Трудовой договор и трудовые отношения. Работа как наказание Прием работника на исправительные работы

Исправительные работы - один из видов уголовного наказания, заключающийся в принудительном привлечении гражданина к работе с вычетом из его заработка определенной части средств. Несмотря на распространенность такого вида наказания, не все работодатели знают, как поступать с указанными работниками.

Краткие характеристики исправительных работ представлены в таблице.

Исправительные работы

Срок работ

От 2 мес. до 2 лет (ч. 2 ст. 50 Уголовного Кодекса РФ, далее – УК РФ)

Вид работ и объекты, на которых они выполняются

При наличии основной работы - по основному месту работы осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ)

При отсутствии основной работы - в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями

Оплата труда

Выплачивается заработная плата , из которой производятся удержания в доход государства, в размере, установленном приговором суда, в пределах 5-20% (ч. 3 ст. 50 УК РФ)

Время работы

Основная работа (ч. 1 ст. 50 УК РФ)

Меры при уклонении от работы

Заменяются лишением свободы (ч. 6 ст. 53.1 УК РФ)

Не назначаются

Несовершеннолетним;

Соблюдение условий отбывания наказания;

Уведомление УИИ о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания , об уклонении от отбывания наказания;

Предварительное уведомление УИИ о переводе осужденного на другую должность или увольнении с работы.

4. Проверки уголовно-исполнительной инспекцией

Контроль за правильностью и своевременностью перечислений и удержаний из заработной платы осужденных осуществляют УИИ (ч. 1 ст. 44 УИК РФ). Проверки проводятся не реже одного раза в шесть месяцев, а в случае назначения наказания менее шести месяцев - не менее одного раза в течение срока наказания (п. 88 Инструкции).

В организации УИИ проверяет (п. 89 Инструкции):

Правильность и своевременность удержания перечислений сумм в доход государства из зарплаты осужденного;

Соответствие данных в расчетных сведениях, представленных организацией в УИИ, фактическим данным;

Продолжительность предоставленного осужденному ежегодного оплачиваемого отпуска, согласование его предоставления с УИИ;

Информацию о причинах невыхода осужденного на работу;

Информацию о нарушениях, допущенных осужденным, примененных к нему администрацией организации мерах взыскания и поощрения, своевременность уведомления об этом УИИ;

Информацию о своевременном уведомлении о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы;

Проведение работодателем воспитательной работы с осужденным и контроль за его поведением.

По результатам проверки УИИ составляет акт в двух экземплярах, один из которых остается в организации (п. 91 Инструкции).

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания, выразившиеся в недобросовестном отношении к труду, уклонении от работы на определенном для него объекте, либо если он не сообщил об изменении места жительства, а также не явился в инспекцию по вызову без уважительных причин, инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой осужденный ознакамливается под роспись.56.

Как оформить документы о приеме на обязательные работы?

Вернуться назад на Обязательные работыКак и обычному работнику, трудоустраиваете на безвозмездной основе, ведется табель отработанных часов, по окончании утверждается организацией, и подается в исполнительный орган.


Вид и объекты работ должны иметь местное значение. Как правило, это работы, не требующие особой квалификации, — благоустройство территории, уборка помещений, погрузочные работы и т.д.
которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.

Правоотношения, возникающие между осужденным и администрацией «работодателя», не могут быть отнесены к трудовым в непосредственном смысле этого слова.

Работник приговорен к исправительным работам

Вышеуказанные обстоятельства позволяют заключить, что основание возникновения отношений между организацией и осужденным по выполнению обязательных работ не должно быть облечено в форму трудового договора.


Данное основание устанавливается следующими актами: 1.

Внимание

Документом органа местного самоуправления, согласованным с уголовно-исполнительной инспекцией, который включает данное предприятие в число объектов для отбывания обязательных работ.


2. Извещением уголовно-исполнительной инспекции с приложением копии приговора и табелем учета отработанного времени.
Постановка осужденных на учет осуществляется на основании: – копии обвинительного приговора (определения, постановления) суда, вступившего в законную силу; – соответствующего акта о помиловании в отношении лиц, которым в порядке помилования лишение свободы заменено более мягким видом наказания.

Оформление в компанию должника, отбывающего обязательные работы

Федерального закона от 09.01.2006 N 12-ФЗ) 3.1. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
(часть третья.1 введена Федеральным законом от 09.01.2006 N 12-ФЗ) 4. Обязательные работы выполняются осужденным на безвозмездной основе.
(часть четвертая введена

Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ) Статья 27.

Исчисление срока обязательных работ 1. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. 2.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов.

Прием на работу осужденных к обязательным работам

Судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, о чем составляется акт о совершении исполнительных действий (приложение № 17 к приказу ФССП России от 11.07.2012 № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства»).
Между тем, несмотря на наличие соответствующих разъяснений ФССП России, обращаем внимание на следующее.

Издание работодателем Приказа о приеме на работу по форме № Т-1 свидетельствует о заключении с лицом трудового договора.

Уголовно-исполнительная инспекция вправе самостоятельно определить, в какой структуре осужденный гражданин будет отрабатывать свое наказание: государственной или коммерческой.

Важно

Если принято решение направить работника в негосударственную компанию, в общем случае, порядок принятия в организацию осужденного сотрудника включает в себя несколько этапов:

  • Инспекция информирует гражданина о том, что свое наказание он будет отрабатывать в организации, в связи с чем, физическому лицу следует явиться в компанию.
  • Осужденный сотрудник, взяв с собой предписание, должен явиться в выбранную инспекцией компанию и передать руководителю этот документ.
  • Компания рассматривает предложение и принимает решение о приеме на работу осужденного сотрудника.

На этом пункте хотелось бы остановиться подробнее.

Как оформить отбывание обязательных работ

УК РФ) От 2 мес. до 5 лет (ч. 4 ст. 53.1 УК РФ) Вид работ и объекты, на которых они выполняются Бесплатные общественно-полезные работы. Объекты определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч.


1 ст. 49 УК РФ) При наличии основной работы - по основному месту работы осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ) В специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором лица, подвергающиеся наказанию, проживали или были осуждены (ч.
1 ст. 60.1 УИК РФ) При отсутствии основной работы - в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ) Оплата труда Бесплатно (ч. 1 ст.

Ответственность осужденных к обязательным работам 1.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья 30. Злостное уклонение от отбывания обязательных работ 1. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: (в ред.

Это вытекает из существующих отличий между трудовыми общественными отношениями и общественными отношениями при выполнении обязательных работ, а также из того, что у данных правоотношений не совпадают их элементы и юридические факты, а именно заключение трудового договора, данный факт имеет важное значение, так как является основополагающим для возникновения между работником и работодателем правоотношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Долгое время не решаются вопросы обязательного медицинского страхования осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, а также их обязательного социального страхования. Лица, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, ни под одну из перечисленных в ч. 1 ст.

  • Полезные материлы
  • Вопрос-Ответ
  • Оформление в компанию должника, отбывающего обяза…

30 ноября 2016 Сохранить Версия для печати Вопрос Как оформить лицо (должника) по исполнительному производству, направленное в организацию судебным приставом-исполнителем для исполнения административного наказания в виде отбывания обязательных работ? Ответ В силу действующего трудового законодательства Российской Федерации обязанности работодателя по заключению трудового договора с лицом, прибывшим для отбывания обязательных работ, не предусмотрено.

ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» (1).

В 2005 году обязательные работы стали применяться судами.

Особенностью обязательных работ является бесплатность труда осужденного, направленная на формирование у осужденного уважения к обществу, общественным интересам.

Поэтому в ст. 50 УК РФ говорится о бесплатном труде не в пользу конкретных лиц или организаций, пострадавших от преступления, а в пользу общества.

Действующие НА детально не регламентируют реализацию прав, свобод и законных интересов осужденных, поэтому возникает ряд трудностей в связи с исполнением наказания без изоляции от общества.

В целях контроля за поведением осужденного, соблюдением им условий отбывания наказания и исполнением приговора инспекция:еженедельно получает информацию об отработанном времени и трудовой дисциплине путем использования средств связи, письменного запроса или посещения организации;ежемесячно запрашивает из организации табель (в случае его непоступления в инспекцию) о количестве отработанного осужденным времени*(20);осуществляет не реже одного раза в месяц посещения объектов для проверки поведения осужденного по месту работы.

В справке по результатам проверки отражается информация о виде выполняемой осужденным работы и другие сведения, имеющие отношение к исполнению наказания.52.

На основании представляемых организацией табелей о количестве времени, отработанного осужденным, инспекция ведет его суммарный учет в часах.53.

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

    Р.Ф. ГАЛИЕВА

    На современном этапе развития правового государства заметна тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказаний. Одним из таких видов наказаний являются исправительные работы. Статьей 50 УК определено, что исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и назначаются осужденному, не имеющему основного места работы.
    Определяя наличие основного места работы, исходят из положений Трудового кодекса РФ. В силу ст. 16 ТК трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Согласно ст. 66 ТК работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае когда работа у данного работодателя является для работника основной. Следовательно, для констатации места основной работы требуется трудовой договор и факт установления местонахождения трудовой книжки. Для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, местом работы принято считать место их регистрации. Выполнение работ по совместительству либо по гражданско-правовому договору не препятствует применению исправительных работ.
    Данный вид уголовного наказания является довольно распространенным и традиционным для отечественного уголовного права, хотя на протяжении истории его отдельные элементы, да и название неоднократно менялись. В дореволюционной России широко практиковались принудительные (каторжные) работы без изоляции осужденного от общества со ссылкой либо высылкой. Уголовное законодательство первых лет советской власти содержало: 1) ссылку, соединенную с принудительными работами; и 2) исправительно-трудовые работы, отбываемые по месту жительства осужденного. В последующем УК РСФСР 1960 г. в качестве самостоятельного вида наказания закрепил исправительные работы без лишения свободы, отбываемые по месту прежней работы осужденного либо в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора, но в районе места жительства осужденного.
    УК РФ 1996 г. первоначально предусматривал, что исправительные работы отбываются осужденным по его основному месту работы. Но в 2003 г. данный вид наказания был отменен. Вместо него ввели исправительные работы в районе жительства осужденного на местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. В результате законодательная реформа ущемила права лиц, имеющих постоянное рабочее место, превратив исправительные работы в наказание для безработных осужденных, а это, как правило, лица, утратившие навыки работы, зачастую без определенного места жительства. Но ведь даже советская власть с ее жестким плановым ведением народного хозяйства не смогла организовать надлежащее исполнение ими наказания. Сегодня в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, согласно которому предлагается ввести в УК ст. 50.1, позволяющую применить новый вид наказания, - исправительные работы в местах, определяемых органами исполнения наказания, а также расширить применение ст. 50 УК за счет распространения ее действия на лиц, как имеющих, так и не имеющих основного места работы.
    Практика показывает, что нарушение порядка и условий отбывания данного наказания работающими не очень велико. Это означает, что вынесение судами наказания к такого рода правонарушителям предпочтительнее, чем не имеющим постоянного места работы.
    Подыскание органами местного самоуправления свободных мест для осужденных и сейчас непросто, учитывая, что эти же органы обязаны изыскивать дополнительные рабочие места еще и для лиц, осужденных к обязательным работам. Налицо конкуренция исполнения двух альтернативных сходных видов наказания. Кроме того, даже при возможности предоставления такой работы - она будет низкооплачиваемой.
    Поскольку отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью, то данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособному гражданину. Срок наказания у взрослых и несовершеннолетних лиц различен: у первых он составляет от двух месяцев до двух лет, у подростков - до одного года (ст. 88 УК).
    Исправительные работы отбываются в районе места жительства осужденного. Если им является муниципальное образование без районного деления (сельские поселения, небольшие города), то выполнять исправительные работы осужденный будет на территории данного муниципального образования. Когда речь идет о муниципальных образованиях с районным делением, местом исправительных работ может быть организация, являющаяся юридическим лицом, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность в том районе города, где проживает осужденный. К сожалению, законодатель не уточняет, речь идет о работодателях, зарегистрированных в налоговых инспекциях соответствующих районов либо фактически осуществляющих деятельность на этих территориях, поскольку зачастую место их регистрации не совпадает с местом фактического нахождения. На практике применяют оба варианта.
    Для организации отбывания наказания в виде исправительных работ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, куда включают списки конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым могут быть направлены осужденные для заключения трудовых договоров. Наряду с этим в них содержится указание, что осужденные могут направляться к любым другим работодателям или искать работу через службу занятости и самостоятельно. Так, Постановлением главы Екатеринбурга от 08.10.2009 N 4464 "Об утверждении Перечней объектов для выполнения осужденными исправительных и обязательных работ и делегировании администрациям районов города Екатеринбурга некоторых полномочий", как и в Постановлении главы городского округа Богданович от 05.02.2007 N 135 "Об исполнении наказания в виде обязательных, исправительных работ на территории городского округа Богданович", в данный Перечень включены не только муниципальные и государственные организации, но и организации с частной формой собственности (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью).
    Перечень предприятий для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, утвержденный Постановлением главы муниципального образования г. Алапаевск от 10.10.2006 N 1140, содержит список из 15 конкретных организаций, зарегистрированных в форме различных обществ, 10 муниципальных предприятий и органов управления, городского учреждения "Центр занятости населения" с указанием их адресов. Правда, пункт "индивидуальные предприниматели" не поименован, в связи с чем явка к ним осужденного может стать для них неожиданностью.
    Напротив, в Постановлении администрации г. Нижнего Тагила Свердловской области от 13.04.2009 N 441 "Об утверждении Перечней обязательных работ, объектов для отбывания наказания в виде обязательных работ и мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории города Нижнего Тагила", как и в Постановлении главы муниципального образования г. Сухой Лог от 30.01.2004 N 156-ПГ "Об определении мест отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы", упомянуты индивидуальные предприниматели, к которым могут направляться лица для выполнения исправительных работ.
    В Постановлении главы городского округа Заречный от 04.10.2006 N 756-П "Об исполнении наказания в виде исправительных работ на территории округа Заречный" не только содержится конкретный перечень организаций, которые могут являться местом отбытия наказания, но и предоставляется возможность для самостоятельного трудоустройства лицам на предприятиях, не включенных в утвержденный Перечень, по заявлению осужденных, подтвержденному разрешением администрации городского округа Заречный по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
    Таким образом, место отбывания наказания может быть у любого работодателя - физического лица и юридического лица независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности (ст. 11 ТК). На каждого из них распространяются конституционные гарантии и положения трудового законодательства.
    Указанные нормативные акты принимаются органами местного самоуправления согласно ст. 39 УИК. Полномочие издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, предусмотрено ст. 5 ТК. Оно оспариванию не подлежит. Другой вопрос: а должны ли органы местного самоуправления заниматься вопросами исполнения данных наказаний, относится ли к их компетенции и функциональным обязанностям осуществление соответствующей государственной уголовно-исполнительной деятельности? Думается, нет.
    Но назрела необходимость в законодательном порядке закрепить квотирование рабочих мест для осужденных к исправительным работам, предусмотреть систему льгот в целях обеспечения заинтересованности работодателей в приеме на работу данной категории лиц. Соответственно внести дополнение в ст. 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", включив в перечень лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, осужденных к исправительным работам.
    К сожалению, даже работодатели, включенные в перечень решением органов местной власти, отказывают в приеме на работу, а органы местного самоуправления порой не во всех случаях согласуют с самими работодателями включение их в соответствующий документ. Уголовно-исполнительные инспекции далеко не всегда предварительно согласуют с работодателями само направление к ним осужденных лиц. Возникает обоснованный вопрос: вправе ли орган местного самоуправления без согласия работодателя включать его в нормативный акт, устанавливающий перечень мест отбывания наказания в виде исправительных работ, и может ли работодатель обжаловать такой акт в суде? Безусловно, да. Но есть ли в этом резон? Поскольку здесь принципиальным является другой вопрос, а именно: обязан ли работодатель заключать трудовой договор с каждым осужденным, направленным уголовно-исполнительной инспекцией, если у него есть свободная вакансия, на занятие которой кандидат согласен и соответствует по своим деловым качествам, или работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора?
    Явившийся к работодателю осужденный прибывает к нему именно для отбывания наказания: его место работы определено не им, а органом местного самоуправления и уголовно-исполнительной инспекцией, отказаться от предложенной работы он не может, прекратить трудовые отношения по собственному желанию также не вправе. Более того, если осужденный самостоятельно заключает трудовой договор, работа по такому трудовому договору может быть не засчитана в срок наказания, а он сам признан уклоняющимся от отбывания наказания в виде исправительных работ. В качестве примера можно привести Определение Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 22.02.2006 по делу N 22-1809/2006. В нем, в частности, указывается, что осужденного Б. нельзя считать приступившим к отбытию наказания в виде исправительных работ, назначенного ему приговором суда, поскольку он трудоустроился самовольно, без направления инспекции к индивидуальному предпринимателю, не включенному в перечень предприятий, определяемых постановлением главы Екатеринбурга для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ.
    Действующим законодательством специально не урегулирован вопрос заключения трудового договора с лицами, направленными для отбывания наказания в виде исправительных работ. Ни в ТК РФ, ни в других нормативных актах, содержащих нормы трудового права, нет отдельной статьи, положения, которые бы регулировали этот вопрос. А следовало, быть может, пойти по примеру регулирования трудовых отношений с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, где заключение трудового договора без предписания военного комиссариата не допускается (ст. 14 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе").
    А пока заключение либо незаключение трудового договора с осужденным, имеющим направление уголовно-исполнительной инспекции к конкретному работодателю, решается на основе общих норм главы 11 ТК. Поскольку в силу ст. 40 УИК сам осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы, то, следовательно, незаключение трудового договора возможно только в случае отсутствия вакансии либо отказа работодателя от заключения трудового договора. При наличии вакансии, на занятие которой претендует осужденный, отказ работодателя в заключении трудового договора допустим только в соответствии с требованиями ст. 64 ТК и не может быть необоснованным, т.е. иметь место по дискриминационным основаниям (ст. 3 ТК), женщинам в связи с наличием детей, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.
    Возникает вопрос, что относится к деловым качествам работника и в какой мере привлечение к уголовной ответственности влияет на их оценку. К сожалению, в ТК нет статьи, раскрывающей понятие "деловые качества". Ответить на него попыталась судебная практика в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". Существующие сегодня нормы ст. 3 и ст. 64 ТК с учетом положений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда гласят, что отказ работодателя в заключении трудового договора, основанный только на том, что потенциальный работник привлечен к уголовной ответственности, будет признан незаконным, а значит, и необоснованным.
    Работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора лицу, осужденному к исправительным работам, как и иному лицу, привлеченному к уголовной ответственности, лишь потому, что лицо осуждено, если по своим профессионально-квалификационным и личностным качествам оно может выполнять имеющуюся у работодателя работу. В то же время законодатель не предусматривает обязанности для работодателя заключать трудовой договор с каждым обратившимся кандидатом, заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, что нашло подтверждение и в Определении Конституционного Суда от 24.06.2008 N 351-О-О.
    Случаи правомерного отказа в приеме на работу, предусмотренные ТК, не всегда стыкуются с положениями УИК, где карательные элементы исправительных работ проявляются в следующем: 1) принудительное привлечение к труду на определенный срок; 2) обязательность труда для лиц, не имеющих основного места работы; 3) отбывание в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание; 4) невозможность осужденного отказаться от предложенной работы, переквалификации; 5) препятствие в продвижении по последующей службе; 6) ежемесячное удержание в доход государства от 5 до 20% заработка осужденного (п. 16 Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20); 7) запрет перемены места работы и увольнения по собственному желанию без письменного разрешения уголовной исполнительной инспекции; 8) сокращение ежегодного очередного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней, у несовершеннолетних до 21 рабочего дня и предоставление его по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 40 УИК). Указанные трудоправоограничения распространяются только на место работы, назначенное для отбывания исправительных работ. Это довольно серьезные ограничения для осужденного, связанные с его трудовой деятельностью. Они не касаются работы по совместительству и других видов работ, выполняемых осужденным в этот период.
    Вместе с тем исправительные работы могут назначаться учащимся, зачастую у осужденных нет документов, указанных в ст. 65 ТК, отсутствует желание трудиться, добровольность волеизъявления для заключения трудового договора (ст. 56 ТК), напротив, есть обязанность в силу обвинительного приговора приступить к работе. В связи с чем представляется, что для допуска осужденного к работе будет достаточно оформить приказ о приеме следующего содержания: "Принять с такого-то числа в соответствии с приговором (наименование) суда от такого-то числа на такую-то должность осужденную к исправительным работам Ф.И.О.".
    При назначении и отбывании осужденными исправительных работ следует принимать во внимание и ряд других законодательных запретов на прием на работу определенных категорий граждан, установленных ТК: например, недопустимо принимать женщин на работу, связанную с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст. 253), лиц до 18 лет на работы, связанные с переноской и перемещением тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст. 265 ТК), непрохождение лицом обязательного медицинского освидетельствования (ст. 266 ТК) и др.
    Так, возможность гражданина быть работником связывается с достижением им определенного возраста, при котором он юридически признается обладающим способностью к регулярному труду и способностью отвечать за свое поведение и отношение к труду.
    Согласно Конвенции МОТ N 138 (1973) "О минимальном возрасте для приема на работу" возраст, с наступлением которого физическое лицо признается обладающим общей трудовой правосубъектностью, не должен быть ниже 15 лет или возраста получения обязательного школьного образования. С наступлением этого возраста физическое лицо признается обладателем права самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду. Действующее российское законодательство о труде, допуская в порядке исключения возможность приема на работу учащихся по достижении ими 14 лет с согласия одного из родителей (усыновителей или попечителя), отступает от международных норм.
    Кроме того, надо учитывать принятую на 86-й сессии Международной конференции труда 18.06.1998 Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Она обязывает государства - члены МОТ, независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции, соблюдать, содействовать применению и претворять добросовестно принципы основополагающих прав, в частности запрещение детского труда, т.е. лиц, возраст которых ниже 15 лет.
    Видимо, этим обусловлено включение в ТК РФ нормы, устанавливающей три возрастные категории лиц, с которыми допускается заключение трудового договора: общий - с лицами, достигшими 16-летнего возраста, и два специальных: 15 лет - для лиц, получивших к этому возрасту основное общее образование, 14 лет - для учащихся.
    Время, в течение которого осужденный не работал, не засчитывается в срок наказания практически независимо от причин отсутствия этого лица на рабочем месте. Единственное исключение из данного правила закреплено в ч. 3 ст. 72 УК, согласно которой время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.
    В этой связи хотелось бы обратить внимание на дискуссионность ч. 3 ст. 42 УИК, которая устанавливает, что время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Мнения ученых относительно приведенной формулировки расходятся. Одни считают, что законодатель допустил техническую ошибку и текст следует читать не иначе, как "время, в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается". Другие полагают, что эта норма должна звучать следующим образом: "Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ засчитывается". Третьи отмечают непоследовательность законодателя, поскольку данная редакция статьи неоднократно менялась за последнее время.
    В срок наказания засчитывается время, в течение которого осужденный: а) работал и из его заработка производились удержания; б) официально был признан безработным.
    Часть 6 ст. 40 УИК закрепляет возможность предоставления осужденному в период отбывания исправительных работ работодателем по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 18 рабочих дней. Другие трудовые отпуска осужденному предоставляются на общих основаниях. Необходимо сказать о том, что принятие УИК РФ происходило в период действия прежнего законодательства о труде, а именно КЗоТ РСФСР 1971 г.
    С 01.02.2002 вступил в силу ТК РФ, в ст. 115 которого введено понятие ежегодного основного оплачиваемого отпуска и закреплена его минимальная продолжительность - 28 календарных дней (в отличие от 24 рабочих дней по КЗоТ РСФСР). Он предоставляется всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от вида трудового договора и от того, является ли работа основной или по совместительству, занят работник полное или неполное рабочее время. Очевидна несогласованность положений УИК и ТК РФ, к тому же УИК определяет отпуск в рабочих днях, а ТК - в календарных.
    Этот момент представляется важным, поскольку при исчислении отпуска в календарных днях в расчет берутся и выходные дни, а при определении продолжительности отпуска в рабочих днях исчисление производится в расчете на шестидневную рабочую неделю без учета выходных дней, т.е. 18 рабочих дней, установленных ч. 6 ст. 40 УИК, будут соответствовать трем рабочим неделям. При пересчете трех недель на календарные дни с учетом действующего трудового законодательства продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска осужденных к исправительным работам составит 21 календарный день.
    Для устранения отмеченного несоответствия и принимая во внимание, что ныне действующее трудовое законодательство оперирует термином "ежегодный основной оплачиваемый отпуск", предлагается в ч. 6 ст. 40 УИК заменить термин "ежегодный оплачиваемый отпуск" на "ежегодный основной оплачиваемый отпуск", при этом сделав его продолжительность как для всех работников 28 календарных дней.
    В данном аспекте следует также сказать о несовершеннолетних лицах, осужденных к исправительным работам, к которым применяются, что и к взрослым осужденным, положения, ограничивающие их право на отдых. В то время как ТК содержит нормы, закрепляющие социальную защиту работающих лиц, не достигших совершеннолетия, закрепляя в ст. 267 ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам до 18 лет продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время года. Значит, ежегодный основной оплачиваемый отпуск для подростков, установленный ТК, на три дня превышает аналогичный отпуск взрослых лиц. Сложившееся соотношение, вероятно, можно было бы перенести и в область уголовно-исполнительных правоотношений, предоставив работающим несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам, ежегодный основной оплачиваемый отпуск равным 31 календарному дню.
    Кстати, с 01.01.2011 незначительно, но изменились правила предоставления отпуска. Теперь работник обязан ежегодно использовать по крайней мере две недели отпуска, а оставшиеся его дни в течение 18 месяцев с начала года, за который отпуск был предоставлен. Во-вторых, срок в 6 месяцев, ранее обязательный, чтобы получить отпуск на новом месте, сегодня является максимальным - устроившись на новую работу, осужденный должен будет уйти в отпуск не позднее чем через полгода.
    Требует корректировки и ч. 5 ст. 44 УИК, которая определяет особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы. Она устанавливает, что пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. В то время как ст. 183 ТК гласит, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом, в частности Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Помимо того, с 1 января наступившего года изменился порядок расчета выплат по больничным листам. Если до 2011 г. средний заработок рассчитывался за последний год перед уходом на больничный, то теперь учитываются два предшествующих календарных года. При этом для расчета берется количество календарных, а не реально отработанных дней.
    В юридической литературе на протяжении последних десяти лет доказывается, что система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК, к сожалению, не несет карательного содержания, заложенного в них. Это в первую очередь касается обязательных и исправительных работ. Правда, в отличие от первых, исправительные работы являются более строгим видом наказания и назначаются только в качестве основного вида наказания: а) по основаниям, предусмотренным ст. 64 или ст. 80 УК, или б) взамен штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты. Но, как свидетельствует практика, большинство осужденных к исправительным работам все-таки уклоняются от их отбывания. Может показаться странным, но уклоняться от отбывания исправительных работ осужденным выгодно. Теоретически даже в случае, если они будут определены на максимальный срок в два года, в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК исправительные работы могут быть заменены на 8 месяцев лишения свободы (240 дней исправительных работ разделим на 3 дня лишения свободы). Отбывать лишение свободы они будут в колонии-поселении, на них будет распространяться закон об условно-досрочном освобождении. Это значит, что они могут через четыре месяца быть освобождены в соответствии со ст. 79 УК.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Нюансы кадровых вопросов предприятия: как оформить прием на работу осужденного на исправительные работы безвозмездно - читайте в статье.

Вопрос: Как оформить прием на работу осужденного на исправительные работы на 6 месяцев безвозмездно, образец приказа и что писать в размере оклада, если в письме УФСИН написано безвозмездно? Основное что меня интересует образец приказа и срочного трудового договора, когда оформляется человек безвозмездно.

Ответ: Если в организацию направлен гражданин для выполнения исправительных работ, при его трудоустройстве необходимо оформить те же документы, что и приеме обычного сотрудника. Однако в вашем случае работник присужден к исправительным работам безвозмездно. В соответствии со ст. 15 ТК РФ Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. В соответствии с абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Таким образом, в данном случае трудовых отношений с осужденным на безвозмездные исправительные работы в силу ТК РФ не возникает. Следовательно, отсутствуют основания для заключения трудового договора с ним. Как оформить в данном случае такого сотрудника законодательством или иными нормативными актами не регламентировано, официальных разъяснений по данной ситуации нет. Полагаем, что можно издать приказ в произвольной форме о приеме на работу осужденного сотрудника на безвозмездные исправительные работы. Образца приказа нет. Приказ о приеме может быть следующего содержания: "Принять с такого-то числа в соответствии с приговором (наименование) суда от такого-то числа на такую-то должность осужденную к исправительным работам безвозмездно Ф.И.О."

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

Обоснование

Какие документы необходимо оформить, если в организацию направлен гражданин для выполнения исправительных работ

Если в организацию направлен гражданин для выполнения исправительных работ, при его трудоустройстве необходимо оформить те же документы, что и приеме обычного сотрудника. Стоит помнить, что с осужденным в случае назначения наказания в виде исправительных работ необходимо заключить срочный трудовой договор, например, со следующей формулировкой «... до отбытия наказания в виде исправительных работ, установленного приговором такого-то суда от такой-то даты» (ч. 1 ст. 59 ТК РФ , ).

Кроме того, помимо оформления обычного комплекта документов, работодателю нужно заполнить и направить в уголовно-исполнительную инспекцию отрывной талон к предписанию о явке на работу, подтверждение о приеме осужденного на работу, а также ежемесячно предоставлять в уголовно-исполнительную инспекцию необходимые расчетные сведения. Такие правила установлены разделом VI Инструкции, утвержденной

М.Г. Мошкович, юрист

Работа как наказание

Трудовые нюансы исправительных работ

Словосочетание «исправительные работы» невольно вызывает ассоциации с каторжным трудом где-нибудь в Сибири. Тогда как суть этого вида уголовного наказания состоит всего лишь в ежемесячных удержаниях из зарплаты в доход государства на срок не более 2 летч. 2 ст. 50 УК РФ . Если гражданин на момент осуждения трудится у вас, то его рабочее место и будет местом отбывания наказания.

Вам придет извещение от уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) по установленной форм е (далее - Инструкция); приложение № 31 к ней , с приложением копии приговора. Дата получения такого извещения работодателем является датой начала отбывания срока исправительных рабо тч. 2 ст. 42 УИК РФ ; п. 82 Инструкции . Так что даже если вы в курсе вынесенного работнику приговора, до получения этой бумаги делать ничего не нужно. Главное - вовремя отслеживать корреспонденцию, особенно когда она приходит на адрес, отличный от фактического.

Отношения организации и работника

С одной стороны, осужденный сотрудник ничем не отличается от остальных. Он работает так же, как и прежде, а вы ставите ему в табеле те же коды, что и обычному работнику. С другой стороны, есть некоторые особенности.

Предоставление отпусков

Если в период исправительных работ сотрудник собрался в ежегодный основной оплачиваемый отпуск, то такой отпуск полагается ему в сокращенном размере - 18 рабочих дней, в отличие от обычных 28 календарных. Видимо, чтобы быстрее исправился. При этом вы должны согласовать предоставление отпуска с уголовно-исполнительной инспекцие йч. 6 ст. 40 УИК РФ . Адрес и реквизиты УИИ вы узнаете из извещения, присланного инспекцие йп. 73 Инструкции, утв. Приказом Минюста от 20.05.2009 № 142 (далее - Инструкция); приложение № 31 к ней .

Подробнее о методах пересчета рабочих дней отпуска в календарные написано: 2010, № 6, с. 53

Как именно согласовывать предоставление отпуска с УИИ - закон не определяет. Поэтому просто проинформируйте инспекцию письменно о том, что собираетесь предоставить работнику очередной отпуск в такой-то период, и получите ответное письмо об отсутствии возражений. Сделать это нужно до того, как работник уйдет в отпуск. Лучше - сразу после утверждения графика отпусков, а также после его изменения (если даты отпуска осужденного работника были перенесены).

При оформлении отпуска продолжительностью 18 рабочих дней рабочие дни следует пересчитывать в календарные по календарю шестидневной рабочей недели.

Важно понимать, что осуждение работника к исправительным работам не лишает его права на обычный 28-днев -ный отпуск, а просто ограничивает количество дней, которые могут быть ему предоставлены в период наказания. Это нам подтвердили и в Роструде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ По общему правилу ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам в количестве 28 календарных дней. Вместе с тем в период отбывания исправительных работ такой отпуск может быть предоставлен осужденному только в количестве 18 рабочих дней. При этом работник не теряет права на не использованные в связи с отбыванием исправительных работ дни. Они могут быть предоставлены ему по окончании периода исправительных работ либо учтены при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнени и” .

Исправительные работы назначаются на срок не более 2 летп. 2 ст. 50 УК РФ . Следовательно, по окончании срока отбытия наказания (о чем вас проинформирует УИИ сообщением по установленной форм еп. 95 Инструкции ; приложение № 35 к ней ) работнику можно будет предоставить оставшуюся часть отпуска. Таким образом, вы действуете так, как если бы это был обычный работник, который по своему желанию оформлял отпуск не полностью, а частично.

РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ

Время, в течение которого осужденный не работал, в том числе в связи с нахождением в отпуске, в срок отбывания исправительных работ не засчитываетс яч. 3 ст. 42 УИК РФ .

Другие виды отпусков предоставляются осужденным на общих основаниях. Так, не нужно согласовывать с инспекцией:

  • дополнительные ежегодные отпуска - за работу во вредных условиях труда, стаж работы, ненормированный рабочий день и т. д.;
  • учебный отпуск;
  • отпуск без сохранения заработной платы;
  • отпуск по беременности и родам;
  • отпуск по уходу за ребенком.

Период исправительных работ из отпускного стажа не исключаетс яст. 121 ТК РФ .

Нетрудоспособность

Осужденные вправе брать больничный, а также оформлять отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком на общих основания хч. 6 ст. 40 УИК РФ ; статьи 255, 256 ТК РФ . Ставить УИИ в известность об этом не нужно - все будет видно из представленных вами расчетных сведений (см. )п. 67 Инструкции .

Важный момент - при расчете среднего заработка, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, вы берете выплаты работнику в полной сумме, то есть удержания по приговору суда не учитываютс яч. 5 ст. 44 УИК РФ ; п. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ .

Перевод на другую работу

Переводить «исправляющегося» работника на другую работу можно при условии предварительного уведомления УИИ об этомч. 1 ст. 43 УИК РФ . Как видим, о получении согласия тут речи не идет, достаточно просто отправить письмо. Представляется, что информировать лучше о любых переводах - как постоянных, так и временных.

Слово «предварительно» предполагает, что сообщать в УИИ нужно заранее. Но это не всегда возможно. К примеру, трудовое законодательство разрешает временный перевод работника (на срок до 1 месяца) на другую работу в случае производственной аварии, несчастного случая, простоя и т. д.ст. 72.2 ТК РФ Такой перевод оформляется в срочном порядке. Поэтому в подобной ситуации придется отправить уведомление в УИИ и издать приказ о переводе в один и тот же день - другого выхода нет. К тому же конкретных сроков для информирования все равно нет, что нам и подтвердили в Федеральной службе исполнения наказаний.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Пресс-бюро ФСИН России

“ Сроки направления в УИИ предварительного уведомления работодателя о переводе осужденного работника на другую должность нормативно не установлен ы” .

Поощрения и взыскания

Сообщать в УИИ также нужно в случая хч. 1 ст. 43 УИК РФ :

  • поощрения работника (премирования, выдачи грамоты и т. п.ст. 191 ТК РФ );
  • наказания работника (например, вынесения замечания или выговор астатьи 189 , 192 ТК РФ ).

Дисциплинарным наказанием может быть и увольнение работника, но об этом мы расскажем ниже;

  • уклонения работника от отбывания наказания (прогула или появления на работе в состоянии алкогольного или иного опьянени яподп. «г» ч. 1 , ч. 3 ст. 46 УИК РФ ).

Какой-либо специальной формы для этого не установлено, просто направьте письмо в УИИ за подписью руководителя.

Увольнение

Увольнение осужденного работника в принципе допускается по любому основанию. Но согласование этого вопроса с УИИ происходит по-разному в зависимости от причины прекращения трудовых отношений:

  • <если> работника увольняют по инициативе работодателя (например, за прогул) или по любому другому основанию, кроме собственного желания, от работодателя требуется только одно - письменное предварительное уведомление УИИ о предстоящем увольнени ич. 1 ст. 43 УИК РФ . По возможности сообщите в инспекцию пораньше, хотя сроков и тут нет;
  • <если> работник хочет уволиться по собственному желанию, то ему необходимо вначале получить в УИИ письменное разрешение по установленной форм еприложение № 33 к Инструкции . Без этого разрешения увольняться он не вправ еп. 3 ст. 40 УИК РФ .

Формально разрешение требуется самому работнику, а не организаци иАпелляционное определение Белгородского облсуда от 18.02.2014 № 33-650/2014 . Однако в Роструде считают, что организация не может уволить осужденного работника без такого разрешения.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Как следует из формы, утвержденной приложением № 33 к Инструкци иутв. Приказом Минюста от 20.05.2009 № 142 , копия разрешения (отказа) УИИ на увольнение осужденного к исправительным работам по собственному желанию направляется в отдел кадров организации, где он работает. Следовательно, работодатель вправе издать приказ об увольнении только после получения копии такого разрешения УИИ” .

Роструд

Аналогичного мнения придерживается и ФСИН.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Увольнение осужденного по собственному желанию без письменного разрешения УИИ будет являться нарушением организацией положений ч. 1 ст. 43 УИК РФ, что влечет ответственность в соответствии с законодательством РФч. 2 ст. 43 УИК РФ ” .

Пресс-бюро ФСИН России

При этом с точки зрения ТК оснований для отказа работнику в увольнении по собственному желанию у работодателя нет. Формально вы не вправе задержать работника больше чем на 2 недел ист. 80 ТК РФ .

Как быть, если работник требует расчета, а копии разрешения УИИ у вас нет? Для начала спросите работника, возможно, он просто забыл, что его надо получать. Если же он не хочет этого делать, сообщите в УИИ, пусть они убеждают своего подопечного. Ведь увольнение по собственному желанию без разрешения - это нарушение условий отбывания наказания, за что осужденного могут наказат ьст. 46 УИК РФ .

По окончании периода исправительных работ нормативный акт требует внести запись в трудовую книжку о невключении этого периода в непрерывный трудовой стаж. На наш взгляд, такое требование противоречит федеральному законодательству, поскольку действующий УИК РФ вопросы исчисления трудового стажа граждан, отбывающих наказание в виде исправительных работ, не регулирует. В других действующих сегодня федеральных законах требования об исключении периода отбывания исправительных работ из непрерывного стажа тоже нет.

Норма п. 2.19 старой Инструкции о порядке ведения трудовых книже кутв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.74 № 162 (утратила силу с 30.11.2003) об исключении времени отбывания наказания в виде исправительных работ из непрерывного трудового стажа базировалась на аналогичной норме ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР (утратил силу с 01.07.97).

Да и само понятие непрерывного стажа, как мы знаем, уже давно устарело. В настоящее время он влияет только на предоставление отдельных льгот, к примеру на продолжительность основного отпуска у спасателе йп. 5 ст. 28 Закона от 22.08.95 № 151-ФЗ , предоставление «северных» льгот и компенсаци йп. 32 Инструкции, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2 . Для пенсии и больничного имеет значение страховой стаж - при его подсчете исправительные работы учитываются как обычный период работ ып. 1 ст. 11 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ ; п. 1 ст. 16 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ . Тем не менее представитель Роструда, к которому мы обратились за разъяснениями, настаивает на необходимости внесения такой записи.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В трудовую книжку работника, отбывшего наказание в виде исправительных работ, необходимо внести запись о невключении периода исправительных работ в непрерывный трудовой стаж, поскольку это требование нормативного правового акта, содержащего нормы трудового прав ап. 22 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225 ” .

Роструд

Запись вносится на основании приказа, который должен издать работодател ьп. 3.3 Инструкции, утв. Постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69 . Что же писать в таком приказе?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ По окончании срока исправительных работ работодатель издает приказ об исключении периода отбывания исправительных работ из непрерывного трудового стажа сотрудника и о поручении работнику, ответственному за ведение трудовых книжек, внести такую запись в трудовую книжку.

Приказ издается в произвольной форме, основание приказа - приговор суда” .

Роструд

Приведем образец заполнения трудовой книжки.

Отметим, что учет непрерывного стажа может быть предусмотрен коллективным договором или локальным нормативным актом для внутренних целей организации - к примеру, для предоставления дополнительных отпусков, доплат и премий. Может ли организация решить в таком случае сама, исключать период исправительных работ или нет? В Роструде считают, что нет.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Локальные нормативные акты, принимаемые работодателями, должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным актам, содержащим нормы трудового прав аст. 8 ТК РФ . Исключение периода исправительных работ из непрерывного трудового стажа предусмотрено Правилами ведения и хранения трудовых книже кутв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225 . Таким образом, если работодатель локальным нормативным актом устанавливает какие-либо льготы за непрерывный трудовой стаж, предусмотреть включение в него периода исправительных работ он не вправ е” .

Роструд

Если в вашей организации от непрерывного стажа что-то зависит, то отразите исключение периода исправительных работ в пункте 8 личной карточки работника (унифицированная форма № Т-2).

Отношения организации и УИИ

Как вы уже поняли, назначение исправительных работ вашему работнику вовлекает вас во взаимоотношения с УИИ. В связи с чем эта инспекция будет заглядывать к вам с проверками.

Периодичность проверок зависит от срока исправительных работ, установленных приговоро мп. 88 Инструкции :

  • <если> срок меньше 6 месяцев - один раз в течение этого срока;
  • <если> срок больше - не реже одного раза в 6 месяцев.

Работники УИИ будут проверять правильность удержаний и достоверность переданной вами информации (причины отсутствия на работе, продолжительность отпуска и т. д.п. 89 Инструкции ). К проверке могут привлечь и налоговико вч. 1 ст. 44 УИК РФ .

ВНИМАНИЕ

Уголовно-исполнительная инспекция - это единственный орган, с которым вы общаетесь в связи с осуждением вашего сотрудника к исправительным работам. Писать запросы в суд или отправлять туда какую-либо информацию не требуется.

Отметим, что у вас есть и такие малопонятные обязанности, как проведение воспитательной работы с осужденным и контроль за его поведением на производств еч. 1 ст. 43 УИК РФ ; п. 89 Инструкции . Для этого можно ежемесячно составлять служебные записки. Пишите в них, например, что работник добросовестно исполняет свои трудовые обязанности, соблюдает дисциплину, участвует в общественной жизни и т. п. При необходимости предъявите эти документы инспекции.

По результатам проверки УИИ составляет акт. В случае обнаружения серьезных нарушений со стороны организации материалы могут быть направлены в прокуратур уп. 92 Инструкции . Неудержание процентов (о которых мы расскажем на ), а также невыполнение других обязанностей перед УИИ (о которых мы рассказали выше) может рассматриваться как неисполнение приговора суда. За злостные нарушения директора организации могут привлечь к уголовной ответственности и наказат ьч. 2 ст. 43 УИК РФ ; ст. 315 УК РФ :

  • <или> штрафом до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты за период до 18 месяцев;
  • <или> лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
  • <или> обязательными работами на срок до 480 часов;
  • <или> принудительными работами на срок до 2 лет;
  • <или> арестом на срок до 6 месяцев;
  • <или> лишением свободы на срок до 2 лет.

Понятие «злостность» в законе не расшифровано, но обычно под ним понимается неоднократность нарушения, игнорирование письменных предупреждений УИИ и т. п. Разовые ошибки вряд ли повлекут столь серьезные последствия. Тем не менее лучше их не допускать.

Для работодателя-ИП ответственности нет.

По закону отбытие исправительных работ возможно только по основному месту работы, то есть там, где лежит трудовая книжка. Если осужденный работает у вас неполный рабочий день - это не проблема. А вот если он числится совместителем, то отбывать исправительные работы он у вас не может, даже если другой основной работы у него нет. По закону УИИ должна в таком случае направить гражданина на работу в одну из организаций в районе места его жительства, включенных органом местной власти в специальный перечен ьч. 1 ст. 39 УИК РФ ; ч. 1 ст. 50 УК РФ .

Но если ваше руководство хочет оставить этого работника у себя, выход есть. Нужно перевести его на основную работу до того, как его поставят на учет в УИИ (это происходит после вступления приговора в законную силу, когда инспекция получит документы из судапп. 7 , 16 Инструкции ). В таком случае инспекция согласует с властями вопрос о том, чтобы работник отбывал наказание у вас

Случайные статьи

Вверх