это снижение стоимости объекта недвижимости в следствии негативного влияния внешней среды экономических или политических факторов. Причина внешнего износа это общий упадок района, в котором находится объект или действие правительства РФ, местной администрации, изменение рынка занятости, нарушение биологического равновесия, перевод основных производств в другой регион и т.д., строит-во рядом малопривлекательных объектов таких как очист сооружения, заболачивание, бензоколонки.

БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СТРУКТУРА

Бизнес план - это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.

Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы.

Такая типовая структура бизнес-плана должна включать следующие разделы:

1. Титульный лист. Содержит название проекта, наименование компании-заявителя, сроки реализации и период расчета показателей проекта, контактную информацию.

2. Резюме. В концентрированном виде представляет сущность, цели и задачи инвестиционного проекта, объем инвестиций, интегральные показатели коммерческой эффективности проекта.

3. Описание отрасли (целевого рынка). В разделе дается общая характеристика ситуации, складывающейся в отрасли (на целевом рынке), где будет реализовываться проект.

4. Описание продукции. Дается общая технико-экономическая и потребительская характеристика выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции (товаров и услуг).

5. План маркетинга. В развернутом виде представляется маркетинговая стратегия компании при реализации проекта, дается описание ценовой, сбытовой, продуктовой политики и политики продвижения продукции на рынок. 6. План производства. Дается подробная характеристика и требования к организации процесса производства, план производства, постоянные и переменные затраты, план по персоналу.

7. Организационный план. Включает характеристику организационной структуры компанией, ее преобразования и возможностей, описание нормативно-правовой базы, организации управления реализацией проекта.

8. Финансовый план. Содержит финансовые и экономические расчеты и обоснования по проекту, включая стратегию финансирования, налоговые и иные выплаты, отчет о прибыли, план денежных поступлений и выплат, бухгалтерский баланс компании.

9. Анализ рисков, чувствительности и устойчивости проекта. В данном разделе дается анализ возможных рисков при реализации проекта, представляются результаты анализа чувствительности и устойчивости проекта, анализ финансовых коэффициентов.

10. Приложения. В приложение включаются необходимые сопроводительные документы – описание и фото продукции, необходимая документация (копии лицензий, сертификатов, разрешений, актов), проектно-сметная документация и др.

В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей:

— чистая текущая стоимость;

— внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности);

— период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат);

— норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается «нулевая прибыль», доход от продажи равен издержкам производства).

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНА РАЗВИТИЯ П/П

План развития п/п вкл-ет след. разделы:

1. План развития науки и техники, НТП – важная часть плана развития п/п. он вкл-ет в себя мероприятия по НИР, освоения пр-ва новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, модернизации и автоматизации произв-х процессов НОТ. Перенос передового опыта с родств пп. К показателям этого плана относятся: а) продукция осваиваемая произв-ом впервые; б) относ-ое уменьшение чис-ти раб-ов за счет внедрения разл. мероприятий по развитию науки и техники; в) рост ПТ, показатели харак-ие уровень пр-ва, как коэф-т автоматизации, механизации повышение нефтеотдачипластов, коэф-т экстенсивного исп-ия осн. ср-в и т.д., а также специфические пок-ли, характерные для данного вида пр-ва, н-р, материалоемкость продукции, энергоемкость пр-ва…

Юридические лица действуют на основании учредительных документов: договора или устава в зависимости от организационно-правовой формы участника предпринимательской деятельности, либо договора и устава.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Учредительный договор — документ, в котором содержится следующая информация: наименование юридического лица; место его нахождения; порядок совместной деятельности по его созданию; размер долей участия каждого из учредителей; условия передачи имущества учредителей юридическому лицу; условия участия учредителей в деятельности юридического лица; условия и порядок распределения между участниками прибыли (убытков); условия управления деятельностью юридического лица; условия выхода учредителей (участников) из состава.

В уставе в обязательном порядке должны содержаться: сведения об организационно-правовой форме, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав учредителей, вид и сфера деятельности, порядок распределения прибыли, порядок образования фондов, условия реорганизации и ликвидации.

На основе учредительного договора действуют хозяйственные товарищества.

На основе учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной ответственностью и ассоциации.

На основе устава действуют акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, фонды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Документы, которые должны быть у ООО

Учредительные документы (особенно устав) представляют свод прав, обязанностей, условий функционирования организации, ее трудового коллектива, конституирующих статус организации

Законодательные акты, регулирующие деятельность организаций, устанавливают два учредительных документа: устав и договор об учреждении.

Ст. 52 ГК РФ гласит, что юридическое лицо действует на основании устава, либо договора об учреждении и устава, либо только договор об учреждении.

Договор об учреждении юридического лица заключается, а устав утверждается его участниками.

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Учредительные документы юридического лица должны содержать наименование юридического лица, место нахождения и порядок управления его деятельностью, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Для отдельных видов юридических лиц в учредительных документах должны быть определены предмет и цели деятельности.

  • Устав со всеми изменениями и дополнениями или действующая редакция Устава (их копии с печатью налогового органа)

Предыдущие редакции устава желательно хранить. Чтобы не запутаться в редакциях, можно сделать надпись «не действует в связи с принятием новой редакции от …»

Устав должен содержать следующие сведения

    • Об организационно-правовой форме
    • О наименовании, нахождении организации
    • О размере ее уставного капитала (фонда), составе
    • О порядке распределения прибыли
    • О порядке образования фондов
    • О порядке и условиях реорганизации и ликвидации
  • Учредительный договор или Договор об учреждении

Договор об учреждении устанавливает, что

  • Учредители обязуются создать юридическое лицо
  • Учредители определяют:
  • Порядок совместной деятельности по созданию юридического лица
  • Условия передачи имущества, участия в его деятельности
  • Порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками управления деятельностью
  • Порядок выхода участников из состава юридического лица

Договор об учреждении должен содержать сведения

  • О наименовании (имени) и юридическом статусе учредителей
  • О местонахождении учредителей
  • О государственной регистрации
  • О размере уставного капитала
  • О долях участия (паях, количестве акций), принадлежащих каждому учредителю
  • О размерах, порядке и способах внесения вкладов (оплаты акций)

Договор об учреждении весьма странный документ, потому что он «вроде бы есть, а вроде и нет».

Юридически этот договор вышел из списка учредительных документов, но всё ещё существует.

По окончании срока их действия документы следует подшить и отправить в архив (могут потребоваться при повторном получении лицензии или разрешения или при определенных обстоятельствах в суде).

  • Подтверждение членства специализированной СРО

Если компания состоит в СРО. После окончания срока действия подшить и отправить в архив.

  • Допуски к строительным, проектировочным и реставрационным работам

Если для выполняемых работ требуются такие допуски. После окончания срока действия подшить и отправить в архив.

  • Уведомления о начале деятельности

Если по закону о начале деятельности следует специально уведомлять органы власти.

  • Документы о внесении в Торговый реестр

Если ООО осуществляет торговую деятельность или поставки товаров (за исключением производителей товаров).

  • Документы на ККТ и договоры на их обслуживание

Если в работе используется ККТ.

Обязательные кадровые документы — это те документы, которые упомянуты в ТК РФ и других законах.

Их отсутствие влечет наложение административного штрафа или приостановления деятельности по ст. 5.27.КоАП, повторное привлечение должностного лица по этой статье влечет дисквалификацию на срок до 3 лет.

Ст. 5.28-5.31 КоАП устанавливают ответственность за нарушения в связи с заключением коллективного договора.

Хранить в металлическом сейфе.

Выдавать работнику его трудовую книжку до дня увольнения не положено Правилами ведения и хранения трудовых книжек.

При необходимости работодатель обязан по письменному заявлению работника в течение 3-х рабочих дней выдать копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки.

  • Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее
  • Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них
  • Трудовые договоры со всеми дополнительными соглашениями

Ст. 67 ТК РФ установлена обязательная письменная форма трудового договора.

Трудовой договор должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых должен быть отдан работнику. Желательна подпись работника на экземпляре компании «экземпляр трудового договора получил, подпись, дата».

  • Листы ознакомления или журналы ознакомления с локальными-нормативными актами, должностными инструкциями, штатными расписаниями и т. д.
  • Штатное расписание по форме Т-3

Штатное расписание предусмотрено ст. 15 и 57 ТК РФ.

  • Табель учета рабочего времени по форме Т-13 или Табель учета рабочего времени и расчета заработной платы по форме Т-12

Можно вести в электронном виде, при проверках распечатывать.

  • Правила внутреннего трудового распорядка

Предусмотрены ст. 189 и 190 ТК РФ.

  • Документ о защите персональных данных работников (обычно – положение)

Предусмотрен ст. 87 и 88 ТК РФ.

Можно вести в электронном виде. При проверках распечатывать.

Многие ведут в электронном виде и распечатывают при проверках, однако следует помнить, что на этих карточках должна стоять оригинальная подпись работника.

При заполнении карточек возникает много вопросов, так как карточка содержит вопросы о персональных данных, дать ответы на которые работник может отказаться на основании закона о тайне персональных данных. Все данные могут быть внесены в карточку только на основании письменного согласия работника.

Приказы и распоряжения хранить обязательно, все!

  • Основания к приказам (докладные записки, заявления, акты, трудовые договоры, объяснительные записки и т. п.)
  • Журналы (книги) регистрации командировочных удостоверений
  • Желательно журналы учета приказов и журналы учета трудовых договоров
  • Все ведомости, расчеты и иные документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы, отпускных, компенсаций за неиспользованные отпусках, «расчетных» при увольнениях, утвержденная форма расчетного листка
  • Документы по аттестации рабочих мест

Согласно ст. 212 ТК РФ аттестации по условиям труда подлежат все рабочие места в организации (с учетом исключений, установленных приказом Минтруда РФ N 590н от 12.12.2013).

Список таких документов включает инструкции, положения, журналы инструктажа, документы об обучении руководителей и специалистов по охране труда, документы о финансировании мероприятий по охране труда, сопутствующие акты и приказы.

  • Документы, которые могут стать обязательными при определенных обстоятельствах
  • Коллективный договор

Обязателен, если хотя бы одна из сторон (работники или работодатель) выходили с инициативой его заключить.

  • Положение об оплате труда и премировании

Обязательно, если какие-то из условий оплаты труда и премирования не урегулированы ни в одном другом документе (ни в трудовом договоре, ни в штатном расписании, ни в правилах внутреннего трудового распорядка).

Обязательны, если не все должностные обязанности работников указаны в трудовых договорах.

  • Договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности
  • Положение об аттестации и сопутствующие аттестации документы

Обязательно, если работодателем проводится аттестация работников.

Обязателен при наличии сменной работы.

Обязательно, если в трудовом договоре указано, что работник обязан хранить коммерческую тайну.

  • Списки отдельных категорий сотрудников
    • Несовершеннолетних работников
    • Работников-инвалидов
    • Беременных работниц
    • Женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет
    • Одиноких матерей
    • Лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства
    • Работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
    • Работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам

Обязательны при их наличии в штате.

Напомним, что к работникам, подлежащим периодическим медицинским осмотрам относятся, в том числе, водители и сотрудники, работающие на компьютере.

  • Документы, необходимые для привлечения иностранных работников

При наличии таких работников – обязательны.

  • Регистрация ООО
  • Регистрация изменений
  • Купля-продажа доли
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация ООО
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди Клиентов ААА-Инвест!

3.Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.

2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия

Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:

1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)

основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности:

свободное распоряжение своим трудом,

право частной собственности,

равенство всех форм собственности,

свобода экономической деятельности,

единство экономического пространства,

свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

общегражданские права человека.

2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);

определяет правовые аспекты взаимоотношений граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы хозяйствования.

3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

определяет правовые аспекты коммерческого и финансового предпринимательства, договорных и подрядных отношений

4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;

5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);

6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);

регламентирует общие правила определения доходов и расходов участников предпринимательской деятельности, виды, ставки налогов, налоговую базу, порядок начисления налогов и др.

7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);

8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;

10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

11. Трудовой кодекс РФ № — ФЗ от 21.12.2001

определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации.

12. Иные нормативные акты

Государственная регистрация – процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования, при которой государственные органы проверяют соответствие самого юридического лица и его регистрационных документов требованиям действующего законодательства. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Положение о персонале организации;

Положение о системе премирования (поощрении) работников организации;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Штатное расписание;

Иные локальные нормативные акты, касающиеся взаимоотношений работодателя и работников.

Вышеназванные документы могут иметь иное название. Этот вопрос законодатель не регулирует, но при их разработке следует учитывать, что в конечном итоге они должны представлять собой единую систему локальных нормативных актов организации.

К таким локальным актам относятся:

Контракт с руководителем;

Контракт с главным бухгалтером;

Должностные инструкции;

Положение об охране труда;

Приказ о поощрении;

Приказ о наложении взыскания;

Приказ о материально ответственном лице;

Приказ об увольнении;

Инструкция по противопожарной безопасности;

Приказ о командировке;

Рассмотрим некоторые виды локальных нормативных актов, принимаемых в организациях.

Положение о персонале является локальным трудовым актом организации.

Положение о персонале призвано регулировать взаимоотношения работодателя (администрации организации) и работников по ряду вопросов, аналогичных нормам коллективного договора.

Кроме того, Положение о персонале может регламентировать порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, повышение квалификации и гарантии занятости, формирование социального партнерства работников и работодателя, а также иные вопросы трудовых отношений в организации.

Если в организации существует коллективный договор, то при разработке Положения о персонале следует учитывать содержащиеся в нем нормы. В этом случае, Положение о персонале может регулировать отношения между работником и работодателем, определенные коллективным договором.

При наличии в организации коллективного договора Положение о персонале регулирует более узкий круг вопросов. Часто на практике оно именуется Правилами внутреннего трудового распорядка и является приложением к коллективному договору.

В соответствии со статьей 190 ТК РФ Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждает работодатель, при этом учитывается мнение представительного органа работников организации. Если этот порядок нарушен, то данный документ является недействительным и не подлежит применению.

Представлять интересы работников в коллективных переговорах и в иных случаях могут профессиональные союзы, действующие в организации, а при их отсутствии – представители работников, избираемые на конференции (собрании) трудового коллектива.

К разработке локальных нормативных актов следует привлекать сотрудников кадрового, юридического и иных отделов. Действующие в организации локальные нормы существенным образом влияют на налогообложение организации, поэтому в разработке локальных нормативных актов должны также участвовать финансовые службы организации.

Часто в организациях порядок разработки, утверждения и вступления в силу локальных нормативных актов регулируется отдельным документом, утверждаемым высшим органом управления организации.

Государственная инспекция труда РФ при проверке организации проверяет наличие и порядок ведения кадровой документации. За нарушение трудового законодательства на руководителя организации могут быть наложены штрафные санкции.

Некоторые отношения между работодателем и работником могут оказаться неурегулированными. Это, в свою очередь, может привести к конфликтным ситуациям между работниками организации и работодателем.

Коллективный договор позволяет с учетом специфики организации урегулировать особенности имеющихся социально-трудовых отношений персонала. В любом случае в каждой организации имеются такие особенности, но они разрознены и содержатся в различных приказах, распоряжениях и других актах, принимаемых работодателем или руководящими работниками организации. Содержание их в коллективном договоре уменьшит документооборот и объем организационно-распорядительной документации в организации, а также приведет к их упорядочению и исключению возможных ошибок при применении правовых норм.

Организует трудовые отношения;

Обеспечивает стабильность трудовых отношений;

Обеспечивает и защищает интересы работодателя и работника;

Приспосабливает трудовые отношения в организации к реальным экономическим условиям.

Интересы работодателя защищаются так: коллективный договор определяет организацию трудовых отношений, уровень притязаний работников, обоснованность их требований.

Интересы работника благодаря договору приобретают правовую форму и их можно защитить с помощью государственного регулирования.

Действующее трудовое законодательство способствует и предполагает локальное (местное) нормотворчество в организации. Так, согласно статье 41 ТК РФ, в коллективном договоре могут быть установлены (за счет собственных средств организации) дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы и преимущества, условия труда для сотрудников.

Законодатель, устанавливая минимальные гарантии и компенсации работникам, предусматривает те или иные их принципиальные положения, например касающиеся рабочего времени и времени отдыха, и одновременно прямо указывает на возможность дополнительной регламентации этих трудовых отношений в коллективном договоре.

Пример 1.

Статья 116 ТК РФ позволяет в коллективном договоре определить иные случаи, помимо перечисленных в трудовом законодательстве, предоставления работникам дополнительных отпусков.

Положения статей 101 и 119 ТК РФ допускают в коллективном договоре устанавливать перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем и в качестве компенсации для них - продолжительность ежегодного дополнительного отпуска.

Положения статей 178 и 179 ТК РФ допускают возможность в коллективном договоре предусмотреть выплату выходных пособий при увольнении в повышенных размерах, в том числе и в иных, по сравнению с законодательством, случаях, а также обстоятельства, дающие преимущественное право высвобождаемым работникам для продолжения работы в организации.

ТК РФ содержит и другие отсылки к коллективно-договорному регулированию трудовых отношений.

Окончание примера.

В коллективный договор могут быть включены положения, определяющие деятельность на предприятии общественных организаций - профсоюзных организаций, коллектива работников и его органов, иных органов общественной самодеятельности, создаваемых по месту работы (например, рабочих комитетов, забастовочных комитетов и тому подобных).

Примечание.

Отдельные положения Федеральных законов от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», и от 23 ноября 1995 года №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» прямо адресуют к коллективным договорам.

В целях предупреждения трудовых конфликтов (как индивидуальных, так и коллективных) локальный уровень правового регулирования необходим отдельным положениям законодательства о трудовых спорах.

Многогранность проявления складывающихся в организациях трудовых отношений, иных непосредственно связанных с ними отношений и нередко обнаруживающееся несовершенство действующего законодательства о труде позволяет утверждать о наличии других, помимо названных, причин необходимости заключения в организациях коллективных договоров и о недопустимости недооценки их значения.

В соответствии со статьей 42 ТК РФ заключению коллективного договора в организации предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке проекта коллективного договора и условий его заключения.

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами. Представляется возможным и обоснованным придерживаться следующей процедуры (как одного из вариантов) ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, которую можно разделить на несколько этапов:

1) принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и направление письменного уведомления другой стороне о начале коллективных переговоров (статьи 36, 37 ТК РФ);

2) издание согласованного с соответствующим представителем работников приказа по организации о формировании комиссии для ведения коллективных переговоров и подготовка проекта коллективного договора;

3) обсуждение подготовленного комиссией проекта коллективного договора в подразделениях организации, филиала, представительства либо работниками других обособленных подразделений и последующая его доработка с учетом поступивших замечаний и предложений;

Обсуждение проекта договора осуществляется в сроки, определенные его сторонами. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. При этом, неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ и Федеральным законом от 23 ноября 1995 года №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

4) утверждение разработанного единого проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников организации и подписание его сторонами;

Утверждение проекта производится в сроки, утвержденные сторонами, в пределах 3 месяцев с момента начала коллективных переговоров. Со стороны работников договор подписывают все участники единого представительного органа. Со дня подписания его сторонами или со дня, непосредственно указанного в нем, коллективный договор вступает в силу и действует не более 3 лет (статья 43 ТК РФ).

5) направление представителем работодателя подписанного коллективного договора вместе с приложениями в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

Отметим, что стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.

Примечание.

Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

В соответствии со статьей 50,51 ТК РФ контроль за выполнением обязательств по коллективному договору осуществляется не только сторонами, подписавшими его, но и органами по труду. В ходе контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию. Кроме того, стороны договора в определенные сроки отчитываются о выполнении обязательств по договору на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

1. Общие положения: стороны договора, предмет договора, сфера действия договора, соответствие договора законодательству, основные принципы заключения договора.

2. Трудовой договор (контракт), обеспечение занятости.

3. Рабочее время (продолжительность рабочего времени, режим рабочего времени, неполное рабочее время, разделение рабочего дня на части и тому подобное).

4. Время отдыха (перерывы в работе, работа в дни отдыха, ежегодный отпуск, дополнительные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы и тому подобное).

5. Условия работы и охрана труда (перечисляются все условия и обязанности сторон в этих отношениях).

6. Компенсация вреда, причиненного здоровью работника.

7. Оплата труда, гарантированные и компенсационные выплаты.

8. Социальное и медицинское обслуживание работников.

9. Жилищно-бытовое обслуживание.

10. Защита интересов трудового коллектива при приватизации организации.

11. Заключительные положения: срок действия договора, порядок изменения и дополнения договора, урегулирование разногласий, контроль выполнения договора, ответственность за нарушение и невыполнение договора.

Обратите внимание!

Законодательством Российской Федерации, а именно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства, применяемого в отношении коллективных договоров (соглашений).

1. Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки - влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (статья 5.28 КоАП РФ).

2. Непредставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения - влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (статья 5.29 КоАП РФ).

3. Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения - влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (статья 5.30 КоАП РФ).

4. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению - влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (статья 5.31 КоАП РФ).

5. Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) - влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (статья 5.32 КоАП РФ).

6. Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, - влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 МРОТ (статья 5.33 КоАП РФ).

7. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки - влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ (статья 5.34 КоАП РФ).

Порядок заключения, содержание, участники соглашений предусмотрены в статье 45 ТК РФ, Федеральном законе от 23 ноября 1995 года №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и Федеральном законе от 1 мая 1999 года №92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», определяющим правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно статье 47 ТК РФ порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией по ведению коллективных переговоров в соответствии со статьями 36 и 37 ТК РФ.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

Оплата труда;

Условия и охрана труда;

Режимы труда и отдыха;

Развитие социального партнерства;

Иные вопросы, определенные сторонами.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в нем. Срок действия соглашения определяется сторонами, но в любом случае не может превышать 3 лет (статья 48 ТК РФ).

Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение.

Условия соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами социального партнерства и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

Более подробно с вопросами, касающимися организации и документального оформления трудовой деятельности работников (персонала), ответственности за нарушение законодательства о труде , Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Персонал».

Случайные статьи

Вверх