Виды юридической экспертизы нормативного акта. Понятие правовой экспертизы правовых актов

Юридическая экспертиза нормативного правового акта - это исследовательская деятельность, проводимая для оценки соот­ветствия проекта другим нормативным правовым актам (более высокой или равной юридической силы) и правилам юридической техники в целях обеспечения единства правового пространства и высокого качества нормативных правовых актов. Кроме того, при проведении экспертизы проверяется соблюдение порядка про­хождения и предварительного согласования проекта нормативного правового акта.

В качестве основных целей юридической экспертизы можно выделить:

Обеспечение единства правового пространства;

Принятие нормативных правовых актов, не противоречащих законодательству Российской Федерации и региона;

Подготовка предложений по устранению нарушений, содер­жащихся в экспертируемом нормативном правовом акте.

В то же время встречается и довольно узкое понимание юриди­ческой экспертизы, заключающееся лишь в проверке соответствия нормативного правового акта действующему законодательству.

Оценка соответствия того или иного нормативного правово­го акта правилам юридической техники является весьма важным элементом юридической экспертизы.

Задача эксперта заключается в том, чтобы оценить, насколь­ко содержание и форма экспертируемого проекта соответствуют правилам правотворческой техники, и предложить вариант уст­ранения несоответствий, если таковые имеются. Все это должно найти отражение в экспертном заключении.

Выделяют два этапа прове­дения правовой экспертизы: исследовательский этап, направлен­ный на изучение объекта экспертизы, и этап составления эксперт­ного заключения.

Юридическая экспертиза предполагает оценку:

Формы нормативного правового акта;

Его целей и задач, предмета правового регулирования;

Компетенции органа, принявшего нормативный правовой акт;

Соответствия другим нормативным правовым актам;

Соответствия содержания и формы проекта нормативного правового акта правилам юридической (правотворческой) тех­ники.

Как правило, не проводится юридическая экспертиза отме­ненных или признанных утратившими силу актов.

Министерство юстиции Российской Федерации в приказе от 29.10.2003 г. № 278 рекомендует цели, задачи и предмет правово­го регулирования акта анализировать на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотреть с точки зрения соответствия разграничению предме­тов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Фе­дерации, установленному Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 71, 72, 73, 76) и федеральными законами.

При изучении состояния правового регулирования в соответ­ствующей сфере рекомендуется выявить место рассматриваемо­го акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего эксперту следует установить, во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным федеральным актом) принят акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. В целях изучения состояния правового регулирования важно проанализировать не только федеральные законы и подзаконные акты, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Россий­ской Федерации. Следует также учесть все изменения (дополне­ния), внесенные в федеральные нормативные акты, а также в акты субъекта Российской Федерации.

Анализируя положения актов, имеющих комплексный характер (в частности, кодексов), необходимо иметь в виду, что существуют также законы, определяющие порядок их введения в действие и устанавливающие особенности применения некоторых положе­ний данных правовых актов. Такие положения содержит, напри­мер, Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О вве­дении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

Особого внимания требует оценка компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации на приня­тие акта. Основные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены ст.ст. 5, 18, 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих при­нципах организации законодательных (представительных) и испол­нительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Кроме того, целый ряд федеральных законов также содержит соответствующие положения, закрепляющие полномочия субъектов Российской Федерации (Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Градостро­ительный кодекс Российской Федерации и другие).

Анализ конкретных правовых норм является наиболее слож­ным этапом проведения юридической экспертизы и, как прави­ло, выходит за рамки буквального сопоставления положений акта и норм федерального законодательства. Следует изучить смысл нормы, а также правовые последствия ее применения. В некото­рых случаях рекомендуется рассмотреть несколько правовых ак­тов, содержащих части нормы (например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах).

В ходе юридической экспертизы Министерством юстиции Рос­сии рекомендуется оценить также соблюдение правил юридической техники при подготовке акта, т.е. наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической термино­логии. Соответствующие правила формально не установлены на федеральном уровне, однако по сложившейся практике акт, как правило, имеет следующие элементы:

Форма акта;

Наименование органа, принявшего акт (в целях определения компетенции данного органа);

Название акта, в котором должен быть в краткой форме от­ражен предмет правового регулирования и которое должно соот­ветствовать содержанию правового акта;

Дата и место принятия и (или) подписания акта;

Номер акта;

Полное наименование должности лица, подписавшего акт;

Дата (срок) вступления в силу.

Употребляется ли один и тот же термин в данном правовом акте в одном и том же значении;

Имеют ли термины общепризнанное значение;

Обеспечено ли единство понятий и терминологии с поня­тиями и терминологией, используемыми в федеральном законо­дательстве.

Общими для всех регионов несоответствиями актов Консти­туции Российской Федерации и федеральному законодательству являются:

Принятие органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации актов и норм по предметам ведения Россий­ской Федерации в случае, если это не предусмотрено федераль­ным законодательством;

Принятие органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации актов и норм, нарушающих принцип разде­ления властей;

Включение в правовой акт норм и положений, противореча­щих нормам Конституции Российской Федерации и другим ак­там федерального законодательства.

Основными признаками несоответствия правового акта феде­ральному закону являются:

Отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными закона­ми необходимы для издания правового акта;

Принятие правового акта во исполнение отмененного феде­рального закона;

Неправильный выбор федерального закона, примененного при принятии правового акта;

Принятие правового акта органом, в компетенцию которого это не входит, либо издание с превышением полномочий, предо­ставленных данному органу;

Нарушение порядка принятия правового акта;

Иные признаки.

В законодательстве субъектов Российской Федерации, в том числе конституциях и уставах, часто воспроизводятся нормы Кон­ституции Российской Федерации и актов федерального законода­тельства. Вопрос о том, является ли это нарушением федерального законодательства, решается применительно к каждому конкрет­ному случаю.

Экспертное заключение на проект нормативного правового акта

По результатам проведения юридической экспертизы состав­ляется мотивированное экспертное заключение.

В экспертном заключении, как правило, отражаются следую­щие сведения:

Реквизиты акта, проходящего юридическую экспертизу (в случае, если проводится юридическая экспертиза акта с измене­ниями и дополнениями, то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась юридическая экспертиза);

Повод (поводы) рассмотрения акта (принятие нового акта, внесение в него изменений (дополнений), принятие нового фе­дерального закона, поручение государственного органа или долж­ностного лица и другие);

Предмет регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Российской Федерации, совместного ведения Россий­ской Федерации и субъекта Российской Федерации или ведения Российской Федерации, установленной Конституцией Российс­кой Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);

Состояние нормативного регулирования в данной сфере (пе­речень актов федерального законодательства, на соответствие ко­торым рассматривался акт), необходимость и достаточность акта для урегулирования общественных отношений;

Оценка компетенции принявшего акт органа государствен­ной власти субъекта Российской Федерации;

Соответствие содержания акта Конституции Российской Фе­дерации и федеральным законам;

Соответствие формы и текста акта правилам юридической техники.

Согласно пункту 3 статьи 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации правовое управление Аппарата Государственной Думы на основании резуль­татов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение, в котором должны быть даны ответы на следующие вопросы:

а) соответствует или не соответствует законопроект Консти­туции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законода­тельным актам? Если в заключении устанавливается несоответс­твие законопроекта Конституции Российской Федерации, фе­деральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, то должно быть указано, какому акту не соответствует законопроект и в чем вы­ражается это несоответствие;

б) не нарушена ли внутренняя логика законопроекта, нет ли противоречий между разделами, главами, статьями, частями и пунктами законопроекта? Если такие противоречия есть, они должны быть названы конкретно, а также необходимо дать рекомендации, как можно устранить противоречия;

в) полностью ли приведен перечень актов федерального зако­нодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приос­тановлению, изменению или принятию в связи с принятием дан­ного законопроекта. Если приведен неполный перечень актов, то следует акты, которые в этом перечне не приведены, указать.

При составлении заключения о несоответствии акта федераль­ному законодательству рекомендуется наиболее точно описать конкретные нормы рассматриваемого акта, противоречащие по­ложениям Конституции Российской Федерации и (или) феде­ральным законам, а также иным актам, принимаемым органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. При этом не всегда целесообразно переписы­вать (воспроизводить) нормы акта, достаточно изложить именно ту его часть, которая содержит несоответствия.

Следует отметить, что существует два вида экспертных заклю­чений:

Заключения, в которых оценка соответствия формы и со­держания проекта правилам правотворческой (законодательной) техники занимает самостоятельное положение и является обяза­тельным элементом заключения.

Заключения, в которых основное внимание уделено оценке соответствия экспертируемого проекта нормативным правовым актам равной или более высокой юридической силы, при этом оценка соответствия проекта правилам правотворческой (зако­нодательной) техники не является обязательным элементом за­ключения.

Билет 1

Понятие правовой экспертизы правовых актов.

Правовая экспертиза нормативного правового акта - это исследовательская деятельность, проводимая для оценки соответствия проекта другим нормативным правовым актам (более высокой или равной юридической силы) и правилам юридической техники в целях обеспечения единства правового пространства и высокого качества нормативных правовых актов. Правовая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Минюст России, в территориальный орган или в структурное подразделение территориального органа. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц. Кроме того, при проведении экспертизы проверяется соблюдение порядка прохождения и предварительного согласования проекта нормативного правового акта. В качестве основных целей юридической экспертизы можно выделить: обеспечение единства правового пространства; принятие нормативных правовых актов, не противоречащих законодательству Российской Федерации и региона; подготовка предложений по устранению нарушений, содержащихся в экспертируемом нормативном правовом акте. В то же время встречается и довольно узкое понимание правовой экспертизы, заключающееся лишь в проверке соответствия нормативного правового акта действующему законодательству. Оценка соответствия того или иного нормативного правового акта правилам юридической техники является весьма важным элементом юридической экспертизы. Задача эксперта заключается в том, чтобы оценить, насколько содержание и форма экспертируемого проекта соответствуют правилам правотворческой техники, и предложить вариант устранения несоответствий, если таковые имеются. Виды экспертиз: 1. Политологическая (предметом анализа явл. концепция законопроекта и выявление возможных негативных его последствий); 2. Логическая (которая должна дать ответ на вопрос, не нарушены ли логические правила юридической техники);3. Лингвистическая (проверка соответствия законопроекта нормам современного русского языка с учетом функциональных стилистических особенностей законов).4. Антикоррупционная (проверка нормативных актов на предмет коррупции),5. внутренняя экспертиза, кот.может иметь самост. характер или предшествовать независимой экспертизе. Ее могут проводить работники юр. отдела правотворческого органа, в недрах которого готовился законопроект.

Собственно правовая экспертиза – исследование проекта



Исследование проекта. После того как эксперт «овладел темой», эксперт приступает к детальному анализу основного предмета правовой экспертизы - текста проекта нормативного правового акта. Это самая сложная и ответственная часть правовой экспертизы. В ходе данной работы осуществляется исследование текста проекта нормативного правового акта на предмет законности и обоснованности содержащихся в нем нормативных правовых предписаний: - соответствие наименования и содержания проекта нормативного правового акта; - соответствие проекта Конституции Российской Федерации;

Соответствие проекта международным обязательствам Российской Федерации;

Соответствие проекта федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, другим актам более высокой юридической силы;

Соответствие проекта нормативного правового акта, его норм решениям судебных органов, затрагивающим предмет правового регулирования;

Согласованность проекта с нормативными правовыми актами данной юридической силы;

согласованность нормативных правовых предписаний, содержащихся в проекте, между собой;

Дублирование норм проекта с действующими нормативными правовыми актами;

Полнота предмета правового регулирования;

Логическая завершенность текста, его системность;

Юридическая обоснованность норм проекта, которые признают другие нормативные правовые акты (правовые нормы) либо приостанавливают их действие;

Полнота и обоснованность учета мнения независимых экспертов, если таковая экспертиза проводилась;

Билет 3

Билет 4

2. Этапы проведения правовой экспертизы

Этап 1. Задание на правовую экспертизу. Задача правовой экспертизы на этапе рассмотрения законопроекта в первом чтении заключается прежде всего в том, чтобы обратить внимание депутатов на юридическое качество внесенного законопроекта и помочь им в определении своей позиции при обсуждении законопроекта и голосовании по нему. Особенностью правовой экспертизы на этапе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении является детальная проработка всех положений обновленного текста законопроекта с учетом внесенных поправок, начиная с названия и заканчивая его заключительными положениями. Оценивается то, как реализованы замечания и предложения экспертов, изложенные в экспертном заключении к предыдущему, первому чтению законопроекта. Особенностью правовой экспертизы на этапе подготовки законопроекта к рассмотрению в третьем чтении является то, что она проводится по законопроекту, доработанному с учетом поступивших и принятых Государственной Думой поправок. Этап 2. Информационное обеспечение эксперта разработчиком законопроекта.На данном этапе эксперт должен проверить:



1) полноту представленных субъектом (субъектами) права законодательной инициативы сопроводительных документов;

2) соблюдение процедуры согласования законопроекта.

Этап 3. Сбор, анализ и обработка информации, собранной экспертом самостоятельно. Если данных представленных разработчиком законопроекта недостаточно, то эксперту приходится самостоятельно собирать нужную ему информацию о текущем законодательстве, правоприменительной практике, специфике и перспективах развития общественных отношений в соответствующей области.

Этап 4.Детальная проработка текста законопроекта. Эксперт должен проработать весь текст законопроекта, начиная с его заголовка (названия), который играет первостепенную роль в оценочном восприятии, понимании правового текста. Эксперт должен определить, отражают ли категории, используемые в названии законопроекта, предмет его правового регулирования.

Этап 5. Анализ конкретных правовых норм. Под интерпретацией правовых предписаний понимается результат познавательной деятельности, выраженный в совокупности суждений о смысле, содержании предписаний, содержащихся в конкретном законопроекте. Выявлению соотношения между законопроектом и результатом толкования (интерпретации) предшествует процесс их соотнесения, сравнения, обнаружения расхождений или полного соответствия.

Этап 6. Юридико-техническое редактирование законопроекта. При редактировании законопроекта эксперт должен руководствоваться языковыми правилами законодательной техники: общелингвистическими, терминологическими, синтаксическими, стилистическими.

Этап 7. Подготовка экспертного заключения. Результатом правовой экспертизы законопроекта является экспертное заключение. Экспертное проведения заключение - это особый вид документа. Он представляет собой краткое заключение по представленному законопроекту, предназначенное субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, и Государственной Думе.

Виды юридической техники

Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.
ВИДЫ юр/техники: 1) правотворческая техника, т.е. техника принятия и оформления норм/актов; (это техника оформления и формулирования законов; оформления кодексов; техника индивидуальных актов (бланк протокола допроса и т.п.).

2) Правоприменительная техника включает в себя: *приемы оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений. Каждый правоприменительный акт должен содержать – наименование, время, место, его применявший орган. *Способы разрешения коллизий и пробелов в праве. *Способы процедурно – процессуального оформления юриической практики, в том числе следственной, судебной. *Способы применения и толкования юридических норм и НПА. *Способы легализации документов, т.е. придание им юридической силы, среди таких способов распространение получили нормативное удостоверение сделок, государственная регистрация.

3) Интерпретация (Толкование) права - это интеллектуальный процесс, направленный на выявление смысла норм права самим интерпретатором и доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).

Билет 5

Билет 6

Билет 7

1. Методика правовой экспертизы законов S РФ включает в себя следующие основные пункты: Определение предмета. В обязанности заказчика входит разработка перечня вопросов, ответы на которые будут прописаны в заключении эксперта. Для того чтобы данный список был наиболее точным, специалиста уже на этом этапе привлекают к работе над документом. Анализ правомерности содержания документа, а также соответствия его формы установленным стандартам. Если в оформлении или содержании документа допущены какие-либо ошибки и неточности, он признается недействительным. Анализ каждого отдельного положения с целью выявления соответствия законодательству. В случае обнаружения противоречий документ может быть аннулирован. При этом исполнитель может в одностороннем порядке отказаться от своих обязательств без каких-либо правовых последствий. Если все условия по предыдущим пунктам выполнены, специалист приступает к ответу на вопросы, которые были поставлены заказчиком на начальном этапе. Таким образом, будет проведена работа по выявлению возможных ошибок или противоречий текущему законодательству. Экспертное заключение может быть сформировано как в письменной, так и в устной форме. В нем специалист дает рекомендации по исправлению конкретных пунктов документа. Если вывод оформлен в письменном виде, эксперт обязан приложить к нему копии документов, на которых основаны итоги проверки.

2. Правовые презумпции - закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом.

Характерные черты правовых презумпций:

3. разновидность общих презумпций;

4. прямо или косвенно отражаются в нормативных актах;

5. обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений;

6. действуют только в правовой сфере.

Наиболее характерные презумпции: знания закона (правознакомства); невиновности; справедливости закона; истинности и обоснованности приговора; никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам; специальный закон отменяет действие общего.

юридическая фикция - это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы.

Билет 8

БИЛЕТ

1. Исто́чник (фо́рма) пра́ва - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Виды источников права: нормативной правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные тексты, правовые доктрины, общие принципы права.

Нормативной правовой акт – это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти отдельных ее субъектов, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Судебный прецедент – это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. Ныне такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, «общее право» Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу его повторяемости в течение длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного.

Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Религиозные тексты – священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран – собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

Доктринальные тексты – мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана)

зачастую клались в основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII – XIV веках труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

Общие принципы права – руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.

2. Методика проведения правовой эксп.нпа ОМСУ

1. Решение вопроса о том, является ли муниципальный правовой акт

нормативным или будет ли являться таковым, если на экспертизе

находится проект.

2. Изучение текста муниципального правового акта или его проекта

(оценка соблюдения полномочий, закрепленных за органами местного

самоуправления; оценка предмета и цели правового регулирования

муниципального правового акта или его проекта; оценка соблюдения

(если действующий акт), либо порядка внесения (если проект);

решение вопроса о том, входит ли в сферу действия муниципального

правового акта регламентация отношений между органами или

должностными лицами местного самоуправления, с одной стороны, и

гражданами или организациями, с другой).

3. Проверка муниципального правового

акта или его проекта на предмет

наличия в нем коррупциогенных

факторов (следует провести анализ каждого

положения на предмет наличия или отсутствия всех

коррупциогенных факторов; положения следует

рассматривать как в отдельности, так и в их

совокупности, а также в совокупности с

действующими нормами других актов; следует выявить

возможность появления пробелов правового регулирования,

коллизий между действующими актами).

4. Подготовка заключения антикоррупционной экспертизы.

3. Юридическая техника - это совокупность правил, приемов и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.

Правила юридической техники - конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы: § языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

§ логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

§ гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекстаразрабатываемого акта).

Билет №10

1. Нормативный правовой акт как источник права.

Нормативный акт - это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты - это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции

2. Основные требования к оформлению экспертного заключения.

Экспертное заключение должно содержать следующие обязательные разделы:

Раздел 1 "Общие сведения", включающий:

Основания для проведения экспертизы отчета об оценке;- дату проведения экспертизы отчета об оценке;

Раздел 2 "Экспертиза отчета об оценке на предмет соответствия требованиям, установленным статьей 11 "Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика

цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки;

стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;

дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Раздел 3 "Выводы эксперта по результатам проведенной экспертизы отчета об оценке".

Одним словом, любая юридическая деятельность должна быть социально адекватной.

БИЛЕТ 11

Билет

1 вопрос иерархия нормативно правовых актов и Система российского законодательства

Нормативно - правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

Иерархия нормативно правовых актов

1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция. Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.

Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент (Федеральное Собрание), состоящий из двух палат:

Совета Федерации (верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта);

Государственной Думы (нижняя палата, 450 депутатов).

2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся поправки. При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан;

принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса;

описание и использование государственной символики;

порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ;

назначение референдума.

ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения, которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);

Президент подписывает ФЗ;

ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, «Российская газета», «Парламентская газета»;

через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.

Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения. Вступление их в действие аналогично актам Президента.

8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы, распоряжения, письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

Подводя итог, следует отметить, что данная иерархическая структура распространятся и на систему образования России. На верху стоит Конституция, снизу – Министерство образования и науки РФ и прочие министерства и ведомства, издающие правовые акты, прямо или косвенно относящиеся к российскому образованию.

Картинки по запросу иерархия нормативно правовых актов

Система российского законодательства

Система законодательства – это совокупность различных по своей юридической силе нормативных актов, в которых получает внешнее выражение содержание права, его нормы, институты.

Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:

1. Отраслевое законодательство - включает нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (например, гражданское, земельное, семейное, уголовное законодательство).

2. Внутриотраслевое законодательство - закрепляет нормы подотрасли или института права, регулирующие совокупность однородных общественных отношений (авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законодательства; банковское законодательство в составе финансового законодательства).

3. Комплексное законодательство - выражает нормы нескольких отраслей права или их структурных образований (подотраслей и правовых институтов), которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни, например военное законодательство. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они вместе с тем обладают определенным единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности, например в сфере обороны и безопасности государства. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права.

понятие и признаки коррупции

Коррупция (от лат. corruptio – подкуп, порча) означает подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных и муниципальных чиновников.

Коррупция – это социальное явление, которое характеризуется подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими личных либо узкогрупповых полномочий, возможностей, связанных с ними авторитетов.

Можно выделить следующие признаки коррупции.

1. Коррупция – сложное социальное явление. Это многосторонняя вертикально-горизонтальная связь в обществе и государстве, которая обусловлена историческими, экономическими, социальными, политическими, правовыми, национальными, культурными, нравственными детерминантами.

2. Наличие подкупа – продажности. Здесь просматривается двусторонний (в ряде случаев – многосторонний) сговор чиновника (любого звена) и иного лица (физического или юридического). Конечно, здесь может иметь место и вымогательство, и инициатива. Чиновник продает какие-либо блага, используя государственную, муниципальную структуру в своих целях, а иное лицо покупает их. Эти блага могут быть самыми разнообразными (от лоббирования "нужного" закона, незаконного (законного) получения квот на отлов рыбы, покупки водительских прав, поступления в престижный вуз и т.п.).

3. Наличие корысти в личных либо узкогрупповых интересах. Вряд ли можно найти коррупционера, который бы совершал коррупционные преступления без корыстных интересов. Самое страшное – это то, что чиновник продает себя, свои возможности, часть государственной, муниципальной власти за вознаграждение. Чиновник не работает в вакууме. У него есть высшее руководство. Поэтому он и вынужден делиться. Коррупция – это комплексное системное образование в системе государственной и муниципальной службы. Наверное, нельзя говорить о коррупции в случае обнаружения единоличного случая получения взятки теми или иными должностными лицами. Со слов государственных чиновников, средний размер украденного из бюджета составляет не менее 20%.

4. Использование чиновником-коррупционером официальных полномочий, возможностей своего авторитета.

коррупциогенные факторы

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

3 Правила составления правовых дефиниций

Дефиниция - это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета.

Необходимо различать определения:

Законодательные (основанные на законодательных или нормативных документах);

Вытекающие из судебной практики (т. е. из судебных решений);

Доктринальные (предлагаемые каким-либо автором или какой-либо школой права).

Законодательные определения являются не только инструментами правотворческой техники, но и (в большинстве случаев) самостоятельными правовыми предписаниями, нарушение которых

для субъекта права может повлечь нежелательные последствия.

Правила составления дефиниций

Правовые дефиниции должны:

Отражать только существенные признаки обобщаемых явлений; эти признаки должны иметь правовое значение;

Быть полными и отражать все обобщаемые явления;

Быть адекватными, т. е. иметь объем, совпадающий с определяемым понятием;

Дефиниции бывают нескольких видов:

2) неполные

3) дефиниции-перечни.

Немаловажен вопрос о том, где в нормативном акте помещать дефиниции. На этот счет существует несколько вариантов. В соответствии с первым вариантом дефиниция понятия дается при первом его упоминании.

Согласно второму варианту в начале нормативного акта (в особой главе или статье) дается серия дефиниций терминов, наиболее важных и к тому же трудных для понимания. Этот вариант подходит для крупных нормативных актов. Но в последнее время он становится все более универсальным.

Третий вариант - комплексный: несмотря на расшифровку терминов в начале нормативного акта их определение дается при упоминании в тексте. Вариант может использоваться в тех случаях, когда нормативный акт ориентирован на широкую аудиторию, где повторное разъяснение смысла терминов улучшает понимание норм права.

Четвертый вариант - постранично-ссылочный: в тексте нормативного акта дается ссылка на страницу, статью, пункт нормативного акта, где термин впервые употребляется и определяется.

Билет 13

2. Антикоррупционная экспертиза – это правовая проверка нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Принципы организации антикоррупционной экспертизы

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Субъекты и правовая основа проведения антикоррупционной экспертизы

В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ №172 антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;

3) органами, организациями, их должностными лицами.

4) независимый эксперт

На основе анализа норм закона №172 можно сделать вывод о том, что антикоррупционная экспертиза осуществляется в нескольких видах:

1) по объекту экспертизы она делится на экспертизу проектов нормативных правовых актов (проводится до момента подписания правового акта соответствующим должностным лицом) и экспертизу действующих нормативных правовых актов (проводится в любое время после вступления правового акта в силу

2) по субъекту экспертизы она делится на внутреннюю (осуществляемую структурами правотворческого органа) и внешнюю (осуществляемую третьими лицами, например органами прокуратуры или юстиции, независимыми экспертами)

3) по участию институтов гражданского общества она делится на официальную (проводится органами и должностными лицами в силу возложенных на них законом обязанностей) и независимую (пр

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов или, как ее еще называют, юридическая служит для проверки документов на предмет их соответствия действующему законодательству в какой-либо области. Она используется в тех непростых ситуациях, когда есть необходимость установления легитимности документов: уставов, приказов, договоров и т. д.

Рассмотрим подробнее, что собой представляет правовая экспертиза нормативных правовых актов (понятие, субъекты), как она проводится и некоторые другие, связанные с этим вопросы.

Общая информация

Когда процедура назначена, эксперт составляет вопросы, необходимые для раскрытия специфики и содержания исследуемого документа. Далее формируется список других документов, которые помогут прояснить ситуацию. Ими могут быть различные акты, приложения, доверенности и т. п. Вообще, экспертиза может иметь разные направления:

  • установление факта нарушения в документе законодательного акта;
  • проведение анализа каких-либо пунктов, например относительно порядка расчетов, ответственности, прав и обязанностей сторон договора и др.;
  • расшифровку и более детальное рассмотрение положений контракта или договора.

Для чего назначают экспертизу

Предоставленные для экспертизы документы проверяются на соответствие актам закона. Законодательство может быть нарушено по неосторожности, из-за некомпетентности или же преднамеренно. Исследуются как федеральные, так и региональные или муниципальные акты, чтобы в них не встречались противоречия. Анализу могут быть подвержены также постановления и приказы руководителей организаций, чтобы права и свободы сотрудников, которые должны их исполнять, соблюдались в полной мере.


Правовая экспертиза нормативно-правовых актов устанавливает их соответствие:
  • федеральным законам;
  • кодексам РФ (административному, гражданскому, уголовному);
  • нормам и правилам, которые утверждены органами, контролирующими соответствующие области;
  • региональным и муниципальным актам;
  • другим законодательным актам.

Процедуру могут назначить, к примеру, при судебном разбирательстве на предмет исполнения договорных обязательств, если один участник считает, что положения контракта являются незаконными. В то же время правовая экспертиза нормативно-правовых актов может быть инициирована одним или несколькими сотрудниками организации. Причинами могут стать сомнения относительно соответствия названных документов положениям текущего законодательства или конституционным правам.

Методика проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов является превентивной в случаях проверки договоров перед заключением важной сделки. Это позволяет в будущем избежать судебных споров, касательно отдельных пунктов договоров и положений, которые были подписаны сторонами. Проверкой также устанавливается соответствие пунктов сделки основам правопорядка и нравственности.

Что еще может прояснить экспертиза

Часто описываемая экспертиза разъясняет какие-то пункты договоров или же раскрывает юридический смысл и возможные последствия того или иного шага, прописанного в них или появляющегося после подписания. Неискушенные в вопросах юриспруденции граждане могут попросту не заметить подводных камней, которые подразумеваются под тем или иным пунктом.

Юридические понятия могут иметь сходное звучание, но оказаться разными по смыслу. Такие трактовки могут встречаться в самых различных узкоспециализированных областях, и юриспруденция не является в этом смысле исключением. Поэтому человек, не обладающий специальными знаниями, может сделать ошибочный вывод из договора, отличный от того, который в него вложил автор. Кроме этого, невыгодные условия обычно юристами маскируются так, что дилетант их просто не заметит. Таким образом, в ряде случаев проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов является обязательным условием.

Когда экспертиза необходима

В любой ситуации, где оформляются документы, может быть назначена экспертиза. Договоры, приказы, положения и прочее — все это может исследоваться экспертами. А значит, если у составителей либо у тех, кто должен выполнять положения, возникают сомнения на предмет их соответствия действующему законодательству, лучше доверить проверку документа настоящим экспертам.

Конкретные случаи для назначения экспертизы

Но есть и ситуации, когда процедура назначается чаще всего:

  1. Так, при судебном разбирательстве может потребоваться проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов по вопросу исполнения обязательств согласно пунктам договора.
  2. Также она может потребоваться в случае, если предстоит серьезная сделка по объекту недвижимости. Тогда благодаря эксперту существенно снизится риск потери средств при покупке. Юрист при этом может дать советы, как лучше поступить в соответствии с жилищным правом, а также проанализировать чистоту сделки.
  3. Современные пары все чаще предпочитают подписывать брачный договор. Тогда помощь специалиста заключается в проверке его на соответствие законодательству. При необходимости даются рекомендации по изменению или добавлению каких-то пунктов.
  4. Правовая экспертиза нормативных правовых актов, примеры которой мы рассматриваем в статье, необходима и в случаях, когда в кредит берется крупная сумма (будь то ипотека, средства на осуществление предпринимательской деятельности и т. п.). При этом исследуется как экономическая составляющая, в которую входит законность начисления процентов и исполнения других пунктов договора, так и соблюдение прав при различных особых условиях (форс-мажорные обстоятельства, досрочное погашение, банкротство и др.).
  5. Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов может понадобиться также при включении в договор дополнительных документов, в которых регулируются различные тонкости отношений сторон и уточняются обязанности при наступлении особых случаев.

Иногда проверку назначают для установки факта, насколько действия юридического лица соответствует тем нормам, которые зафиксированы его учредительными документами.

Документы для экспертизы

Так как процедура проводится по предоставляемым бумагам, они должны быть переданы в удобной для исследования форме — на электронном носителе, присланы на E-mail, в виде копий, ксерокопий или оригинальных документов. Также должен быть четко установлен предмет проведения вместе со всем списком вопросов, на которые должны быть получены ответы. В таком случае методика проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов будет максимально соответствовать запросу заявителя.

Процедура

Описываемая процедура проводится узконаправленным специалистом, имеющим все необходимые знания и компетенцию в соответствующей области. В предмете исследования эксперт должен ориентироваться полностью, знать все последние изменения нормативных документов, иметь доступ к необходимым базам данных, чтобы грамотно реализовывать свою деятельность.

Методика правовой экспертизы нормативных правовых актов состоит из нескольких этапов:

  1. Ставятся основные задачи.
  2. Проводится анализ на правильность составления документа.
  3. Анализируется соответствие его действующему законодательству.
  4. Исследуется запрос заказчика.
  5. Составляется заключение эксперта.

Правовая основа

Рассмотрим, какие требования правовой экспертизы нормативно-правовых актов должны выполняться. Процедура может осуществляться отдельными специалистами и негосударственными организациями, у которых накоплены соответствующие знания и компетенции в конкретной области. Это зафиксировано в 41-й статье ФЗ №73 от 31 мая 2001 года, где в целом регулируется экспертная деятельность на территории России.

Гражданский кодекс определяет соответствие сделки закону. Так, в ст. 168 говорится, что сделка, не соответствующая предписаниям закона, признается недействительной. А ст. 169 определяет ее незаконность в случаях, если она противоречит правовым основам и принципам нравственности.

Вопросы для специалистов

У эксперта могут запрашивать только информацию, касающуюся относительно его компетенции. Рассмотрим примерный список. Конечно, он не полон и имеет общий характер, но он сможет помочь сформировать образец правовой экспертизы нормативного правового акта, который клиент хочет получить в результате. Вот эти вопросы:

  1. Составлен ли документ правильно?
  2. Соблюдены ли в нем требования правопорядка и нравственности?
  3. Имеется ли риск признания его недействительным, и если да, то какой он?
  4. Нет ли нарушения прав и свобод контрагентов в документе?
  5. Есть ли в нем ошибки? Какие?
  6. Какие требуются еще документы, чтобы были учтены субъекты правовой экспертизы нормативных актов?
  7. Какие пункты нужно изменить?
  8. Какие пункты еще добавить?
  9. Каково юридическое значение конкретного пункта?
  10. Какие обязанности должна совершить сторона, исходя из юридического смысла конкретного пункта?
  11. Нужны ли детали для исследования части документа?
  12. Не имеет ли пункт скрытый смысл и толкование?
  13. Как лучше переформулировать пункт, чтобы избежать неоднозначности в трактовке?
  14. Имеются ли ошибки и неточности в пункте?
  15. Может ли лицо, которое завизировало документ, делать это?
  16. Есть ли в нем положения, которые ухудшают положение одной стороны по отношению к другой?
  17. Может ли документ в случае его подписания привести к дополнительным расходам клиента?

После ответа на эти вопросы заключение правовой экспертизы нормативного правового акта станет более полным и ясным. Однако для исчерпывающего понимания следует конкретизировать вопросы в каждом случае. Тогда поможет вам принять единственно правильное решение.

Экспертное заключение

После того как правовая экспертиза нормативно-правовых актов завершена, составляется заключение эксперта. В нем должна быть отражена нижеследующая информация:

  1. Реквизиты акта, который был подвержен юридической экспертизе, с указанием всех изменений и дополнений, если таковые были.
  2. Повод исследования. Например, был принят новый закон федерального, регионального или муниципального уровня, или имеются сомнения по поводу того, что в документе есть противоречие закону, ошибочное положение и т. п.
  3. Предмет регулирования и его соответствие с указанием соответствующих статей.
  4. Состояние регулирования в рассматриваемой сфере.
  5. Оценка компетенции.
  6. Соответствие содержания акта Конституции РФ.
  7. Согласованность со всеми правилами

Заключение

В статье мы рассмотрели, что такое правовая экспертиза нормативных актов, понятие и виды этого процесса. Получается, что этот механизм защищает контрагентов, например, при заключении дорогостоящего и долгосрочного договора от невыгодных для них условий. В общем, правовая экспертиза нормативно-правовых актов — это меры, направленные на обеспечение соответствия исследуемых документов всем с целью защиты прав и интересов граждан.

Случайные статьи

Вверх